Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано»




Скачать 25,92 Kb.
НазваниеОбразовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано»
страница1/8
Дата04.02.2016
Размер25,92 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Государственное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад I, II вида № 1635


119571 Москва, Ленинский проспект, д. 156, к.1 Телефон/факс 434-11-20



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_____________/Дмитриева Л.В./

«____» ________________2010г.


«СОГЛАСОВАНО»

Методическим объединением ГОУ №1635 протокол № 27 от 02 ноября

2010 г. председатель м/о

______________ / Крючкова Л.П./

«____» ________________2010г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


государственного образовательного учреждения

специальная (коррекционная) начальная школа –

детский сад I, II вида № 1635

на 2010 – 2014 учебный год


«Согласовано»

Методист ОМЦ

________________/Воронкова Р.Г./

«_____»_______________2010г.


Образовательная программа

государственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад 1, 2 вида № 1635


Авторский коллектив:

Заместитель директора по УВР Терехова И.Б.,

заместитель директора по УВР Крючкова Л.П.,

старший воспитатель Ерёменко Г.И..

Научно-методическое редактирование программы:

Дмитриева Л.В.,- директор ГОУ № 1635

Головчиц Л.А., д.п.н., – док.пед.наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИКП РАО Николаева Т.В., канд.пед.наук, ведущий научный сотрудник ИКП РАО.


В обсуждении проекта программы принимал участие педагогический коллектив ГОУ № 1635.

Данная публикация представляет собой образовательную программу ГОУ № 1635. В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 14 п.5, ст. 15 п.1) образова­тельная программа является нормативным документом, определяющим приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, кадрового и программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа выстроена с ориентацией на максимальное удовлетворение образовательного запроса воспитанников детского сада, учащихся начальной школы и их родителей. Данный документ разрабатывался с учетом современной нормативной базы федерального и регионального уровня, во­брал в себя все передовые достижения дидактики, методики, теории воспитания, психо­логии, управления, физиологии и т.д. В его разработке, обсуждении и утверждении при­нял участие весь педагогический коллектив ГОУ № 1635. Все это позволило сформировать до­кумент, который не только .стандартизирует содержание и процесс образования на опре­деленный период, но и гарантирует качество его осуществления.

Приоритетные положения настоящей Программы обращены к управленческому ап­парату учреждения, руководителям структурных подразделений, к педагогам, воспитателям и родителям.

Образовательная программа утверждена на заседании педагогического совета ГОУ № 1635. Август 2010 года


Содержание образовательной программы ГОУ № 1635

Пояснительная записка. Информационная справка…….……………………6 стр.

1 часть. Аналитическое обоснование образовательной программы……….11 стр.

1.1 Изменение численности воспитанников………………………….11 стр.

1.2 Состояние слуха воспитанников…………………………………..12 стр.

1.3 Структура нарушения развития у воспитанников………………..15 стр.

1.4 Социальный статус семей воспитанников………………………..17 стр.

1.5 Социальный эффект коррекционной работы, проводимой в учреждении…………………………………………………………….18 стр.

1.6 Выводы……………………………………………………………..19 стр.

2 часть. Приоритетные направления в образовательной деятельности учреждения…………………………………………………………......21 стр.

2.1. Организация оздоровительной работы с детьми………………………23 стр.

2.1. Цель, задачи, структура образовательного процесса как «Школы полного дня»…………………………………………………………….27 стр.

3 часть. Содержание коррекционной работы………………………....29 стр.

4 часть. Учебные планы образовательного учреждения……………39 стр.

4.1. Учебные планы для дошкольных групп…………………………39 стр.

4.2. Учебный план для групп слабослышащих детей с дополнительными (комплексными) нарушениями развития……………………………...49 стр.

4.3. Учебные планы начальной школы………………………………..74 стр.

4.3.1 Содержание образования в начальной школе…………….....…74 стр.

4.3.2 Краткая характеристика методического обеспечения на начальном этапе обучения…………………………………………………………...83 стр.

4.3.3. Характеристика дополнительного образования……………… 93 стр.

4.4. Обеспечение преемственности между детским садом и начальной ступень образования…………………………………………………..94 стр.

4.5. Обеспечение координации педагогов и родителей в воспитании и обучении детей………………………………………………………….95 стр.


5 часть. Особенности организации воспитательного процесса

5.1. Система воспитательной работы в школе. Основные цели, направления и принципы воспитательной системы…………………………………………..96 стр.

6 часть. Программы кружков…………………………………………...….. 101 стр.

7 часть. Психолого-медико-педагогическое сопровождение образова­тельного процесса……………………………………………………………………....103 стр.

8 часть. Управление реализацией образовательной программы………….107 стр.

9 часть. Опытно-экспериментальная работа учреждения…………………110 стр.


Пояснительная записка

ГОУ специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад I, II вида № 1635 Западного округа г. Москвы является образовательным учреждением, в котором воспитываются и обучаются 80 детей 2 – 12 лет, страдающих значительным снижением слуха. Большинство детей (78 человек, что составляет 96,47% обучающихся) являются инвалидами детства.

Все воспитанники являются диспансерными больными и находятся под постоянным контролем Московского городского детского сурдологического центра (зав. А.Г.Кисина – главный детский сурдолог Москвы).

ГОУ № 1635 поддерживает тесные связи со всеми дошкольными и школьными образовательными учреждениями для глухих и слабослышащих детей г. Москвы, московским городским обществом глухих, сотрудничает с московским институтом открытого образования, дефектологическими факультетами московских педагогических университетов. ГОУ № 1635 является базовым учреждением ведущего научного центра страны по проблеме специального образования – Институтом коррекционной педагогики РАО (дир. докт.пед.наук, академик РАО Н.Н.Малофеев).


Немного из истории…


Учреждение работает с 1976 года (ранее – детский сад для слабослышащих детей № 859, ГОУ «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида № 1635). На протяжении практически всех лет существования учреждение является экспериментальной базой головного научно-исследовательского центра страны в области специального образования – Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ранее – НИИ дефектологии АПН СССР).

С 1989 года, с момента открытия на дефектологическом факультете МПГУ кафедры дошкольной дефектологии, ГОУ № 1635 является также базовым учреждением Московского педагогического государственного университета. Студенты Университета знакомятся с опытом обучения слабослышащих детей, проходят здесь педагогическую практику, ведут исследовательскую работу по подготовке курсовых и дипломных работ.

Педагоги ГОУ № 1635 активно участвовали и участвуют в настоящее время в исследовательской и опытно-экспериментальной работе. На базе данного учреждения:

  • разрабатывались и апробировались первые государственные программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста;

  • были открыты первые группы для слабослышащих детей со сложной структурой нарушения развития, созданы программа и организационно-методическое обеспечение работы групп для слабослышащих дошкольников с комплексными нарушениями развития (Л.А.Головчиц и соавторы педагоги данного учреждения Дмитриева Л.В., .Каширская Е.В.),

  • разработана методика комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом раннего возраста и дошкольников с комплексными нарушениями развития (Т.В.Николаева, Л.А. Головчиц),

  • создана методика широкого использования речевой ритмики в обучении произношению дошкольников с нарушенным слухом, в соавторстве с педагогом учреждения О.О.Новиковой (Н.Д.Шматко, О.О.Новикова),

  • апробирована методика обследования произносительной стороны речи дошкольников с нарушенным слухом (Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко).



Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения.


ГОУ специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад I, II вида № 1635 функционирует на основе Устава (от 28.01.03., редакция №2), лицензии Департамента образования правительства Москвы № 247095 от 14 марта 2007 года до 14 марта 2012 года.

Обучение в ГОУ осуществляется по следующим ступеням:

  • дошкольное отделение – семь групп, возрастной состав с 2-х до 7 лет;

  • начальная школа – 1-5 классы;

На данный момент общее количество детей – 80 человека: - дошкольники – 53, школьников – 27.

ГОУ № 1635 расположено в типовом здании массового 12-группового детского сада. В учреждении имеются необходимые помещения для проведения психолого-педагогической работы с воспитанниками:

  • семь помещений для дошкольных групп, каждое из которых имеет игровую комнату, класс, спальню, туалет, раздевалку;

  • четыре помещения для классов начальной школы, каждое из которых включает классное помещение, игровую комнату (в которой школьники также и едят), спальню, туалет, раздевалку;

  • музыкальный зал;

  • физкультурный зал;

  • кабинет психолога;

  • два кабинета для проведения индивидуальных занятий;

  • библиотека.

Все дошкольные группы и классы имеют игровые площадки.

Все дошкольники и школьники слухопротезированы (в основном биноурально современными индивидуальными программируемыми цифровыми слуховыми аппаратами заушного типа). Дошкольные группы и классы имеют следующее оборудование:

FM – системы (современные беспроводные средства коммуникации)

11 шт.

Слуховая аппаратура коллективного пользования (проводная «Сонет»)

6 шт.

Слуховая аппаратура коллективного пользования (радиокласс)

2 шт.

Компьютеры

14 шт.

Принтеры

13 шт.

Телевизоры

17 шт.

Видеомагнитофоны

15 шт.

Моноблок

2 шт.

Видеокамера

2 шт.

Магнитофоны

11 шт.

Музыкальный центр

2 шт.

Мультимедийный проектор

1 шт.



В ГОУ № 1635 работают 43 педагогических работников: заместители директора по УВР, ст. воспитатель, учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель.

Квалификация педагогических кадров учреждения соответствует его статусу:

  • 15 учителей-дефектологов; 14 дефектологов имеют высшее дефектологическое образование (они закончили или сурдоотделение, или отделение дошкольной дефектологии);

  • все воспитатели имеют специальное образование, из них 9 человек (40,9%) имеют высшее педагогическое образование, 4 человека являются студентами высших педагогических учебных заведений;

  • 13 педагогов (30,2%) имеют высшую квалификационную категорию, 14 педагогов (32,6%) – первую и 11 человек (25,6%) – вторую категорию.

Возрастной состав педагогических кадров представлен в таблице 1.


Возрастной состав педагогического коллектива

До 25

До 35

До 45

До 55

Старше 55

6

10

2

7

18

13,95%

23,25%

4,65%

16,27%

41,86%



В учреждении работает 18 педагогов пенсионного возраста (41,86%). В связи с этим особое внимание администрацией уделяется привлечению в «Начальную школу - детский сад» молодых кадров. За последние три года в коллектив влились 9 молодых педагогов. Из них 7 воспитателей и 2 учителя – дефектолога (включая студентов 4-5 курсов дефектологического факультета). Весь педагогический состав работает на штатной основе.

Все педагоги за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации: в московском институте открытого образования, в институте коррекционной педагогики РАО и др. Исключение составили педагоги, обучающиеся в ВУЗах или закончившие его 2-3 года назад.

В связи с тем, что учреждение работает в режиме городской экспериментальной площадки, к работе в нем в качестве педагогов-организаторов привлечены ведущие научные сотрудники в области воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом: Л.А.Головчиц – док.пед.наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИКП РАО и Т.В.Николаева – канд.пед.наук, ведущий научный сотрудник ИКП РАО.

1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Образовательная программа - это внутришкольный образовательный стандарт, обу­словленный федеральной, региональной образовательной политикой и логикой развития системы образования Западного округа.

Образовательная программа направлена на обеспечение доступности образования всем дошкольникам и младшим школьникам с нарушенным слухом вне зависимости от степени снижения слуха, уровня психофизического и слухоречевого развития, наличия дополнительных отклонений в развитии, социального статуса их семей.

Особенности содержания образования и организации образовательного процесса проявляются в первую очередь через совокупность программ обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Учреждение работает достаточно стабильно, что подтверждается сохранностью контингента воспитанников и их успешным обучением, как в дошкольном, так и в школьном возрасте.


1.1. Изменение численности воспитанников.

Таблица 2.

Учебный год

2007-2008

уч. год

2008-2009

уч. год

2009 – 2010

уч. год

Количество дошкольных групп

7

7

7

Количество классов

4

4

4

Количество воспитан-ов

86 чел. Дошкольники-56

Школьники- 30

88 чел.

Дошкольники-59

Школьники- 29

80 чел.

Дошкольники-53

Школьники- 27

Как видно из приведенной таблицы 2, учреждение стабильно функционирует: сохраняются все дошкольные группы и классы, сохраняется контингент обучающихся.

Тенденция:

известно, что в настоящее время во всем мире и в нашей стране:

  • увеличивается процент детей, имеющих те или иные отклонения в развитии в первую очередь за счет улучшения родовспоможения и выживания ранее нежизнеспособных младенцев;

  • среди детей с отклонениями в развитии растет число тех, кто имеет сложную структуру нарушения (в нашем случае это дети с нарушенным слухом и нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п.).

Поэтому, к сожалению, уменьшения числа воспитанников не предполагается, а прогнозируется утяжеление контингента за счет увеличения количества детей с глухотой, а также обучающихся, имеющих сложную структуру нарушения развития. Это подтверждается и статистически.

1.2. Состояние слуха воспитанников

При разработке образовательной программы особо учитывается состояние слуха детей. Все воспитанники учреждения имеют двустороннюю сенсоневральную тугоухость или глухоту. При данном диагнозе медицина вернуть всем слух не может, нет эффективных средств и для улучшения тонального слуха, хотя крайне велики потенциальные возможности развития речевого слуха. В настоящее время кохлеарная имплантация является эффективным, безопасным методом медико-педагогической слухоречевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха и глухотой. Современные высокие технологии кохлеарного протезирования и правильно организованная слухоречевая реабилитация предоставляют реальную возможность людям со значительной потерей слуха и глухотой полностью восстановить слуховое и восприятие. Кохлеарная имплантация может быть проведена не каждому глухому пациенту. Необходимо пройти многочисленные дооперационные диагностические исследования, которые позволяют определить, может ли данный пациент стать кандидатом для проведения имплантации.

Приведем данные о состоянии слуха воспитанников на лучше слышащее ухо в соответствии с Международной классификацией.


Таблица 3.

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009 - 2010

Кол-во детей

86 чел.

88 чел.

86 чел.

Кохл.имплант.

3 (3,5%)

6 (6,8%)

8 (9,3%)

II cтепень тугоухости

5 (5,81%)

6 (6,8%)

6 (7%)

Ш cтепень тугоухости

32 (37,2%)

43 (48,9%)

41 (47,7%)

IV степень тугоухости

25 (29,1%)

13 (14,8%)

14 (16%)

Глухота

21 (24,4%)

20 (22,7%)

17 (20%)


Как видно из таблицы 3, из года в год абсолютное большинство воспитанников составляют дети с тяжелой тугоухостью (3 и 4 степени) и глухотой.

При этом прослеживаются следующие тенденции:

постепенное уменьшение количества детей с относительно небольшим снижением слуха – с тугоухостью 1 и 2 степени; на протяжении последних лет с первой степенью тугоухости не поступил ни один ребенок, все меньше и меньше воспитывается в учреждении детей со второй степенью: соответственно: 5 (5,81%),

6 (6,8%), 6 (7%).

  • увеличение среди воспитанников учреждения дошкольников и школьников с глухотой, которые обучаются в группах и классах для слабослышащих детей. Так как дети воспитываются в образовательном учреждении компенсирующего вида и являются инвалидами детства, они находятся на государственном обеспечении.

  • Воспитанники учреждения в связи с имеющимся у них сенсорным дефектом и перенесенными заболеваниями (в том числе и теми, которые вызвали снижение слуха) являются детьми физически ослабленными. Дети имеют: третью группу здоровья 10%, четвёртую – 23%, пятую – 67%. В процессе обучения значительно улучшается осанка и походка детей (их нарушения во многом вызваны снижением слуха: более поздним развитием навыков прямо стояния и ходьбы, отсутствием слухового контроля за воспроизводимыми движениями, нарушениями вестибулярного аппарата). Так, если в начале обучения в дошкольных группах нарушения осанки и ходьбы отмечаются у 2/3 воспитанников, то уже к школьному возрасту их число сокращается до пятой части и менее.

Это связано с рядом обстоятельств:

  1. Дети с относительно небольшим снижением слуха воспитываются дома или в массовых детских садах, а в дальнейшем обучаются в массовых школах; вместе с тем они остро нуждаются в коррекционной помощи, которую они могут получать в сурдологическом центре или в открывающихся группах кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида (письмо МО РФ № 129/23 – 16 от 29.06.99 г. «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»);

  2. Раннее (с первых месяцев) выявление нарушения слуха, адекватное слухопротезирование и проведение систематической коррекционной работы, а также демократические изменения в стране приводят к тому, что:

а) часть детей, даже со значительным снижением слуха может уже в дошкольном возрасте по уровню психофизического и речевого развития сблизиться с нормально слышащими детьми, и в дальнейшем воспитывается и обучается в условиях интеграции;

б) часть глухих детей к 2-3-м годам по уровню психофизического и слухо-речевого развития значительно опережает глухих сверстников и сближается с детьми, имеющими тугоухость. Это позволяет им в дальнейшем успешно обучаться в учреждении для слабослышащих детей;

в) демократические изменения в обществе позволили родителям реализовать свое право выбирать учреждение для обучения своего ребенка; в силу этого родители глухих дошкольников часто настаивают на начале обучения их сына или дочери в дошкольном учреждении для слабослышащих детей. В силу этого в нашем учреждении совместно с московским городским детским сурдоцетром выработана практика приема глухих детей на диагностическое (на один год) обучение. В конце учебного года проводится обследование глухого ребенка педагогами и психологом нашего учреждения совместно со специалистами сурдоцентра. Глухие дети, успешно усваивающие программу для слабослышащих детей, остаются в дошкольных группах и в дальнейшем, как правило, принимаются в первый класс нашей школы. Глухие дети, не справляющиеся с программой для слабослышащих детей, переводятся в дошкольные учреждения для глухих (при отказе родителей от перевода продолжают обучаться в группе слабослышащих детей по индивидуальным планам). Такая практика позволяет максимально реализовывать потенциальные возможности глухих детей и учесть интересы их родителей.

Наличие большого количества глухих детей (они составляют примерно четверть воспитанников) требует усиления индивидуализации процесса обучения. В ходе педагогического обследования глухих детей, справляющихся с программой для слабослышащих дошкольников и школьников, специально оцениваются их возможности в слуховом восприятии. Если в силу значительного снижения слуха тот или иной глухой ребенок не справляется с программой по развитию слухового восприятия для слабослышащих детей, индивидуальные занятия проводятся по программе для глухих дошкольников или школьников.


1.3. Структура нарушения развития у воспитанников

Многие воспитанники ГОУ № 1635 имеют сложную структуру нарушений развития, при которой нарушения слуха сочетаются с другими отклонениями в развитии (см. табл. 4).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconОсновные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида №89 (НС(К)НШ-ДС V вида №89)
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconМетодика обучения младших школьников написанию неформального письма
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VII...
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» icon456940 Челябинская область, г. Куса, ул. Вокзальная, 11, тел. 8(35154)3-02-44
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconОбразовательная программа подготовительной к школе группы №1 на 2010-2011 учебный год ольховик Т. Д, воспитатель г. Куйбышев, 2010 год Пояснительная записка
Куйбышевского района детский сад "Родничок" общеразвивающего вида с приоритетным направлением
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconПубличныйотч ё т о деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №76» города Краснодара за 2010 – 2011 учебный год
В настоящее время деятельность учреждения определяется и регулируется следующими организационно-учредительными документами
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconРабочая учебная программа по подготовительной группе (от 6 до 7 лет) мбоу «Начальная школа детский сад №1» на 2012-2013 учебный год
Мбоу «Начальная школа – детский сад №1», в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре...
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconОбразовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Х. Красный Сад»
Молодежная, д. Режим работы 10,5 часов. С октября 2010 года по май 2012 года детский сад был закрыт на реконструкцию здания Учреждения....
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconДоклад о результатах деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад №20 города Магнитогорска за 2010-2011 учебный год
Полное наименование мдоу: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» города Магнитогорска
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconПрограмма развития Муниципального специального /коррекционного/ образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Киселевская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Муниципального специального /коррекционного/ образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано» iconГоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10, 8 вида, г. Орска»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница