Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога




Скачать 25,41 Kb.
НазваниеДраматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер25,41 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Побежимова Зоя Александровна


Драматизация как средство формирования

коммуникативной культуры будущего педагога


13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(художественное образование и эстетическое воспитание;

уровень профессионального образования)


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Екатеринбург - 2007


Работа выполнена в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»


Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент Русакова Татьяна Геннадьевна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Литвак Римма Алексеевна, «Челябинская государственная академия культуры и искусств»


кандидат педагогических наук, доцент Фишелева Алла Ивановна,

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»


Ведущая организация ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»


Защита состоится 30 ноября 2007 г. в 10.00 часов в ауд. 12 на заседании диссертационного совета К 212.283.02 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9.


С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета.


Автореферат разослан 30 октября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Матвеева Л.В.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Основополагающие документы в сфере образования – «Закон об образовании», Концепция содержания непрерывного образования – показывают важность усиления внимания к социально значимой проблеме формирования коммуникативной культуры педагога и подчеркивают необходимость обеспечения интеграции личности в национальную и мировую культуру; содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учета разнообразия мировоззренческих подходов. Рождается качественно иная образовательная ситуация, обусловливающая субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанником, потребность в понимании Другого и стремление быть понятым, представление о Другом как цели коммуникации (В.С. Библер), организацию взаимодействия как «драматургию педагогического действия» (В.А. Кан-Калик).

Важной задачей педагогической науки и практики становится поиск технологий целенаправленного и планомерного формирования коммуникативной культуры у будущего педагога уже на этапе профессиональной подготовки. Решению социально обусловленной задачи способствует театрально-игровая деятельность студентов, представляющая собой совокупность драматических ситуаций, содержащих культурную или жизненную коллизию – внешние обстоятельства и внутренние состояния, в которых студент выступает как автор, исполнитель и режиссер драматических действий, требующих эмпатийного переживания, рефлексии переживаемого состояния, осмысления своего отношения к ситуации. Драматизацию как элемент театральной педагогики, обладающую педагогическим потенциалом (возможностью проживания и переживания ситуаций, сменой социальных, педагогических и драматических ролей, активностью действия и взаимодействия, опытом разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций) и выполняющую педагогические функции (иллюстративную, инструментальную, психологическую, аналитическую, познавательную) можно рассматривать как оптимальное средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога.

Теоретический анализ показывает, что понятия «коммуникация», «коммуникативная культура», «коммуникативная деятельность» органично вошли в категориальный аппарат педагогики, заняв определенное место в теориях педагогического общения (А.В. Мудрик) и педагогической коммуникации (В.Д. Ширшов). В последние годы в коммуникативной деятельности педагога акцент ставится на информационном аспекте (И.А. Колесникова). Но такой подход не учитывает, что межличностные отношения участников педагогической коммуникации являются главным условием эффективности образовательного процесса в целом, особенно это касается таких педагогических специальностей, как педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования.

В содержании профессионально-педагогической подготовки учителя в педагогическом колледже вопросу формирования коммуникативной культуры не уделяется должного внимания. В ГОС СПО решение задач формирования коммуникативной культуры будущего педагога отражается только в рамках предмета «Основы педагогического мастерства» (0,03% учебного времени), а использование театрально-игровых методик только декларируется. В результате, как показывает опрос молодых педагогов Оренбургской области (около 280 человек), выпускники педагогического колледжа испытывают затруднения коммуникативного характера, связанные с неготовностью к свободному общению с воспитанниками в учебной и внеучебной деятельности, импровизации, смене ролевых позиций.

Понятие «коммуникативная культура» находится в проблемном поле таких фундаментальных наук, как философия, культурология, социология, психология, педагогика (Т.С. Батищев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Н.Н. Горелов, А.Б. Добрович, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Д.С. Лихачев, С.П. Ломов, Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Э.В. Соколов).

В педагогике коммуникативная культура рассматривается: с одной стороны, как часть профессиональной культуры педагога (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.И. Зарецкая, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин), с другой – как составная часть образовательного процесса (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров). В исследовательских работах, посвященных педагогической риторике, раскрываются вопросы формирования культуры речи учителя (Н.А. Ипполитова, А.А. Князьков, А.К. Михальская). Вопросы межэтнической коммуникации в условиях многонационального государства рассматриваются этнопедагогикой (Г.Н. Волков, Д.И. Латышина). Исследователи подчеркивают роль рефлексии в процессе коммуникативной деятельности (Л.С. Базилевская, Б.П. Ковалев, Г.П. Щедровицкий). Особое место занимает вопрос невербальной коммуникации в педагогическом процессе (Е.А. Петрова).

В последнее время теоретико-педагогические исследования и педагогическая практика все чаще обращаются к технологиям театральной педагогики: Всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя» (Полтавский ГПИ, 1991), Международная конференция «Дети. Театр. Образование» (г. Екатеринбург, 1996), реализация педагогической программы «Театр как средство поддержки образования и взаимопонимания культур» (кафедра ЮНЕСКО, 2005). Драматизация педагогического процесса в разное время рассматривалась исследователями как дидактический театр (Н.В. Сорока-Росинский, В.А. Караковский), форма внеклассной работы (В.А. Шилов, В.Г. Ширяева), педагогически организованная игра (Н.П. Аникеева, Л.М. Иванова, С.А. Шмаков), познавательная игра младших школьников (З.В. Баянкина, О.С. Газман), средство воспитания личности (Н.Е. Щуркова, С.Р. Фейгинов).

Технологичность формирования отдельных и интегративных качеств личности изучалась В.П. Беспалько, М.В. Клариным, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой.

Диссертационные работы последних лет, раскрывают различные аспекты коммуникативной культуры и технологии ее формирования: вопросы коммуникативной компетентности рассматривают И.И. Барахович (2000), В.М. Пахарев (2004); развитие коммуникативных способностей – Т.А. Веревкина (1999); формирование коммуникативных умений и навыков у будущих учителей – Т.В. Яковлева (2004), Н.Н. Ярцева (2003); метод драматизации в развитии коммуникативных способностей В.В. Самарич (2000).

Однако, несмотря на имеющуюся широкую теоретическую базу научных разработок, обращенных к изучению отдельных аспектов коммуникативной культуры педагога, вопросы применения средств театральной педагогики для формирования коммуникативной культуры в ее целостности специально не изучались. Нами выявлены противоречия между:

- объективной потребностью общества в педагоге, понимающем суть культурных и коммуникативных процессов и обладающем развитой коммуникативной культурой, и реальным уровнем ее сформированности, характеризующимся наличием серьезных затруднений в процессе коммуникации у студентов колледжа;

- реализацией идей гуманистической педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя, опирающейся на интегративно-культурологический подход, и недостаточным использованием ресурсов театральной педагогики, в частности драматизации, в формировании коммуникативной культуры будущего педагога как профессионально значимого качества;

- изученностью отдельных аспектов проблемы формирования коммуникативной культуры и отсутствием педагогической технологии, обеспечивающей формирование коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей формирования коммуникативной культуры будущего педагога, в выявлении педагогического потенциала драматизации, определяющего возможность использования ее в качестве педагогического средства и уточнении последовательности педагогических действий по формированию коммуникативной культуры личности на этапе профессиональной подготовки к педагогической деятельности.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога».

Цель исследования: обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность технологии формирования коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации.

Объект: формирование коммуникативной культуры будущего педагога в образовательном процессе педагогического колледжа.

Предмет: педагогическая технология формирования коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации.

Гипотеза: формирование коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации будет эффективным, если:

- коммуникативная культура будущего педагога понимается как профессионально значимое качество личности, включающее коммуникативную компетентность, коммуникативную направленность и коммуникативную гибкость;

- драматизация, как педагогический инструмент организации ролевого поведения студентов в реальных жизненных и игровых ситуациях, выступает педагогическим средством формирования коммуникативной культуры, обеспечивая развитие коммуникативных умений и ценностных отношений, расширение коммуникативного опыта будущего педагога;

- технология формирования коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации основывается на принципах театральной педагогики; включает последовательную смену ролей в драматических ситуациях каждого этапа в логике понимания «идентификация - проекция - интерпретация»; строится на алгоритме «проживания - переживания - оценки»; имеет диагностическое сопровождение.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи:

1. На основе теоретического анализа конкретизировать понятие «коммуникативная культура будущего педагога».

2. Выявить педагогический потенциал драматизации, обосновать его роль в формировании коммуникативной культуры будущего педагога.

3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры будущего педагога.

4. Разработать технологию формирования коммуникативной культуры посредством драматизации и опытно-поисковым путем проверить ее эффективность.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения философских наук о природе и функциях культуры и коммуникации как социальных феноменах (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган); идеи экзистенциализма, определяющие свободу человека как свободу выбора (Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс); психолого-педагогические исследования о развитии личности в деятельности и общении (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); концептуальные положения теории общей профессионально-педагогической подготовки студентов (В.Г. Рындак, В.А. Сластенин, Л.Б. Соколова); концептуальные основы деятельностного и культурологического подходов, отражающих роль коммуникативной культуры в подготовке будущего специалиста (Е.В. Бондаревская, Л.А. Введенская, И. Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина); теоретические положения о роли коммуникации и общения в становлении педагогического мастерства (В.И. Загвязинский, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик); положения теории педагогической коммуникации о структуре и содержании коммуникативной деятельности учителя (И.И. Зарецкая, И.А. Колесникова, М.В. Мудрик, В.Д. Ширшов); теория педагогического взаимодействия (Е.В. Коротаева, Н.Ф. Родионова); исследования в области педагогических технологий (В. П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н. Е. Щуркова); идеи театральной педагогики о сущности драматургии и ее применении в профессиональной подготовке будущего педагога (В.М. Букатов, С.В. Гиппиус, П.М. Ершов, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, К.С. Станиславский); концептуальные положения теории музыкального и художественного образования о диалектической связи художественных впечатлений с жизненным опытом (Д.Б. Кабалевский, А.А. Малюков, Б.М. Неменский, В.Г. Ражников, Н.Г. Тагильцева, Е.М. Торшилова).

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое проектирование); эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, опрос, беседа, анкетирование); методы математической статистики (количественная и качественная обработка результатов, использование компьютерной программы STATISTIKA).

Исследование проводилось с 2003 по 2007г. в условиях естественного образовательного процесса на базе ГОУ СПО «Педагогический колледж г.Бузулука».

Этапы исследования:

I этап – (2003-2004 гг.): происходило изучение теоретических основ проблемы, обобщение передового педагогического опыта, анализ состояния профессиональной подготовки будущего педагога, систематизация личного опыта, что позволило определить проблему исследования и сформулировать цель, задачи, гипотезу, методологическую базу.

II этап – (2005-2007 гг.): были разработаны технология формирования коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации, программа спецкурса «Основы педагогической драматургии» и реализованы в образовательном процессе педагогического колледжа, продолжалось изучение научной литературы, проводился анализ результатов диагностирующих методик.

III этап – (2007г.): проводилось теоретическое обобщение, контрольный этап опытно-поисковой работы, анализ и систематизация результатов исследования, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено, что коммуникативная культура будущего педагога как профессионально значимое качество личности интегрирует коммуникативные умения, ценности и опыт, которые позволяют достигать взаимопонимания субъектов образовательного процесса. Коммуникативная культура проявляется в ситуациях межличностного взаимодействия, актуализирующих коммуникативные знания и умения организации процесса педагогической коммуникации, и включает коммуникативную компетентность (коммуникативные знания, умения и опыт их применения), коммуникативную направленность (отношения будущего педагога к коммуникативной деятельности, к партнеру по коммуникации, к себе как субъекту педагогической коммуникации) и коммуникативную гибкость (находчивость, нестандартное мышление, эмоциональная саморегуляция).

2. Доказано, что драматизация, как совокупность действий, отражающих в драматической форме противоречия и конфликты человеческой жизни, обладает признаками, позволяющими отнести ее к педагогическим средствам формирования коммуникативной культуры: во-первых, наличием педагогического потенциала (возможность проживания и переживания ситуаций, смена социальных, педагогических и драматических ролей, активность действия и взаимодействия, разрешение конфликтных и коммуникативных ситуаций); во-вторых, выполнением в образовательном процессе ряда педагогических функций (иллюстративной, инструментальной, психологической, аналитической, познавательной).

3. Разработана педагогическая технология формирования коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации, включающая совокупность принципов (личностной включенности; субъектности; открытости; художественного уподобления; диалогичности; ориентации на понимание.), методов (самопрезентация, метод физических действий, театрализованная игра, актерский этюд, коммуникативная атака, диалог хоров, пристройка, мизансценирование, игра-драматизация, инсценирование, монтаж и сценарные игры), форм (занятие-беседа, занятие-брифинг, занятие-дискуссия, игротека, репетиция, творческий показ), соответствующих каждому этапу формирования коммуникативной культуры (ролевая идентификация, личностная проекция, авторская интерпретация) и последовательному включению студента в ситуации педагогической драматизации («педагог-актер», «педагог-режиссер», «педагог-драматург»), обеспечивающие его готовность к организации процесса педагогической коммуникации на основе ценностного взаимодействия.

Теоретическая значимость работы:

- раскрыта структура понятия коммуникативной культуры будущего педагога, включающая когнитивно-рефлексивный (коммуникативные знания, умения, саморефлексия), мотивационно-ценностный (потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации), организационно-деятельностный (умения саморегуляции, организации коммуникативного пространства, проектирования педагогического взаимодействия) компоненты, которые выступают показателями готовности к организации педагогической коммуникации на основе ценностного взаимодействия;

- выявлен педагогический потенциал драматизации, который заключается в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций, смене социальных, педагогических и драматических ролей, активном действии и взаимодействии, опыте разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций, содержащих культурную и жизненную коллизию и требующих рефлексии переживаемого состояния, осмысления своего отношения к ситуации;

- раскрыты педагогические функции драматизации – иллюстративная (показ поведения участников коммуникативной ситуации, вскрытие мотивов поведения, позиций и личностного смысла каждого участника ситуации); инструментальная (моделирование проблемы, проигрывание роли исполнителя, автора, зрителя); психологическая (свобода выбора, равнодействующие права, условный характер); аналитическая (саморефлексия); познавательная (расширение кругозора, познание себя, других и окружающего мира);

- разработан алгоритм действий на каждом этапе формирования коммуникативной культуры будущего педагога: 1) ролевая идентификация (саморегуляция – физическое раскрепощение – постановка голоса – саморефлексия); 2) личностная проекция (создание коммуникативной атмосферы – организация взаимодействия – коллективная рефлексия), 3) авторская интерпретация (создание замысла – отбор, обработка и интерпретация материала – разработка сценария).

Практическая значимость работы заключается в разработке критериев, показателей и уровней сформированности коммуникативной культуры будущего педагога; программы спецкурса «Основы педагогической драматургии», в основе которой лежит технология формирования коммуникативной культуры посредством драматизации; методических рекомендаций «Педагогический тренинг развития художественно-коммуникативных способностей педагога» для развития и саморазвития педагогической техники учителя.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора в качестве преподавателя «ГОУ СПО Педагогический колледж г. Бузулука» на специальностях «Преподавание в начальных классах» с дополнительной квалификацией воспитатель, «Социальная педагогика» с дополнительной квалификацией педагог-организатор, и при проведении курса тренингов для молодых преподавателей области (п. Курманаевка, 2004; г. Бузулук, 2007). В процессе обсуждения на кафедрах общей педагогики и художественно-эстетического воспитания ОГПУ (Оренбург, 2005). Основные положения исследования были представлены на международной (Санкт-Петербург, 2004; Самара, 2005), всероссийской (Бузулук,2005; Челябинск, 2006), межвузовской (Оренбург, 2004) научно-практических конференциях; нашли отражение в публикациях научных статей, тезисов и докладов (Москва, Воронеж, Оренбург). Материалы диссертации использованы в создании методического пособия «Комплекс игр и упражнений по развитию художественно-коммуникативных способностей учащихся».

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось лично автором в ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Бузулука», преподавателями ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска», ГОУ СПО «Педагогический колледж №2 г. Оренбурга», ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Бугуруслана», ЦВР и ДТ «Радуга» г.Бузулука.

Достоверность и обоснованность обусловлены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования; практическим подтверждением основных положений исследования и обобщением результатов опытно-поисковой работы; оценкой полученных результатов различными методами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативная культура будущего педагога – это профессионально значимое качество личности, характеризующееся ценностной ориентацией на участников образовательного процесса и свободным владением средствами и способами организации ценностного взаимодействия. В структуре коммуникативной культуры будущего педагога выделяются когнитивно-рефлексивный, мотивационно-ценностный и организационно-деятельностный компоненты, которые отражают представление о средствах и способах коммуникации в педагогическом процессе, направленность на ценностное взаимодействие, гибкость в общении. Критериями и показателями коммуникативной культуры являются коммуникативная компетентность, коммуникативная направленность и коммуникативная гибкость.

2. Драматизация – совокупность действий, отражающих в драматической форме противоречия и конфликты человеческой жизни. В образовательном процессе ведущей формой драматизации выступает драматическая ситуация, содержащая культурную или жизненную коллизию (внешние обстоятельства и внутренние состояния личности), в которой студент выступает как автор, исполнитель и режиссер драматических действий. Целью драматической ситуации является инициирование коммуникативной активности студента, ролевого «функционирования» (реализации себя) как личности, обладающей внутренней свободой и ответственностью. Ядром драматической ситуации является взаимопонимание субъектов коммуникации; содержание включает знания и опыт коммуникативного взаимодействия студента (представления о своих возможно­стях, потребностях); коммуникативный опыт педагога (способность создавать ситу­ацию, прогнозировать ее возникновение и развитие, использовать потенциал стихийно возникающих ситуаций); интеграцию опыта пе­дагога и студента в выборе способов поведения, отношений, разработке сценариев.

3. Технология формирования коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации базируется на театрально-педагогических принципах, методах и формах. Механизмом формирования коммуникативной культуры является проживание, переживание и оценка студентами реальных жизненных или игровых ситуаций «здесь и сейчас» в процессе последовательной смены ролей в ситуациях педагогической драматизации. Последовательность и логика этапов (ролевая идентификация, личностная проекция, авторская интерпретация), алгоритм действий (саморегуляция – физическое раскрепощение – постановка голоса – саморефлексия – создание коммуникативной атмосферы – организация взаимодействия – коллективная рефлексия - создание замысла – отбор, обработка и интерпретация материала – разработка сценария) и диагностическое сопровождение (комплексное использование методик экспертной оценки и самооценки на основных и промежуточных этапах) обеспечивают функциональное единство целей и задач, содержания и методов работы преподавателя по формированию коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации.

Структура и объем диссертации вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (общий объем 154с.) и приложений (70с.); текст иллюстрирован рисунками (8) и таблицами (12).

  1   2   3

Похожие:

Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога iconПисьменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью...
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога iconПортфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе
Института профессиональной педагогики фгбоу впо «Бал­тийская государственная академия рыбопромыслового флота»
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога iconОтчет по организации экспериментальной работы по теме «Сетевые сервисы Веб. 0 как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся»
Составители: зам дир по увр семенова Е. И., учитель английского языка Федюнина Е. В
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога icon«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка». Объект исследования
Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных...
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога iconСмотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов
России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность...
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога iconИспользование икт как средство повышения эффективности урока в начальной школе
Основными целями использования компьютера на уроке является переход от формирования зунов объяснительно-иллюстрационным методом к...
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога iconИнформационной культуры будущего инженера педагога
В настоящей статье эти элементы знаний, умений и навыков для терминологического удобства будем называть компонентами ик. Из их определения...
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога icon«Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся»
Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога iconОтчет анализ по организации воспитательной работы в мобу сош села Ивановка за 2011-2012 учебный год
Воспитание – это средство подготовки лучшего будущего. Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, истинного...
Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога iconПсихологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических
Охватывает основные аспекты жизни личности: здоровье, достаток, взаимоотношения, творческая деятельность, обеспечивает их оптимизацию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница