Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю




Скачать 35,01 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю
Дата04.02.2016
Размер35,01 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по НР и ИД


_____________ В.Н.Кризский


«____» __________ 20_____ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ФД.А.08)


Историческая русистика в современных зарубежных исследованиях


модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)

по специальности научных работников

07.00.02




Отечественная история

Шифр




наименование научной специальности



Программа одобрена на заседании

Кафедры Истории Отечества и методики преподавания истории

Протокол № 6 от 20 декабря 2011 г.



Заведующий кафедрой










Д.П. Самородов д.и.н., профессор







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание

Разработчик программы










Н.Л.Семенова к.и.н., доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание



Стерлитамак – 2011 г.

Оглавление


Оглавление 2

1.Общие положения 3

2.Цели изучения дисциплины 3

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 5

5. Содержание дисциплины 5

5.1Содержание лекционных занятий 5

5.2Практические занятия 6

5.3Самостоятельная работа аспиранта 6

6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума 7

7. Образовательные технологии 8

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9

9. Материально-техническое обеспечение 15



  1. Общие положения


    1. Настоящая Рабочая программа факультативной дисциплины «Историческая русистика в современных зарубежных исследованиях» - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России № 1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.


  1. Цели изучения дисциплины


Цель изучения дисциплины «Историческая русистика в современных зарубежных исследованиях» состоит в том, чтобы познакомить аспирантов и соискателей, обучающихся в аспирантуре, с особенностями историографического процесса на Западе: исходными теоретико-методологическими принципами исторической эпистемологии; базовыми концепциями истории России; методами исторических исследований.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

    • теоретико-методологических и конкретно-исторических взглядов основных представителей историографических направлений и школ в зарубежной исторической науке;

    • тенденций формирования источниковой базы западной исторической науки, совершенствования методов источниковедческой критики источников, расширения проблематики научных исследований;

    • факторов и условий развития исторической науки в Западной Европе и США;

- методов исторических исследований.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Аспирант или соискатель должен

знать:

    - историософские, теоретико-методологические, конкретно-исторические взгляды представителей основных историографических направлений и школ;

    - закономерности утверждения, смены различных исторических концепций на разных этапах развития зарубежной исторической науки;

- историю изучения важнейших проблем истории России в зарубежной историографии.

уметь:

    - анализировать исторические концепции различных авторов, определять их принадлежность к различным направлениям и школам исторической науки;

    - применять специальные историографические методы при исследовании как общеисторических, так и историографических проблем истории;



владеть:

- навыками научно - исследовательской работы с исторической литературой;

    - навыками выполнения историографического анализа различных проблем исторической науки в своем диссертационном исследовании.




  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Историческая русистика в современных зарубежных исследованиях


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов


Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч. часов

Аудиторные занятия

36

Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

36

Семинар

-

Практические занятия

-

Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных)

-

Внеаудиторные занятия:

36

Самостоятельная работа аспиранта

36

ИТОГО

72

Вид итогового контроля

Составляющая экзамена кандидатского минимума



5. Содержание дисциплины


  1. Содержание лекционных занятий

п/п

Содержание

Кол-во уч. часов

1

Общие тенденции развития исторической русистики в Западной Европе и США

2

2

Теоретико-методологический плюрализм – основа современного западного россиеведения

4

3

Проблема этногенеза и возникновения государственности у восточных славян в зарубежной историографии. 

2

4

Средневековая Россия в работах западных исследователей

4

5

Феномен российского самодержавия в трудах зарубежных историков.

2

6

Западная историография реформ Петра I.

4

7

Пореформенное развитие России в зарубежной историографии.

4

8

Российский либерализм в современной западной историографии.

2

9

Российские революции в зарубежной историографии.

4

10

Первые преобразования и экономическая политика советской власти в 1920-е гг. в работах зарубежных исследователей.

2

11

Проблемы тоталитаризма и сталинского террора в зарубежной историографии.

2

12

Великая Отечественная война в современной зарубежной историографии

4

Всего:

36




  1. Практические занятия

п/п

Содержание

Кол-во уч. часов

1

Не предусмотрены учебным планом

-

Всего:

-




  1. Самостоятельная работа аспиранта

п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч. часов

1

Развитие европейской социологии в XIX в. и складывание современных направлений в исторической эпистемологии.

4

2

Складывание школы «Анналов» во Франции. Ее эволюция и основные направления.

4

3

Психоисторическое направление в американской историографии. Психоанализ и история.

4

4

Теории модернизации и их теоретические источники.

4

5

Сущность структурно-функционального подхода, его использование в исследовании общественного развития.

4

6

Социальная история и история повседневности

4

7

Советское государство и общество в 1964- 1985 гг. в оценках отечественных и зарубежных историков

4

8

Кризис и распад СССР (1985-1991 гг.) – проблемы историографии.

2

9

Историография современной России.

2

10

Подбор и анализ литературы зарубежных авторов по теме своего диссертационного исследования

4

Всего:

36

6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума


Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет. Порядок проведения кандидатских экзаменов включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. Билеты кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны охватывать разделы Специальной дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.), Дисциплины научной специальности по выбору аспиранта (ОДН.А.) и Факультативные дисциплины.


Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену:


  1. Особенности формирования и развития Российской цивилизации (роль природно-климатического, географического, социального, религиозного факторов).

  2. Основные проблемы истории Древней Руси.

  3. Историография русско-монгольских отношений XIII - XV вв.

  4. Проблемные вопросы изучения единого Российского государства.

  5. Оценка деятельности Ивана Грозного в исторической литературе.

  6. Историография проблемы закрепощения крестьян.

  7. Историография Смуты в Русском государстве начала XVII в.

  8. Проблема складывания российского абсолютизма в историографии.

  9. Реформы Петра Великого в историографии.

  10. Просвещенный абсолютизм Екатерины II в историографии.

  11. Отечественная война 1812 года: проблемы периодизации и типологии. Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в.

  12. Историография декабристского движения.

  13. Проблемы реформ в политике российского правительства в первой половине XIX в.

  14. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. в исторической литературе.

  15. Отмена крепостного права в России и ее освещение в исторической литературе.

  16. Общественное движение пореформенного периода в историографии.

  17. Модернизация в России во второй половине XIX в.: историографические проблемы.

  18. Столыпинская аграрная реформа и ее оценка в исторической литературе.

  19. Политические партии в России в начале XX в. Опыт российского парламентаризма в оценках историографии.

  20. Оценка правления Николая II в исторической литературе.

  21. Освещение событий 1917 г. в отечественной историографии.

  22. Освещение гражданской войны в исторической науке: отечественная и зарубежная историография.

  23. Освещение проблем НЭПа отечественными и зарубежными исследователями.

  24. СССР в годы первых пятилеток (1928-1941 гг.): оценка отечественных и зарубежных исследователей.

  25. Великая Отечественная война в отечественной и зарубежной историографии.

  26. Проблема послевоенного восстановления СССР (1946 - 1950 гг.) в отечественной историографии.

  27. Международное положение и советская внешняя политика (1928-1941 гг.): достижения и противоречия современной историографии.

  28. Хрущёвская оттепель (1953-1964 гг.) в отечественной историографии.

  29. Советское государство и общество в 1964- 1985 гг. в оценках отечественных и зарубежных историков.

  30. Кризис и распад СССР (1985-1991 гг.) – проблемы историографии.

  31. Историография современной России.

  32. Достижения и противоречия советской культуры в 20 -30-е гг. Историография проблемы.

  33. Национальное государственное строительство в СССР и Российской Федерации и в советской и современной историографии.


7. Образовательные технологии


В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

  1. Предметно — ориентированные технологии обучения (Сопровождение лекций демонстрацией визуального материала и др.)

  2. Личностно — ориентированные технологии обучения.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Учебные, учебно-методические и иные библиотечно– информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантируют возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра истории Отечества и МПИ располагает специализированной библиотекой, включающей широкий комплекс научно – методической литературы, достаточный перечень научных журналов и пр. Для проведения занятий с аспирантами имеются оборудованные аудитории, мульмедийные средства обучения. Кроме того, в педагогической академии работает электронный читальный зал, в котором существует свободный доступ в диссертационный зал РГБ и к другим электронным библиотекам.


8.1 Основная литература:


п/п


Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой


Число аспирантов и соискателей, одновременно
изучающих
дисциплину


1

2

3

4

5

1

  Американская русистика:Период Киевской и Московской Руси. / Сост. Д.П. Маджеска. – Самара, 2001. 283 с.


Сост. Д.П.Маджеска. – Самара, 2001.







2

Большакова О.В. Власть и политика в России XIX – начала ХХ века: американская историография – М.: Наука, 2008.


Большакова О.В., М., 2008.







3

Левина Е. Проблемы российской истории на страницах журнала «Russian Revieu” // Отечественная история. 1998. № 2.


Левина Е. Отечественная история . – 1998 . - № 2.

Имеется в наличии исторического читального зала




4

Величко С.А. Освещение Перестройки в СССР (1985 – 1991 гг.) в зарубежной историографии. // Вопросы истории. – 2005. № 6.


Величко С.А. – Вопросы истории. – 2005. - № 6.

Имеется в наличии исторического читального зала




5

Верт Н. История Советского государства 1900–1991. – М., 1992.

Верт Н. – М., 1992.

Имеется в наличии исторического читального зала




6

 Хеллер К. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала ХХ в. // Отечественная история. – 1993. - № 1.


Хеллер К. Отечественная история. – 1993. - № 1.

Имеется в наличии исторического читального зала




7

Рейман М. Заметки по интерпретации 1917 г. // Отечественная история. – 1994. № 4-5.

Рейман М. Отечественная история. – 1994. - № 4-5.

Имеется в наличии исторического читального зала




8

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.


Гуревич А.Я. – М., 1993.







9

Пайпс Р. Русская революция: В 3-х кн. М., 2005. Кн. 1. Агония старого режима.1905-1917; Кн. 2. Большевики в борьбе за власть. 1917-1918. Кн. 3. Россия под большевиками. 1918-1924.


Пайпс Р. – М., 2005.







10

Шелохаев В.В. Первая русская революция в американской и английской буржуазной историографии. М., 1976.


Шелохаев В.В.- М., 1976.







11

Шелохаев В.В. Российский либерализм как историографическая и историософская проблема. // Вопросы истории. 1998. № 4.


Шелохаев В.В. – Вопросы истории. – 1998. - № 4.







12

Большакова О.В. Новая политическая история России: Современная зарубежная историография. Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. и науч.-информ. исслед. отдел отеч. и зарубеж. истории. – М., 2006. 98 с.


Большакова О.В.- М., 2006.























8.2 Дополнительная литература


п/п


Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество

экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число аспирантов и соискателей, одновременно
изучающих
дисциплину


1

2

3

4

5

1

Россия 19 - 20 вв. Взгляд зарубежных историков. М., 1996.


М., 1996.







2

Славяне и Русь (В зарубежной историографии). Киев, 1990.


Киев, 1990.







3

Корчагова М.Н. Проблемы аграрной истории Октябрьской революции и гражданской войны в англоязычной литературе (Историографический обзор) // Отечественная история. 1994. N 4-5.


Корчагова М.Н.- Отечественная история. – 1994. - № 4-5.

Имеется в наличии исторического читального зала




4

Малиа М. Из под глыб, но что? Очерк истории западной советологии // Отечественная история. 1997. № 5.


Малиа М. Отечественная история. – 1997. - № 5.

Имеется в наличии исторического читального зала




5

Раев Марк. Понять дореволюционную Россию: Государство и общество в Российской империи. Лондон, 1990.


Раев М. – Лондон, 1990.







6

Пайпс Р. Русская революция. – М., 1994.


Пайпс Р. – М., 1994.







7

Дроздов В.В. Современные буржуазные концепции истории советской экономики. – М., 1990.


Дроздов В.В.- М., 1990.







8

Россия в эпоху НЭПа. Исследования советского общества и культуры // Отечественная история. – 1994. № 4–5.


Отечественная история. – 1994. - № 4.

Имеется в наличии исторического читального зала




9

Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе // История СССР. 1990. № 6.


Игрицкий Ю.И. – история СССР. – 1990. - № 6.

Имеется в наличии исторического читального зала




10

 Павлова И.В. Современные западные историки о сталинской России 1930-х гг. (Критика «ревизионистского» подхода) // Отечественная история. – 1998. № 5. С. 108–119.


Павлова И.В. – Отечественная история. – 1998. - № 5.

Имеется в наличии исторического читального зала




11

Видлер И. Сталинградская трагедия. За кулисами катастрофы / Пер. с нем. А.Лебедева, Н. Португалова. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. 384с.

Видлер И.- М., 2006.








8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


п/п


Наименование учебной литературы

(адреса сайтов)

Автор, место издания, издательство год

(название сайтов)

Количество

экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

(наличие условий для реализации работы с Интернет-ресурсами)

Число аспирантов и соискателей, одновременно изучающих дисциплину

1

2

3

4

5

1

http://vivovoco.rsl.ru

 


Образовательная библиотека для молодежи Росссии

Компьютерный класс, каб. № 312 а




2

http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/196770.html

 


Электронная библиотека Веда

Компьютерный класс, каб. № 312 а




3

http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_15.html

Сайт электронной библиотеки России «Лаборатория виртуальной учебной литературы»

Компьютерный класс, каб. № 312 а




4

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Компьютерный класс, каб. № 312 а




5

http://www.hrono.ru

Хронос. Всемирная история в интернете

Компьютерный класс, каб. № 312 а




6.

http://istorijarossii.narod.ru/index. html

История нашей страны

Компьютерный класс, каб. № 312 а






9. Материально-техническое обеспечение


Кафедра Истории Отечества и МПИ располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.


п/п

Название дисциплины

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов

1

2

3

4




Историческая русистика в современных зарубежных исследованиях


Каб. № 312 а,

Каб. № 314

Наличие компьютеров, ноутбука, интерактивной доски и пр.


Республика Башкортостан,

453103, город Стерлитамак, проспект Ленина, 49, здание главного корпуса



Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный университет путей сообщения» (миит) утверждаю: Директор роат
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный университет путей сообщения» (миит) утверждаю: Директор роат
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный университет путей сообщения» (миит) утверждаю: Директор роат
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный университет путей сообщения» (миит) утверждаю: Директор роат
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconРабочая программа д исциплины «информатика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская государственная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 25. 00. 32 «Геодезия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет кино и телевидения» офисные компьютерные технологии
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежская государственная медицинская академия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница