Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата04.02.2016
Размер26,5 Kb.
ТипПояснительная записка


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ


Программа дисциплины

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

для направления 080500.68 – Менеджмент

подготовки магистра



Утверждена

Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ

Председатель __________________________

«_______» ______________________20___ г.


Одобрена на заседании кафедры ____________________________________

Зав.кафедрой ___________________________________ «_______» ___________________20___ г.




Пермь 20__ год





  1. Пояснительная записка

1. Автор программы: к.э.н., доцент кафедры общего менеджмента И.Н. Шафранская.

2. Требования к студентам:

Курс дисциплины «Территориальный маркетинг» тесно взаимосвязан и основывается на знании следующих дисциплин: «Маркетинг», «Региональная экономическая политика», «Стратегический менеджмент».

3. Аннотация:

Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с современными тенденциями планирования развития территории с ориентацией на потребителя.

4. Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

    • Знать основы маркетинговой подхода к планированию развития территории.

    • Уметь осуществлять анализ стратегических направлений развития территории для различных елевых групп потребителей.

    • Иметь представление о современных концепциях территориального брендинга.

    • Обладать навыками сбора и обработки информации для разработки маркетингово-ориентированной стратегии развития.


5. Формы контроля

  • Текущий контроль – выступление на семинарских занятиях, написание эссе по предложенным темам, коллоквиум.

  • Промежуточный контроль-эссе, коллоквиум.

  • Итоговый контроль – письменный зачет. Дифференцированный зачет по дисциплине «Территориальный маркетинг» состоит из двух элементов: письменного и устного. Письменный элемент включает в себя ответ на вопросы кейса. Устный элемент предполагает краткий обоснованный ответ на один вопрос. Текст кейса будет выдается непосредственно на зачете.

  • Итоговая оценка: формируется в соответствие с Положением о рейтинге ПФ ГУ-ВШЭ.




  1. Содержание курса:


Раздел I. Основы территориального маркетинга.

Тема 1. Современный маркетинг: проблемы и подходы.

Эволюция концепций маркетинга. «Домаркетиновый» период – развитие промышленности и сбыта. «Премаркетинг» - потребитель как источник информации о потребности. Современный маркетинг – ориентация на общество, партнерство и сотрудничество с потребителем. Маркетинг и интересы стейкхолдеров. Современный маркетинг и концепция рыночной ориентации. Маркетинг, ориентированный на потребителя, - актуальная проблематика и трактовка.


Тема 2. Основы маркетинга территории.

Предпосылки маркетинговой ориентации территории: динамика развития и реакция на кризис. Стратегическое планирование развития территории и место маркетинга в системе планирования. Понятие и признаки территории. Объект территориального маркетинга. Определения территориального маркетинга российскими и зарубежными исследователями. Территориальный маркетинг: цели, задачи, субъекты.


Тема 3. Поведение потребителей.

Понятие потребителя в территориальном маркетинге, целевые группы потребителей. Система потребностей, удовлетворяемых территорией. Модель потребительского поведения и ее особенности в территориальном маркетинге. Факторы, определяющие потребительское поведение и их специфика в территориальном маркетинге.


Раздел II. Стратегии маркетинга территории.

Тема 4. Стратегическое планирование территориального маркетинга.

Содержание деятельности по стратегическому планированию развития территории: этапы и процесс. Основные стратегии территориального маркетинга по Ф. Котлеру. Создание УТП территории. Оценка факторов привлекательности территории. Подходы к анализу для разработки стратегии: SWOT – анализ, STEEP – анализ, группировка факторов привлекательности по матрице «сила – важность». Анализ в разрезе различных целевых групп потребителей. Маркетинговые активы территории и основные стратегии территориального маркетинга.


Тема 5. Маркетинг имиджа.

Факторы, определяющие имидж страны (подходы Т. Даулинга и Т. Гранкиной). Процесс стратегического управления имиджем. Методы исследования имиджа территории. Виды имиджа территории. Принципы формирования имиджа территории. Элементы и носители имиджа территории.


Тема 6. Маркетинг достопримечательностей, инфраструктуры и персонала (людей).

Характеристика территории с точки зрения достопримечательностей. Типы достопримечательностей. Туризм и его виды. Типы туристических маршрутов. Факторы повторной покупки в туризме. Факторы, определяющие потребление достопримечательностей.


Маркетинг инфраструктуры: оценка потребностей, управление инфраструктурой, экологические аспекты развития инфраструктуры территории. Маркетинг людей, персонала и персоналий. Что отражает индекс развития человеческого потенциала?


Раздел III. Бренд территории – формирование и продвижение.

Тема 7. Брендинг территории.

Сущность концепции брендинга. Понятие и функции бренда. Ценности бренда. Экономический эффект товарных и корпоративных брендов. Бренд территории как сумма корпоративного брендинга и имиджа территории. Составляющие территориального бренда. National Brand Index. Модель бренда города: кейс «Казахстан».


Тема 8. Коммуникации в территориальном маркетинге.

Комплекс средств продвижения. Реклама и ее значение, виды рекламы. Особенности выбора рекламного сообщения. Личные продажи как средства коммуникации. Формирование спроса и стимулирование сбыта. PR и его значение в территориальном маркетинге. Особая роль событийного маркетинга в продвижении территории.



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

1. Литература:

Базовый учебник


1. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д . Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. / Пер. с англ. М.Аккая. – СПб., 2005. – 376 с. – (Серия «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге»).

Основная:


  1. Котлер Ф., Ли Н. Маркетинг для государственных и общественных организаций/Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.;

  2. Панкрухин А.П. Маркетинг территории, 2-е изд., допол. – СПб.:Питер, 2006. – 413 с.



Дополнительная:


  1. Антонов К.В., Борисенко Е.А., Нечаев В.А. и др. Модель формирования и развития бренда города (на примере бренда Санкт-Петербурга): [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://branding4city.ru/spb_brand.doc/

  2. Арженовский И.В. Маркетинг регионов // Международный институт экономики, права и менеджмента Нижегородского государственного архитектурно – строительного университета: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cfin.ru/ad/adframe.php?n.

  3. Важенина И.С. Мультиполезная потребительная стоимость территории // Маркетинг. – 2008. - №2 (99). – с. 24 – 34.

  4. Визгалов Д.В. Маркетинг города: практики в поисках теории // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №3 (65). – с. 78 – 85.

  5. Галлямов Р.Р. Специфика инструментов территориально – целевого маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №4 (66) – с. 9 – 18.

  6. Глазычев В.Л. Урбанистика 2008. – М.: Европа, 2008. – 220 с.

  7. Горох И., Лысенко М., Максимов Г., Уваров П. Покупай пермское. Итоги опроса населения: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://agro.perm.ru/files/290110_Sotsiologicheskiy_opros_naseleniya_PP.ppt

  8. Зубаревич Н. Как кризис влияет на привлекательность регионов России // Генеральный директор. – 2009. - №7.

  9. Игнатьев С. Социально-экономические аспекты привлекательности регионов Латвии: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dukonference.lv/raksti_pdf/Ignatjevs+.pdf

  10. Калюжнова И.А. Региональный интернет-маркетинг как инструмент управления социально – экономическим развитием субъектов Российской Федерации: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vss.nlr.ru/archive_catalog.php?p=5&rid=1883

  11. Концепция социально-экономического развития города Лермонтов на период до 2020 года: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lerm-sk.ru/strategiya.html

  12. Пресс-релиз конференции «Продвижение имиджа Нижегородского региона»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.practik.nnov.ru/?s=6&doc=12

  13. Сачук Т.В. К вопросу о сущности территориального маркетинга: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=20746

  14. Стась А. Новая геральдика: брендинг стран, регионов и городов // Материалы Всероссийской конференции по продвижению брендов городов и регионов, Москва, 27 ноября 2008 г.

  15. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - №4.

  16. Anholt S. Anholt City brand Index: How the World Views Its Cities: Second Edition. – London: Simon Anholt & GMI, 2006: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.citybrandindex.com/view_report.asp?id=cbi20064

  17. Baber M.J., Cameron E. Critical Success Factors in Destination Marketing // Tourism and Hospitality Research, 2009. – Vol. 8, 2. – pp. 79 – 97.

  18. Kavaratzis M. Cities and Their Brands: Lessons from Corporate Branding // Place Branding and Public Diplomacy, 2009. – Vol. 5, 1.- pp. 26 – 37.

  19. Kavaratzis M. From City Marketing to City Branding: towards a Theoretical framework for Developing City Brands // Place Branding, 2004. – Vol. 1, 1.- pp. 58 – 73.

  20. Lau G., McKercher B. Understanding Tourist Movement Patterns in a Destination: a GIS Approach // Tourism and Hospitality Research, 2007. – Vol. 7, 1. – pp. 39 – 49.


2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля

Приложение 1. План семинарских занятий.

Приложение 2. Темы эссе.

Приложение 3. Программа коллоквиума.

Приложение 4. Вопросы для самоконтроля.

3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:


Структура курса «Территориальный маркетинг» включает лекции, самостоятельную работу студентов и семинары. Лекции читаются в потоке из двух групп, сопровождаются наглядными примерами из российской и зарубежной действительности. Семинары проводятся регулярно по учебным группам и заключаются в подробном рассмотрении одной или двух тем в форме с обязательными конкретными примерами.

4. Методические указания студентам:


Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарам и в устных выступлениях по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем.

Обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи с чем, в качестве выступлений на семинаре не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Рекомендуется завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников семинара. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

Студенты, не посещающие семинары, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий, считаются неуспевающими.


5. Рекомендации по использованию информационных технологий.

Рекомендуется обязательно использовать редакторы MS Word и электронные таблицы MS Excel для выполнения домашних работ и эссе, а так же информационно-правовую систему «Консультант+» для изучения нормативных актов. Использование современных информационных технологий способствует развитию самостоятельности и творчества студентов при выполнении интерактивных заданий с помощью Интернет-ресурсов (навыки самостоятельного поиска, конструирования высказывания, подготовки презентации, самооценки).


Автор программы ___________________/И.Н. Шафранская/



  1. Тематический расчет часов






п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самост. работа

Всего

часов

Лекции

Семинарские занятия

Всего


1.

Современный маркетинг: проблемы и подходы

2

2

4

4

8

2.

Основы маркетинга территории

2

2

4

4

8

3.

Поведение потребителей

4

4

8

8

16

4.

Стратегическое планирование территориального маркетинга

2

4

6

6

12

5.

Маркетинг имиджа

4

4

8

8

16

6.

Маркетинг достопримечательностей, инфраструктуры и персонала (людей)

4

4

8

8

16

7.

Брендинг территории

4

4

8

8

16

8.

Коммуникации в территориальном маркетинге

4

4

8

8

16




ИТОГО

26

28

54

54

108



Автор программы ___________________/И.Н. Шафранская/

Приложение 1.

План семинарских занятий.

Семинар №1

Анализ факторов привлекательности территории для жителей данной территории


ЗАДАНИЕ

SWOT - анализ "Стратегии повышения привлекательности Перми (Пермского края) с позиции жителей города (региона)"

Рекомендации:

Провести SWOT - анализ, определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности по данным факторам, определить пути повышения привлекательности. Стратегии маркетинга имиджа, привлекательности, персонала и достопримечательностей применительно в целевой аудитории жителей региона.

Литература для подготовки:

  1. Ф. Котлер. Маркетинг мест. Глава 12. С.333 - 346.

  2. Региональный маркетинг и стратегии повышения конкурентоспособности субъектов РФ. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23236

  3. С.Игнатьев. Социально-экономические аспекты привлекательности регионов Латвии. http://dukonference.lv/raksti_pdf/Ignatjevs+.pdf



Семинар №2

Анализ факторов привлекательности территории для туристов


ЗАДАНИЕ

SWOT - анализ "Стратегии повышения привлекательности Перми (Пермского края) для туристической аудитории"

Рекомендации:

Провести SWOT - анализ, определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности по данным факторам, определить пути повышения привлекательности. Стратегии маркетинга имиджа, привлекательности, персонала и достопримечательностей применительно к целевому сегменту потребителей.



Литература для подготовки:

  1. Ф. Котлер. Маркетинг мест. Глава 9. С.261 - 288.

  2. Exploring the future of tourism and quality of life// Tourism and Hospitality Research Vol. 9, 2, 171–183.


Семинар №3

Анализ факторов привлекательности территории для внешних инвесторов


ЗАДАНИЕ

SWOT - анализ "Стратегии повышения привлекательности Перми (Пермского края) для внешних инвесторов"

Рекомендации:

Провести SWOT - анализ, определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности по данным факторам, определить пути повышения привлекательности. Стратегии маркетинга имиджа, привлекательности, персонала и достопримечательностей применительно к целевому сегменту потребителей.



Литература для подготовки:

  1. Ф. Котлер. Маркетинг мест. Глава 10 - 11. С.289 - 332.

  2. Маркетинговая составляющая территориального развития. http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-5/09.shtml

  3. Do managers behave the way theory suggests? A choice-theoretic examination of foreign direct investment location decision-making// Journal of International Business Studies (2007) 38, 1069–1094


Семинар №4

Анализ факторов привлекательности территории для внешних инвесторов


ЗАДАНИЕ

SWOT - анализ " Анализ факторов успешности экспорта регионального бренда (региональных товаров, услуг)"

Рекомендации:

Провести SWOT - анализ, определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности по данным факторам, определить пути повышения привлекательности. Стратегии маркетинга имиджа, привлекательности, персонала и достопримечательностей применительно к целевому сегменту потребителей.



Литература для подготовки:

  1. Ф. Котлер. Маркетинг мест. Глава 10 - 11. С.289 - 332.

  2. Маркетинговая составляющая территориального развития. http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-5/09.shtml

  3. Do managers behave the way theory suggests? A choice-theoretic examination of foreign direct investment location decision-making// Journal of International Business Studies (2007) 38, 1069–1094



Семинар №5

Бренд города Перми: подходы к разработке


ЗАДАНИЕ

Предложить вариант концепции бренда города Перми



Литература для подготовки:

  1. Материалы журналов «City Branding», «City Branding and Public Diplomacy»


Семинар №6

Тематика семинарских занятий

Региональный маркетинг и стратегическое маркетинговое планирование


Выполнение кейса: «Разработка бренда г. Екатеринбург».


Приложение 2.


Тематика эссе по дисциплине «Территориальный маркетинг»


  1. Маркетинг имиджа как стратегия территориального маркетинга.

  2. Маркетинга привлекательности для человека – гостя как стратегия территориального маркетинга.

  3. Маркетинг привлекательности для квалифицированного персонала как стратегия территориального маркетинга.

  4. Инструментарий реализации стратегий территориального маркетинга.

  5. Мотивационные механизмы формирования доброжелательного отношения местного населения к иногородним жителям.

  6. Оценка рынков сбыта как основа оценки привлекательности региона.

  7. Сегментирование целевых рынков и позиционирование продукта территории.

  8. Организационные структуры управления территориальным маркетингом.

  9. Особенности Интернет – маркетинга территории.

  10. Факторы территориального маркетинга, оказывающие влияние на инвестиционные решения.

  11. Особенности потребительского поведения при потреблении услуг туристической сферы.

  12. Страновые и межкультурные особенности поведения потребителей – туристов.

  13. Программа продвижения территории и ее составные части.

  14. Маркетинговые стратегии городов и планирование городского развития.

  15. Проблема оценки продукта территории.

Приложение 3.

Тематика коллоквиума по дисциплине «Территориальный маркетинг»


ЗАДАНИЕ

Предложить вариант концепции бренда города Перми. Подготовить 5-и минутную речь в защиту концепции.



Литература для подготовки:

  1. Материалы журналов «City Branding», «City Branding and Public Diplomacy»

Приложение 4.

Вопросы для самоконтроля


  1. Динамика роста и спада территории: основные движущие силы и реакции.

  2. Понятие маркетинга и рыночной ориентации.

  3. Уровни маркетинга территории.

  4. Маркетинг территорий: различия российского и европейского подходов.

  5. Сущность территориального маркетинга.

  6. Основные целевые аудитории территориального маркетинга.

  7. Стратегии территориального маркетинга.

  8. Маркетинг имиджа: элементы, управление.

  9. Управление привлекательностью территории.

  10. Маркетинг достопримечательностей.

  11. Маркетинг инфраструктуры.

  12. Маркетинг персонала (людей).

  13. Модель потребительского выбора в территориальном маркетинге.

  14. Потребности в маркетинге: основные потребности, удовлетворяемые территорией.

  15. Факторы, оказывающие влияние на потребительский выбор.

  16. Процесс стратегического рыночного планирования территории.

  17. Проблема территориального брендинга.

  18. Средства продвижения имиджа и формирование медиаплана.

  19. Стратегии маркетинга в туристической сфере.

  20. Стратегии взаимодействия с конкурентами в территориальном маркетинге.

  21. Стратегии привлечения инвесторов.

  22. Маркетинг имиджа для развития территориального экспорта.

  23. Стратегия привлечения и удержания жителей.

  24. Исследования в территориальном маркетинге.

  25. SWOT – анализ как инструмент формирования стратегии в территориальном маркетинге.

  26. Маркетинговая стратегия Пермского края: ключевые особенности.



Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница