Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях §




Скачать 18,36 Kb.
НазваниеГлава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях §
Дата04.02.2016
Размер18,36 Kb.
ТипРеферат
Оглавление


Введение………………………………………………………………….2-3

Глава I. Понятие методики педагогического исследования……...4-5

Глава II.Опросные методики в педагогических исследованиях..6-11

§1. Методы опроса.

§2. Метод беседы

§3. Метод интервью

§4. Метод анкетирования

Заключение……………………………………………………………12-13

Список литературы……………………………………………………...14


Введение


Работа в области педагогики, участие в педагогической деятельности является работой не только педагогов-новаторов и педагогов-исследователей. Сама природа воспитательной деятельности и учебной работы, её содержание определяют необходимость участия в педагогических исследованиях каждого, кто по своей деятельности занимается обучением и воспитанием.

У учительского труда есть, по крайней мере, две особенности, которые делают неизбежным участие учителя в научном поиске. Первая особенность - это отсутствие в педагогической практике повторяющихся и стандартных ситуаций. Неповторимость учеников и исключительное разнообразие ставят учителя перед необходимостью поиска самостоятельного верного пути. Вторая особенность - повторяемость педагогического труда. Учитель каждый год занимается одним и тем же делом, он учит детей одному предмету. На эту особенность педагогического труда указывал в своё время К.Д. Ушинский, который отмечал, что хорошим средством от утомительного однообразия учительского труда является изучение своего и чужого педагогического опыта.

Для полноценного и правильного проведения педагогических исследований необходимы знания из области методологии таких исследований. Человеку, который принимается за такое исследование, необходимо знать виды и методы педагогических исследований, ему необходимо разбираться в методике педагогических исследований, знать основные группы методов и конкретные виды. Среди методов педагогических исследований одно из главных мест занимают разнообразные опросные методики.

Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет.

Достоинствами опросных методов являются: быстрота получения информации, возможность получения информации в широких пределах заданной тематики, возможность математической обработки полученной информации, сравнительная легкость получения большого количества данных.

Специфика применения опросов в педагогических обследованиях такова, что кроме получения информации о настроениях, взглядах опрашиваемых возможна постановка задачи формирования мнений, что может достигаться логикой построения, расположения и содержанием вопросов.

Цель работы –изучить опросные методы в педагогических исследованиях.

Задачи работы:

-раскрыть понятие методики педагогического исследования;

- рассмотреть опросные методы: беседа, интервью анкетирование.


Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава I. Понятие методики педагогического исследования.


Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, т.е. изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе. К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явления, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики [3, с. 15].

Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время. [3, c. 20].

      Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. В области педагогических исследований существует множество классификаций. Наиболее распространённым является распределение методов педагогического исследования в следующие группы:

1. Эмпирические методы педагогических исследований. Сюда включены такие методы, как беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.д.

2. Теоретические методы. Сюда входят такие методы, как моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т.д.

3. Методы количественной и качественной обработки педагогической информации. Среди методов этой группы - методы математической статистики, ранжирование, шкалирование и т.д.

Остановимся поподробнее на эмпирических методах педагогических исследований.


Глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях.

§1. Методы опроса.

Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет.

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Опрос может быть непосредственным (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и индивидуальный опрос, очный и заочный, устный и письменный.

Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации)[1, c. 4].

В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы. [4,с.15]

Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже - к различию содержания вопросов.

Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Интервью - это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа - это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса. [4,с.25]

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой.

Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.

При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.

Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью.

Далее дана развернутая характеристика каждого метода опроса.


§2. Метод беседы

Беседа как метод исследования в значительной мере искусство. Ее результат во многом зависит от личностных качеств исследователя. Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Опыт показывает, что нецелесообразно ставить прямые вопросы «в лоб», типа: «Какой у вас режим?» Лучше: «Когда вы ложитесь спать?». [6]

Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного ученика или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. Например, результаты смотра художественной самодеятельности. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых. Беседу лучше сначала запомнить, а потом записать.

§3. Метод интервью

Важным методом сбора информации является интервью. Интервью [< англ. interview] в научных исследованиях разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе. [6]

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке). [5,с.35]

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

§4. Метод анкетирования

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке. [2,с.13]


Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.[5,с.33]

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых ("контактных") в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым ("разгрузочным") в конце анкеты? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?


Заключение

Педагогика - наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания. Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.

В процессе педагогического исследования необходимо применять наиболее оптимальный комплекс методов, которые позволяли бы получать разносторонние сведения, могли бы отражать динамику развития формируемых качеств во времени, а также позволили бы анализировать ход экспериментально-педагогического процесса, его результаты и его условия, в которых он функционирует. На разведочном этапе, на этапе проверки экспериментальных данных этому наилучшим образом соответствуют опросные методы исследования (беседа, интервью, анкетирование). Начинающему исследователю важно только позаботиться о следующем: выбранные методы должны соответствовать объекту, предмету и общим задачам проводимого исследования; соответствовать современным принципам научного исследования; соответствовать этапу исследования; гармонично дополнять другие методы в единой методической системе.

Достоинствами опросных методов являются:

быстрота получения информации;

возможность получения информации в широких пределах заданной тематики;

возможность математической обработки полученной информации;

сравнительная легкость получения большого количества данных.

Общие требования к опросным методам:

соответствие вопросов целям и задачам исследования;

адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;

нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов;

доступность и понятность вопросов;

самостоятельность ответов;

доверительная психологическая обстановка при опросе.


Литература

1. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований. Учебное пособие [Текст] ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1993.


2. Бабанский, Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов [Текст] / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др. / Под ред.В.И. Журавлева. - М., 1988.


3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов . – М., 2005. – 208 с.


4. Лудченко, А.А. Основы научных исследований. Учебное пособие. [Текст] / А.А. Лудченко, Я.А. Лудченко, Т.А. Примак. - М., 2001.


5. Руденко, В. А. Анкета и интервью в пед исследовании [Текст]//Социс.-2005.- № 4.-С.30-37.


6. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Физико-математический факультет

Кафедра педагогики


Реферат на тему:

«Опросы в педагогических исследованиях»


Выполнил:

магистрант гр.ФМм-11

Попова С.М.

Проверила:

К.п.н., доцент

Карпачёва И.А.


Елец-2012г.





Похожие:

Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § iconЭдуарда Гиббона "История упадка и крушения Римской империи"
Xxii)Глава 10 (XXIII)Глава 11 (XXIV-XXV)Глава 12 (XXVII)Глава 13 (XXVIII)Глава 14 (XXIX)Глава 15 (XXXI)Глава 16 (XXXIII)Глава 17...
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § icon«Современные педагогические технологии»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В чём же отличие технологии от методики?...
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § iconОбоснование системы мероприятий по первичной профилактике мкб у населения обследованного региона. Глава обсуждение результатов исследования. Выводы. Список литературы. Глава аналитический обзор литературы
...
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § iconПрограмма семинарских занятий по дисциплине Философия сознания
Нагель Т. Что всё это значит? М., 2001. Глава 3 «Другие сознания», Глава 4 «Проблема “сознание-тело”». С. 29 – 42
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § iconОглавление введение 1 глава Понятие, значение, правовая
...
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § iconПлан Введение глава I. Некоторые характерные черты Николая I как государя глава II. Кадровая политика Николая I
Iii. Деятельность Николая I в отдельных областях внутренней политики
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § icon2010 Авторы-составители
Научный консультант: Стефановская Т. А., доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического...
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § iconДанного исследования
Введение глава Теоретико-методические особенности силовой подготовки гиревиков
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § iconГлава I
Ii. Процедуры опытно- экспериментального исследования школьников с лёгкой степенью умственной отсталости
Глава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях § iconТехнологии/методики
Есть традиционные и инновационные технологии/методики, есть репродуктивные и продуктивные, есть эффективные и неэффективные в педагогическом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница