Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ




Скачать 16,45 Kb.
НазваниеПрофессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ
страница1/8
Дата04.02.2016
Размер16,45 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


На правах рукописи


Игтисамова Галия Рашитовна


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики

и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


Нижний Новгород 2012

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГБОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

____________________________________________________________________________________________________________________


Официальные оппоненты:

Шестакова Лариса Анатольевна,


доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой профессиональной психологии и педагогики

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет

им. Р.Е. Алексеева»,


Фирсова Анна Михайловна,

доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры культурологии

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный

архитектурно-строительный университет»,


Мухаметшин Азат Габдулхакович,

доктор педагогических наук, профессор,

доцент кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт

социально-педагогических технологий и ресурсов»


Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева»


Защита состоится «17» декабря 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д.31, ауд.215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».


Автореферат разослан «____»_________ 2012 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Н.Ф. Комарова


Общая характеристика работы

Актуальность историко-педагогического анализа профессионального образования в России обусловлена потребностью педагогической науки в выработке основных принципов и направлений его преобразования. Основой преобразований выступают требования современного общества к качеству подготовки специалистов для различных сфер социальной деятельности. Несмотря на то, что реформы в сфере профессионального образования в России носят с 1990-х годов перманентный характер, качество подготовки выпускников профессиональных учебных заведений все еще не соответствует уровню развития современных технологий. В то же время, именно качество профессионального образования, которое рассматривается сегодня как часть экономического потенциала общества, призвано способствовать его социально-экономическому и культурному развитию. Следовательно, анализ основ эффективной деятельности системы российского профессионального образования в прошлом, а также исторического и современного опыта его реформирования, представляется актуальным.

В рамках современной политики модернизации профессионального образования трансформации подвергаются как его структура, так и содержание. При этом, главной целью провозглашается приведение отечественной образовательной системы в соответствие с мировыми стандартами качества профессионального образования. Прежде всего, данная тенденция затронула систему высшего профессионального образования, которое реорганизуется сегодня на основе включения нашей страны в Болонский процесс. В связи с этим, видится необходимым анализ специфики отечественных традиций в организации профессионального образования с точки зрения заложенного в них потенциала развития в условиях информационного общества, процессов глобализации, новой образовательной парадигмы.

Профессиональное образование, соответствующее потребностям современного ему общества, выполняет ряд важных социальных функций – способствует социализации и профессионализации личности, формированию ее социальной идентичности, является институтом социальной защиты и социального воспитания. В то же время, некачественное профессиональное образование может привести к распространению негативных социальных явлений, таких как профессиональный маргинализм, неадекватная социализация и пр. Поэтому не менее актуальным является исследование феномена профессионального образования в России с точки зрения его социальной роли в отечественной истории.

В истории российского профессионального образования были реализованы на практике принципы организации специальных учебных заведений, которые актуальны и сегодня: принцип регионализации образования, его ориентации на потребности местной экономики, общественного управления учебными заведениями, объединения общего и специального образования, обязательности практического (производственного) обучения будущей профессиональной деятельности и пр. Исторический опыт предоставляет проверенные практикой эффективные методы организации учебного процесса в учреждениях профессионального образования, а также демонстрирует ошибки и трудности, которые возможны при организации различных уровней профессиональной школы. Эти факты представляют как научный, так и практический интерес.

В условиях становления новых парадигмальных оснований профессионального образования кардинально изменилось представление о критериях оценки его качества. Вместо оценки знаний, умений и навыков выпускников профессиональных учебных заведений, сегодня оценивают успешность овладения личностью ключевыми и профессиональными компетенциями. Несмотря на разностороннюю разработанность теоретических оснований компетентностного подхода, на практике остаются невыясненными методы формирования компетенций, педагогические условия реализации новой образовательной стратегии. Поэтому представляется необходимым рассмотрение современной концепции профессионального образования с точки зрения реализации ее положений в педагогической практике учебных заведений.

Процессы регионализации, затронувшие систему профессионального образования, делают обоснованным выполнение историко-педагогического анализа на основе материалов его регионального развития. Исследование опирается на данные документов по истории профессионального образования Нижегородской области (XIX – XX вв.). Обращение к материалам нижегородских архивных фондов обусловлено высоким торгово-промышленным потенциалом Нижегородской области, сформировавшимся еще в дореволюционный период истории. Потребности быстро развивающейся экономики в XIX веке способствовали интенсивному процессу организации в Нижнем Новгороде профессиональных учебных заведений различных типов.

Профессиональное образование представляет собой достаточно широкую область образовательной деятельности в соответствии с количеством существующих в обществе профессий. В настоящем исследовании акцент сделан на анализе нескольких типов профессионального образования, наиболее полно, на взгляд автора, отражающих тенденции социально-экономического развития общества (профессионально-техническое, экономическое, сельскохозяйственное и педагогическое образование).

В современной педагогической науке практически неразработанными остаются многочисленные вопросы, касающиеся как реконструкции истории профессионального образования (особенно в региональном аспекте), так и анализа современных концепций, определяющих сущность данного феномена и направления его дальнейшего развития.

Отдельные стороны заявленных проблем нашли освещение в научных трудах, которые позволяют решить часть исследовательских задач. К числу специальных исследований по истории профессионально-технического образования в России можно отнести работы С.Я. Батышева, А.Н. Веселова, Э.Д. Днепрова, Н.Н. Кузьмина, Е.Г. Оссовского. Отдельные аспекты истории профессионального образования в дореволюционной России нашли отражение в исследованиях С.А.Владимирского, Т.А.Дубровской, В.Г.Кинелева, С.А.Князькова и др.

Общие и частные аспекты становления системы профессионально-технического и среднего специального образования в РСФСР и СССР в советский период истории были изучены в трудах Л.И. Анайкиной, О.Л. Аникст, И.К. Воеводского, В.М. Жураковского, П.В. Прохоровича, И.Г.Коваленко. Работы В.Л. Казначеева внесли важный вклад в постановку проблемы управления и модернизации профессионально-технического образования в стране.

Проблемы становления системы непрерывного профессионального образования и регионализации профессиональной школы нашли отражение в трудах А.М.Новикова, В.П. Попова. Отраслевым и региональным аспектам проблемы модернизации сферы профессионального образования посвящены работы П.Ф.Анисимова, Н.Ю. Бабанова, А.Е. Пядочкина и А.И. Михащенко, В.М. Сергеева, И.М.Цибировой и др.

Анализ научно-педагогической литературы и практики современного российского профессионального образования позволяет констатировать, что существуют противоречия:

- между актуальной потребностью в исследовании проблемы преобразования профессиональной школы в соответствии с требованиями информационного общества, в определении методологического базиса организации социальных практик на основе эффективного использования ее социально-педагогического потенциала и отсутствием глубокого историко-педагогического анализа развития профессионального образования России, недостаточной разработанностью теоретических основ и научно-методического инструментария модернизации системы профессионального образования;

- между потребностями информационного общества в инновационном развитии и, соответственно, - инновационном типе образования, и консерватизмом отечественной системы профессионального образования;

- между высоким уровнем потребностей молодого поколения в профессиональной социализации, успешном выстраивании карьеры и неспособностью профессионального образования стать прочной базой социализации молодежи и ресоциализации взрослого населения;

- между требованиями работодателей к качеству подготовки специалистов и слабой ориентированностью системы профессионального образования на эти требования;

- между развитием фундаментальной науки и невостребованностью продуцируемых ею знаний системой профессионального образования.

Данные противоречия определили выбор темы исследования, его целей и задач, формулировку рабочей гипотезы.

Проблема исследования обусловлена необходимостью решения вопроса о направлениях модернизации современных учреждений профессионального образования с учетом исторического опыта развития системы профессионального образования, а также – с учетом новой образовательной парадигмы и требований инновационного общества к данному типу образовательной деятельности.

Объект исследования: исторические формы начального, среднего и высшего профессионального образования в России, законодательная база их развития, процессы исторического реформирования системы отечественного профессионального образования.

Предмет исследования: выявление исторически обусловленных и оправданных в условиях инновационного общества организационных, методических и педагогических принципов функционирования системы профессионального образования в России, способствующих как развитию общества в целом, так и процессу профессиональной социализации личности.

Цель исследования: анализ исторического развития отечественной системы профессионального образования в контексте социально-экономического развития российского общества, и как следствие этого – определение концептуальных основ современного функционирования и актуальной модели профессионального образования в условиях глобализации и становления информационного общества в России.

Гипотеза исследования:

  1. Утверждение, что профессиональное образование в любом обществе является частью не только его культурной, но и социально-экономической системы, поэтому оно трансформируется в соответствии с потребностями социально-экономического развития общества. Являясь открытой системой, профессиональное образование вступает в сложные взаимоотношения с социальными структурами. В условиях динамичных общественных процессов, перманентных социальных преобразований взаимодействие профессионального образования с общественными структурами должно быть организовано на прочных теоретико-методологических основаниях. Прежде всего, взаимодействие может осуществляться с опорой на идеи социального партнерства.

  2. Особенностью качественного профессионального образования является его неизбежная ориентированность на потребности в специалистах местных производств и непроизводственных учреждений. Поэтому основным принципом развития современного профессионального образования в России представляется принцип регионализации. В качестве основных средств осуществления данного типа развития являются процессы социальной интеграции, цель которых – объединение системы профессионального образования с производственными и научными региональными структурами.

  3. Системой профессионального образования в России, формировавшейся с XVIII века, выработан ряд основополагающих принципов образовательной практики в области подготовки специалистов для различных производственных и непроизводственных сфер социальной деятельности. Учет исторического, национального своеобразия профессионального образования в России: особенностей управления, методов и содержания теоретического и практического обучения, сложившихся типов взаимодействия с обществом, - может способствовать повышению эффективности модернизации данной образовательной сферы.

Для решения поставленной цели и доказательства предложенной гипотезы определены следующие задачи исследования:

  1. Определить концептуальные основы современного процесса модернизации системы профессионального образования в России на основе анализа актуальных западных и отечественных теорий. Сформулировать базовые принципы нового типа профессионального образования, характерного для эпохи инновационного общества.

  2. Исследовать проблемы социализации и профессионализации молодежи, ресоциализации взрослого населения в современной России с точки зрения потребностей общества в новом типе профессионального образования, которое гарантировало бы соответствие формируемых знаний и умений развитию производственных и непроизводственных инноваций, мобильности современного специалиста, давало бы возможность осваивать базовые и профессиональные компетенции.

  3. Проанализировать сущность концепции непрерывного образования, которая может быть рассмотрена сегодня как новая образовательная парадигма. Выявить особенности педагогики взрослых, андрагогики, положения которой приобретают актуальность в связи с формированием системы непрерывного профессионального образования как «образования через всю жизнь».

  4. Выполнить историко-педагогический анализ профессионального образования дореволюционной России, определив основные этапы его становления и развития. Выявить основные принципы организации востребованного обществом профессионального образования XIX – начала XX вв., проявившие себя как в педагогической теории, так и в практике специальных учебных заведений. Рассмотреть основные концепции низшего, среднего и высшего профессионального образования, получившие распространение в российском обществе и научных кругах.

  5. Исследовать сущность и результаты трансформации системы профессионального образования в советской России на основе новых концептуальных оснований. Определить как положительные, так и отрицательные стороны различных типов профессионального образования (в системе единой трудовой школы, системе трудовых резервов, государственной системе профессионально-технического образования), создававшихся в 1917 – 1990-х гг.

  6. Выполнить анализ этапов модернизации профессионального образования в 2000-х гг. Продемонстрировать развитие данного процесса на всех уровнях системы профессионального образования: в деятельности низшей, средней и высшей школ. Выявить особенности перестройки системы профессионального образования на новых парадигмальных основаниях, оценить их результативность с точки зрения потребностей современных работодателей и с точки зрения изученного исторического опыта функционирования специальных учебных заведений в России.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconКазанский педагогический журнал
«Казанский педагогический журнал» издается с октября 1995 г., до 2003 г выходил под названием «Профессиональное образование»
Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconОтчет о результатах самообследования деятельности
Качественный анализ педагогического состава доу показал, что к педагогической деятельности допущены лица, имеющие среднее профессиональное...
Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд ярославский филиал
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)
Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» по педагогическим наукам
Система педагогических наук. Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории...
Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ icon[1] с. (Высшее профессиональное образование). Библиогр в конце гл. Имен указ с. 468-478. Isbn 978-5-7695-8334-6 : 500-50
Историография истории России [Текст] : учеб пособие для студентов вузов / Г. Р. Наумова, А. Е. Шикло. 4-е изд., стер. Москва : Академия,...
Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconРабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности
Система педагогических наук. Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории...
Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconПрограмма вступительных испытаний (собеседования) для лиц, имеющих высшее профессиональное образование
Вступительные испытания для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, при приеме для обучения по программам подготовки бакалавра...
Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, поступающих на направление подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование магистерскую программу «Логопедия»

Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconОбразовательная программа повышения квалификации
Олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр в г. Сочи. Категория обучаемых – повышение квалификации специалистов предприятий...
Профессиональное образование в россии: историко-педагогический анализ iconАнализ педагогической деятельности учителя физики и информатики Кирина Романа Николаевича Я, Кирин Роман Николаевич, работаю в моу новомихайловская общеобразовательная школа с 1995 год
Пр.№93 от 31. 08. 1996) и учителем информатики с 2003 года (Пр.№233/1 от 09. 2003). Имею высшее педагогическое образование (нгпу,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница