Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения»




Скачать 17,31 Kb.
НазваниеРеферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер17,31 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №1 пос.Новый


Реферат

«Логоритмическая работа с детьми дошкольного

возраста, имеющими речедвигательные

нарушения»


Выполнил: Файрушина

Ольга Владимировна

Должность: музыкальный руководитель


2011

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………3

1. Теоретические и методические основы логоритмической работы в ДОУ…8

1.1. Из истории музыкально-ритмического воспитания………………………..8

1.2. Основные аспекты применения логоритмической методики в музыкальной деятельности………………………………………………………………………11

1.3. Особенности организации и проведения музыкальных занятий, имеющих логоритмическую направленность. ……………………………………………..12

1.4. Основные требования к построению логоритмических занятий, структура логоритмических занятий………………………………………………………..13

2. Опыт и методика логоритмической работы, применяемой в ДОУ………...16

2.1. Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности……………………………………………………....16

2.2. Варианты логоритмических занятий музыкального руководителя………22

Заключение………………………………………………………………………..23

Список литературы

Приложение


Введение

Закон «Об образовании» в ст.18 (Дошкольное образование) говорит о необходимости развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье дошкольными образовательными учреждениями.

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди контингента детей, поступающих в школу.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного возраста характеризуется тенденциями распространения функциональных отклонений более чем у 70% детей, хроническими заболеваниями более чем у 50% детей. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата; среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания нервной и дыхательной систем, что ведет к задержке психического и речевого развития [20, с.264].

Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением (Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, И.Н.Садовникова и др.).

В структуре генезиса трудностей овладения навыками письма и чтения у детей с разными видами патологии устной речи предполагается достаточный уровень операций соотношения акустических, визуальных, кинестетических и кинетических образов. Развитие такого рода операций начинается спонтанно в дошкольном возрасте и соотносится с расширением общей двигательной активности, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников. В этой связи одним из направлений психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи должно быть развитие слухо-зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности [1; с.47].

В соответствии с п.4 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677 (с изменениями от 23.12.2002 г.)», основными задачами дошкольного образовательного учреждения является обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка и осуществление необходимой коррекции отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

На основе результатов исследований современных педагогов (В.А.Гринер, Н.Г.Александровой, Е.В.Коноровой) целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с речедвигательными нарушениями возможно средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики [7; с. 14].

В ДОУ №1 п. Новый, в результате обследования детей специалистами и педагогами, выявили, что более 40% детей, имеют недоразвитие фонематического восприятия и речевой моторики, незрелость зрительно-моторной координации и двигательно-пространственного анализа и синтеза.

Диагностика воспитанников, проведенная музыкальным руководителем показала, что у 60% детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях особо у детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности.

Работая несколько лет по программам: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, «Камертон» Э.П.Костиной пришли к выводу, что в них недостаточно методов и приемов для коррекции речедвигательных нарушений. Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М.Ю. убедились, что целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с речедвигательными нарушениями возможно средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики.


Из всего вышеперечисленного вытекает противоречие:

Необходимость логоритмической коррекционной работы с детьми, в музыкальной деятельности, имеющими речедвигательные нарушения, и отсутствие методики работы с данным контингентом детей в условиях ДОУ.

Поэтому, возникла необходимость решения проблемы: как организовать логоритмическую работу с детьми, имеющими речедвигательные нарушения, которая была бы направлена на стимуляцию двигательной активности, формирование и развитие сенсорных способностей, и устранение речедвигательных нарушений через музыкальное воспитание.

Исходя из изложенной проблемы мы ставим следующую цель:

Разработать методику музыкального воспитания, направленную на устранение речедвигательных нарушений, коррекцию слухо-зрительно-двигательных координаций и сенсорно-моторных навыков.

Задачи:

1. Отбор и апробирование результативных методов и приемов по развитию музыкально-сенсорных способностей, творческой активности и улучшения эмоционального благополучия детей.

2. Подобрать комплексы логоритмических упражнений.

3. Изменение структуры и содержания логоритмических занятий.

4. Внедрение и апробация на практике работы новых авторских методик (Вороновой А.Е «Логоритмика в речевых группах», Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду») и программ (Шикаловой Т.Н. «Вдохновение») по развитию музыкально-сенсорных способностей.

Осуществление поставленных целей и задач будем вести через систему логоритмической работы.

Предполагаемый результат:

  1. Создание эффективной методики логоритмической работы по устранению речедвигательных нарушений, адаптированной к условиям данного ДОУ.

  2. Устранить речедвигательные нарушения, примерно у 40% , имеющих данные нарушения детей.

  3. Улучшить показатели музыкально-сенсорного, сенсорно-моторного развития и творческой активности воспитанников.


В результате работы нам удалось:

  • Создать методику логоритмической работы с детьми оптимально эффективную для коррекции сенсорно-двигательных нарушений.

  • Улучшить показатели музыкально-сенсорного развития и творческой активности дошкольников.

  • Систематизировать комплексы логоритмических упражнений.



1. Теоретические и методические основы

логоритмической работы в ДОУ

1.1. Из истории музыкально-ритмического воспитания


В начале ХХ века во многих странах Европы получило распространение система музыкального ритмического воспитания. Она стала известна под названием «Методика ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (1856-1950). Эта система получила во многих странах широкое признание.

Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

В отличие от обычной ритмики, подчиненной только метру, в ритмической гимнастике Далькроза все движения шли от музыки. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соответствии между временем, пространством и движением.

С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль уроков ритмики: они развивали у детей внимание, сосредоточенность, укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали слаженность действий всего коллектива. Также, занятия ритмикой влияли на общий тонус детей, снижая утомляемость.

На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.

Свой метод ритмического воспитания Далькроз изложил в ряде статей и книг. В 1910г. он возглавил Институт музыки и ритма в Хеллерау (под Дрезденом), а в 1915г. – Институт Жак-Далькроза в Женеве. Вскоре подобные учебные заведения были созданы последователями швейцарского педагога во многих странах Западной Европы, в Америке, Японии [5; с.5].

В России активными пропагандистами системы Далькроза стали Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Ю.А.Двоскина, Е.В.Конорова.

На основе идей Далькроза в 50-60гг. разрабатывается музыкально-ритмическое воспитание дошкольников. Н.А.Ветлугина (58г.), А.В.Кенеман (60г.), а в дальнейшем А.Н.Зимина, М.А.Румер, Н.А.Метлов и др. разрабатывают программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Эти материалы включают в раздел музыкально-ритмического воспитания.

Известный продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К. Орф. Суть его методической концепции заключается в развитии активности детей через музыку и танец. Основу таких занятий составляет сочетание слов, музыки, движения и творчества. Элементы его метода используются в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.

Опыт работы автора показал, что подобные занятия очень эффективны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи и движений.

Задачи: Развитие способности детей к действиям в ситуации музыкально-игрового общения. Воспитание навыков творческой активности. Формирование чувства метроритмической пульсации, интонационного и тембрового слуха.

Ведущий принцип орфовской педагогики – «обучение в действии»: ребенок вовлекается педагогом в процессе активных действий, связанных с познанием музыки, ее тех или иных закономерностей. Действие всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания.

Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, но наиболее широкое распространение получила программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, целью которой является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (музыкального) инструмента.

Музыкально-ритмические движения могут выполнять и коррегирующую (лечебную) функцию. Так, в целях коррекции речи у детей с различными нарушениями, широко используется логоритмика, которая опирается на сочетание слова и музыкального ритма и включает импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой.

Известные логоритмисты В.А.Гринер, Ю.А.Флоренская, Н.А.Тугова.

Польская логоритмистка А.Розенталь, которая в лечебно-педагогических целях ввела в логоритмику элементы ритмической пластики, основанные на методике Далькроза и К. Орфа [24; с.2].

Логоритмика – это специальная методика, направленная на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности: слушание, исполнительство, творчество [6; с.14].


1.2. Основные аспекты применения логоритмической методики в музыкальной деятельности

Великий русский ученый В.М.Бехтерев в своих трудах по психологии детей отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения» [ 13; с.6].

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети логоневротики» (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М., 1941).

Поэтому, наиболее актуальной задачей является – коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи и координации через музыкальное воспитание.

Исходя из того, что в специализированных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач, таких как: психогимнастика, музыкотерапия, игротерапия и т.д.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Первые методические рекомендации к проведению логоритмических занятий с дошкольниками были написаны в 1958 году В.А.Гринер. Она указывала, что особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, «…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». «Музыкальный ритм, - отмечает В.А.Гринер, - как организующий момент, лежит в основе метода»

[23; с. 30].

Наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач являются методические пособия М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп). Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.


1.3. Особенности организации и проведения музыкальных занятий, имеющих логоритмическую направленность

Основной формой работы по музыкальному воспитанию являются музыкальные занятия.

Поэтому, принимая во внимание особенности детей, имеющих речедвигательные нарушения, для устранения темпо-ритмических нарушений речи, моторного напряжения, скованности в движениях, дискоординации, рекомендуются музыкальные занятия, которые имеют логоритмическую направленность.

На логоритмических занятиях решаются следующие коррекционные задачи:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Совершенствование общей и мелкой моторики.

3. Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата. 4. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.

5. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности

[10; с. 5].

  1   2   3

Похожие:

Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б кв «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития»
Б кв «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития»
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconМетодические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада компенсирующего...
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconКоррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики
Одной из важнейших проблем детей дошкольного возраста является проблема обеспечения, укрепления и сохранения здоровья
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconУ детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ндоу «Детский сад №140» ОАО «ржд» г. Перми учитель-логопед Кетова Светлана Юрьевна
...
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconКоррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата...
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconЛогопедическая работа с детьми раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconМетодические рекомендации по проведению имитационно-подражательных упражнений на занятиях по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста Заключение
Влияние имитационно-подражательных упражнений на уровень развития основных видов движения у детей младшего дошкольного возраста
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconСистема коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы
Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» iconМетодика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки
Защита диссертации состоится 27 мая 2008 г в 1000 часов на заседании диссертационного совета д 311. 011. 01 при Волгоградской государственной...
Реферат «Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения» icon«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г
Оглавление введение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница