Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе




Скачать 14,52 Kb.
НазваниеКонспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе
Дата04.02.2016
Размер14,52 Kb.
ТипКонспект
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе

«Путешествие в Подземное царство»

Программные задачи:

-познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений и некоторых почвенных обитателей;

- учить детей размышлять, делать выводы, формулировать и обобщать
результаты опытов, развивать воображение;

  • показать на основе опытов, что в почве есть вода, воздух, перегной, глина, песок, соли, помочь детям прийти к выводу, что она необходима живой природе;

  • прививать бережное отношение по отношению к природе;

- активизировать самостоятельные творческие проявления детей в опытно -
экспериментальной деятельности.

Оборудование и материалы:

Мешочек с землей, ключ, письмо от Боровичка, совочек, презентация, мультимедийная установка; для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы, иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи.

Методические приемы:

вопросы, указания, художественное слово, показ презентации, игры, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадок, проведение опытов, чтение стихов, гимнастика для глаз.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о необходимости почвы для жизни всего живого, трудовая деятельность детей в уголке природы и на участке детского сада, чтение произведений о насекомых и пресмыкающихся, живущих в земле, загадывание загадок, разучивание стихотворений, просмотр мультфильма по произведению Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

Интеграция образовательных областей: Познание, физическая культура, коммуникация, музыка, социализация, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, то по дороге встретила Старичка - Боровичка. Он передал мне очень ценный подарок - мешочек с волшебной землей со своей тропинки. И просил передать, что это волшебная земля - почва, которая помогает расти растениям, а эту землю вы подсыпьте в горшочки с нашими цветами, чтобы они быстрее и лучше росли.

(Дети высыпают землю в горшочки с цветами)

- А что это за письмо лежит возле наших цветов? (Показывает письмо)

Да это письмо от Старичка - Боровичка! Прочитаем, что он пишет?

Дорогие ребята!

Надеюсь, что Вам понравился мой подарок - мешочек с волшебной землей, и

вы отдали ее своим растениям. Почему эта земля волшебная? Потому что это

не просто земля — это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей: дождевые черви, кроты, муравьи, мыши, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите!

Хотите с ними познакомиться? Тогда отправимся в путешествие по волшебной тропинке.


Воспитатель:

- Ребята, вот я вижу знак, его видимо оставил для нас Боровичок

А, это тот самый волшебный ключ. Но чтобы попасть в Подземное царство нужно сказать волшебные слова : «Абра- кадабра , сим - соломин! Открывайся дверь!» у

Воспитатель:

Ой, как темно здесь, сыро, прохладно. И никого не видно. Давайте позовем Боровичка. Наш любимый старичок, старичок – Боровичок! Отзовись, Боровичок!

Боровичок:

Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть в своем Подземном царстве!

-Хотите узнать о нем побольше?

Я люблю свой дом, мне здесь очень нравится. А то многие люди ходят по крыше моего царства - почве, и даже не думают, что ее надо беречь. А я землю – матушку люблю, и много о ней знаю. И сейчас вы узнаете, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Но сначала отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут -

А я все терплю и всем добром плачу.

(почва)

-А что же такое почва?

-Как вы думаете дети?

(ответы детей)

-Конечно же, вы правы, почва - это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь - это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

-Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом

образуют почву.

Воспитатель:

А что содержится в почве, мы сейчас узнаем. Садись с нами Боровичок и

посмотришь, как ребята будут проводить опыты.

Опыт №1 (слайд)

Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух,

то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх.

- Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть
воздух)

Воспитатель:

Еще мы говорили, что в почве есть вода, поэтому и растут растения.

  • Откуда она берется в почве? (ответы детей)

  • Все правильно, дети, вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.

Опыт №2 (слайд)

Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло.

Вскоре стекло станет влажным. В почве есть вода (Схема проведения опыта)

Воспитатель:

- Почва - это верхний плодородный слой земли, который питает и кормит
растения.

- Почему почва плодородна? (выслушать ответы детей)

- Почва плодородна, потому что в ней содержатся вещества, необходимые
растениям для жизни, это- перегной, глина, песок, соли.

  • И так, ребята, запомнили, что входит в состав почвы? (дети перечисляют)

Опыт №3

  • Рассмотрите под лупой комочек почвы. Что вы увидели?

  • Правильно, песок, камешки, палочки, корешки, различный мусор - это и есть перегной.

Воспитатель (подводит итог опытов)


Физкультминутка:
Это легкая забава (повороты туловища вправо —влево)
Повороты вправо - влево.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко. (приседания)

Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо чаще приседать.
А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте)

Это тоже интересно. Мы размяться все успели, И на место снова сели. Воспитатель:

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух - значит там можно жить.

- Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?


- Кто живет под землей? (ответы детей)
Боровичок:

А сейчас я загадаю вам загадку про одного из подземных жителей, а вы

попробуйте ее разгадать.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (крот)

Воспитатель:

. Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки, слайда). Крот

- небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где
рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему?
Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет
прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких
норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что
он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его
внимательно. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для
рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для
грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и
толкает назад. Две передних быстрых лапки. У крота, как две лопатки. Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Боровичок:

Отгадайте о ком загадка.

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь)

Воспитатель:

Дождевой червь всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев.

Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно

увидеть во время дождя.

Вот такое стихотворение о дождевом черве сочинила писательница Юлия

Богодист (сценка)

В сильный ливень грозовой, В луже на дороге,

Мне попался дождевой Червячок под ноги...


Все раскрыли зонтики...

По домам бежали...

Дождевые червяки –

Под дождем лежали.

Попросил я червяка:

«Ты скажи мне честно,

Может все же червякам

Под землею тесно?»

«Или вас дождливым днем

Мамы отругали...

Вы обиделись и всё!

Разом - убежали.»

Мне сказал червяк в ответ: "Никакой проблемы нет "!!!

«Под землёю - благодать,

Мир и процветание!

Мы выходим погулять –

Вместе, за компанию».

Червяка я отпустил:

Приближался ужин,

И с друзьями побежал,

Погулять по лужам...

-Ребята, как поступил мальчик с дождевым червяком? (ответы детей)

  • Если вы увидите на дороге дождевого червяка, как вы поступите с ним?

  • Пользу или вред приносят дождевые червяки почве?

Подвижная игра «Деревья и червячки»

Боровичок:

Как я люблю загадки загадывать, ну эту вряд ли отгадаете:

Погляди на молодцов : веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей, жить не может., .(муравей)

Муравьи - живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве.

Воспитатель, (слайд) У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает.

Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой. Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши лес

А как называется дом муравьев?

Дети. Муравейник.

Боровичок:

Попробуйте отгадать еще одну загадку:

Маленький рост длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться, (полевка)

Воспитатель. Правильно отгадали - это полевая мышь (полевка)- мелкий зверек, живет на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.

Пальчиковая гимнастика «Норка»

Воспитатель

- А теперь подумайте и скажите как подземные жители, живущие в почве,

улучшают ее плодородие?

- Послушайте. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко

проникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшают

плодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе

взаимосвязано.

Человек тоже часть природы - самое разумное существо на планете. Но зачастую люди сами разрушают свою планету. Послушайте об этом стихотворение. (Во время чтения показ схем, иллюстраций)

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль,

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут,

А чтоб построить нам заводы

- Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша Земля,

От растений нет и следа

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась.

-Как же мы можем уберечь нашу Землю от гибели? Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве).

Боровичок:

- А сейчас я хочу узнать, какие правила поведения в природе вы запомнили.

Игра «Да и нет»

Педагог подводит итог занятия.

-Сегодня мы побывали с Вами в Подземном царстве, познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) (Слайд)-


Боровичок:

Вот сколько интересного и полезного вы сегодня узнали

Ну а мне пора в свое Подземное царство, устал, я ребята, пойду - ка домой за порядком следить, да червей дождевых считать. А за почву и ее обитателей я спокоен, ребята наши много знают, и будут ее беречь, оберегать «поземных жителей» от беды.

.





Похожие:

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Рассматривание картины Иссака Ильича Левитана «Март»
Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И. И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи....
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «усатый полосатый»
Учить раскрашивать изображения в соответствии с окраской животных; ^* Учить составлять животное из геометрических форм
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект интегрированного занятия по художественно- продуктивной деятельности в старшей группе

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект открытого занятия во II младшей группе
Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в младшей группе» М., 2004
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект занятия по валеологии в старшей группе
Формировать представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект фронтального логопедического занятия с детьми с онр в старшей группе доу по теме
Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с зпр
Цель: Закрепить представление детей о звуках [г г’], совершенствование фонематического анализа
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему :«Как помочь Буратино?» в подготовительной к школе группе
Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знания о последовательности цифр
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconКонспект открытого занятия по теме: «компас. Строение компаса»
Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе iconПрограмма организации внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница