Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу




Скачать 12,41 Kb.
НазваниеОренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу
Дата04.02.2016
Размер12,41 Kb.
ТипДокументы
Бренд города как эстетическое явление на примере Оренбурга

Чепурова Ксения Юрьевна,

ассистент кафедры связей с общественностью ОГУ


В настоящее время в России наблюдается активно нарастающая конкуренция между городами за информационные потоки и инвестиции, потенциальных жителей, профессионалов и туристов и т.д. Выгодное географическое расположение и наличие богатых природных ресурсов уже не могут являться гарантией высоких экономических показателей. Решить данную проблему может освоение маркетинга территории, одной из самых эффективных форм которого является создание бренда города. Эстетические качества форм его визуализации и адаптации в пространство городской среды являются одними из важных показателей ценностной оценки развивающегося бренда потребителем.

В своей книге «Брендинг города» российский географ, экономист, известный специалист в области маркетинга и брендинга территорий Денис Визгалов приводит различные определения понятия «бренд города» зарубежных практиков и теоретиков, например: впечатления, которое город производит на целевую аудиторию, сумма всех материальных и символических элементов, которые делают его уникальным (Moilanen T., Rainisto S.) [2], многомерный конструкт, состоящий из функциональных, эмоциональных и материальных элементов, которые в совокупности создают уникальный набор ассоциаций с местом в общественном сознании (Kavaratzis M., Ashworth G.) [1] и т.п. Денис Визгалов приводит и собственное определение: «Бренд города – это городская идентичность, системно выраженная в ярких и привлекательных идеях, символах, ценностях, образах и нашедшая максимально полное и адекватное отражение в имидже города» [3, с.41]. При этом городская идентичность – это «символический, смысловой капитал города», а «имидж города – существующая в общественном сознании совокупность устойчивых представлений о городе» [3, с.37-38]. Автор также отмечает, что в процессе брендинга города, а именно его продвижения, важную роль играет наполнение его среды и повседневной жизни символами бренда.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что в процессе создания бренда города особое место занимает его визуализация, т.е. работа с городским пространством как с творческой площадкой, которая должна быть реализована на высоком эстетическом уровне. Эстетическое понимается как чувственно-выразительное, как ценностное отношение человека к миру, как совершенное вообще и совершенное в своем роде, к чему стремится человек и человечество в своем цивилизационном прогрессе.

В основе понятия «эстетическое» лежит древнегреческое слово «эстезис», которое означает чувственное восприятие, ощущение, т.е. способность распознавать все формы бытия с помощью органов чувств, интеллекта, эмоций [4, с.6-7]. А значит, в контексте темы эстезис выражается в том, чтобы узнавать, оценивать прекрасные или безобразные формы и способы оформления предметов городской среды.

По словам Коломиец Г.Г., «эстетическое как совершенное, чувственно-выразительное, вызванное к жизни сиянием красоты вызывает восхищение. Оно доставляет удовольствие от переживания смешанных, суггестивных (внушающих) эмоций, которые возникают при соприкосновении с прекрасным созданием, потрясающей формой» [5, с.6]. Следовательно, эстетическое как носитель ценностного отношения человека к миру способно влиять на ценностные ориентации личности и общества, что крайне важно при создании бренда города.

Среди основных направлений работы по формированию бренда города стоит выделить:

  • метод архитектурных проектов (формирование системы архитектурных объектов как комплекса знаковых сооружений в рамках развития бренда города);

  • метод дизайн-проектов (использование уникальных свойств географического, природного, культурно-исторического ландшафта в создании средовых и графических брендовых образов);

  • метод формирования культурно-исторической концепции (тематическое зонирование городской среды, развитие туристических и экскурсионных маршрутов с учетом знаковых мест);

  • метод массовых-коммуникаций (реализация системы позиционирования брендовых образов посредством внедрения их в среду, рекламу на различные информационные носители – полиграфическую продукции, радио, телевидение и т.п.).

Рассмотрим работу по формированию и визуализации бренда города в рамках выше представленных направлений – архитектурные проекты (объекты), ландшафтный дизайн, тематическое зонирование, внедрение элементов дизайна – на примере города Оренбурга.

В Оренбурге среди знаковых архитектурных символов можно отметить стелу «Европа-Азия», мост через реку Урал, Музей истории города, библиотека Оренбургского государственного университета, Драм театр и т.д.

Архитектурным многообразием построек характеризуется исторический центр города, который избежал коренной реконструкции и сохранил свою планировку до настоящего времени. В этом плане Оренбург отличается от многих городов Урала, исторические центры которых приобрели более современный облик.



Объект культурного наследия в историческом центре Оренбурга «Дом Тимашевых»


Стоит подчеркнуть, что исторический центр имеет особое значение для жителей города. Он определяет его культурный образ, является символом самобытности, критерием, с которым соотносят другие части городского пространства. Исторический центр выполняет функцию культурного районирования города. Поэтому в эстетическом отношении необходимо уделять особое внимание сохранению его своеобразия.

В сфере ландшафтного дизайна у Оренбурга есть как преимущества, так и недостатки. Несмотря на изобилие в городе цветочных ансамблей в теплое время года, наличие фонтанов и малых архитектурных форм, эстетичность многих объектов остается на низком уровне, часто переходя в разряд китча. Нельзя сказать, что ландшафтный дизайн Оренбурга имеет системный характер и является значимым фактором создания бренда города. Поэтому активизация деятельности по гармонизации пространственной планировки, видовых площадок, садов и парков, набережной актуальна для Оренбурга.





Что касается тематического зонирования городской среды, наличия культурно-этнических кварталов, то в Оренбурге данное направление вообще не развито. Но у города есть своя уникальная особенность. Исторические и культурные традиции разных народов, их национальные особенности, жизненный уклад сгруппированы в Оренбурге в культурном комплексе «Национальная деревня». Это своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы, любви и единения народов Оренбургского края, это модель мира и согласия.



Культурный комплекс «Национальная деревня»


Здесь представлены подворья русского, казахского, украинского, башкирского, мордовского, немецкого, чувашского, армянского, белорусского и татарского народов. Во всех десяти подворьях предусмотрены музеи истории, культуры и быта, библиотеки, кафе или рестораны национальной кухни, офисы национально-культурных центров. Необходимо продолжать развитие данного направления в Оренбурге, так как создание этнокультурной мозаики районов в городе могло бы стать его украшением и способствовать развитию культуры и туризма.

Говоря о дизайне бренда города и концепции внедрения его элементов в городскую среду города Оренбурга, в качестве примера можно привести стелу «Европа-Азия», олицетворяющую город на границе двух частей света. Однако Оренбург не воспринимается только как граница между Европой и Азией. Есть и другие более устойчивые ассоциации: пуховый платок, газ, пшеница и т.д. Но они не являются привлекательными ни для туристов, ни для инвесторов. Здесь встает проблема: у города нет четкой концепции позиционирования, что крайне важно для создания, выращивания бренда города. Концепция бренда города – это его ценности, конкурентные преимущества, значимые для жителей, туристов, инвесторов. Данная проблема нашла свое отражение в эмблемах к 270-летию Оренбурга. Они отражают историю города, его прошлое, но не настоящее и будущее.

В основе первой эмблемы – герб города Оренбурга, дарованный в 1782 году и недавно внесенный в Государственный геральдический регистр. На ней изображены оренбургский казак в одежде середины XVIII века, т.е. времени постройки Оренбурга, и драгун русской армии (солдаты гарнизонных драгунских полков были «основным населением» города в период строительства и первых лет существования Оренбургской крепости).





Вторая эмблема – сочетание символов – круга (крепость в форме окружности), числа четыре (четверо ворот сквозь крепостной вал) и фиолетового, оранжевого, голубого и зеленого цветов (голубое небо и широкие золотые степные просторы, разноцветье степных тюльпанов [6]), которые, по сути, можно применить ко многим другим городам. Эти символы не отражают главные ценности и преимущества Оренбурга.




Главным изобразительным элементом третьей эмблемы является мост через реку Урал как символ моста между Европой и Азией. Стиль графики, имитирующий гравюру, элемент оформления – лента-девиз, коричневый и бежевый цвета говорят только о том, что Оренбург – город с богатой историей, 270-летие – значимая ее глава.





Рассматривая данные эмблемы с точки зрения их эстетической значимости, можно сказать, что они вряд ли положительно повлияют на процесс формирования бренда города Оренбурга, его имидж, на ценностные ориентации целевой аудитории. Хотя 270-летие – действительно значимый возраст для города, это время, когда следует подвести итоги, оценить ситуацию, наметить планы на будущее и представить это в логотипе, привлекательном как для жителей, так и для туристов и инвесторов.

Исходя из вышесказанного, отсутствие четкой современной концепции позиционирования Оренбурга негативно проявляется в городской среде. В сознании целевой аудитории не создается единого цельного образа Оренбурга. Он воспринимается как многонациональный город на границе Европы и Азии с богатой историей и культурой, символами которого являются пуховый платок, газ и пшеница. Становится очевидной необходимость формулировки концепции позиционирования города, ее графического воплощения и внедрения в городскую среду. Продукты данного процесса должны быть ненавязчивыми и иметь эстетическую ценность.


Список использованных источников:

  1. Kavaratzis M., Ashworth G. City Branding: an Effective Assertion of Identity or a Transitory Marketing Trick?// Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. ― 2005. ― Vol. 96, N 5

  2. Moilanen T., Rainisto S. How to Brand Nations, Cities and Destination. ― L.: Palgrave Macmillan, 2009

  3. Визгалов, Д.В. Брендинг города / Денис Визгалов. [Предисл. Л.В. Смирнягина]. ― Москва : Фонд «Институт экономики города», 2011. ― 160 с. ISBN 978-5-8130-0157-4

  4. Коломиец Г.Г. Эстетика. Планы семинарских занятий: учебное пособие /Г.Г. Коломиец; Оренбургский гос. Ун-т. – Оренбург, ОГУ, 2010. – 109 с. ISBN 978-5-7410-1035-8

  5. Коломиец Г.Г. Эстетико-этический аспект дизайна в свете диалога культур // Дизайн в пространстве национальной культуры: инновации и традиции: материалы международной научно-практической конференции (Оренбург, 5-7 июня 2011 г.) / под ред. О.Б. Чепуровой. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2011. 304 с. ISBN 978-5-88788-190-4

  6. Оренбургу – 270 лет. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.orenburg.ru/town/orenburgu_270_let/


Похожие:

Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconПротокол заседания совета по качеству гоу впо саратовский гму росздрава
С. И. Киреев, доцент кафедры философии и социальных наук В. А. Катрунов, ассистент кафедры экономики и управления здравоохранением...
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconФамилия, имя, отчество, должность
Кожедуб Татьяна Ивановна, ассистент кафедры физиологии человека и животных; Колодий Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры л/х дисциплин;...
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Связи с общественностью»
Основные направления и сферы практического использования связей с общественностью
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconИвэсэп санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Утверждено на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол №4 от 26. 11. 07 г
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconСвязи с общественностью ( Реклама, 2 курс): Основная литература по курсу
Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. Спб., 2005
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030602 «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс «Теория и практика связей с общественностью» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconСвязи с общественностью в деятельности нко: проектный подход
Причинами данной ситуации, в большей степени, являются отсутствие знаний и компетенций организаторов проектной деятельности в сфере...
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconУчебно-методический комплекс по дисциплине организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью для специальности «Связи с общественностью»
Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с основными методами, технологиями и инструментами планирования и организации рекламных...
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconМальцева Анастасия Павловна ассистент кафедры «Товароведения и экспертизы товаров»
Составитель: Мальцева Анастасия Павловна – ассистент кафедры «Товароведения и экспертизы товаров»
Оренбурга Чепурова Ксения Юрьевна, ассистент кафедры связей с общественностью огу iconПобединский Игорь Михайлович
Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс. Спб., 2007
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница