Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения




Скачать 38,47 Kb.
НазваниеПрограмма и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер38,47 Kb.
ТипПрограмма
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИйСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Московский государственный институт
радиотехники, электроники и автоматики

(технический университет)”


Подлежит возврату




Социально-политические отношения в обществе. (Модули: социология и политология)


Программа и планы семинарских занятий

для студентов очно-заочной формы обучения


Москва 2011

Составители: И.В.Верезгова, Л.Н.Кочеткова, В.Г.Мурашова,

Т.Н. Семёнова, В.В.Смирнов, С.В.Тихонова


Редактор: Смирнов В.В.


Программа и планы семинарских занятий разработаны в соответствии с требованиями Государственного стандарта по преподаванию социологии и политологии в вузах Российской Федерации. Программа и планы семинарских занятий раскрывают основные проблемы науки с точки зрения современных достижений отечественной и зарубежной социально-политической мысли и включают структурно-логические схемы, таблицы, вопросы для обсуждения и библиографический список по каждой теме курса.

Программа и планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очно-заочной формы обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Университета.


Рецензенты: доктор философских наук – Мощелков Е.Н;

кандидат философских наук – Ручкина Г.Ф.


© МИРЭА 2011


Подписано в печать 00.00.2011. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л.00,00 Усл. кр.-отт. 00,00. Уч.-изд. л. 00,00

Тираж 000 экз. С 00


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Московский государственный институт радиотехники,
электроники и автоматики (технический университет)”

119454, Москва, пр. Вернадского, 78


ВВЕДЕНИЕ


Данная работа представляет собой разработку учебного курса социально-политические отношения в обществе – научной дисциплины, коренным образом отличающейся от других гуманитарных наук. В условиях современного общества, знания о социально-политической сфере перестают быть только теорией, они становятся основой для реальных общественно-полезных действий. Сегодня возрастает потребность в социально и политически грамотных специалистах, осознающих свою общественную значимость, способных самостоятельно ориентироваться в изменяющейся действительности. Социально-политические знания необходимы человеку независимо от его профессиональной принадлежности, так как позволяют осознать смысл и направление происходящих стране и мире изменений и в итоге, занять свое место в жизни.

Цель программы и планов семинарских занятий- ознакомить студентов МИРЭА с основными теориями и концепциями современной социально-политической науки, способствовать получению прочных систематических знаний по социологии и политологии, ориентировать студентов на дальнейшее самостоятельное изучение проблем развития нашего общества.

Предлагаемая работа разработана преподавателями кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА и предназначено для студентов очно-заочной формы обучения. Структура учебного пособия соответствует требованиям Государственного стандарта и отражает все его основные темы. В процессе подготовки пособия использовались ранее не переводившиеся на русский язык произведения зарубежных социальных и политических мыслителей.

Для эффективного усвоения знаний студентами в конце каждой главы содержатся вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература. Свою задачу авторы видели в достижении максимальной научной объективности.


ТЕМА 1


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ


Предмет социологии. Структура и уровни социологического знания. Макросоциология и микросоциология.

Западноевропейская и американская традиции в развитии социологической мысли. О. Конт и возникновение позитивистской социологии. Эволюционистская концепция  Г. Спенсера. Психологическое направление: Г. Лебон и Т. Тардт. Социологическая концепция Э. Дюркгейма. Теория общества в марксизме. «Понимающая социология» М. Вебера. Социальная система Т. Парсонса.

Развитие социологии в России. Географический детерминизм, органицизм, психологизм (Л. Мечников, А. Стронин, Н. Кареев). Социологические воззрения Н. Данилевского. Этико-субъективная школа П. Лаврова, Н. Михайловского. Марксистская концепция социологической мысли в России (Г.Плеханов, В.Ленин). П. Сорокин о природе социальных связей и изменений.

Особенности современного этапа в развитии социологии.


Ключевые понятия: социальное и социологическое, социальные законы и социологические закономерности, уровни социологического анализа, общая социология, специальная социология, отраслевые теории, прикладная социология, социальная статика и социальная динамика, социальная мобильность и социальная стратификация, идеальный тип, социальный факт, общественно-экономическая формация, системный функционализм, социальные связи и отношения, социальные изменения.


План семинарского занятия


  1. Предмет и объект социологии.

  2. Особенности возникновения и развития социологии в странах Западной Европы и США.

  3. Развитие социологии в России 19-21в.в.

Задачи и вопросы для обсуждения


    1. Что изучает социология?

    2. Сравните социологию с социальной философией, историей общества, антропологией, экономической теорией и культурологией.

    3. По Марксу разделение труда порождает классовые антагонизмы, по Дюркгейму – солидарность. Кто из них ближе к истине?

    4. Известна древняя сентенция: «О времена! О нравы!». Каким понятием из социологической теории Э.Дюркгейма можно определить такую ситуацию?

    5. С точки зрения функционализма, для того, чтобы объяснить социальное явление, необходимо проанализировать его функцию в общественной системе. Как в таком случае, придерживаясь этой позиции, объяснить преступность во всех ее многообразных проявлениях, столь характерную для современного общества?


Темы рефератов и докладов


  1. Социология как совокупность концепций и подходов.

  2. Макросоциология и микросоциология: различные способы изучения общества.

  3. Социология как поведенческая наука.

  4. Рациональность и образ жизни современного западного общества.

  5. Веберовская концепция бюрократии и бюрократия в современном обществе.

  6. Русская социология: характеристика основных школ, концепций, направлений развития.

  7. Теория социальной мобильности и социальной стратификации П.А.Сорокина.

  8. Социология в СССР и в современной России.


Тесты


  1. Как дословно перевести понятие «социология»?:

а) учение о природе;

б) учение о сознании;

в) учение о человеке;

г) учение об обществе.

  1. Что входит в предмет социологии?:

а) социальные системы;

б) социальное действие;

в) социальные отношения;

г) социологические категории.

  1. Какие науки изучают массовое поведение людей?:

а) политология;

б) философия;

в) психология;

г) социология.

  1. Человек спас ребенка, вынеся его из горящего дома. К какому типу социального действия относится этот поступок?

  2. По Парсонсу, каждая социальная система обладает набором из четырех функций. Семья – также социальная система. Как распределены эти функции между членами семьи (мать, отец, дети, бабушка)?


Библиографический список


  1. Абалкин Л. Данилевский о России, Европе и славянском единстве. // Социс. 2003. № 5.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Универс, 1992.

  3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс-Универс, 1990.

  4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: 1990.

  5. Кравченко А. Социология. Учебник. М.: 2004.

  6. Осипов Г.Российская социология в ХХ1 веке.//Социс.2004.№ 3.

  7. Социологическая энциклопедия: [В 2 т.] / Г. Ю. Семигин, руководитель науч. проекта; Под ред. В. Н. Иванова. М.: Мысль, 2003.

  8. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции. // Социс. 2003. № 9.

  9. Тощенко Ж. О понятийном аппарате социологии. // Социс. 2002. № 9.

ТЕМА 2


ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА


Сущность общества как системы. Социальная система. Основные элементы социальной системы. Общество как целостная динамично саморазвивающаяся система. Системообразующие качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость. Признаки общества . Основные функции общества: адаптационная, целеполагающая, стабилизационная, интеграционная. Типология обществ: простые и сложные, закрытые и открытые, западные и восточные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные. Социальный прогресс и регресс. Модернизация. Виды модернизации: органическая и неорганическая. Понятие социального института. Доминантные социальные институты: семья, образование, религия, политические институты, экономические институты. Функции социальных институтов: явные и латентные. Институционализация. Состояние и перспективы развития современного российского общества.


План семинарского занятия


  1. Общество: понятие, признаки, качественные характеристики. Исторические типы общества.

  2. Общество и социальные институты. Понятие социального института. Типология социальных институтов; функции и структурные элементы основных институтов общества.

  3. Социальный прогресс и регресс.


Ключевые понятия: общество, социальная система, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, социальный институт, социальный прогресс, регресс, реформа, революция, модернизация.


Задачи и вопросы для обсуждения


  1. Что такое социальная система?

  2. Каковы особенности общества как системы, его структура?

  3. Какие типологии обществ вам известны?

  4. Каковы характерные черты индустриального и постиндустриального общества? Чем они отличаются друг от друга?

  5. Что такое информационное общество? Можно ли сказать, что это новый тип общества?

  6. Дайте определение социальному институту. Перечислите известные вам социальные институты. В чем причина их разнообразия в современном обществе?

  7. Что такое модернизация как социальный процесс?


Темы докладов и рефератов


  1. Специфика общества как системы.

  2. Исторические типы общества.

  3. Перспективы становления и развития информационного общества в России.

  4. Роль социальных институтов в поддержании стабильности общества.

  5. Бюрократия как специфический тип социальной организации.


Тесты


  1. К какому понятию относится данное определение: «устойчивая во времени и пространстве совокупность людей, групп, социальных институтов, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия»?:

а) цивилизация; в) культура;

б) общество; г) элита.

  1. Общесоциологические признаки общества сформулировал:

а) Э.Дюркгейм; в) Э.Шилз;

б) К.Маркс; г) О.Конт.

  1. Какими признаками характеризуется экономика индустриального общества?

а) развитие сферы услуг и преобладание умственного труда;

б) массовое товарное производство машинные технологии;

в) натуральное хозяйство, ручной труд, земледелие и скотоводство;

г) автоматизация и информационные технологии.

  1. Развитие сферы услуг (главным образом науки и образования) характеризует:

а) индустриальное общество;

б) аграрное общество;

в) постиндустриальное общество;

г) протообщество.

  1. Процесс и результат появления в обществе социального института называется:

а) социализация;

б) модернизация;

в) институционализация.

  1. Укажите авторов теории «постиндустриального общества»:

а) К.Маркс, В.Ленин; в) О.Конт, М.Вебер;

б) П.Сорокин, Г.Спенсер; г) Р.Арон. Д.Белл.


Библиографический список


  1. Кива А.В. Многомерность российской модернизации // Общественные науки и современность. 2011.№1.

  2. Гидденс Э.Устроение общества. Серия: Концепции Издательство: Академический Проект, 2005 г. 528 стр.

  3. Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества. // Социс. 2010.№12.

  4. Общество потребления в социологическом ракурсе. «Круглый стол». //Социс. 2010. № 11.

  5. Литвак Н.Ю. К вопросу о классификации концепций информационного общества. // Социс. 2010. № 8.

  6. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., Аспект-Пресс, 1997.

  7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

  8. Штомпка П. Социология - М.: Логос, 2010. - 698 с.

  9. Штомпка П.Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. –М.: Логос, 2010. -168 с.: 32 с. цв. ил. – (Новая университетская библиотека).

  10. Социология: Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 2009.


ТЕМА 3


ЛИЧНОСТЬ


Личность как объект исследований. Взаимодействие личности и общества. Социально значимые черты личности. Основные социологические теории личности. Теория «зеркального Я» Ч.Х.Кули. Социальное поведение, социальные роли и социальные статусы. Приписываемые, прирожденные, достигаемые статусы личности. Социализация личности. Этапы социализации личности. Десоциализация и ресоциализация личности. Девиантное, делинквентное поведение личности.


План семинарского занятия


  1. Понятие личности: сущность, структура.

  2. Основные социологические теории личности.

  3. Социальный и личный статусы, социальные роли личности.

  4. Социалиазция личности, ее формы.

  5. Девиантное и делинквентное поведение и социальные нормы.


Ключевые понятия: личность, индивид, статус, социальная роль, социализация.

Личность — социальное качество индивида, результат его интеграции в систему общественных отношений.

Индивид — отдельный, единичный представитель человеческого рода.

Статус — позиция, положение человека в группе или обществе, состоящее из совокупности прав и обязанностей.

Социальная роль — модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.

Социализация — процесс усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей.


Задачи и вопросы для обсуждения


  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

  2. Какова структура личности?

  3. В чем суть статусно-ролевой концепции личности?

  4. Прокомментируйте высказывание:»Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее».

  5. Что такое ролевой конфликт? Каковы его основные причины.

  6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации?

  7. Что такое девиантное поведение и какие способы борьбы с ним выработало общество?


Темы докладов и рефератов


  1. Личность как социальное существо.

  2. Феральные люди: унаследованное и приобретенное.

  3. Теория «зеркального Я» Ч.Х.Кули.

  4. Проблемы самореализации личности в современном обществе.

  5. Социализация и социальный контроль.

  6. Агенты и институты социализации.


Тесты


  1. Укажите на принадлежность к тому или иному статусу (заполните таблицу)







Предписанный статус

Приобретенный статус

1. сын







2. монарх







3. студент







4. отец







5. мужчина







6. москвич










  1. Глобальный процесс усвоения индивидом социально значимых черт называется:

а) культурное программирование; в) ассимиляция

б) социальная инженерия; г) социализация

  1. Агентом первичной социализации является

а) школа; в) семья

б) университет г) дружеская кампания

  1. Какие элементы выделяют в социологии в структуре личности

а) социальные статусы; в) внешние данные

б) уровень интеллекта г) черты характера


Библиографический список


  1. Социология: Учебник для вузов /В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. - М.:ИНФРА-М,2007.(Классический университетский учебник).

  2. Социология: Учебник для вузов /В.Н.Лавриненко, Г.С.Лукашева, О.А.Останина, и др.; Под ред. В.Н.Лавриненко. -М.:ЮНИТИ, 2005.

  3. Социология: Учебное пособие. -М.,МИРЭА,2007


ТЕМА 4


СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА


Конфликтология как научная дисциплина. Определение объекта конфликтологии. Источники конфликтологических знаний. Современные направления в разработке теории конфликта. Развитие отечественной конфликтологии. Методология и методы конфликтологии. Определение конфликта. Предмет, объект и субъект конфликта. Функции конфликта (положительные и отрицательные).

Классификация конфликтов. Конфликт как социальное явление. Внутриличностные конфликты. Семейные конфликты. Конфликты между социальными группами. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Экономические конфликты. Трудовые конфликты: функции, предупреждение и разрешение. Межэтнические конфликты: природа, сущность и эволюция. Разрешение межэтнических конфликтов. Сущность и типология межэтнических конфликтов в России и ближнем зарубежье. Политические конфликты. Определение политического конфликта.

Объект и субъект политического конфликта. Соотношение понятий «политическое противоречие» и «политический конфликт». Повод политического конфликта. Стадии развития политического конфликта: предконфликтная ситуация, развитие конфликта, разрешение конфликта, завершение конфликта, послеконфликтная стадия. Позитивная и негативная функции политического конфликта.

Виды политических конфликтов: всеобщие и частичные, открытые и закрытые, кратковременные и долговременные, горизонтальные и вертикальные. Возрастание вероятности мирного урегулирования конфликтов при демократии.


План семинарского занятия


  1. Конфликтология как научная дисциплина и современные направления в разработке теории конфликта.

  2. Конфликт: его сущность, объект и субъект, функции и типология.

  3. Социальный конфликт: понятие, причины, типология и динамика. Конфликты внутриличностные, межличностные, семейные, экономические, трудовые, межэтнические\

  4. Особенности политического конфликта, стадии его развития и виды. Разрешение политических конфликтов.

  5. Сущность и типология межэтнических конфликтов в России и других странах СНГ на современном этапе


Ключевые понятия: конфликт, социальный конфликт, политический конфликт, арбитраж, демонстрация, митинг, забастовка, динамика конфликта, разрешение конфликта, трудовой спор, компромисс, консенсус, международный конфликт, переговоры, управление конфликтом, кризис (социальный, экономический, политический, правительственный, конституционный, кризис легитимности).


Задачи и вопросы для обсуждения


  1. Когда начала складываться конфликтология как особая область научных исследований и какие имена зарубежных и российских конфликтологов XIX и XX вв. вы знаете?

  2. Чем определяется возросший интерес к конфликтам в современной России?

  3. Какие основные черты свойственны различным видам конфликтов?

  4. Охарактеризуйте взаимосвязь социального статуса и социальных ролей личности с точки зрения конфликтологии.

  5. Какой законодательный акт регулирует порядок разрешения трудовых споров в Российской Федерации?

  6. Назовите особенности политического конфликта и стадии его развития.


Темы рефератов и докладов


  1. Предпосылки современных конфликтологических идей.

  2. Становление современной конфликтологии.

  3. Общенаучные принципы исследования конфликта и его основных этапов.

  4. Современная конфликтология в России.

  5. Классификация причин конфликтов в современной конфликтологии.

  6. Конфликт как пик трудовых ситуаций.

  7. Характеристика современных межгосударственных конфликтов, их причины и способы разрешения.

  8. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.


Тесты


  1. Социальные конфликты представляют собой явления… а) противоестественные; б) случайные: в) закономерные; г) преднамеренные.

  2. К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации относится…а) принуждение к заключению соглашения; б) поиск компромиссных решений; в) уход от разрешения конфликта; г) подавление противника

  3. Являются ли субъектами международного права народы, борющиеся за самоопределение и независимость? а) нет; б) вопрос не разработан в международном праве; в) да; г) это не зависит от международных организаций.

  4. Субъектами этнополитических конфликтов являются…а) международные организации; б) этнические общности; в) государства; г) социальные группы.

  5. Что национальный суверенитет? а) ликвидация национального гнета; б) независимость от других государств; в) независимость государства во внешних отношениях; г) совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального, экономического и политического строя.

  6. Какой стадии социально-экономического развития общества присущи? а) постиндустриальной; б) доиндустриальной; в) индустриальной; г) любой стадии.

  7. Существуют ли способы ослабления конфликта? Если да, то какие? Что такое «компромисс» и «консенсус»? Приведите примеры из практики современной России.


Библиографический список


  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтологии. 3-е изд. М., Эскимо, 2010.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. 11-е изд. М., Эскимо, 2011.

  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. 4-е изд. М., Академический проект, 2010.

  4. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. Пер. А.Ю. Панкина. М., РОССПЭН, 2002.

  5. Дмитриев А.В. Конфликтология. 3-е. изд. М., Альфа-М, Инфра-М, 2009.

  6. Кибаков А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. 2-е изд. М., Инфра-М, 2011.

  7. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. М., ИД «Форум», Инфра-М., 2010.

  8. Курбанов В.И. Конфликтология. 3-е изд. Феникс, Ростов-на-Дону.2009.

  9. Светлов В. Семенов В. Конфликтология. М. и др., Питер, 2011.

ТЕМА 5


СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Социологическое исследование как инструмент познания социальной действительности. Типы и виды социологических исследований. Тема, цели, задачи и рабочие гипотезы социологического исследования. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Основные этапы конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Статистические методы обработки полученных данных. Отчет о результатах социологического исследования. Выводы и практические рекомендации.


План семинарского занятия


  1. Понятие социологического исследования.

  2. Программа конкретного социологического исследования. Её структура и функции.

  3. Способы формирования выборочной совокупности (выборки). Репрезентативность выборки.

  4. Опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент как основные методы сбора информации. Их достоинства и ограничения.

  5. Методы и способы обработки данных.

  6. Подготовка Отчета о результатах социологического исследования.


Ключевые понятия; социологическое исследование, теоретическое и прикладное социологическое исследование, рабочая гипотеза исследования, выборка, опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент, статистические методы обработки данных.


Практические задания


  1. Составить Программу конкретного социологического исследования по одной из тем.

  2. Сформулировать исследовательскую проблему конкретного социологического исследования.

  3. Обосновать рабочие гипотезы социологического исследования.

  4. Составить анкету социологического опроса, используя открытые и закрытые вопросы.

  5. Составить закрытую анкету социологического опроса.

  6. Составить открытую анкету социологического опроса.

  7. Разработать сценарий интервью по одной из тем.

  8. Осуществить анализ документа в соответствии с исследовательской проблемой.

  9. Рассчитать состав выборки на основе различных методов (вероятностных, шкальных, пошаговых и т.д.)

  10. Провести учебное социологическое исследование.


Темы учебных социологических исследований


    1. Проблемы выбора студентами вуза, факультета, специальности.

    2. Информационные технологии в процессе обучения студентов.

    3. Удовлетворенность студентов организацией учебного процесса в вузе.

    4. Основные приоритеты профессиональной деятельности молодежи.

    5. Ценностные ориентации молодого поколения.

    6. Отношение студентов к семье и браку.

    7. Физическое здоровье студентов.

    8. Молодежь и политика.

    9. Девиантное поведение молодежи (наркомания, алкоголизм, преступность).

Тест


  1. Что является первым этапом проведения социологического исследования:

а) сбор информации в) составление программы

б) обработка информации г) написание отчета

  1. Научное предположение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть в ходе социологического исследования, называется:

    а) рабочая гипотеза

    в) практические рекомендации;

    б) исследовательская проблема

    г) исследовательская задача

  2. Человек, мнение которого изучается в ходе социологического исследования, называется:

а) корреспондент в) актор

б) респондент г) агент

  1. Какой метод сбора информации наиболее часто используется при проведении социологического исследования?

а) опрос в) эксперимент

б) анализ документов г) наблюдение

  1. Какой вид опроса является наиболее эффективным?

    а) почтовый

    в) телефонный

    б) прессовый

    г) раздаточный

  2. В каком документе социологического исследования содержатся практические рекомендации по решению исследовательской проблемы?

а) программа исследования; в) анкета;

б) отчет исследования; г) статистические расчеты.


Библиографический список


  1. Социология. Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 2007 (2010).

  2. Социология. Методические указания для студентов всех специальностей. – М.: МИРЭА, 2005.

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2004.

  4. Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. – М.: Мысль, 2003

  5. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. – М.: Айриспрес, 2000

  6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – М.: Наука, 2004.


ТЕМА 6


ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА


Политическая сфера жизни общества, ее специфика и взаимодействие с другими сферами общества: экономической, социальной, духовной. Объект политологии: политика, политическая сфера жизни общества. Предмет политологии: закономерности становления и функционирования политической власти. Категории политологии. Методы политологии: системный, структурно-функциональный, сравнительный (компаративный), исторический, социологический, нормативный, институциональный. Основные функции политологии: теоретико-познавательная, мировоззренческая, методологическая, прогностическая, оценочная (аксиологическая). Теоретическая и прикладная политология. Место политологии в системе общественных наук. Понятие и сущность политики. Различные подходы к определению политики. Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. Элементы политики: политические отношения, политическая власть, политическая организация, политическая культура, политическое сознание. Функции политики.


План семинарского занятия


  1. Объект и предмет политологии. Методы и основные функции политологии. Уровни политологии: теоретический и прикладной.

  2. Место политологии в системе общественных наук.

  3. Понятие политики. Субъекты и объекты политики.

  4. Политика и мораль. Политика и право.


Ключевые понятия: политика, политическая сфера жизни общества, предмет политологии, субъекты политики, объекты политики, политология, методы политологии, функции политологии, прикладная политология, политическая философия, политическая социология, политическая психология, история политических учений, политические отношения, политические интересы, политические процессы.


Задачи и вопросы для обсуждения


  1. Что является объектом и предметом политологии?

  2. Охарактеризуйте основные методы и функции политологии.

  3. Какое место занимает политология в системе социально-гуманитарных наук? С какими науками она наиболее тесно связана?

  4. Что изучают такие разделы политологии как политическая философия, политическая психология, политическая социология, история политических учений.

  5. Какие определения политики Вы знаете и как их можно систематизировать?

  6. В чем отличие политики от других сфер общественной жизни?

  7. Как соотносятся мораль и политика? Как вы объясните известное высказывание «цель оправдывает средства» применительно к политике?


Темы докладов и рефератов


  1. Политология как самостоятельная научная дисциплина.

  2. Политология в системе социальных и гуманитарных наук.

  3. Значение политических знаний для деятельности человека в обществе.

  4. Политическая наука в современной России: основные задачи и перспективы развития.

  5. Политика как социальное явление.

  6. Вклад Н.Макиавелли в изучение политики.

  7. Соотношение целей и средств в политике.


Тесты


  1. Политология – это:

а) наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений;

б) наука, изучающая социально-политические конфликты и их влияние на общественное развитие;

в) наука, изучающая влияние гражданского общества на распределение власти;

г) наука о политике во всех ее проявлениях.

  1. Что является предметом политологии?

а) классы и социальные группы;

б) политические отношения;

в) общество в целом;

г) неравенство.

  1. Политика – это:

а) деятельность, связанная с распределением крупных финансовых средств и ответственных должностей;

б) область повышенной конфликтности;

в) сфера совпадений интересов социальных групп;

г) деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления власти.

  1. Субъекты политики – это;

а) только граждане государства, принадлежащие к определенной политической организации и сознательно участвующие в осуществлении ее политических целей;

б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе;

в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности;

г) политические партии (и только они), участвующие в политической жизни общества.


Библиографический список


  1. Пляйс Я.А. Российская политология перед новыми вызовами. // Полис. 2008.№4.

  2. Политология. Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 2008.

  3. Политология: учеб. / А.Ю.Мельвиль (и др.). – М.МГИМО (Университет) МИД России.2007.

  4. Смирнов Н.Ю., Моисеев Н.Н. О политической науке и будущем человечества. //Полис. 2008.№4.



ТЕМА 7


ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ


Понятие «политическая система» и «политический режим». Соотношение понятий «государственный режим» и «политический режим». Структура и особенности функционирования политических систем и режимов. Ресурсы жизнеспособности политической системы и режима. Типология политических систем и режимов. Взаимосвязь политических режимов, форм правления и типов государственного устройства. Взаимодействие гражданского общества с государством и их связь с характером политического режима. Характеристика демократического режима. Исторические формы демократии. Основные типы современных демократических систем: парламентская, президентская, парламентско-президентская. Проблема издержек и пределов демократии. Истоки и основные признаки тоталитаризма: общее и особенное, исторические пределы и причины крушения тоталитарных режимов. Основные измерения авторитаризма. Его отличия от тоталитаризма и демократии. Особенности тpaнcфopмaции авторитарных и тоталитарных режимов в демократические. Проблемы и трудности становления демократии в России.


План семинарского занятия


  1. Понятие «политическая система общества» и ее типы.

  2. Понятие “политический режим” и его сущность.

  3. Характеристика демократического режима.

  4. Основные признаки тоталитарных режимов.

  5. Отличительные особенности авторитаризма.


Ключевые понятия: политическая система, политический режим, демократия, парламент, президентская форма правления, авторитаризм, тоталитаризм, неограниченная власть, диктатура.


Задачи и вопросы для обсуждения


  1. Назовите отличительные признаки современной демократии от античной демократии города-полиса Древней Греции.

  2. Чем отличаются президентская и парламентская формы правления?

  3. При каких обстоятельствах демократия нуждается в ограничении?

  4. В чем сходство и различие авторитарного и тоталитарного режимов?

  5. Проведите сравнительный анализ национал-социалистской и коммунистической моделей тоталитаризма.

  6. Основные черты тоталитаризма и перспективы развития общества в романах Замятина “Мы” и Оруэлла “1984”.

  7. Какие вы можете назвать пути и средства перехода от тоталитаризма к демократии?

  8. Как вы можете определить тип режима в современной России? Обоснуйте свою точку зрения.



  1   2

Похожие:

Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconФилософия часть вторая Планы семинарских занятий и
Философия: Часть II планы семинарских занятий и методические указания к ним, вопросы выходного контроля для студентов всех специальностей...
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconМетодические указания по производственной практике
«27»июня 2007 г., и в соответствии с рабочими учебными планами специальности 030501 – Юриспруденция, утвержденными Ректором спбгиэу...
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconИстория планы семинарских занятий и
История: планы семинарских занятий и методические указания для студентов на 2012/13 учебный год / составитель: А. Н. Федоров. – Челябинск,...
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История», «История России»). Для студентов I курса всех специальностей
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс включает в себя программу курса, планы семинарских занятий, тематику докладов, тренинг, контрольные вопросы к экзамену и рекомендуемую литературу.
Рассчитан для студентов дневной и заочной форм обучения факультета «налоги и налогообложения»
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconПланы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» Часть 1
Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» рассмотрены и рекомендованы...
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconУчебное пособие по английскому языку для студентов специальности хтнв очной и очно-заочной формы обучения I часть березники 2003
Учебное пособие по английскому языку для студентов специальности хтнв очной и очно-заочной формы обучения / Сост. Л. К. Ивонина,...
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов очно заочной, заочной формы обучения
Контрольная работа является одной из форм проверки знаний студентов, позволяющей осуществить итоговый контроль усвоения наиболее...
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconРабочая программа Тематика и планы семинарских занятий 4
Курс «Инновации в культуре и социокультурное проектирование» рассчитан на студентов V курса (специальность «Культурология»). Программа...
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Экономический анализ»
Н для заочной формы обучения, структуру и содержание рейтинговой системы контроля знаний студентов для очной формы обучения, перечень...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница