Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология




Скачать 28,09 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология
Дата04.02.2016
Размер28,09 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет

Кафедра психологии развития



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зав. выпускающей кафедрой Декан факультета


Солдатова Е.Л. Батурин Н.А.

Кафедра психологии развития Факультет психологии

_________________________ ________________________

(подпись) Ф.И.О. (подпись) Ф.И.О.

« » ___________________ г. « » _________________ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Дисциплины по выбору (ОПД.В.03) Развитие когнитивных способностей

Для специальности: 030301 - психология

Специализация: 0303016512 – психология развития и возрастная психология

Факультет психологии

Кафедра-разработчик: кафедра психологии развития


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030301 - психология и примерной программой дисциплин специализации 0303016512 – психология развития и возрастная психология


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития

№ протокола______ от________2009 года


Зав. кафедрой разработчика д. психол. наук, доцент Солдатова Е.Л.

__________________

Ученый секретарь кафедры преподаватель Шляпникова И.А.

___________________

Разработчик программы преподаватель Гудкова Е.В.

__________________




Челябинск


2009 г.


1. Введение

Курс «Развитие когнитивных способностей» относится к циклу дисциплин по выбору для подготовки дипломированных специалистов по специальности «Психология». Данная программа разработана для студентов 1 курса дневного обучения и 3 курса заочного обучения на факультете психологии.


1.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Согласно п. 2.2.1. ГОС «Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030300 – «психология», выпускник (дипломированный специалист) должен в результате усвоения курса «Развитие когнитивных способностей»:

  • иметь представление о возможностях и способах развития когнитивных способностей;

  • знать основные закономерности развития психических функций;

  • иметь представление об основных принципах организации занятий по развитию познавательных способностей с учетом возрастных особенностей используя активные методы обучения;

  • уметь корректно подобрать и использовать психотехнические средства для развития восприятия, представлений, мышления, памяти и внимания.


1.2. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины.

В соответствии с п. 3 ГОС в обязательный минимум содержания дисциплины «Развитие когнитивных способностей» должны входить:

Теоретические основы общей психологии (раздел «Когнитивная психология»); основные закономерности развития познавательных процессов в онтогенезе; упражнения, направленные на развитие отдельных познавательных способностей человека с учетом его возрастных особенностей.


2. Цель дисциплины

Ознакомить студентов с закономерностями развития когнитивных процессов и специальными методами для их формирования.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины для дневного обучения рассчитан на 27 часов практических занятий и 23 часа самостоятельной работы. Общее количество часов: 50.

Объем дисциплины для заочного обучения рассчитан на 12 часов практических занятий, 17 часов контрольная работа, и 63 часа самостоятельной работы. Общее количество часов: 92.


Таблица 1а.

Состав и объем дисциплины (дневное обучение)

Вид учебной работы


Всего часов

Распределение по семестрам в часах




Семестр








1

2

3

и др.

Общая трудоемкость дисциплины

50




50







Аудиторные занятия


27




27







Лекции (Л)

















Практические занятия (ПЗ)


27




27







Самостоятельная работа


23




23







Итоговый контроль









зачет







Объем работы в соответствии с ГОС и учебным планом


50





50








Таблица 1б.

Состав и объем дисциплины (заочное обучение)




Вид учебной работы


Всего часов

Распределение по семестрам в часах





Семестр







1



6

и др.

Общая трудоемкость дисциплины

92







92




Аудиторные занятия


12







12




Лекции (Л)

















Практические занятия (ПЗ)


12







12




Контрольная работа (КнР)


17







17




Самостоятельная работа


63







63




Итоговый контроль












зачет




Объем работы в соответствии с ГОС и учебным планом


92








92








4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий.




Таблица 2а


Разделы дисциплины, виды и объем занятий (дневное обучение)

№ раздела, темы

Наименование разделов, тем дисциплины

Объем в часах по видам



Всего


Л


ПЗ


С


ЛР

СРС


Вводное занятие


3




3












Внимание

8




4







4



Восприятие

8




4







4



Представление

8




4







4

Воображение

8




4







4



Память

8




4







4

Логическое (конвергентное мышление)

2




2












Творческое (дивергентное) мышление

5




2







3

Итого




50




27







23



Таблица 2б


Разделы дисциплины, виды и объем занятий (заочное обучение)

№ раздела, темы

Наименование разделов, тем дисциплины

Объем в часах по видам



Всего


Л


ПЗ


С


ЛР

СРС


Вводное занятие


1




1












Внимание

10




1







9



Восприятие

11




2







9



Представление

11




2







9

Воображение

11




2







9



Память

11




2







9

Логическое (конвергентное мышление)

10




1







9



Творческое (дивергентное) мышление

10




1







9

Итого




75




12







63



4.2. Содержание разделов и тем дисциплины.


Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство. Предмет дисциплины. Содержание понятий «интеллект», «ум», «когнитивные способности». Принципы проведения групповых занятий. Правила работы группы.


Тема 2. Внимание.

Приветствие. Внимание: определение, виды, особенности развития в онтогенезе. Упражнения, направленные на развитие внимания.


Тема 3. Восприятие.

Приветствие. Восприятие: определение, механизмы, возрастные особенности. Влияние преобладающего вида деятельности на развитие отдельных каналов восприятия. Упражнения, направленные на развитие восприятия.


Тема 4. Представление.

Приветствие. Представление: определение, возрастные особенности, связь с ведущими каналами восприятия. Влияние жизненного опыта на свойства представлений. Упражнения.


Тема 5. Память.

Приветствие. Память: определение, виды, свойства. Упражнения, направленные на развитие памяти. Обсуждение результатов практического задания.


Тема 6. Воображение.

Приветствие. Воображение: определение, виды, способы, приемы, возрастные особенности. Упражнения на развитие воображения.


Тема 7. Конвергентное мышление.

Приветствие. Мышление: определение, виды, возрастные особенности. Упражнения и задания, направленные на развитие логического мышления.


Тема 8. Дивергентное мышление.

Приветствие. Отличительные особенности творческого мышления. Упражнения и задания, направленные на развитие творческого мышления.


6. Практические занятия


6.1. Состав и объем практических занятий

Таблица 4


№ заня-тия

№ раздела или темы

Наименование и краткое содержание практических занятий


Характер занятий и цель

ПЗ (дн)


ПЗ (заоч)



1

Вводное занятие


Работа в малых группах и групповая дискуссия с целью определения предмета дисциплины и правил работы

3

1



2

Внимание

Групповая дискуссия и элементы тренинга

4

1



3

Восприятие

Самостоятельная работа, работа в парах, элементы тренинга

4

2



4

Представление

Элементы тренинга, групповая дискуссия

4

2

5


Воображение

Самостоятельная работа, работа в парах, элементы тренинга

4

2



6

Память

Групповая дискуссия и элементы тренинга

4

2

7,8


Логическое и творческое мышление

Самостоятельная работа, работа в парах, элементы тренинга

4

2



6.2. Контрольные вопросы по практическим занятиям.


Занятие 1.

  1. Что такое ум, интеллект и познавательные способности?

  2. Как соотносятся эти понятия?

  3. Изменяются ли они в течение жизни и можно ли их тренировать?


Занятие 2.

  1. Какую роль выполняют правила в работе группы?

  2. Что такое внимание и какие виды внимания вы знаете?

  3. Каким образом можно тренировать внимательность?

  4. Придумайте три упражнения для улучшения различных свойств внимания.


Занятие 3.

  1. Чем отличаются ощущения от восприятия?

  2. Что такое адаптация, синестезия, сенсибилизация?

  3. Объясните понятие «пороги чувствительности». Какие факторы влияют на их повышение или понижение?

  4. Придумайте три упражнения для тренировки различных органов чувств.

  5. С чем могут быть связаны ошибки восприятия?


Занятие 4.

  1. Чем отличаются образы представления от образов восприятия?

  2. Какую роль играют представления в нашей жизнедеятельности?

  3. Придумайте и проведите с друзьями или членами семьи упражнения для тренировки представлений.


Занятие 5.

  1. Какие виды воображения Вы знаете?

  2. Придумайте и изобразите (нарисуйте, напишите, сыграйте) то, чего не может быть.

  3. Как быть, если у человека совсем «не развито» воображение? Какие способы развития творческих способностей Вы бы ему предложили?


Занятие 6.

  1. Что такое «память» и зачем она нужна?

  2. Представьте себе и опишите город, в котором живут люди, имеющие только непроизвольную память.

  3. Какие приемы мнемотехники Вы знаете?


Занятие 7.

  1. Что такое «мышление»?

  2. Умеют ли животные думать?

  3. Придумайте по три упражнения для тренировки конвергентного и дивергентного мышления. Проведите их в группе, с друзьями или дома.


8. Самостоятельная работа студентов (СРС)

Выносится на 9-10 учебную неделю (практика).

8.1. Практическая работа



Цель: применить на практике знания и умения, полученные на занятиях.

Задачи:

  1. Подобрать упражнения, направленные на развитие памяти с учетом возрастных особенностей учащихся.

  2. Провести развивающее занятие в классе (в студенческой группе).


8.2. Реферат (темы соответствуют тематическому плану)


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


9.1. Рекомендуемая литература:


а) основная литература

  1. Березина Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. Йога интеллекта СПб Речь, 2009, 189 с.

  2. Грецов, А. Г. Психологические игры для старшеклассников и студентов [Текст] / А. Г. Грецов, Т. А. Бедарева СПб. и др. : Питер , 2008 189 с.

  3. Грецов, А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст] / А. Г. Грецов СПб. и др. : Питер , 2008 202 с.

  4. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. МР Битяновой, Т. Азарова, СПб:Питер, 2009, 304 с.

  5. Солдатова Е.Л. Развитие когнитивных способностей: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. – Ч.1, Ч.2.

  6. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения / НВ Цзен, ЮВ Пахомов, М.: «Класс», 2006, 272 с.


б) дополнительная литература

  1. Басаргина Д. Семенова Т Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера. СПб Речь, 2009, 174 с.

  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб: Служба доверия, 1994.

  3. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: «Ось-89», 2000.

  4. Вуджек Т. Тренировка ума. – СПб: Питер Пресс, 1997.

  5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении развитии: учебное пособие. – М.: МПУ, 1996.

  6. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…: методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа,1996.

  8. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.: «Класс», 2001.

  9. Черемошкина. Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “ Академия развития”, 1997.– 240 с.

Вопросы к зачету по курсу «Развитие когнитивных способностей» (дневное обучение, заочное обучение)



  1. Методы развития внимания

  2. Методы развития ощущения

  3. Методы развития восприятия

  4. Методы развития представления

  5. Методы развития памяти

  6. Методы развития мышления

  7. Методы развития воображения

Похожие:

Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология семьи
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология icon«психология бизнеса»
«Психология предпринимательства» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология социального познания
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины возрастная физиология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-меодический комплекс дисциплины психофизиология ростов-на-Дону
Опд. Ф. 18 «Психофизиология» разработан в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта вые- ' шего образования...
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница