Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного




НазваниеМетодические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер8,29 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


Методические рекомендации

по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного

учреждения VIII вида


1. Противоречивые процессы, происходящие в России в последние годы, оказывают влияние на состояние и перспективы развития государственного образования, в котором особое место занимает система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Среди приоритетных направлений, актуальных для осуществления модернизации системы специального образования находится проектирование психолого-педагогических условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности системы сопровождения образовательного процесса в коррекционном учреждении. Смещение смыслового акцента специального образования в сторону личностного, социально-эмоционального аспекта, развития сознательной регуляции в социуме предполагает, что важным условием доступного, дифференцированного, развивающего обучения является психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка.

Предварительный анализ результатов исследований и оценка опыта реализации различных зарубежных, отечественных, региональных практик и инициатив показывает, что появились разработки по реализации сопровождения и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, но нет единых подходов и правил организации данного сопровождения. Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в настоящее время создана и функционирует как необходимая составная часть дошкольного, общего и специального образования. Это комплексная помощь в образовательном процессе, которую оказывают ребенку различные специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, школьные медицинские работники и т.д.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия с образовательной средой. В целом, психолого-педагогическое сопровождение – это интегрированная часть общего образовательного процесса.

Известно, что социальное неблагополучие особенно заметно в отношении школьников с интеллектуальной недостаточностью. Они в наименьшей мере способны самостоятельно противостоять кризисным явлениям, социально-экономическим трудностям. Поэтому специальное (коррекционное) образовательное учреждение для данной категории детей является социально защищенным источником жизненного опыта (социальной компетенции). Психолого-педагогическое сопровождение должно содействовать обеспечению доступного дифференцированного, коррекционно-развивающего обучения, социально-эмоциональному развитию ребенка, повышению навыков жизненной компетенции на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Система психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (далее С(к)ОУ VIII вида) призвана создать непрерывность и преемственность в обучении, воспитании и развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями на всех ступенях образования. В ней должны учитываться специфические условия функционирования школы, ее потребности, особенности контингента.


2. Принципы психолого-педагогического сопровождения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении


  • Принцип гуманистичности. Данный принцип подразумевает полное принятие личности ребенка во всех ее проявлениях и позицию поддержки со стороны педагога и психолога.

  • Принцип коллегиальности обуславливает совместную деятельность субъектов психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе психолого-медико-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение носит комплексный характер.

  • Принцип междисциплинарности подразумевает такой характер сопровождения ребенка, в котором принимают участие специалисты различных областей: педагоги-психологи, медики, педагоги, социальные работники. Многопрофильная оценка развития и возможностей ребенка с разных профессиональных точек зрения позволяет организовать комплексную коррекционную помощь.

  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов сопровождения.

  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического сопровождения и обуславливает необходимость их отбора с учетом информативности и пользы для ребенка.

Системный характер психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях С(к)ОУ VIII вида реализуется в деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) образовательного учреждения, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога, логопеда, медицинского работника, социального педагога и других субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить комплексную программу индивидуального (группового) сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность.


3. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса


Целью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является создание социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия с образовательной средой, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

В рамках вышеназванной цели сформулированы следующие основные задачи процесса психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении VIII вида:

  • сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, за счет дополнения современных методов коррекционного обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;

  • содействие обучающимся в социальной адаптации, формированию у них навыков жизненной компетенции, исходя из возможностей и состояния соматического и нервно-психического здоровья;

  • предупреждение проявлений школьной и социальной дезадаптации;

  • обеспечение индивидуального маршрута развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • содействие повышению уровня межличностных отношений и продуктивности социальных контактов участников образовательного процесса;

  • отслеживание динамики психического развития учащихся и эффективности коррекционной помощи;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • создание условий преемственности в образовательном процессе;

  • психолого-медико-педагогическое обеспечение учебно-трудового процесса в школе;

  • профилактика асоциальных проявлений в детской и подростковой среде;

  • оптимизация и индивидуализация воспитательного процесса в школе;

  • помощь педагогу в профессиональном и личностном развитии;

  • содействие педагогическому коллективу в адаптации содержания образовательных, воспитательных и развивающих программ и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;

  • оказание помощи педагогам в организации образовательной среды адекватной психофизическим, интеллектуальным и личностным особенностям учащихся;

  • обеспечение психологической поддержки родителей (лиц, их заменяющих)
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconРешение общеобразовательного учреждения об организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента получения указанных документов.
«Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconУстав муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Учреждение, созданного в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего,...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconПлан Понятие психолого-педагогического сопровождения. Основные направления психологического сопровождения деятельности педагогов в условиях системных изменений
Психологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования в условиях системных изменений
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconУчебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет
Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития»
Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического сопровождения...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconМетодические рекомендации по организации деятельности
Республики Казахстан и нормативными правовыми документами и направлены для организации деятельности психолого-медико-педагогического...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного icon«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств»
Проблема воспитания толерантности одна из самых актуальных из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе....
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconФункционирование и развитие системы специального (коррекционного) образования в общеобразовательной школе должно осуществляться в режиме тесного сотрудничества
Алгоритмизация и содержание логопедического сопровождения обучающихся С(К)к VII вида на основе рекомендаций пмпк
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения
Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 с углубленным изучением предметов образовательной...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного iconДоклад муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения
Публичный доклад подготовлен администрацией Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница