И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком




Скачать 26,54 Kb.
НазваниеИ. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком
страница1/9
Дата04.02.2016
Размер26,54 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)»

Институт иностранных языков


И.А. Гиниатуллин


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ОВЛАДЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

НА СПЕЦИАЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ


Учебное пособие


Екатеринбург 2012

Публикуется по решению Ученого совета ИИЯ. Протокол № 2 от 25.10.2012


Рецензенты

д. пед. н., проф. Н.Н. Сергеева

к. филол. н., проф. Н.А. Пирогов


В рамках общедидактической и методической интерпретации с позиций деятельностного подхода рассматриваются различные аспекты самостоятельной учебной деятельности (СУД) по практическому овладению иностранным языком как специальностью: признаки познавательной самостоятельности, соотнесенность СУД с учением и самостоятельной работой, функциональный состав СУД, цели овладения иностранным языком в послевузовском звене непрерывного образования, формы практико-языкового самообразования. Предлагается рабочая типология СУД, позволяющая полнее раскрыть ее в содержательном плане. Особое внимание уделяется методической стороне СУД как самоуправляемой деятельности.

В приложениях даются рекомендации по самостоятельному усвоению лексики и форма «Тетради учета самостоятельной работы студентов по пер-спективным заданиям».

Адресуется обучающимся в магистратуре, студентам, преподавателям вузов, учителям школ.


В В Е Д Е Н И Е


Среди основных тенденций развития современного образова­ния в мире важную роль, играет развитие познавательной актив­ности и самостоятельности обучаемых и обеспечение непрерыв­ности образования1. Данные тенденции являются актуальными и для подготовки специалистов, и для повышения их квалифи­кации путем непрерывного последипломного образования в на­шей стране2. В методике обучения иностранным языкам также акцентируется принцип активности учащихся, подчеркивается важность самообразования и непрерывного образования по пред­мету, необходимость формирования у обучаемых самостоятель­ного мышления, умений учебной деятельности3.

Названные тенденции и согласующиеся с ними методические требования особенно актуальны для педагогических вузов, так как их выпускники ответственны за обучение будущих поколе­ний школьников. Однако эти важные тенденции и требования не реализуются в настоящее время в достаточной мере при под­готовке учителей иностранных языков. Наряду с другими при­чинами это приводит к тому, что студенты, как показывает опыт, нередко не овладевают изучаемым иностранным языком на должном уровне. После же окончания вуза положение усугуб­ляется вследствие несформированности у многих учителей на­выков и умений самообразования4.

___________________

1 Беляков В.В. Развитие субъекта постдипломного профессионального образования в условиях современных проблем глобализации: Автореф. дис. …д-ра пед. наук. - С.-Петербург, 2009. http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/

2 Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. …д-ра пед. наук. – Челябинск, 2009. http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/

3 Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К.,
Шатилов С. Ф.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе.
М., 1982. С. 60; Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука//Ино-­
странные языки в школе. 1988. № 4. С. 8—9; Китайгородская Г. А. Методи-­
ка интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982. С. 12; Лапи-
дус Б. А.
Обучение иностранным языкам: Поиск новых путей//Иностранные
языки в школе. 1988. № 3. С. 7; Леонтьев А. А. Психологические предпосыл­-
ки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе.
1985. № 5. С. 24 « др.

4 Левитан К. М. Организация самообразования учителей иностранных
языков. Свердловск, 1974. С. 14—15; Новичков В. Б. Управление самообра­-
зованием учителей в педагогическом коллективе: Автореф. дис. ... канд.
пед. наук. М, 1983. С. 4.


Данная ситуация не в последнюю очередь обусловлена тем, что для развития познавательной самостоятельности в овладе­нии иностранным языком как специальностью не созданы пока все необходимые теоретические предпосылки. Нет полной яс­ности в интерпретации категорий познавательной самостоятель­ности и самостоятельной учебной деятельности применительно к обучению иностранному языку. Из педагогики известно, что «...формой воплощения целей является содержание образова­ния»5. Но именно содержательный аспект познавательной само­стоятельности и самостоятельной учебной деятельности при под­готовке специалистов по иностранному языку относится к числу наименее разработанных проблем. В имеющихся методических исследованиях недостаточно описан и систематизирован состав самостоятельной учебной деятельности, в особенности тех познавательных действий при овладении языком, в которых материализуется «умение учиться», что связано с теоретической недооценкой собственно методической стороны в структуре самостоятельной учебной деятельности. В дополнении и уточнении нуждается понятийно-терминологический аппарат, который позволял бы получить целостное представление о единицах самостоятельной познавательной деятельности в единстве всех ее сторон.

В свете современных тенденций заслуживают исследования и такие важные для практика вопросы, как вопрос о взаимо­связи самостоятельной учебной деятельности в период обучения в вузе с постдипломным непрерывным образованием, о целях этого этапа образования применительно к владению иноязыч­ной речью, о формах практико-языкового самообразования.

В предлагаемом пособии делается попытка в большей или меньшей мере осветить указанные вопросы в их взаимосвязи с позиций функционально-деятельностного подхода. В итоге рас­смотрения перечисленных проблем дается типология самостоя-тельной учебной деятельности по практическому овладению ино-странным языком как специальностью. Системе формирования этой деятельности предполагается посвятить вторую часть работы.

1. К ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Признаки самостоятельности учащихся в познавательной деятельности

Поскольку соответствующий исторический обзор взглядов педагогов и психологов на самостоятельную учебную деятель­ность (СУД) – самостоятельную работу (СР) уже делался в ли-

___________

5 Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С. 35.


тературе6, обратимся к современным точкам зрения. Интере­сующий нас феномен, описывающий самостоятельную познава­тельную деятельность учащихся, обозначается многими авто­рами и как СР. Поэтому в данной части нашего пособия мы будем недифференцированно пользоваться обоими терминами, в дальнейшем же дадим обоснование разграничению этих по­нятий.

Дидактический смысл СУД связан, в первую очередь, с во­просами: что следует понимать под самостоятельностью обучае­мых в познавательной деятельности? В чем заключается их самостоятельность, подлежащая развитию в процессе учебной деятельности?

В педагогической литературе констатируется отсутствие единства, даже «разнобой» у разных авторов при ответе на этот вопрос, а следовательно, и в интерпретации СУД — СР7. В мно­гочисленных дидактических и частнометодических исследова­ниях8 устанавливаются следующие отдельные педагогически релевантные признаки познавательной самостоятельности уча­щихся в учебной деятельности, реализуемой при общем руко­водстве со стороны учителя в разных формах организации с ис­пользованием различных источников знаний и получением опре­деленного результата:

  • личное выполнение умственных и физических действий;

  • целеустремленность в работе: целенаправленность дея­тельности; осознание цели, смысла и содержания работы; лич­ностный, смысл деятельности;

  • инициативность: собственные побуждения учащихся; стремление в различных ситуациях действовать самому; макси­мум инициативы;

  • собственные усилия учащихся: готовность к труду и пре­одолению трудностей; умственные и физические усилия; волевые усилия; максимальное напряжение сил;

  • активность, проявление максимума активности;

  • творческий характер деятельности: активность умствен-

_____________

6 См.: Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М., 1980.
С. 16—45.

7 Там же. С. 9; см. также: Жарова Л. В. Организация самостоятельной
учебно-познавательной деятельности учащихся: Учеб. пособие к спецкурсу.
Л., 1986. С. 14—20.

8 Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя
М., 1984. С. 7—10; Ганелин Е. Я. Некоторые принципиальные вопросы раз­
вития самостоятельности школьников//Учен. зап. Кыштым, 1944. Т. 52.
С. 11; Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах. М., 1966. С. 38;
Данилов М. А. Урок в восьмилетней школе. М., 1961. С. 16; Есипов Б. П.
Самостоятельная работа' учащихся на уроках. М., 1961. С. 15; Жарова Л. В.
Указ. соч. С.. 14—20; Микельсон Р. И. О самостоятельной работе учащихся
в процессе обучения. М., 1940. С. 78; Пидкасистый П. И. Указ. соч. С. 9;
Усова А. В. Самостоятельная работа учащихся на уроках физики. М., 1981.
С. 5; Pädagogisches Wörterbuch. Berlin, 1987. S. 343 и др.


ных действий; собственная мысль учащихся; проблемный харак­тер деятельности; внесение в выполняемую работу чего-то но­вого по отношению к воспроизводимому образцу; установление новых для себя фактов; поиск новых, наиболее рациональных способов выполнения задания; самостоятельность суждений и выводов; принятие собственных решений; максимум самостоя­тельных суждений; отсутствие точных разъяснений, контроля в открытой форме; анализ результатов в процессе активных умственных действий;

  • отсутствие непосредственного педагогического руковод­ства: выполнение работы без помощи, но под наблюдением учи­теля, без непосредственного участия учителя, без непосредст­венной помощи учителя, без помощи учителя;

  • обособление во времени, по форме деятельности: выделе­ние специального времени для работы; выполнение работы инди­видуально или по группам.

Выделенные на основе анализа литературы и сгруппирован­ные выше отдельные признаки познавательной самостоятельно­сти учащихся (или соответствующей ей СУД) иногда использу­ются авторами в качестве единичных (хотя и емких по их свя­зям и содержанию) при определении СР — СУД, например, через отсутствие всякой помощи со стороны учителя, но при его наблюдении за работой9, через групповую или индивидуальную формы работы10, через самостоятельность суждений и выводов учащихся11 и др. Но в преобладающем большинстве случаев признаки различно комбинируются исследователями. Обычно связываются (при указании на педагогическое руководство и на определенные результаты работы): обособленность во вре­менив отсутствие непосредственного участия учителя в работе + умственные и физические усилия учащихся по достижению цели; готовность к труду и преодолению трудностей + целенаправленность действий; максимальное напряжение сил + отсут­ствие непосредственной помощи учителя; собственные побуж­дения учащегося + осознание им смысла и цели работы; способ­ность и стремление принимать собственные решения + способ­ность и стремление действовать без чужой помощи; собственная мысль + личное выполнение действий; активность учащихся + творческий характер их деятельности; проявление максимума активности, творчества, самостоятельности суждений, инициа­тивы; максимальное напряжение сил+отсутствие непосредст­венной помощи учителя + активные умственные действия, свя­занные с поиском наиболее рациональных способов выполнения задания и с анализом результатов работы и т.д.

Различие в сочетании тех или иных признаков СР — СУД

приводит к многочисленным отличающимся друг от друга дефи-

_____________

9 Микельсон Р. И. Указ. соч.

10 Буряк Указ. соч. 11 Ганелин Е. Я. Указ. соч.


нициям. Их общая основа может быть выражена примерно сле­дующим образом: познавательная самостоятельность — это спо­собность (готовность) осуществлять учебную деятельность, в ко­торой реализуется ряд таких существенных признаков, как со­единение в деятельности учащегося собственной мысли с лич­ным выполнением умственных и физических действий и т.д. (в зависимости от выделяемых признаков). При этом указыва­ется на общее руководство деятельностью со стороны учителя, получение результата учебного труда, разные формы его орга­низации, источники знаний. За этим стоит общее понимание СР (СУД) как деятельности учащихся, направленной на овладение знаниями, навыками и умениями, в которой проявляются, фор­мируются и реализуются признаки познавательной самостоя­тельности.

Вместе с тем в определении СУД просматриваются некото­рые тенденции, заметные даже в приводимых выше перечнях признаков. Во-первых, это тенденция движения от характери­стики СР — СУД как одноаспектного феномена к ее многоас­пектному, комплексному, все более целостному пониманию с бо­лее глубоким проникновением в сущность явления. Данная тен­денция отмечается и в специальных обзорно-аналитических ра­ботах12. В исследованиях последнего времени подчеркивается необходимость «...не гипертрофировать отдельные признаки, а рассматривать СР как целостную систему действий учителя и учащихся, раскрываемую через совокупность признаков...»13. Во-вторых, это стремление многих педагогов более расшири­тельно толковать СУД, не связывая ее жестко с определенными организационными формами работы. В-третьих, это тенденция к более полному соотнесению признаков познавательной само­стоятельности с основными структурными элементами (компо­нентами) учебной деятельности, что обусловлено распростра­нением и утверждением деятельностного подхода к обучению14.

Названные тенденции получили существенное развитие в ука­занном выше фундаментальном труде П. И. Пидкасистого. Оста­новимся подробнее на ряде положений данного исследования. В нем за исходную единицу функционального анализа строения учения принимаются действия учащегося, «...которые выступают универсальной формой выражения познавательной активности школьника и тем самым детерминируют его общую структуру деятельности»15. Данное положение представляется нам прин­ципиально важным для анализа СУД.

______________

12 См., напр.: Видаль Тэрри С. М. Проблема самостоятельной работы
учащихся старших классов по истории в советской методике и практике пре­
подавания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1982. С. 5—6.

13 Жарова Л. В. Указ. соч. С. 222.

14 См., напр., указ. соч. П. И. Пидкасистого, А. В. Усовой, Л. В. Жаровой.

15 Пидкасистый П. И. Указ. соч. С. 222.


Первостепенным признаком действия (что рассматривается в концепции П. И. Пидкасистого как центральное явление в ис­следовании строения СУД) считается вторичность способа дей­ствия относительно регулятивной основы и общей структуры деятельности. В соответствии с этим как самостоятельные (т.е. полностью самостоятельные) определяются такие действия, со­держание которых является непосредственной целью данного познавательного акта и соотносится с мотивом деятельности, т. е. актуально осознается и приобретает в деятельности ученика личностный смысл, и цель-мотив которых детерминирует способ действия16. Если в структуре самостоятельной деятельности хотя бы один из элементов (целеполагание, определение пред­мета деятельности, выбор средств деятельности) отсутствует (т.е. не является самостоятельным), то это говорит о том, что деятельность учащегося не обладает самостоятельным харак­тером 17.

Приведенное положение ценно тем, что формулирует важный критерий собственно самостоятельного познавательного акта: самостоятельность всех основных элементов его структуры. За­метим только, что в самом составе элементов структуры дея­тельности целесообразно также и в данном случае отразить самостоятельное исполнение намеченных действий и самокон­троль эксплицитно (они подразумеваются, о чем свидетельст­вует предшествующий текст работы) и выделить (в рамках самоконтроля или специально) действия анализа результатов работы, чрезвычайно важные для дальнейшего совершенство­вания деятельности.

Обратимся вновь к признакам СУД, выделяемым в литера­туре (см. перечень, приведенный ранее). Нельзя ли выразить их многообразие, связать их между собой какой-либо общей, универсальной категорией? Сравним вначале разные значения слова «самостоятельный» в современном русском языке.

Наиболее полный перечень значений ключевого слова «само­стоятельный» выглядит следующим образом (выделения в статье из словаря наши):

  1. Не находящийся в подчинении или зависимости, действую­щий свободно; независимый. || Своим трудом, деятельностью обеспечивающий себе материальную независимость.

  2. Обладающий собственной инициативой, способный рас­суждать и действовать независимо. \\ Свойственный такому че­ловеку.

  3. Осуществляемый своими собственными силами, на основе своей инициативы. || Совершаемый без помощи других.

  4. Свободный от посторонних влияний, воздействий, разви­вающийся своим путем; оригинальный.

_________

16 Пидкасистый П. И. Указ. соч. С. 76—77, 108—109, 126 и др. 17 Там же. С. 117—118.

5. Имеющий свое собственное значение и занимающий свое отдельное место среди других. || Отдельный, обособленный от других, особый 18.

Как видно, общей, ведущей семой отдельных значений вы­ступает сема независимости, автономности, свободы от воздей­ствий извне, уточняемая аспектами инициативности, наличия собственных усилий, отсутствия помощи других, оригинально­сти, обособленности. Общая сема довольно прозрачно связывает все значения слова. Это обстоятельство указывает на семанти­ческую возможность описания, выражения разных значений на основе их общего компонента. Если мы далее сравним перечень признаков СУД из литературы со значениями ключевого слова, то обращает на себя внимание, что 1) ряд признаков семанти­чески близок определенным значениям, ср.: «личное выполнение действий» и «осуществляемый своими собственными силами»; «целеустремленность» и «не находящийся в подчинении, дейст­вующий свободно»; «активность» и «обладающий собственной инициативой», «творческий характер деятельности» и «свобод­ный от посторонних влияний, оригинальный»; 2) другие при­знаки совпадают с соответствующими значениями почти бук­вально, ср.: «инициативность» и «осуществляемый на основе своей инициативы»; «собственные усилия-учащихся» и «осущест­вляемый своими собственными силами»; «отсутствие непосредст­венного педагогического руководства» и «свободный от посто­ронних воздействий», «совершаемый без помощи других»; «обо­собление во времени, по форме» и «занимающий свое отдельное место, обособленный от других».

В данном случае важна, разумеется, не столько семантиче­ская корреляция между признаками и значениями, хотя она сама по себе говорит о том, что педагогика непротиворечиво по отношению к языку пользуется словом «самостоятельный» для выражения понятия весьма высокой степени обобщенности. Для нас обладает «инструментальной» значимостью тот факт, что все признаки коррелируют с теми или иными значениями ключевого слова, которые в свою очередь связаны между собой одной общей семантической категорией. Это говорит о возмож­ности соотнесения разных признаков через данную общую кате­горию. Попытаемся ниже это сделать.

Общая семантическая категория, которая имеется в виду, это, как уже говорилось, категория независимости, автономно­сти, свободы от воздействия извне. Именно через данную общую категорию, очевидно, возможно выразить все основные признаки учебной самостоятельности 19:

_____________

18 Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд.
М., 1984. Т. 4. С. 23.

19 Мы не повторяем здесь всех аспектов того или иного признака кото­-
рые приводятся в литературе, а пользуемся приведенными ранее обобщаю-­
щими формулировками (см. перечень признаков выше).

  • личное выполнение учебных действий — это независимость учащегося в исполнении действий от какого-либо участия в них других лиц;

  • целеустремленность в работе может предполагать незави­симость в целеполагании, в осознании, преследовании постав­ленной цели, независимость в понимании, видении смысла дея­тельности (личностный смысл деятельности);

  • инициативность означает автономность от побуждений извне;

  • собственные усилия учащихся имеют в виду независи­мость в преодолении напряжения, трудностей при реализации деятельности, автономность в регуляции деятельности в целом;

  • активность (или максимум активности) либо совпадает с инициативностью, либо может быть описана применительно к нашему предмету через независимость в обеспечении доста­точно высокой интенсивности деятельности 20;

  • творческий характер деятельности (в соответствии с его различной интерпретацией в литературе) может означать умст­венную активность (ср. выше), независимость учащихся от воз­действий извне в содержании мыслительной деятельности, в ре­шении трудных, проблемных задач, в формировании суждений, выводов, в принятии решений, в установлении новых для себя фактов, в поиске наиболее рациональных способов выполнения заданий и т.д. или автономность в процессе деятельности от каких-либо образцов, разъяснений, контроля и т.п.;

  • обособление во времени или по форме работы представ­ляет собой автономность деятельности по названным аспектам;

  • отсутствие непосредственного педагогического руковод­ства синонимично независимости деятельности учащегося от

(непосредственной) регуляции со стороны педагога.

Как видно, возможность передачи различных признаков по­знавательной самостоятельности через категорию независимости, автономности деятельности учащихся от воздействий извне под­тверждается. Но эта категория в нашем случае равнозначна не­зависимости от управления извне, т. е. способности к самоуправ-

20 Согласно С. Л. Рубинштейну, понятие «активность» не идентично по­нятию «деятельность» (Rubinstein S. L. Grundfragen der allgemeinen Psychologie. Berlin, 1977. S. 239). Понятием «активность» в психологии обознача­ется как состояние готовности к преднамеренной деятельности (которое мож­но было бы назвать состоянием инициативной готовности), так и приведе­ние в действие или интенсификация каких-либо функций организма («активиза­ция функций»: Wörterbuch der Psychologie. Leipzig, 1981. S. 18; Psychologische Grundlagen der Persönlichkeitsentwicklung im pädagogischen Prozess. Berlin, 1980. S. 129, 145, 230). Если иметь в виду, что состояние активности и процесс активизации трудно различаются (Wörterbuch der Psychologie. S. 19), и если рассматривать интенсификацию функций организма широко (от со­стояния покоя в направлении нарастания интенсивности), то основное со­держание понятия «активность» в применении к деятельности можно, веро­ятно, выразить через инициативность проведения деятельности и ее интен­сивность.


лению, взятой в самом общем виде. Следовательно, именно дан­ная способность может рассматриваться как интегративный при­знак познавательной самостоятельности, через который раскры­вается содержание других признаков. Последние (во многом пересекаясь и часто перекрывая друг друга) отражают, по сути дела, различные компонентные аспекты самоуправления позна­вательной деятельностью (мотивация, целеполагание и планиро­вание деятельности в общем, ее реализация по намеченной про­грамме с выполнением ряда требований при осуществлении кон­троля и т.д.). Таким образом, сущность познавательной само­стоятельности наиболее полно проявляется в способности уча­щегося к управлению своей познавательной деятельностью.

Принципиально на это же указывает и критерий П. И. Пид-касистого, требующий наличия всех структурных элементов в самостоятельной деятельности учащихся (ср. выше). В зару­бежной дидактике также существует мнение, что в общем опре­делении самостоятельности следует исходить из основополагаю­щей взаимосвязи между руководством и самостоятельностью, что последняя характеризуется способностью учащегося осво­бождаться в процессе учебной деятельности от непосредствен­ного управления этой деятельностью со стороны преподава­теля21.

Интерпретация самостоятельности через независимость от управляющих воздействий извне, через способность к само­управлению соответствует психологическому пониманию сущ­ности данного феномена. Согласно психологии сущность само­стоятельности состоит в том, что индивидуум определяет свои поступки, ориентируясь не на воздействия окружения, а исходя из своих убеждений, знаний и представлений о том, как следует поступать22. Самостоятельной делает личность именно способ­ность к саморегуляции. Саморегуляция осуществляется обра­зованием самосознания — специальной системой «я», которая реализует самоуправление с помощью механизмов контроля, со­гласования, санкционирования, усиления23.

Как видно, приоритетный, интегративный характер назван­ного признака согласуется и с психологической трактовкой само­стоятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconРеферат по самообразованию на тему
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью...
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconСправочник известных имен
Базовый уровень – уровень владения иностранным языком, достигаемый в неполной школе, т е в 9 классе
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине «Иностранный язык»
Целью обучения является овладение иностранным языком как средством межкультурного, межличностного и профессионального общения в различных...
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconРабочая программа дисциплины иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconРабочая программа дисциплины иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconСделать серьезное занятие для ребенка занимательным
С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка...
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconРабочая программа дисциплины деловой иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconРабочая программа дисциплины деловой иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconРабочая программа дисциплины деловой иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
И. А. Гиниатуллин самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница