Квалификационная работа




Скачать 16,04 Kb.
НазваниеКвалификационная работа
страница1/9
Дата04.02.2016
Размер16,04 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Индивидуальная программа развития как инструмент психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

/обобщение педагогического опыта/


Выполнила: учитель МСКОУ «СКОШ VIII вида» Окунева Анна Валерьевна


г. Балахна

2010

СОДЕРЖАНИЕ


1. Условия возникновения и становления опыта……………………………..3


2 .Характеристика ведущей идеи педагогического опыта……………………….7


3. Представление целей и задач педагогической деятельности………………….9


4. Технология организации психолого-педагогического сопровождения

ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе

индивидуальной программы развития……………………………………………………………………………..10


5. Результативность опыта и достигнутые эффекты…………………………..... 37


6. Диссеминация педагогического опыта………………………………………. ..40


7. Практическая реализация индивидуальной программы развития…………..41


8. Список литературы……………………………………………………………....52


9. Приложения


Самопрезентация.

Фамилия

Окунева

Имя

Анна

Отчество

Валерьевна

Место работы

МСКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»

Должность

Учитель

Город

Балахна

Класс

6 «б»

Категория учащихся

Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по II варианту учебного плана

Преподаваемые предметы

чтение, письмо, математику, изобразительное искусство, музыку, физическую культуру, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ремесло; развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовую ориентировку, прикладное искусство.

Личностная, профессиональная, педагогическая позиция

Относиться к ученикам, как с собственным детям: с радостью и добром.



Условия возникновения и становления опыта

Проблема обучения и социализации детей с выраженной умственной отсталостью является актуальной для Нижегородской области, поскольку число таких детей, обучающихся в школах, за последние три года резко возросло. В настоящее время дети с выраженной умственной отсталостью обучаются в каждой школе восьмого вида и во всех школах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ученых и педагогов давно волнует вопрос о возможности оказания помощи таким детям.

Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с выраженными нарушениями интеллекта в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева, С.М.Виноградов, М.Л.Рабинович).

Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение Л.С.Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка, но имеет свои особенности.

Ранее данная категория детей определялась в специализированные дома-интернаты для глубоко умственно отсталых детей, где за детьми осуществлялся медицинский и педагогический контроль.

В настоящее время, с развитием гуманизации общества, проблема социальной интеграции умственно отсталых людей стала еще более актуальной. В народной инициативе, озвученной президентом РФ, новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности школьников

В МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида города Балахны» в 2005 году впервые предпринята попытка обучения учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. В первом классе начали обучение 7 учащихся (в дальнейшем их количество возросло до 11 человек). ПМПК, учитывая медицинский диагноз учащихся, рекомендовала обучение по II варианту учебного плана. Ранее дети считались необучаемыми, находились на домашнем режиме, почти никто из них не посещал детские сады.

В нашей школе обучение данной категории учащихся ведется по «Программе обучения глубоко умственно отсталых детей», составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984г, региональному базисному учебному плану общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательных учреждений VIII вида в Нижегородской области. В пояснительных записках даны некоторые методические рекомендации, выделены основные задачи, очерчена этапность работы, указаны некоторые эффективные методы.

Учебный план включает следующие предметы: чтение, письмо, математику, изобразительное искусство, музыку, физическую культуру, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ремесло; коррекционные курсы: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовую ориентировку, музыкально-ритмические занятия, занятие по выбору – прикладное искусство.

В настоящее время появилась экспериментальная программа обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития, разработанная Баряевой Л.В, Бгажноковой И.М, Бойковым Д.И(2007г), которая не используется ввиду несоответствия базисному учебному плану и отсутсвия учебно-методического оснащения.

Формулировка проблемы

Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем с ОВЗ), обучающиеся по II варианту учебного плана, является безотметочным. Отметки по предметам учащимся не выставляются. Учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей осваивают программу в разном темпе.

В связи с этим возникла проблема диагностики продвижения в развитии данной категории детей:

- каким образом отслеживать и наблюдать за изменениями в развитии; происходящими под воздействием коррекционного обучения;

-какие параметры необходимо отслеживать;

-по каким критериям и уровням оценивать успехи и неудачи детей;

- на основе чего строить планирование индивидуальной коррекционной работы.

Диагностика уровня развития детей с выраженным нарушением интеллекта является неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения. Динамика развития может быть незначительной, но иметь большое значение в построении дальнейшего маршрута сопровождения ребенка. Полученные результаты позволяют учителю внести коррективы при планировании и проведении уроков, родителям оценить степень продвижения ребенка в своем развитии.


Характеристика ведущей идеи педагогического опыта


Важнейшим положением современного подхода к диагностике аномалий развития является принцип целостного системного изучения ребенка. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л.С. Выготский (1983) и который получил достаточно глубокое развитие в исследованиях его учеников, является сейчас одним из основных в методологии и в дефектологии.
  Целостный системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает обнаружение связей между нарушениями психического развития, определение причин нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, того, что Л.С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов - первичных, вторичных.

Для осуществления такого анализа необходима четкая постановка задач исследования психического развития применительно к обучению, соответствующая система диагностических методик, без применения которых крайне затруднительно получить материал для обоснованного решения этих задач. 
Существенное значение имеют принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа полученных данных.
  Принцип динамического развития тесно связан с разработкой теории психологического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие психологи, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

Важнейшим для психологической диагностики положением Л.С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, “зоны его ближайшего развития”.

В процессе поиска путей решения проблемы нами были проанализированы работы Л.М.Шипицыной,Д.Н.Исаева,Ю.А.Разенковой, А.Р.Маллера, А.А.Хилько. На основе анализа возникла идея построить сопровождение на основе комплексной индивидуальной программы развития ребенка, в основу были положены методики: «Карта наблюдений», «Регистрация содержания актуального опыта».


Представление целей и задач педагогической деятельности


Целью данной работы является разработка и составление индивидуальной программы развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по II варианту учебного плана.

Задачи:

- изучение и обобщение опыта в области диагностики развития детей с выраженной умственной отсталостью;

- оценка развития навыков ребенка с выраженной умственной отсталостью в динамике.

- планирование индивидуальной коррекционной работы и оценка её эффективности.


Технология организации психолого-педагогического сопровождения

ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе

индивидуальной программы развития

Технология включает диагностику учащегося, составление индивидуальной программы развития ребенка, организация психолого-педагогического сопровождения, отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальная программа развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по II варианту учебного плана


Пояснительная записка

Индивидуальная программа развития включает следующие разделы: «Бланк регистрации содержания актуального опыта», «Карту наблюдений», «Анкету для родителей», «Назначения врача», «Сведения о динамике развития обучающегося», «Рекомендации специалистов для работы на уроках и для занятий дома».

В пояснительной записке указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Развитие ребенка с ОВЗ, обучающегося по II варианту учебного плана, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.)

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических, коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого необходимо разработать индивидуальную программу развития конкретного ребенка при участии всех специалистов: врача, психолога, педагога, логопеда, организующих коррекционно-развивающую работу.

Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ, обучающегося по II варианту учебного плана в условиях специальной (коррекционной) школы решает задачи:

психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;

профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

изучение документов личного дела;

знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

диагностические психолого-педагогические исследования.


Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение ребенком помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе, планирование дальнейшей коррекционно - развивающей работы.

Технология работы

1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы развития. 4.Реализация намеченной программы.

5.Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения

6.Планирование следующих этапов коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:

-психологическое сопровождение,

-логопедическое сопровождение,

-педагогическое сопровождение,

-социально-правовое сопровождение,

-лечебно-оздоровительное,

- воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Квалификационная работа iconПедагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций»
Педагогический стаж и квалификационная категория 3 года, высшая квалификационная категория
Квалификационная работа iconПоловое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)оу VIII вида. Выпускная квалификационная работа
I. Теоретические аспекты организации полового воспитания подростков
Квалификационная работа iconТема формулируется чётко, лаконично, корректно!
Вкр – выпускная квалификационная работа для всех категорий выпускников, в том числе, вкр – это
Квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
Авторское выполнение научных работ на заказ. Контроль плагиата, скидки, гарантии, прямое общение с
Квалификационная работа iconИнструкция соответствует
В связи с этим студенческая выпускная квалификационная работа должна быть оформлена в соответствии с действующими Государственными...
Квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа На тему: Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта
Еремеева Елена Сергеевна слушатель 2 курса факультета профессиональной переподготовки
Квалификационная работа iconМетодические указания выпускная квалификационная работа порядок написания, оформления и защиты москва 2011
Целью данного пособия является предоставление всем участникам образовательного процесса необходимой методической помощи при организации...
Квалификационная работа iconКафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования Выпускная квалификационная работа Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Квалификационная работа iconМетодические указания по оформлению для студентов очной и заочной форм обучения на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования специальностей
Выпускная квалификационная работа: Методические указания по оформлению. /Гниломедов Е. И., Букрина Е. В.– Екатеринбург: Уртиси фгобу...
Квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа подготовка и защита Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие подготовлено заведующей кафедрой общей психологии и психологии труда ргсу (г. Москва), доктором психологических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница