Протокол №1 от




Скачать 21,07 Kb.
НазваниеПротокол №1 от
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер21,07 Kb.
ТипДокументы
  1   2


Рассмотрена «Утверждаю»:

на заседании педагогического совета №1 Заведующий МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»

МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» Сердарова О.Ю.__________________

протокол № 1 от 31.08. 2012 г. «31» 08. 2012 г.


РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

в старшей – подготовительной

логопедической группе для детей с ОНР


Составитель:

Силютина Н.В.,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №17 «Родничок»

города-курорта Железноводска

Ставропольского края


2012г.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Рабочая образовательная программа коррекционно-развивающей работы в старшей – подготовительной логопедической группе для детей с ОНР разработана Силютиной Натальей Викторовной, учителем-логопедом высшей квалификационной категории (стаж работы в отрасли образования – 22 года) в соответствии с Федеральными Государственными требованиями, с образовательной программой МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» и направлена на ее реализацию.

В рамках образовательной деятельности детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой «Детство», и увеличение учебной нагрузки для коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина. Этим и оправдана, в первую очередь, необходимость разработки рабочей программы образовательной деятельности в группе, решающей актуальную на сегодняшний день проблему сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, интегрирующей их содержание и определяющей взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении общих целей и задач.

Решением ПМПК г.-к.Железноводска (Протокол №26 от 16.05.2011г., 01.10.2011г.) в МДОУ «Детский сад №17 «Родничок» укомплектована старшая группа для детей с ОНР «Почемучки» в количестве 12 человек. Из них (по психолого-педагогической классификации речевых нарушений):

1 ребенок – с ОНР (I-IIур.), 3 человека – с ОНР (IIур.), 8 человек – с ОНР (IIIур.).

Более половины воспитанников группы – это дети, имеющие легкие, остаточные явления органического поражения ЦНС, что выражается в повышенной истощаемости и обуславливает:

-пониженную работоспособность;

-недостаточную произвольность внимания, его объема и концентрации;

-слабость запоминания;

-инертность психических процессов;

-плохую переключаемость, а также повышенную суетливость, возбудимость;

-двигательную (в том числе, артикуляционную) расторможенность или, наоборот, заторможенность, вялость, пассивность. А именно: из 12 набранных (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений) - 5 человек с диагнозом «ОНР, дизартрия», 4 человека - «ОНР с дизартрическим компонентом», 2 человека – «ОНР, алалия».

Поэтому для воспитанников нашей группы обязательно необходимы дозировка заданий, оптимальное чередование видов работ, требующих участия различных анализаторов, смена труда и отдыха, сокращение объема заданий – щадящий режим, благоприятная обстановка на занятиях, психологический контакт и стимулирование сотрудничества. Учебный материал должен соответствовать речевым возможностям каждого воспитанника, включать различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и предупреждающие переутомление, инертность психических функций и стимулирующие дальнейшее «продвижение» речевого развития.

Решением ПМПК г.-к. Железноводска 23.05.2012г. из состава группы выведен 1 человек (начало школьного обучения). Продолжают обучение в подготовительной группе с ОНР «Почемучки» МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» 11 человек, которые (по итогам педагогического обследования речевого развития воспитанников группы) имеют следующие логопедические заключения: 2 человека - ОНР (II-IIIур.), 1 человек – ОНР (IIIур.), 6 человек – ОНР (III-IVур.), 2 человека – НОНР, осложненные дизартрией у 2 человек, и дизартрическим компонентом у 2 человек.

Воспитатели группы:

Кинасова Анна Владимировна – высшая квалификационная категория, стаж работы в дошкольном образовании 18 лет.

Окасова Анара Жакпаровна – высшая квалификационная категория, стаж работы в дошкольном образовании 29 лет.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются не только вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, но и вопросов достижения нового современного качества дошкольного образования, что оправдывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:

  • Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

  • Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).

  • Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).

  • Дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.

  • Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  5. Принцип комплексности воздействия на ребенка.

  6. Принцип воздействия на все стороны речи.

  7. Принцип опоры на сохранные звенья.

  8. Принцип учета закономерностей онтогенеза.

  9. Принцип учета ведущей деятельности.

  10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

  11. Принцип воздействия на микросоциальное окружение.


Образовательная деятельность в группе с ОНР регулируется нормативно-правовыми документами:

  1. Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями;

  2. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;

  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.;

  4. Устав МБДОУ «Детский сад № 17 «Родничок»;

  5. Программа развития МБДОУ «Детский сад № 17 «Родничок»;

  6. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

  7. Постановление Правительства РФ от12 марта 1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  8. Положением о работе городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

  9. Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме»;

  10. Положение о работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.-к. Железноводска;

  11. Письмом МО РФ от 22 января 1998г. №20-58-07 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».


Планирование данной рабочей программы составлено с учетом профиля логопедической группы, возраста воспитанников на основе современных коррекционно-развивающих программ Министерства Образования РФ и методических пособий: «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В., «Система коррекционной работы в средней, старшей, подготовительной логопедической группе для детей с ОНР» Нищевой Н.В., «Дети с ОНР. Воспитание и обучение» Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В. А также с учетом положений общеразвивающей программы «ДЕТСТВО»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина, общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок», научно-методических рекомендаций Р.М.Литвиновой «Региональная культура: писатели, художники, композиторы» и логокоррекционного опыта работы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Тумановой Т.В., Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др.

Задачи коррекционно-педагогического процесса вгруппе для детей с нарушениями речи определяются структурными элементами логопедического воздействия, которое имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевыми нарушениями для последующей интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Коррекционно - педагогический процесс в группе для детей с ОНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью программы является построение двухгодичной системы коррекционно-развивающей работы в логопедической груп­пе для детей с ОНР в возрасте с 4,5-5 до 6,5-7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена:

  • На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего - подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и вы­равнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.

  • На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.

  • На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи­тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и нере­чевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

  • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

  • Развитие навыков связной речи дошкольников.

  • Развитие коммуникативности и успешности в общении.



ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа предназначена для детей со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с нарушениями речи. Для детей с первым, первым - вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.

Нормативный срок освоения данной программы - два года. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Количество занятий распределено по периодам и году обучения (Приложение №1 «Учебный план»). Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях логопедической группы и выраженности недостатков развития речи. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию лексико-грамматических средств языка,

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по развитию связной речи,

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте,

-Индивидуальные (подгрупповые) занятия по коррекции дефектов звукопроизношения.

Форма организации занятий – фронтальная, подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Продолжительность занятий: 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста (согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации). Для подгрупповых занятий объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5-7 человек. Коррекция произношения может осуществляться во время общеобразовательных занятий воспитателя (кроме занятий по развитию речи и математике). Занятия носят индивидуальный и подгрупповой характер. Микрогрупповые занятия для 3-4 детей организуются на этапе автоматизации звука в текстах, а также для подгрупп, состоящих из двух детей, на этапе автоматизации звука в словах, фразах. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут, подгруппового - 30 минут. График занятий составляется в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня (1 раз в неделю вечером).

При проведении индивидуальной коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения, учителю-логопеду необходимы четкая организация работы, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.). Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком проводятся ежедневно. В “Журнале учета посещаемости индивидуальных логопедических занятий детьми” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста (Приложение №2 «Циклограмма рабочего времени учителя – логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»).

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) учитель-логопед оформляет пять видов документации:

-   речевую карту на каждого ребенка;

-   перспективный и календарный план работы;

-   индивидуальные тетради на каждого ребенка;

-   тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда;

-   годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Итак, функции деятельности учителя-логопеда:

  • информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, информирование о деятельности группы родителей, органов управления образования);

  • диагностическая (проведение мероприятий по диагностике речевого развития ребёнка, определение перспективных путей развития и их решения);

  • коррекционная (проведение намеченных мероприятий по решению логопедических проблем воспитанников);

  • консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями и детьми, стендовое консультирование через логопедические уголки в раздевалке группы);

  • координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, ведение отчётной документации);

  • методическая (разработка методического обеспечения функционирования логопедических групп ДОУ, консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»).

определяют должностные обязанности (Приложение №3 «Должностные обязанности учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок») и «Годовой план работы учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» (Приложение №4А).

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная и совместная деятельность детей). (Приложение №5 «Сетка учебной деятельности МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» на 2012-13 уч.год»)

Основой планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями про­граммы является
  1   2

Похожие:

Протокол №1 от iconОтчеты о результатах аналитических работ, оформляемые в виде протоколов, содержат следующую информацию
Название документа (протокол результатов биотестирования проб, протокол результатов количественного химического анализа проб, протокол...
Протокол №1 от iconРабочая программа По дисциплине «Внутренние болезни» Для специальности 051101 «Лечебное дело», врач-терапевт
Умс при Каз гма, протокол №11 от 14. 06. 2007г., утвержденной Департаментом образованием, науки кадровых ресурсов мз рк 20. 06. 2007г.,...
Протокол №1 от icon«брендинг»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» ( протокол №1 от 28. 08. 10) и утвержден учебно-методическим...
Протокол №1 от icon«брендинг»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол №1 от 28. 08. 10) и утвержден учебно-методическим...
Протокол №1 от icon«основы менеджмента»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол №1 от 28. 08. 10) и утвержден учебно-методическим...
Протокол №1 от icon«теория проектирования»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол №1 от 28. 08. 10) и утвержден учебно-методическим...
Протокол №1 от icon«международное публичное право»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Государственно-правовые дисциплины» (протокол №1 от 09. 06) и утвержден...
Протокол №1 от iconПринципы построения и организационная структура сети Интернет
Протокол передачи данных между Web-сервером и Web-броузером, protocol) (Протокол передачи гипертекста)
Протокол №1 от icon«маркетинг»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол №1 от 28. 08. 10) и утвержден учебно-методическим...
Протокол №1 от icon«менеджмент»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол №1 от 28. 08. 10) и утвержден учебно-методическим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница