Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв




Скачать 16,13 Kb.
НазваниеУрок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв
Дата04.02.2016
Размер16,13 Kb.
ТипУрок
Урок 18

Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв.


Цели: повторение пройденного материала

контроль знаний, умений и навыков

знакомство с западноевропейской культурой 17-18 вв.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: иллюстрации

Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Повторение пройденного и контроль

3 Изучение нового материала

17 век начинается казнью на костре Джордано Бруно (1600 г.). Это век контрастов – взлетов и падений человеческого духа. Исторически 17 век – это следующая за эпохой Возрождения страница, ознаменованная большими историческими событиями:

- буржуазная революция в Нидерландах, в результате которой образуются 2 государства Голландия и Фландрия;

- буржуазная революция в Англии;

- формирование мощного абсолютистского государства во Франции

- это эпоха непрерывных войн и захватов

Вместе с тем – это время важнейших открытий (И.Ньютон, Галилео Галилей, Лейбниц и др.); развития философской мысли (Дж. Локк, Декарт, Спиноза)

17 век убирает человека из центра Вселенной, человек чувствует себя мельчайшей пылинкой. Появляются девизы: «Суета сует», «Помни о смерти» и др.

Трагическая действительность 17 века воплотилась в 3 основных стилях: ренессансный реализм, барокко, классицизм.

Родиной барокко стала Италия.

В основе стиля стремление католической церкви к пышности, нарядности. Сам термин «барокко» произошел от Perola baroco – «жемчужина неправильной формы». Барокко – эстетика неправильности.

Самым первым художником барокко стал Караваджо – человек бурного темперамента, смелый, решительный, проживший короткую жизнь (32 г.).

Одна из лучших работ – «Лютнист», центральная тема творчества – тема музыки. Его вклад в живопись – открытие контрастной светотени, которая использовалась им для эмоциональности образов, достижения единства композиции.

«Призвание апостола Матвея» - изображена полутемная комната, вокруг стола группа людей, к Матвею обращен Христос, стоящий на пороге; через отворенную дверь проходит луч света, выхватывающий лица людей, занятых подсчетом денег. Светотень подчеркивает драматизм картины.

17 век – золотой век испанской культуры. Новая культура начинается с Сервантеса.

Диего Веласкес – гений ренессансного реализма. «Художнику истины» - высечено у него на надгробии. Ранние работы Веласкеса представляли собой сцены народного быта: «Завтрак», «Продавец воды», «Старая кухарка». Демократические картины Веласкеса насквозь аристократичны.

«Менины»- картина, изображающая придворных дам разного возраста.

«Пряхи» - аллегорический сюжет, в котором отражено соревнование Афины с Арахной, которая превзошла богиню в искусстве прядения и была превращена ей в паука.

Во Фландрии представителем барокко является Питер Пауль Рубенс дипломат по профессии.

«Союз земли и воды» - аллегорическая картина, намекающая на соединение Голландии и Фландрии.

«Портрет камеристки» - Рубенс обращается к одной модели: полная, но не лишенная грации молодая женщина с полными бедрами, серо-зелеными глазами и гладко зачесанными волосами. Рубенс тщательно вырисовывает костюм, воротник «мельничное колесо».

Любимым учеником Рубенса стал Антонис Ван-Дейк – фламандский живописец, ставший придворным английским художником. Писал картины на религиозные, мифологические темы, портреты («Венера у Вулкана», «Оплакивание Христа», «Иконография» - портреты современников, выполненные в гравировальной технике офорта, портреты Карла I и детей короля).

Своеобразным антиподом Рубенса стал Рембрандт – великий голландский художник и офортист.

«Возвращение блудного сына» - величайшее достижение мировой культуры. На картине изображен момент, когда сын упал перед отцом на колени. Сын изображен со спины («говорящая спина»). Основная идея картины – сила всепрощающей любви.

17 век - век активного развития музыкального искусства. Развивается жанр оперы и инструментальная музыка:

Антонио Вивальди – выдающийся итальянский композитор и дирижер, скрипач, работавший в стиле барокко.

Стиль Генделя – героический. Основа его произведений – четкая согласованность всех частей, ясная продуманная композиция. Гендель очень мелодичен.

По словам Бетховена, Бах вырос из Генделя. У Баха ярко выражена интеллектуальная и философская направленность музыки, в которой отразился психический облик немецкого народа.

На смену барокко приходит рококо (от фр. рокаэль – «раковина») – стремление уйти в мир чувств и переживаний; развивается культ уюта, изящества, изнеженности.

Во Франции зарождается классицизм.

4 Подведение итогов: Какие основные стили зарождаются и развиваются в 17-18 вв.?

В каких странах и почему?

5 Д/З: Ответить на вопрос: Какой была Франция в 17-18 вв. Историческая и социокультурная обстановка.


Урок 19

Классицизм как основной стиль западноевропейского искусства 17-18 вв.


Цели: изучение основных эстетических воззрений классицизма

обобщение знаний по истории Франции 18 века

Оборудование: иллюстрации

Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный

Ход урока

1 Организационный момент

2 Объяснение нового материала

А) Беседа: Какой была Франция в 17-18 вв.?

Б) Рассказ-лекция:

Т.о. можно сделать вывод о том, что во Франции в 17-18 вв. складывается мощная абсолютистская монархия. По преданию, король Людовик XIV произносит фразу, ставшую девизом его правления: «Государство – это Я».

В данных условиях формируются новые эстетические воззрения, которые подчинены основному стилю эпохи – Классицизму.

Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве 17-начала 19 вв., одной из важнейших черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции в 17 в. в период укрепления и расцвета абсолютизма и оформляется в «Поэтическом искусстве» (1674 г.) Н. Буало.

Классицизм продолжал некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вдения (преклонение перед древнеие перед древнеми, озднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформирера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм является и своеобразной антитезой ему. За внешней гармонией классицизма скрывается внутренняя антикомичность мироощущения, роднившая его с барокко. Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме поляризуются. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма. Выдвинув принципы «подражания природе», классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, которые взяты из античной поэтики Аристотеля и Горация и определяют законы художественной формы, превращающий жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология) и низкие (комедия, сатира, басня; изображают частную повседневную жизнь). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. После Великой французской революции классицизм приходит в упадок, господствующим стилем в Европе становится романтизм.

Классицизм во Франции:

«Король солнца» создает высокую культуру, представленную тремя шедеврами.

Версаль – произведение архитектурного искусства, символ французской государственности, архитектор Андре Ленотр. Метафора солнца заложена в образе Версаля: аллеи парка расходились от одной точки-центра как лучи. В самом парке расставлены скульптуры Апполона и Гелиоса. Дворец выстроен в форме буквы «П», внутри огромные окна и зеркала, расположенные симметрично.

В Версале был королевский придворный театр, директор которого Жан Батист Поклен, работавший под псевдонимом Мольер, писал пьесы. Мольер мыслил категориями классицизма, хотя в свои произведения включал грубоватый юмор, н-р, «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве».

Третьей вершиной стало творчество Никола Пуссена. Этот художник по своим эстетическим воззрениям – типичный классицист.

«Освобожденный Иерусалим» - главная тема – конфликт между любовью и смертью, которая позднее станет основной темой творчества.

«Танкред и Эрминия» - Эрминия изображена в порыве между ненавистью к врагу и сочувствия к человеку. Она занесла нож, чтобы обрезать волосы и ими перевязать раны юноши-крестоносца.

«Аркадские пастухи» - проблема жизни и смерти. Юноша и девушка, гуляя по парку, видят надгробие с надписью: «И я был в Аркадии», что значит «И я был счастлив», т.к. страна Аркадия для Пуссена и классицистов – символ счастья.

«Пейзаж с Полифемом» - Полифем ассоциируется с разрушительной силой – это великан, укрощенный любовью к нимфе моря Галатеи. Полифем изображен сидящим на скале и играющим на свирели.

На закате своей жизни Никола Пуссен страдает парличем, но продолжает рисовать, привязывая кисти к рукам, он создает знаменитые «Времена года». Самая известная картина этого цикла – «Зима». Изображен потоп – деревья и скалы изображены в пучине вод, женщина в лодке передает ребенка мужчине, взобравшемуся на скалу. В скале ползет змея – символ вечности, что составляет зловещий контраст.

3 Подведение итогов: Какие основные черты классицизма вы знаете?

4 Д/З: словарная работа: просвещение.


Урок 20

Художественная культура эпохи Просвещения

Цели: продолжение изучения художественной культуры 18 века

развитие эстетического вкуса

Тип урока: комбинированный

Оборудование: иллюстрации

Методы и приемы: словесный, репродуктивный

Ход урока

1 Организационный момент

2 Объяснение нового материала

А) Беседа: Что такое просвещение?

Б) Рассказ-лекция

Сам термин «просвещение» появился в середине 18 в. и зарождается в Англии, высшей точки достигает во Франции. В 1751 г. во Франции создается «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» и вокруг нее группируются люди науки, которые затем стали называться энциклопедистами.

Просветители выдвинули задачу перевоспитания народа путем распространения знаний, задачу борьбы с церковным мракобесием, провозгласили Свободу, Равенство и Братство. Шиллер «искусство превращает человека из обывателя в гражданина».

Ж.Ж.Руссо и Вольтер развивали систему воспитания. Теоретиками просвещения были Томас Гоббс и Джон Локк. Англия становится законодателем мод и соперничает с Францией.

Просвещение – это не направление в искусстве, а философская, социальная и этическая концепция. Главная его идея – это вера в мощь и силу человеческого разума.

Английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей.

Вершиной английского зодчества стало сооружение купола собора Святого Павла.

Большую роль играет творчество итальянского мастера Андреа Палладио.

Развивается садово-парковая культура – сады с пещерами, гротами, руинами, статуями. Такие порки стали восприниматься как воплощение естественности. Идеал естественного человека стал нормативным требованием просветительского движения.

Уильям Хогарт создал серию морализаторских картин, считая, что, таким образом, он исправит людей. «Карьера распутницы», «Модный брак», «Поэт в нужде» и др. Хогарт прокладывает путь бытовой и политической карикатуре. Позднее А.С.Пушкин скажет, что Англия – это родина карикатуры («Парламентские выборы»).

Близкими друзьями-сатириками были Д. Дефо, Дж. Свифт и Г. Филдинг, которые развивали традиции романа-воспитания.

Основной жанр искусства – английский портрет.

Джошуа Рейнолдс – джентльмен в искусстве, первый президент королевской академии живописи. Всего написал около 2000 портретов. Работал в жанре иносказательного, аллегорического портрета «Амур, развязывающий пояс Венеры» Портрет Эммы Гамильтон).

Переходит к жанру исторического портрета «Портрет герцогини Девонширской».

Томас Гейнсборо – никогда не льстил модели, создатель национального типа портрета. Создает портреты близких и родных «Автопортрет с женой и ребенком»; артистки Сары Сиддонс, герцогини де Бофор и др.

Французские просветители искали пути к разумной организации общества, они отрицали существующий строй, звали на борьбу с ним.

Во Франции – Антуан Ватто – художник, который не моет кисти – настолько у него тончайшие цветовые переходы, которым он придумывал свои названия.

«Савояр» - изображение шарманщика; «Бивуак», «Тягости войны» - военная тематика, «Затруднительное положение» - «галантные сцены».

Последователем Ватто стал Франсуа Буше – крупнейший представитель рококо, был назначен первым живописцем короля Людовика XV, у него была квартира в Лувре.

«Пейзаж в окрестностях Бове», «Портрет маркизы де Помпадур», «Рождение Венеры»

Немецкие просветители жили и боролись в феодальных государствах, в которых еще не созрели условия для ликвидации феодального строя. Они будили национальное самосознание немцев, звали к объединению, верили в грядущее избавление от тиранов.

Мастер оперной и инструментальной музыки – Вольфгант Амадей Моцарт. Особенность музыкального языка – тонкий лиризм.

Оперы: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Реквием»; симфонии; сонаты.

Т.о., просветители выступали против абсолютизма, против феодальной собственности, против экономического и духовного рабства;

- объявили войну церкви, провозгласили культ разума, а не бога, верили в победу разума;

- боролись за просвещение народа, широкое распространение знаний, видели в этом главное средство борьбы с феодальным строем;

- утверждали воспитательную задачу искусства и видели в этом главную цель творчества;

- героем произведений просветителей становится простолюдин, человек третьего сословия, он – воплощение разума и просветительского идеала.


Хроноло

гические

рамки эпохи

название эпохи

господствующая

религиозная

установка

ведущие художественные

направления

проявление

в искусстве

XVII - XVIII

Эпоха Просвещения

Различные философские учения, проявление атеистических взглядов

Классицизм


Барокко

Рококо


Сентиментализм

Просветительский реализм

Живопись

Архитектура

Литература

Архитектура

Декоративное прикладное искусство

Литература

Изобразительное искусство


3 Подведение итогов: Проблема воспитания и образования в искусстве 18 века.

4 Д/З: Словарная работа: романтизм

Похожие:

Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв icon«Приглашение на казнь» Владимира Набокова и тенденции западноевропейской литературы первой четверти XX века
Это обусловлено многими факторами и особенно политическим, ведь истоки этого пласта русской литературы относятся к концу ХIХ началу...
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв icon«Банковский маркетинг: стратегии продвижения продуктов и новые тенденции в развитии Банковского Маркетинга»
Казахстанско-Британский Технический Университет, Бакалавр по специальности «Бизнес и Экономика» в сфере «Финансов», г. Алматы
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв icon«Строительные материалы: новые тенденции». В списке представлены книги и статьи из периодических изданий по теме за период с 2006 по 2011 гг
Создание новых строительных материалов и совершенствование существующих технологических процессов их производства является одним...
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв iconЗакон РФ «Об образовании»
Новое время ставит перед нами новые задачи. Школа развивается, и отсутствие движения вперёд равнозначно движению назад. Чтобы развиваться,...
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв iconУрок по теме: «Параллелограмм»
Работа группами по заранее подобранными заданиями («новые» свойства и признаки параллелограмма). (15 мин.)
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв iconКак много в этом словосочетании всего Сколько их, а сколько еще будет и каждый год возникают все новые и новые, придумываются разные словечки инновации
У каждого педагога с мало-мальски педагогическим стажем, уже выработанная годами своя технология, но приходит организатор, методист...
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв iconДидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников
К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми...
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв iconУрок в 8 «А» классе по теме
Помочь учащимся усвоить новые направления в творчестве XIX века: критический реализм, натурализм, импрессионизм
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв iconКонспект учебного урока «Новые явления в русской культуре в XVI веке»
...
Урок 18 Новые тенденции в западноевропейской культуре 17-18 вв iconОсновные тенденции
Международным консорциумом «ЕвроБеларусь». Основная цель этого обзора – определить среднесрочные тенденции в области прав человека,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница