Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе




Скачать 26,59 Kb.
НазваниеПортфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер26,59 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Шестакова Дари Викторовна


ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук



Калининград – 2012

Р


абота выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования Института профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Бал­тийская государственная академия рыбопромыслового флота»


Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Тамарская Нина Васильевна


Официальные оппоненты:



Бугакова Нина Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор,

Калининградский государственный

техниче­ский университет, проректор


Безуглая Татьяна Искяндяровна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Балтийский федеральный университет
им. И. Канта, доцент


Ведущая организация


ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»



Защита состоится 5 декабря 2012 года в 10 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 307.002.01 при Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота по адресу: г. Кали­нин­град, ул. Озерная, 30 (зал заседаний диссертационного совета, ауд. 526).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (ул. Молодежная, д.6, каб. 248).


Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak2.ed.gov.ru/announcement 30 сентября 2012 г., а также на сайте объединенного диссертационного совета ДМ 307.002.01 при Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота http://www.dm307.002.01.ru 2 ноября 2012 г.


Автореферат разослан 2 ноября 2012 г.


Ученый секретарь объединенного

диссертационного совета ДМ 307.002.01 Бычкова О.С.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация ставит перед вузом важнейшую задачу, связанную с необходимостью фор­мирования конкурентоспособности выпускника и обеспечения его трудо­устройства и востребованности на рынке труда. Проблема трудоустройства выпускников вуза становится еще актуальнее в условиях, когда конкурен­ция за рабочее место возрастает не только среди молодых специалистов, но и среди специалистов с опытом работы. По определенным сегментам российского рынка исследователи Е. В. Василенко, С. Р. Демидов, В. В. Еко­масов, О. В. Киржбаум отмечают низкую конкурентоспособность вы­пускников вузов, в том числе управленческих специальностей.

В деятельности учреждений профессионального образования сущест­вуют различные подходы к формированию конкурентоспособности выпу­скников, отражающие определенные условия, которые направлены на формирование профессиональных, личностных качеств и компетенций (Ю. О. Валитова, А. А. Власова, И. В. Вирина, Ю. А. Дмитриева, Е. В. Мак­симова, Ю. В. Соловьева, Ж. А. Шуткина).

Между тем, становление конкурентоспособного специалиста как цело­стной, компетентной и самостоятельной личности предполагает необходи­мость выработки принципиально новых организационных и методических подходов в деятельности вуза, обеспечивающих не только процесс разви­тия компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление резуль­татов и достижений его деятельности работодателю в целостном и струк­турированном виде, что способствует успешному трудоустройству буду­щих специалистов.

Действенной формой мониторинга достижений студентов исследовате­ли считают портфолио (Т. Г. Новикова, С. И. Никитина, М. А. Пинская, А. С. Тазутдинова). Однако анализ исследований, посвященных использо­ванию портфолио в системе подготовки студента к будущей профессио­нальной деятельности, показывает, что его создание и использование не рассматривается как средство формирования конкурентоспособности мо­лодого специалиста, в то время как полное и целенаправленно выстроен­ное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкуренто­способность.

Вышеизложенное обусловливает необходимость развития научного на­правления, связанного с исследованием влияния создания и применения в организационно-педагогической деятельности вуза целенаправленно вы­строенного портфолио, обеспечивающего формирование кон­курен­тоспо­соб­ности будущего специалиста вуза.

Степень разработанности проблемы.

Проблема конкурентоспособности будущих специалистов с разной степенью полноты и конкретности рассматривается в работах Д. В. Черни­левского, О. Н. Филатова, которые определяют конкурентоспособность как группу определенных навыков (технологических, коммуникативных и концептуальных). Н. А. Кононец, А. К. Маркова, В. Ш. Масленникова, Л. М. Митина, Г. В. Мухаметзянова раскрывают сущность конкурентоспо­собности специалиста как готовность к участию в конкуренции, базирую­щейся на профессионально-личностных, индивидуально-личностных и ду­ховно-нравственных ресурсах. А. В. Морозова выделяет признаки конку­рентоспособности в единстве с информационно-коммуникативной культу­рой; О. В. Душкина, О. И. Полькина исследуют конкурентоспособность как базовое основание личности; в работах В. Н. Андреева, А. А. Власовой конкурентоспособность понимается как совокупность, прежде всего, лич­ностных качеств; Б. Д. Парыгин, Р. А. Фатхутдинов характеризуют конку­рентоспособность как способность выдерживать конкуренцию; Е. В. Мак­симова, М. И. Шилова выделяют наличие ценностных ориентаций в конку­рентоспособности; Ю. А. Дмитриева, Е. А. Максимова, Ю. В. Соловьева, С. А. Хазова, Ж. А. Шуткина акцентируют внимание на когнититивном, личностном, эмоционально-волевом и деловом компонентах конкуренто­способности.

К средствам и условиям формирования конкурентоспособности обра­щаются А. П. Быкова, Е. В. Максимова, Е. А. Тенилов, Ж. А. Шуткина и в качестве условия рассматривают обеспечение в вузе системы самоуправ­ления. Ю. А. Дмитриева, В. М. Кожеваткин, С.А. Хазова в этом качестве определяют системность развития личностной составляющей конкуренто­способности; Ю. О. Валитова – обеспечение контроля качества образова­ния, мониторинг маркетинговых характеристик с учетом потребностей вы­пускников и работодателей и активные методы обучения. Е.А. Максимова, М. И. Шилова как эффективное средство представляют заключение вузами договоров с работодателями о трудоустройстве выпускников. Важным при формировании конкурентоспособности Ю.О. Валитова, М.В. Кожеваткин, Е.А. Тенилов, С.А. Хазова отмечают развитие мотивации студентов; А.П. Быкова – создание гуманистической атмосферы и благоприятный климат в вузе. Р.А. Давыдов, М.В. Кожеваткин детально описывают орга­низацию учебной практики как основного средства формирования конку­рентоспо­собности.

Исследование проблем и технологий трудоустройства молодых спе­циалистов изложено в работах российских и зарубежных ученых П. Дж. Барретта, Г. В. Безполевой, Е. В. Василенко, С. Р. Демидова, Л. В. Дударевой, В. В. Екомасова, А. Д. Елисеевой, Е. А. Коган, А. С. Новобранцева, Д. Питера.

Существенное значение для определения ведущих позиций нашего ис­следования имели работы, исследующие роль портфолио в образователь­ном процессе (Ю. В. Баранников, Г. Б. Голуб, Т. Г. Новикова, М. А. Пин­ская, Э. Х. Прутченков, Е. Е. Федотова), в том числе и зарубежные (Р. Баерман, Дж. Джонс, Д. Литл, Л. Марби, С. Дж. Пейп, Б. Хангерленд). Д. Н. Исоян рассматривает портфолио как условие активизации познава­тельной деятельности; В. А. Девисилов видит портфолио как тех­нологию мотивации и личностно-ориентированного обучения; портфолио как усло­вие формирования исследовательских способностей рассматрива­ют Н.И. Подгребальная, Л. А. Халилова; А. С. Тазутдинова определяет порт­фолио как технологию в системе подготовки студента к будущей пе­дагогической деятельности.

Несмотря на обращение исследователей к указанным вопросам, имею­щим существенное научно-практическое значение, требует уточнения по­нятие конкурентоспособности, а также не в полной мере исследованы средства ее формирования у студентов высших учебных заведениях. Необ­ходимо констатировать, что ни в одном исследовании портфолио не рас­сматривается в качестве средства формирования конкурентоспособности будущего специалиста.

Таким образом, объективированы следующие противоречия:

– с одной стороны, существует необходимость в обеспечении форми­рования конкурентоспособности будущих специалистов, а с другой – практика образовательной деятельности вуза не исчерпала свои возможно­сти в использовании для этого наиболее эффективных средств;

– значимость портфолио для вузовской практики не вызывает сомне­ний, однако не разработано научное обоснование его применения как средства формирования конкурентоспособности будущего менеджера.

Описанные противоречия позволяют сформулировать проблему: како­во научное обоснование применения портфолио как средства формирова­ния конкурентоспособности будущего специалиста? Каковы условия его использования в образовательной среде вуза? Это дает возможность актуа­лизировать тему «Портфолио как средство формирования конкурентоспо­собности будущего специалиста в вузе».

Объект исследования – профориентированный образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования – формирование конкурентоспособности бу­дущего специалиста в процессе работы с портфолио.

Цель исследования – в профориентированном образовательном про­цессе вуза научно обосновать организацию деятельности с портфолио, ис­пользуемым в качестве средства формирования конкурентоспособности будущего специалиста.

В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза: профориентиро­ванный образовательный процесс в вузе будет более эффективно обеспечи­вать формирование конкурентоспособности будущего специалиста, если:

– конкурентоспособность будущего специалиста как цель образова­тельной деятельности структурируется взаимосвязью когнитивно-профес­сионального, индивидуально-личностного, социального компонентов;

– системным средством формирования конкурентоспособности выпу­скника вуза является его портфолио, комплементарное трехкомпонентной модели конкурентоспособности и обеспечивающее мониторинг достиже­ний будущего специалиста в когнитивно-профессиональном, индивиду­ально-личностном и социальном аспектах;

– структурирована практико-профессиональная и социально-образо­вательная среда вуза, обеспечивающая формирование конкуренто­способности и наполнение конкурентоспособного портфолио;

– выявлены условия, способствующие эффективному введению и ис­пользованию портфолио в образовательной деятельности вуза.

Задачи исследования:

1. Разработать трехкомпонентную модель конкурентоспособности бу­дущего специалиста, включающую когнитивно-профессиональный, инди­видуально-личностный, социальный компоненты.

2. Разработать структуру портфолио, соответствующую трехкомпо­нентной модели конкурентоспособности будущего специалиста.

3. Структурировать и описать социально-образовательную и практико-профессиональную среду вуза, обеспечивающую формирование конкурен­тоспособности будущих специалистов и наполнение портфолио.

4. Определить условия, способствующие эффективному введению и использованию портфолио в образовательной деятельности вуза.

5. Экспериментально проверить результативность влияния применения портфолио на формирование конкурентоспособности будущего специалиста.

Методологическую основу исследования составляют: философские теории взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; философские тео­рии системного и структурно-функционального анализа; теории целостно­сти процессов и явлений; философское учение об интегральной природе человека и деятельности как основе его социального развития; положения дифференциально-интегрального (Г. А. Бокарева, М. Ю. Бокарев), гумани­стического (В. П. Бездухов, Е. В. Бондаревская), личностно-ориентиро­ван­ного (В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Сериков); целостного (Н. М. Бо­рытко, В. С. Ильин, В. В. Краевский и др.); деятельностного (Л. С. Выгот­ский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); компетентностного подходов (В. В. Краевский, А. В. Хуторской).

Теоретической основой исследования являются: современные кон­цепции социализации (Б. З. Вульфов, А. В. Мудрик, М. И. Рожков), фило­софские и психолого-педагогические теории развития личности (Л. И. Бо­жович, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн); положения психолого-педагоги­ческой теории о целостности образовательного процесса и ста­новления личности (А. А. Бодалев, О. С. Гребенюк, А. В. Мудрик); иссле­дования, посвященные формированию личности будущего специалиста (Т. Б. Гребенюк, Г. В. Мухаметзянова, Ф. Г. Мухаметзянова, Н. В. Тамар­ская); концепции профессионализма и профессиональной компетентности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин); концепции профориен­тированного образовательного процесса (М. Ю. Бокарев), теории конку­рентоспособности (В. И. Андреев, Р. А. Фатхутдинов, Д. В. Чернилевский), теоретические основы применения портфолио (М. А. Пинская, А. С. Тазут­динова).

В диссертационном исследовании использован комплекс методов. Теоретические методы: анализ педагогической, экономической, психоло­гической, управленческой литературы; синтез, аналогия, систематизация, теоретический анализ проблемы, абстрагирование и конкретизация, обоб­щение; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, шкалирова­ние, наблюдение, интервьюирование, изучение продуктов деятельности; формирующий эксперимент; статистические методы.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2007 по 2012 г. На первом этапе (информационно-поисковый) в 2007–2008 гг. проводился анализ научной литературы, посвященной проблеме конкурентоспособности, вопросам ее формирования в учебном процессе, изучался вопрос о роли портфолио в образовательном процессе, его струк­тура; исследовалась степень разработанности проблемы. На этом этапе была разработана структура исследования, определялись его цели и зада­чи, формулировалась гипотеза.

На втором этапе (формирующий) исследовательской работы в 2008–2011 гг. разрабатывалась структура конкурентоспособного портфолио, оп­ределялись преемственность и ведущие тенденции в формировании конку­рентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки; данные осмыслялись, систематизировались и обобщались; ве­лась опытно-исследовательская и экспериментальная деятельность.

На третьем этапе (заключительный) в 2010–2012 гг. выполнялись ана­лиз и обобщение полученных теоретических данных, их интерпретация, велась подготовка методических материалов, направленных на внедрение в практику результатов исследования; выполнялось литературное оформ­ление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– понятие «конкурентоспособность будущего специалиста» на основе требований работодателей уточнено и, в отличие от В. А. Белых, Ю. О. Ва­литовой, М. И. Шиловой, Ж. А. Шуткиной, представлено в виде трехком­понентной (когнитивно-профессиональный, индивидуально-личностный, социальный компоненты) модели;

– разработана новая структура портфолио будущего специалиста, ко­торая отличается от существующих (Г. Б. Голуб, Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, Э. Х. Тазутдинова, М. А. Чошанов) тем, что де­терминирована ориентацией на формирование конкурентоспособности выпускника и комплементарна трехкомпонентной модели конкурентоспо­собности. Новая структура портфолио: а) отражает целевую ориентацию образовательной деятельности вуза на конкурентоспособность будущего специалиста и создание индивидуальной образовательно-профессио­наль­ной траектории студента, направленной на повышение его конкурентоспо­собности; б) определяет достижения студента в когнитивно- профессио­нальной деятельности, индивидуально-личностном росте, социальной ак­тивности и ответственности; в) обеспечивает возможность рефлексии и самооценки;

– практико-профессиональная и социально-образовательная среда ву­за структурирована таким образом, что, в отличие от существующих вари­антов (Е. В. Максимова, Ю. О. Валитова, Ж. А. Шуткина, А. П. Быкова, М. В. Кожеваткин, Р. А. Давыдов, Ю. А. Дмитриева, Ю. В. Соловьева), обеспечивает достижения студентов для наполнения трех составляющих портфолио: когнитивно-профессиональной, индивидуально-личностной и социальной;

– выявлены условия, обеспечивающие эффективное введение и исполь­зование портфолио: а) комплекс обучающих мероприятий для студентов и педагогов, мотивирующих к повышению конкурентоспособности и работе с портфолио; б) обеспечение педагогического сопровождения работы студен­тов с портфолио; г) наличие методических и обучающих материалов по ор­ганизации работы с портфолио и сбору материалов. В отличие от условий, предложенных М. А. Пинской для общеобразовательной школы, разрабо­танные нами условия определены для образовательной среды вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнена сущность понятия «конкурентоспособность будущего специалиста», что вносит вклад в развитие понятийного аппарата теории и методики профес­сионального образования. Разработанная в исследовании структура порт­фолио, детерминированная ориентацией на формирование конкурентоспо­собности будущего специалиста и комплементарная трехкомпонентной модели конкурентоспособности, развивает теорию и методику профессио­нального образования в аспекте исследования таких направлений, как ин­теграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреж­дениях профессионального образования, компетентностный подход в про­фессиональной подготовке специалиста; разработка структуры образова­тельной среды расширяет теоретические основы направления теории и ме­тодики профессионального образования «образовательная среда профес­сионального учебного заведения»; разработка условий введения и исполь­зования портфолио теоретически развивает проблему гуманизации про­фессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что расширен спектр средств, обеспечивающих формирование конкурентоспособности будущего специалиста: разработана структура портфолио, создано содер­жательное, организационное и методическое обеспечение введения и ис­пользования портфолио в практике профессиональных учебных заведений, разработаны материалы для студентов и педагогов, мотивирующие к фор­мированию конкурентоспособности и работе с портфолио; создано мето­дическое обеспечение педагогического сопровождения работы студентов с портфолио.

Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности учреждений высшего профессионального образования, в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского со­става.

Диссертация соответствует паспорту научной специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, так как включает разработку вопросов направлений: п. 4. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях; п. 13. Образовательная среда профессионального учебного заведения, п. 19. Гуманизация профессионального образования, п. 35. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования, п. 36. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспе­чивается исходными методологическими позициями, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследований; целостным подходом к про­блеме диссертационной работы, всесторонним объективным анализом ее состояния в теории и практике формирования конкурентоспособности; на­учной аргументированностью исходных теоретических положений, соот­ветствием методов исследования его задачам и логике; обширной источ­никовой базой; опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конкурентоспособность формируется в процессе работы с портфо­лио в специально созданной практико-профессиональной и социально-образовательной среде вуза. Портфолио обеспечивает мотивацию студента на индивидуальные достижения в трех направлениях: когнитивно-про­фес­сиональном, индивидуально-личностном, социальном. Портфолио позволяет: а) обеспечить индивидуальный рост студента; б) создать ком­плекс материалов, обеспечивающих и подтверждающих резюме; в) осуще­ствить рефлексию и самооценивание.

2. Структура портфолио, комплементарная трехкомпонентной модели конкурентоспособности, включает: когнитивно-профессиональную со­ставляющую, направленную на формирование профессиональных умений и навыков будущего специалиста; индивидуально-личностную состав­ляющую, формирующую творческие способности, коммуникативные уме­ния и лидерские качества; социальную составляющую, которая направлена на развитие социальной активности и ответственности перед обществом и на формирование умений создавать и реализовывать социально значимые проекты.

3. Практико-профессиональная и социально-образовательная среда вуза структурируется как совокупность следующих видов деятельности: учеб­но-методическая, научно-исследовательская работа, стажировки и практи­ки, воспитательная работа, деятельность студенческого совета, работа пресс-центра и хобби-центра, организация творческих мероприятий, ре­ально-игрового профессионального пространства, волонтерская работа; сотрудничество с благотворительными фондами и организациями; мотива­ционные и обучающие мероприятия по составлению портфолио, самопре­зентации и позволяют обеспечить наполнение портфолио и формирование компонентов конкурентоспособности.

4. Условия эффективного введения и использования портфолио опре­деляются: а) целевой ориентацией образовательной деятельности вуза на конкурентоспособность будущего специалиста и создание индивидуальной образовательно-профессиональной траектории студента; б) возможностя­ми практико-профессиональной и социально-образовательной среды для достижений студента в учебной и профессиональной деятельности, лично­стном росте, социальной активности и ответственности; в) обеспечением возможности рефлексии и самооценки. Они включают: мотивационно-образовательную подготовку студентов и педагогов по формированию конкурентоспособности и работе с портфолио; сопровождение студентов, работающих с портфолио; обеспечение педагогов и студентов методиче­скими материалами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные поло­жения и результаты исследования нашли отражение в четырнадцати научных публикациях. Результаты исследования представлялись на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Инновации в науке и образовании» (Калининград, 2010, 2012 г.); «Проблемы формирования экономического мышления и предпринимательской культу­ры молодежи» (Калининград, 2011 г.); «Психолого-пе­да­го­гические иссле­дования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (г. Сочи (Адлер), 2012 г.); «Информацион­ные технологии в образовании, науке, производстве и бизнес» (Саратов, 2012 г.); «Морская индустрия, транспорт и логистика в странах региона Балтийского моря: новые вызовы и ответы» (Калининград, 2012 г.); «Социально-эконо­ми­ческое развитие современного государства в условиях глобализации» (Саратов, 2012 г.)

Результаты исследования внедрены в практику при обучении студентов специальностей «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Государственное и муниципальное управление», «Менедж­мент организации» и направлений бакалавриата «Менеджмент», «Доку­ментоведение и архивоведение».

Опытно-экспериментальная база исследования: филиал федераль­ного государственного бюджетного образовательного учреждения высше­го профессионального образования «Российский государственный гумани­тарный университет» в г. Калининграде, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального об­разования «Балтийская государственная академия рыбопромыслового фло­та», федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». В эмпирической и экспериментальной работе на разных этапах иссле­дования приняли участие 114 студентов, 44 преподавателя.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, за­ключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его предмет и объект, сформулированы гипотеза, цель и задачи, охаракте­ризованы методологическая основа и методы, научная новизна и практиче­ская значимость.

В первой главе «Способы и средства формирования конкурентоспо­собности выпускника вуза как педагогическая проблема» рассматривается сущность понятия «конкурентоспособность будущего специалиста», которая представлена в виде трехкомпонентной модели, состоящей из когни­тивно-профессионального, индивидуально-личностного и социального компонентов; анализируются условия формирования конкурентоспособно­сти; исследуются различные виды и формы портфолио.

Во второй главе «Условия создания и использования портфолио бу­дущего специалиста в практико-профессиональной и социально-образо­вательной среде вуза» разработана сущность и структура порт­фо­лио, структурирована и описана образовательная среда вуза, обеспе­чи­вающая формирование портфолио и конкурентоспособного резюме, адек­ватно коррелирующих с моделью конкурентоспособности; экспе­римен­тально проверена результативность формирования конкуренто­способного портфолио.

В заключении представлены общие выводы по исследованию.

  1   2   3

Похожие:

Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе iconПрограмм а LXVI научной конференции студентов вгспу
«Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности будущего специалиста»
Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе iconДраматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога
Работа выполнена в гоу впо «Оренбургский государственный педагогический университет»
Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе icon«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка». Объект исследования
Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных...
Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе iconФормирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета

Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе icon«Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся»
Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся
Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе iconОтчет анализ по организации воспитательной работы в мобу сош села Ивановка за 2011-2012 учебный год
Воспитание – это средство подготовки лучшего будущего. Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, истинного...
Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе iconПеречень сайтов на которых используются методы электронного портфолио
Кроме портфолио, на сайте имеется огромное количество материала для создания и сбора материала для своего портфолио, собрана различная...
Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе iconТема «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений. Предупреждение перегрузки обучающихся.»
Выступление по теме: «Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации»
Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе iconМетодическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности
Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе iconПрофессионального Образования «чайковский медицинский колледж»
Образовательная программа учебной дисциплины разработана с учетом требований современного рынка труда к уровню общей культуры специалиста,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница