Закон относительности и Фридрих Ницше




Скачать 20,35 Kb.
НазваниеЗакон относительности и Фридрих Ницше
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер20,35 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3
Система уроков в 11 классе (I полугодие)

Урок 1

Сложность и самобытность русской литературы ХХ столетия. Характеристика начала века как исторической эпохи.

Этап урока

Ход урока

  1. Начало ХХ века в России как историческая эпоха. Лекция.




  1. Мироощущение людей начала ХХ века.




Обзор политического, экономического положения.

Революция 1905 г., первая мировая война. Духовный кризис русской интеллигенции.

Научные открытия, кризис материального восприятия мира.

Закон относительности и Фридрих Ницше.

Новое поколение художников: А. Блок, В. Брюсов, К. Петров-Водкин, А. Белый, А. Ахматова, С. Дягилев, С. Рахманинов, С. Есенин…

Во время лекции ученики знакомятся с репродукциями картин М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, слушают отрывки произведений С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Стравинского.

- Какие исторические события в начале ХХ века особенно повлияли на мировоззрение современников?

- Что можно сказать о мироощущении людей конца 19-начала 20 века?

- Почему научные открытия породили чувство хаоса и непостижимости мира?

- Чем объяснить огромную популярность Фридриха Ницше?

- Кто из поэтов или писателей начала ХХ века вам особенно нравится и почему?


3. Повторение теории литературы.


4. Работа с учебником


5. Особенности восприятия символизма.


5. Домашнее задание.

Повторение литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, декаданс, натурализм).

- Почему в начале ХХ века считалось, что реализм исчерпал себя?

Характеристика модернизма и его течений.

Краткая характеристика Серебряного века русской литературы.

Чтение материала учебника на с.16.

- Как объяснить, что книги выдающихся символистов выходили крошечными тиражами, а произведения представителей русского реализма – очень большими?

- Есть ли главенствующее направление в современной литературе?

- А какие современные течения вы знаете?

- Какие близки вам?

- Чем объяснить популярность фэнтэзи?

- Можно ли сопоставить начала 20 и 21 века? Аргументируйте.

- В чем вы видите причину появления символизма столетие назад?

Повторение особенностей поэтики Л.Н Толстого и А.П. Чехова.


Урок 2

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ столетия.


1. Толстой в начале ХХ века.


2. А.П. Чехов в начале ХХ века.


3. Итог вводных уроков.


4. Домашнее задание.

Доклад учащегося на тему « Последние 10 лет жизни великого русского писателя».

Лекция-беседа на тему « Обзор проблематики произведений, созданных в начале столетия»: «После бала», «Живой труп», «Хаджи-Мурат», статья «Не могу молчать».

Краткий обзор статьи В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

Новые горизонты реализма Толстого, особый язык повествования «на пределе мысли и молитвы».

Новое осмысление романа-эпопеи «Война и мир».

Чтение и комментирование ответа Л.Н. на письмо И. Бунина.

Лекция-беседа на тему «Преодоление романтических иллюзий и футлярности человеческой жизни».

Революция в русском театре – создание нового, театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

«Вишневый сад» как предвосхищение нового, безжалостного времени, неясности и пути.

Новое осмысление «Человека в футляре», «Ионыча», «Крыжовника».

- Какова роль классиков 19 века в поисках новых форм и средств реалистического отображения жизни?

- В чем суть отличия натурализма от реализма?

- В чем состояла «перспективность» толстовского реализма? Что можно отнести к главным художественным открытиям писателя?

- Какое место в творчестве А.Чехова занимает тема разрушения романтических иллюзий, «футлярного» существования человека?

- Что порождает духовную немощь чеховских героев?

Работа с терминами: серебряный век русской поэзии, ницшеанские мотивы в литературе, неохристианское течение, модернизм, символизм, натурализм, реализм, декаданс.

Читать прозу И. Бунина


Урок 3

Жизненный и творческий путь И. А. Бунина

1. Беседа о связи жизни и творчества писателя.


2. Анализ текста.


3. Домашнее задание.

Доклад учащегося на тему «Биография И.А. Бунина».

Вопросы и дополнения учеников.

Беседа о связи жизни и творчества писателя.

- Л.Н. Толстой посоветовал Бунину жить такой жизнью, при которой «требуется напряжение душевной силы».

- Воспользовался ли Иван Алексеевич советом мастера?

Прочитайте отрывок из юношеской прозы Бунина и ответьте на вопрос:«Каким был Ваня Бунин в 16-17 лет?»

«… В старой и тихой улице одного небольшого городка, в бедном мещанском домике я знал мальчика; он был привезен из деревни, чтобы учиться всему… Мальчик не представлял из себя ничего особенного…

Но наряду с этим в душе ребенка жило с первых дней младенчества нечто совсем иное, нечто глубокое и прекрасное… Сам ребенок, будучи уже не ребенком, а юношей, старался развить это свойство своего сердца, называя его единственным своим счастием…Не всегда, разумеется, это чувство царило в душе ребенка. Но когда оно охватывало его, он забывал для него все. А охватывало оно душу ребенка, когда он бывал увлечен или дружбой с каким-нибудь из школьных товарищей, или зачитывался каким-нибудь поэтом, или весной уходил за город, ложился где-нибудь во ржи и глядел в далекое небо…

Тогда он начинал лениться в школе, подолгу задумывался…Часто, под влиянием прочитанного, снилось ему еще тихое, голубое море… Свежий легкий ветер гонит к берегу волны… И отовсюду веет свободой, веет радостной и бодрой жизнью, и сердце наполняется вольным, юным, блаженным чувством.

После таких мечтаний, весь объятый поэтическим настроением, только и бывал бесконечно, по-детски счастлив мальчик, забывая серенькую и будничную жизнь».

- Каков духовный мир юного Ивана Бунина? Почему вы так считаете?

- Отразилась ли в этом отрывке биография самого писателя?

- Какие мотивы зрелой бунинской прозы присутствуют в его юношеских произведениях?

Речь Ивана Бунина по случаю вручения ему Нобелевской премии в 1933 году
«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи.
Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение.
Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.

И еще несколько слов - для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

- Что можно сказать о жизненных приоритетах зрелого Бунина, уже состоявшегося писателя, пережившего потерю Родины и жизнь в эмиграции?

- Что добавляет к облику Бунина следующее: практически всю премию Иван Алексеевич раздал нуждающимся в эмиграции русским друзьям?

Выучить наизусть несколько стихотворений И.А. Бунина, прочесть рассказ «Антоновские яблоки».




Уроки 4, 5

Мотивы и образы бунинской лирики


Цель: дать представление об особенностях бунинской лирики, показать ее тонкое обаяние.

1.Выразительное

чтение группы стихотворений.


2. Восприятие, истолкование стихотворения по выбору.

3. Поэтика «остывших усадеб» в рассказе «Антоновские яблоки».


3. Домашнее задание.

Эпиграф на доске: Я в холодный, опустевший сад войду/ Весь рассеян по земле его наряд/ Бирюзой сияет небо,/ А в саду/ Ярким пламенем настурции горят/

- Поясните слова В. Брюсова, что лирика Ивана Алексеевича «внеличностна».

- Можно ли назвать эту характеристику справедливой?

- Какое время года чаще воспевает Бунин?

- Как вы думаете, почему?

- Докажите, что поэзия Ивана Алексеевича живописна.

- Какова главная особенность лирики Бунина, объединяющую его прозу и поэзию?


Самостоятельная работа.


Выразительное чтение начала рассказа.

- Какой мотив задается первым предложением, обозначенным многоточием?

- Каково пространство пейзажа?

- Какова атмосфера усадьбы?

- Что такое бунинский ностальгический реализм?

- Образ какого ощущения пронизывает весь рассказ?

- Каким символом служит запах антоновских яблок?

- Как вы думаете, почему Ивана Алексеевича нередко называли «королем изобразительности»?

Читать рассказ «Господин из Сан-Франциско».



Урок 6

Образ «закатной» цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»


Цель: показать взаимодействие реалистических и символических черт как особенность творческого метода Бунина.

1. Проблема урока

2. Своеобразие сюжета

3. Герой рассказа

4. Анализ художественной формы.


5. Проблематика произведения.

-Состоятельна или нет человеческая претензия на мировое господство?

Обсуждение фабулы, сюжета рассказа, роль деталей.


Характеристика господина из Сан-Франциско.

Знаковые, «говорящие детали».

Сравнение описания «Атлантиды» и океана.

Выразительное чтение и комментирование нескольких эпизодов: описание распорядка дня пассажиров, встреча дочери господина и восточного принца на палубе; приготовление господина к обеду, смерть героя.

Комментирование детализации рассказа.

Обсуждение композиции, ее особенности

Способы выражения авторской позиции: описание океана и атмосферы топки корабля, регламентированность жизни пассажиров, отсутствие имен аристократов, описание «простых» людей, смерть господина, «впервые решившего отдохнуть», продолжение повествования после смерти главного героя.

Выразительное чтение и комментирование финала рассказа.



Урок 7

Своеобразие бунинских рассказов о любви.


Цель: познакомить с особенностью изображения любви как «зарницы счастья», невыразимой, ускользающей, мимолетной красоты.

Эпиграф к уроку: «Быть женщиной – великий шаг,/ Сводить с ума – геройство.

1. Обсуждение рассказа «Легкое дыхание»:


- особенность композиции;


-мир героев;

- проблематика произведения.


2.Домашнее задание.

Сюжет рассказа.

- Согласны ли вы с мнением современного религиозного мыслителя М.М. Дунаева, увидевшего в нем только «поэтизацию легкости греха».

Комментирование названия.

Особенность «монтажной» композиции.

- Какого художественного эффекта добивается автор?

- Почему наставница приходит на могилу Оли Мещерской?

Выразительное чтение описания пейзажа (катка в городском саду).

-Какая стихия близка Оле?

- Что является ее «веселенной», «кругом бытия»?

- Какую черту, незаметно для себя, переступает девушка?

- Для чего автор делает акцент на том, что казачий офицер не имеет «ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля…»?

-Почему о главном событии рассказа – убийстве – сообщается вскользь, как о чем-то несущественном?

- В чем истинная причина гибели прекрасной девушки?

- Каким символом является легкое дыхание?


Анализ рассказа «Чистый понедельник»


Уроки 8-9 – сочинение по творчеству И.А. Бунина

Самостоятельная работа учащихся.


Цель: проверка усвоения материала (особенность поэтики И.А. Бунина).


проверка усвоения материала (особенность поэтики И.А. Бунина).


Урок 10

Судьба и творчество М. Горького

Цель: сформировать представление о человеческой и творческой судьбе писателя

1. Доклад учащегося


2. Беседа на тему «Детство», «В людях», «Мои университеты» как художественная автобиография.


3. Воспоминания И.А. Бунина, В. Ходасевича, Р. Роллана

4. Домашнее задание

Выслушивание доклада.

Вопросы и дополнения учеников.

Образ Алеши Пешкова, его окружение, судьба, характер.

Горький – писатель.

Горький и революция.

«Несвоевременные мысли»

Смерть писателя.

Беседа на тему «Горький в российском литературном кругу»


Перечитать романтические рассказы писателя.


Урок 11

Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького

Цель: сформировать представление об особенностях поэтики М. Горького


1. Анализ рассказа «Старуха Изергиль»:


- композиция;


- характеристика образов героев;


- язык произведения;


- проблематика произведения.


2. Домашнее задание.

- В чем заключается исключительность романтической среды в прологе рассказа?

Выразительное чтение эпизода.

- Какова композиционная роль пролога?

- Вспомним особенности романтического направления в литературе.

- Кто является первым романтическим героем в русской литературе?

- Что, по сути, представляет рассказ «Старуха Изергиль»?

- Почему писатель выбрал форму патетического монолога?

- Определите черты романтического двоемирия.

- Композиционная роль пейзажа.

- Каково значение лирических отступлений?


- Какие два мировоззрения представлены образами Данко и Ларры?

Обоснуйте свое мнение.

- как соотносится с ними образ рассказчицы?

- Как вы думаете, происходит ли борьба с индивидуализмом и в душе Данко?

- В чем особенность языка произведения?

- Найдите и зачитайте афоризмы.

- Можно ли назвать «Старуху Изергиль» только романтическим произведением?

- Каково значение афористичности языка рассказа?

- Какие сложнейшие вопросы человеческого бытия затрагивает произведение?

- Существует ли граница свободы и смирения?

- Что такое крылатость души?

- Возможен ли этот полет вдвоем?

- Правильно ли бескрылое сумеречное существование?

- Что такое крылатость души по Бунину (вспомним рассказ «Легкое дыхание»)?

Демонстрация репродукции картины Марка Шагала «Двое».

- Попробуйте прокомментировать это произведение искусства.

- Попробуйте порассуждать на тему: в чем же один из смыслов человеческой жизни?

Проанализировать рассказ «Макар Чудра».

Перечитать рассказы «Челкаш» и «Мальва».


Урок 12.

Герой-босяк и «люди земли» в ранней горьковской прозе.

Цель: знакомство с темой «маленького человека» в прозе писателя.


1. Сопоставление образов героев Челкаша и Мальвы.


2. Проблематика произведений.


3. Домашнее задание.

Возникновение темы «маленького человека» в русской литературе.

Развитие образа в творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

Отличие горьковских «босяков» от «униженных и оскорбленных».

Стихия Челкаша.

Причина конфликта с Гаврилой.

Почему бунтует Мальва.

Родственность образов Челкаша и Мальвы.

Новаторство Горького в изображении внутреннего мира «маленького человека».

В чем суть жизненной философии Челкаша?

Мальвы?

Свобода это или разрушение личности?

Прокомментируйте слова Ф.М. Достоевского, что «в русском человеке из простонародья нужно уметь отличать красоту его от наносного варварства».

Перечитать пьесу «На дне».

Урок 14.

  1   2   3

Похожие:

Закон относительности и Фридрих Ницше iconЭкзистенциальная ирония в романе В. Набокова "Лолита"
Богом или без Бога, появляется совершенно новая концепция, рассматривающая творчество не как прорыв духа из царства материи, не как...
Закон относительности и Фридрих Ницше iconКоплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер с англ., вступ ст и примеч д. ф н. В. В. Васильева
Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер с англ., вступ ст и примеч д ф н. В. В. Васильева. М.: Республика, 2004. 542 с
Закон относительности и Фридрих Ницше iconФридрих Хайек Пагубная самонадеянность
Книга представляет интерес для экономистов, философов и политологов, а также для тех неспециалистов, которые хотели бы лучше понять...
Закон относительности и Фридрих Ницше iconВопросы к экзаменационному зачету по дисциплине
Взаисмосвязь пространства, времени и гравитации в общей теории относительности А. Эйнштейна
Закон относительности и Фридрих Ницше iconУрок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра»
Цели и задачи: проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя
Закон относительности и Фридрих Ницше iconЭкзистенциальная психология
С тех пор некоторые из нас обеспокоены тем, что оно может стать слишком популярным в некоторых сферах, особенно в национальных журналах....
Закон относительности и Фридрих Ницше iconПрограмма дисциплины «национальная экономика»
Производственные ресурсы. Технологический способ соединения факторов производства. Показатели эффективности. Закон убывающей эффективности....
Закон относительности и Фридрих Ницше iconЗакон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12. 03. 99 №52-фз
Закон относительности и Фридрих Ницше iconЗакон Республики Татарстан
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью общественных воспитателей несовершеннолетних
Закон относительности и Фридрих Ницше iconАгитбригада по профилактике предотвращения и употребления наркотических средств
Появились другие неписанные законы, закон силы, закон удовольствий, закон денег. И однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница