Тематический план и содержание учебной дисциплины




Скачать 33,74 Kb.
НазваниеТематический план и содержание учебной дисциплины
Дата04.02.2016
Размер33,74 Kb.
ТипТематический план

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология






Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.

Объем
часов

Уровень
освоения



Введение

Лекции:

3


2

1. Введение в биологию

2. Методы изучения биологии, значение биологии

3. Основные признаки живого. Уровни организации жизни.

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Роль исследований других наук в решении биологических аспектов проблемы жизни.

2.Анализ современного состояния биологических исследований.

3.XXI век – век биологии?


3




Раздел 1.

Учение о клетке

59





Тема1.1 Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого

Лекции:

4

2

  1. Предмет, задачи и методы современной цитологии.

  2. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.

  3. Клетка – элементарная живая система

  4. История открытие клетки. Клеточная теория.

Лабораторные и практические работы :


1




  1. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы рефератов:

1.История развития цитологии.

2.Развитие и совершенствование цитологических методов.

3.Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности

4






Тема 1.2 Химический состав клетки



Лекции :

12

2

1.Химические элементы и их роль в клетке.

2.Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

3.Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли.

4.Соли неорганических кислот.           

  5.Органические вещества клетки.

6.Биополимеры – белки. Свойства белков.

7.Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение.

8.Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.

9.Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.

10.Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.

 11.Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке

12.Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке


Лабораторные работы:

1.Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.

2.Определение крахмала в растительных тканях


2




Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Вода – основа жизни клетки.

2.Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки.

3.Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке.

4.Ферменты – биологические машины

6






Тема 1.3 Формы жизни


Лекции:

2

2

1.Клеточные формы жизни – прокариоты и эукариоты.

2.Неклеточные формы жизни. Вирусы, особенности строения, жизнедеятель­ности и репродукции.

Лабораторные работы:


  1. Строение эукариотических (растительной, животной и грибной) и прокариотической (бактериальной) клеток.




2




Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов


Темы творческих и исследовательских работ:


1.Клетка как архитектурное чудо.

2.Вирусы, особенности функционирования и размножения.

3. Гипотезы возникновения вирусов.



4






Тема 1.4 Строение клетки и ее органоиды

Лекции ;



10



2

1.Плазматическая мембрана и оболочка клетки.

2.Цитоплазма и ее структурные компоненты.

3..Ядро .Химический состав  и строение ядра.

4.Аппарат Гольджи. Строение, функции

5. Строение и функции лизосом. Вакуоли растительных клеток.

6.Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы.

7.Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка.

8.Митохондрии. Строение , функции митохондрий.

9.Клеточный центр, его строение и функции.

10. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения .


Лабораторные работы:


1.Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

2..Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

2




Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Роль цитоплазматической мембраны в транспорте веществ.

2.  Биофизика цитоплазматических мембран.

3.  Принципы структуры и функционирования рибосом.

4.  Современные представления о строении митотических хромосом.



4






Тема 1.5 Обмен веществ и энергии в клетке

Лекции:

4


2

1.Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.

2.Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза

3.Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл.

4.Биосинтез белков в клетке и его значение.

Лабораторные работы:

1.Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

2.Сравнение процессов брожения и дыхания.

2




 Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:


1.Фотосинтез, его интенсивность и урожай сельскохозяйственных культур.

2.Регуляция синтеза белков.



4





Раздел 2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

36





Тема 2.1

Организм –единое целое


Лекции:

4

2

  1. Организм – единое целое .Многообразие организмов

  2. Жизненный цикл клетки и его этапы.

  3. Типы деления клетки.

  4. Мейоз - цитологическая основа полового размножения




Лабораторные работы:

1.Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

2.Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Практические работы:

1. Сравнение процессов митоза и мейоза.

2. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.




4




Самостоятельная работа обучающихся : Работа над выполнением рефератов:

Тематика:

1.Биологическое значение митоза и мейоза.

2.Биологическое значение чередования поколений

3Значение воспроизведения для эволюции органического мира


5






Тема 2.2 Бесполое и половое размножение  



Лекции:

3

2

1.Формы и способы размножения организмов.

2.Бесполое размножение, его виды и значение.

3. Половое размножение, его виды и эволюционное значение.

Практические работы:

1.Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

2.Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных


2




Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность


Темы творческих и исследовательских работ:

1.Эволюция полового размножения у растений.

2.Эволюция полового размножения у животных

3.Передача генетической информации при вегетативном размножении


5






Тема 2.3 Индивидуальное развитие организмов


Лекции:



4



2

  1. Индивидуальное развитие организма .Этапы онтогенеза .

  2. Основные этапы эмбрионального развития

  3. Биогенетический закон

  4. Постэмбриональное развитие.

Практические работы:

  1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

1




Самостоятельная работа обучающихся: Работа над выполнением рефератов:

Тематика:

1.Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка

2.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.


4




Раздел 3

Основы генетики и селекции

43






Тема 3.1

Основы генетики

Лекции:

10

3

1.Генетика –наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов

2.Моногибридное и дигибридное скрещивание

3.Законы Г.Менделя

4.Наследование при моногибридном скрещивании.

5.Наследование при дигибридном скрещивании.

6 .Хромосомная теория наследственности .

7.Генетика пола.

8.Наследственные болезни человека . их причина и профилактика

Лабораторные работы :

1.Анализ расщепления во втором поколении по окраске семян у гороха

2.Родословные человека и их анализ

3.Изучение наследования признаков у человека.

Практические работы:

1.Составление схем скрещивания организмов.

2.Решение генетических задач.

5




Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Тематика:

1.История развития генетики и ее методов исследования.

2.Генетика  - одна из наиболее точных отраслей биологической науки.

3.Ген – единица наследственности. Структура и функционирование генов.

4.Как фенотип «маскирует» генотип?


5





Тема 3.2 Закономерности изменчивости



Лекции:

5

2

1.Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной ге­нетики. 2.Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость.

3.Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость.

4.Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации.

5. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

Лабораторные работы:

1.Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой (размеры листьев у растений или антропометрические данные учащихся).

Практические работы :

1.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

2







Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Роль различных видов изменчивости в эволюции органического мира.

2.Экспериментальное получение мутации.

3.  Охрана окружающей среды от загрязнения различными мутагенами

4





Тема3.3 Селекция

Лекции:

5

2

  1. Задачи современной селекции.

  2. Селекция культурных растений .

  3. Селекция домашних животных

  4. Селекция бактерий, грибов.

  5. Биотехнология , ее достижения и перспективы развития




Лабораторные работы

1.Сравнительная характеристика различных сортов растений.

2. Сравнительная характеристика различных пород животных.


2




Контрольная работа по разделу: «Основы генетики»

1




Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

1.Достижения и опасности современной селекции.

2.Биотехнология на службе человека.

3.Использование достижений генетики в селекционной работе.

4.История происхождения отдельных сортов культурных растений .Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных .

4




Раздел 4

Эволюционное учение







Тема 4.1 Эволюционное учение Ч.Дарвина



Лекции:


5



2


  1. История развития эволюционных идей . Значение работ К.Линнея , Ж.Б. Ламарка

  2. Эволюционное учение Ч.Дарвина .

  3. Естественный отбор

  4. Борьба за существование

  5. Доказательства эволюции органического мира.




Практические работы :


1.Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

2.Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

2





Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:


  1. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

  2. Ж.Б. Ламарк и противоречивость его взглядов на живую природу.

  3. Метафизическое мировоззрение в естествознании в додарвиновский период.

  4. Жизнь и деятельность Чарльза Дарвина




3






Тема 4.2.Движущие силы эволюции



Лекции:


4


2

1. Популяция – структурная единица вида и эволюции

2.Концепция вида , его критерии

3. Общие приз­наки вида (дискретность, численность, целостность, устойчивость, исто­ричность).

4.Видообразование. Механизмы видообразования.

Лабораторные работы:

1Возникновение приспособленности организмов и ее относительность.

2.Анализ генотипической структуры популяции.

Практические работы:

1.Выявление изменчивости у особей одного вида.

2.Сравнение процессов экологического и географического видообразования



4




Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:

  1. Популяция как единица эволюции.

  2. Роль наследственности и изменчивости в эволюции органического мира.

  3. Естественный отбор и его творческий характер.

  4. Связь онтогенеза и филогенеза.

3


2

Тема 4.3.Основные направления эволюционного прогресса



Лекции:

4

2

1.Понятие о макроэволюции. Пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

2.Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

3.Ароморфоз, идиоадаптация,  общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе.

4. Общие закономерности макроэволюции: прогрессивная направленность, историчность развития жизни, необратимость, прогрессивная специализа­ция.

Лабораторные работы:

  1. Выявление ароморфозов у растений.

  2. Выявление идиоадаптаций у животных (на примере насекомых).

  3. Изучение явлений дивергенции и конвергенции

3




Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Соотношение процессов микроэволюции и макроэволюции.

2.Основные направления эволюции и их соотношение в эволюционном процессе.

3.Правила и закономерности эволюционного процесса.

4.Эволюция и ее закономерности в практической деятельности человека.

3




Раздел 5

История развития жизни на Земле

20




Тема 5.1 Развитие органического мира


Лекции:

6

2

1 Концепции сущности и происхождения жизни на 3емле.

2..Гипотезы происхождения жизни

3.Биосфера в архейскую и протерозойскую эры.

4.Основные направления эво­люции в палеозое

5.Характеристика органического мира в мезозое.

6.Основные направления эволюции в кайнозойскую эру

Лабораторные работы

1.Приспособление организмов к разным средам обитания ( водной , наземно-воздушной , почвенной )

Практические работы:

1.Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле

2




Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Современные представления о зарождении жизни

2..Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле.

3..Зарождение жизни и эволюция пробионтов.

4..Эволюция клеток. Гипотезы возникновения эукариот и многоклеточности.

3




Тема 5.2 Эволюция человека

Лекции:

4

2

1.Современные гипотезы происхождения человека .

2.Доказательства родства человека с млекопитающими животными

3.Эволюция человека .Движущие силы антропогенеза.

4.Единство происхождения человеческих рас


Практические  работы:

1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.


2




Контрольная работа по разделу : «Эволюционное учение»

1




Самостоятельная работа обучающихся : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы творческих и исследовательских работ:

1Развитие представлений о возникновении человека.

2.Роль труда в эволюции древнего человека.

3.Направления дальнейшей эволюции современного человека.


3




Раздел 6

Основы экологии

28




Тема 6. 1

Экология и экологические системы

Лекции:

6

2

1. Предмет экологии.

2.Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

3. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.

4. Экологические системы .Видовая и пространственная структура экосистем

5..Искусственные сообщества –агроэкосистемы и урбоэкосистемы факторы и адаптации

6.Цепи питания. Экологическая пирамида

Лабораторные работы:

4




1.Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов.

2.Изучение природных экосистем своей местности.

3.Описание и практическое создание искусственной экосистемы ( пресноводный аквариум ) Практические работы:

1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе

Самостоятельная работа обучающихся : Работа над выполнением рефератов.

Тематика:

1.Современная экология, этапы ее становления как науки и методы исследования.

2.Роль формирования экологического мышления у населения для сохранения биосферы.

3.Связь экологии и эволюционной теории в объяснении относительности приспособленности

3




Тема6. 2

Биосфера – глобальная экосистема


Лекции:

8

2

  1. Биосфера – глобальная экосистема

  2. Учение В.И. Вернадского о биосфере

  3. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

  4. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду

  5. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

  6. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы

  7. Ноосфера . Правила поведения людей в окружающей природной среде

  8. Экология и космос. Экология и будущее человека.

Лабораторные работы:

  1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

Практические работы :

1. Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере

2.Решение экологических задач

3




Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

  1. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах

  2. Экологические кризисы и экологические катастрофы

4





Раздел 7

Бионика

7






Тема 7.1. Бионика



Лекции:

2

2

  1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики .

  2. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных

Самостоятельная работа обучающихся: Проектно- исследовательская деятельность

  1. Рациональное использование и охрана ( конкретных ) невозобновимых природных ресурсов , возобновимых природных ресурсов

3




Итоговая контрольная работа

2




ВСЕГО :

231






Похожие:

Тематический план и содержание учебной дисциплины iconТематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Тематический план и содержание учебной дисциплины iconТематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Тематический план и содержание учебной дисциплины iconТематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Тематический план и содержание учебной дисциплины iconТематический план и содержание учебной дисциплины
Самостоятельная работа обучающихся : Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных...
Тематический план и содержание учебной дисциплины iconРабочая программа По изобразительному искусству
Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы Б. М. Не­менского «Изобразительное искусство и художественный...
Тематический план и содержание учебной дисциплины icon«страхование вэд»
Включает рабочую программу дисциплины и учебно-тематический план для очной формы обучения; календарный план дисциплины; структуру...
Тематический план и содержание учебной дисциплины icon«таможенно-тарифное регулирование вэд»
Включает рабочую программу дисциплины и учебно-тематический план для очной формы обучения; календарный план дисциплины; структуру...
Тематический план и содержание учебной дисциплины icon«Международные валютно-кредитные отношения»
Включает рабочую программу дисциплины и учебно-тематический план для очной формы обучения; календарный план дисциплины; структуру...
Тематический план и содержание учебной дисциплины iconКалендарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 9 класс»
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 9 класс» ПёрышкинА. В., М., Дрофа, 2001г....
Тематический план и содержание учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы международного бизнеса»
Включает рабочую программу дисциплины и учебно-тематический план для очной формы обучения; календарный план дисциплины; структуру...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница