Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны




НазваниеСообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны
Дата04.02.2016
Размер6,53 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 55 «Золотой ключик»


Сообщение из опыта работы

воспитателя высшей квалификационной категории

Шалупенко Валентины Ивановны


«Монтессори-среда - территория свободного творчества»


Одним из важных уровней пирамиды потребностей ребёнка по Маслоу является духовный уровень. Это потребность в познании, исследовании, самовыражении и творчестве, потребность в гармонии и красоте.

20 лет я работаю по технологии Марии Монтессори. В этой педагогике меня, прежде всего, привлек феномен – безграничной веры в природу ребёнка, в его значимость, в возможности реализовать на деле идеи гуманной педагогики, свободного воспитания.

Для раскрытия духовного и творческого потенциала ребёнка, необходимо создать условия, чтобы выманить наружу все ценности, которые заложены в нём от природы. Создать вокруг ребёнка специально подготовленную среду – в нашей группе эта среда монтессори. В центре этой уникальной среды, с такими же уникальными дидактическими материалами, находится ребёнок.

Среда – это место, где наши дети находят всё для своего свободного развития и творчества, для удовлетворения своих многообразных интересов и потребностей.

В Монтессори-среде имеется 6 основных специально оборудованных материалами Монтессори зон (областей):

  • Зона упражнений в практической жизни;

  • Сенсорная зона;

  • Математическая зона;

  • Речевая зона (письмо, чтение, обучение грамоте);

  • Космическая зона (география, ботаника, зоология, астрономия, история) – с мини-лабораторией;

  • Зона изобразительной творческой деятельности или «Ателье» - пространство, которое снабжено разнообразными материалами, инструментами для изо, ручного труда, которые находятся в свободном доступе, как и все материалы.


Каждый дидактический материал Марии Монтессори является ключом к познанию окружающего мира, в нем заложен огромный творческий потенциал. Работа с материалами вызывает у них энтузиазм и радость. Эта радость – явный признак внутреннего роста, развития творческого духа.

Главная цель материалов – внутренняя, помочь самостроительству ребёнка, его духовному и творческому развитию.

Все материалы предоставляются ребёнку через презентацию, на которой учитель показывает, как использовать материал и это только начало его полезности. Настоящий рост ребёнка происходит в процессе повторения его использования, когда он начинает понимать идею упражнения. После периода повторения упражнения возникает феномен – ребёнок начинает создавать новые способы использования материала, часто комбинируя несколько взаимосвязанных материалов).

Этот «взрыв» творческой активности становится возможным благодаря внутреннему развитию ребёнка в сочетании с творческими возможностями, скрытыми в замысле материалов. Так как ребёнок не знает, что многие из его открытий были уже сделаны раньше другими, эти открытия по-особому принадлежат только ему, давая волнующее ощущение открытия нового для него.

Начиная с 3-х лет ребёнок, свободно работая с материалами в разных зонах, имеет возможность ежедневно реализовывать свои интересы, природные способности (свой «космический» план).

Зона практической жизни помогает им приобрести уверенность, упорядочивает их тело и ум, утончает их моторику, делает их свободными и самостоятельными.

Огромный потенциал заложен в сенсорном материале. Упорядочивая, тренируя и утончая свои сенсорные чувства (зрение, тактильные ощущения, слух, обоняние, вкус), ребёнок постоянно делает открытия, реализуя свой творческий потенциал.

С каким неистощимым творчеством наши дети соединяют сенсорные материалы – кубы Розовой башни, призмы Коричневой лестницы, Красные и Счётные штанги, цветные цилиндры, создавая творческие «шедевры» при этом развивают и совершенствуют интеллект.

Геометрические формы дают широкий простор художественному творчеству, где соединяются в одно целое форма, цвет и размеры, формируют у детей эстетический вкус.

Ботанический комод – даёт возможность увидеть мир растений в его разнообразии форм и продолжать фантазировать и придумывать новые удивительные миры.

В любой зоне Монтессори среды есть простор творчеству и новым идеям, которые можно воплотить здесь и сейчас.

Дети с лёгкостью изучают буквы родного языка, составляют слова, предложения, учатся писать и читать, параллельно воплощая творческие планы, каждая буква любима ребёнком, он её нарисовал, раскрасил, заштриховал необыкновенным узором; вылепил из пластилина или теста и с любовью украсил, сделал книжку с рисунками – свой букварь. Наши дети любят сами создавать свои книжки: это книжки о животных, о своём отдыхе, о семье, о себе, друзьях и др.

«Космическая зона» это действительно необъятный космос для детского творчества. Наши дети способны сами создавать разные модели, макеты, рисовать новые космические миры (слайды), исследовать мир неживой и живой природы в мини-лаборатории, наблюдать и делать свои открытия (примеры – открытие радуги, песочных часов, секретов воды, воздуха и огня).

Наша роль и задача заключается в том, чтобы не делать что-то за ребёнка не мешать, а, помогать ему действовать самостоятельно. Самостоятельная свободная деятельность подвигает ребёнка к творчеству. Нужно только во время подкидывать «уголёк» в топку его ума, а ещё лучше – показать, как и где этот «уголёк» находить.

Мы ежедневно готовим среду, чтобы она была всегда привлекательна, удобна и интересна, мы всегда рядом с ребёнком, внимательно наблюдаем, их нельзя ограничивать ни в чём, у них должна быть свобода выбора деятельности, без устали помогаем найти интересную работу, обгоняем в случае необходимости на шаг и предоставляем свою помощь или же отступаем на шаг назад, давая ребёнку возможность полностью насладиться самостоятельной творческой деятельностью. У каждого ребенка в среде должно быть много путей и способов выразить себя.

Материалы подготовленной в разных сферах художественной деятельности среды Монтессори продолжают интересовать детей уже более 100 лет и оказывать на их внутреннее развитие, и это является достаточным подтверждением их творческих возможностей.

Наша увлеченность захватывает детей и помогает нам создать уникальную атмосферу творчества, которой так отличаются группы Монтессори.

Похожие:

Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconРабочая программа учителя терешковой Татьяны Ивановны, высшей квалификационной категории
Директор школы зам директора по увр на заседании мо
Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconИнформационно-педагогический модуль
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «сош №3 г. Кувандыка» Кувандыкского района Оренбургской...
Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconКак помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта
Из опыта работы учителя-логопеда высшей категории мдоу црр д/с №2 г. Усть-Лабинска Сердюковой Альвины Викторовны
Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconТема работы методического объединения
Пастухова Светлана Анатольевна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического объединения учителей...
Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconЛитература Введение
Ульянова Марина Викторовна, учитель математики высшей квалификационной категории
Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconСамоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г

Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconПротокол №1 от
Нр разработана Силютиной Натальей Викторовной, учителем-логопедом высшей квалификационной категории (стаж работы в отрасли образования...
Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconШкола – территория здоровья
Казани О. Н. Баклашова, руководитель высшей квалификационной категории, «Отличник просвещения»
Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны iconКандидат исторических наук
Дтд ум «Юниор», руководитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ
Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Шалупенко Валентины Ивановны icon5. Рассказы А. П. Чехова о детях
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница