И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия




Скачать 12,12 Kb.
НазваниеИ. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия
Дата04.02.2016
Размер12,12 Kb.
ТипДокументы
И.А. Вагнер

Алтайская государственная педагогическая академия

АНЕКДОТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ

СОВРЕМЕННОГО РАССКАЗА-АНЕКДОТА


В литературной среде последние два десятилетия наблюдается стремление к поиску такой жанровой формы, которая бы включала в себя максимум информации, была бы содержательно многоплановой и краткой. Современная малая проза являет собой синкретическое образование, сочетание элементов двух и более жанровых векторов. Образцом данного явления выступает рассказ-анекдот.

Взаимопроникновение и взаимное сосуществование рассказа и анекдота как первичного речевого жанра основывается на общности некоторых жанрообразующих признаков. Таковым признаком, по мнению некоторых исследователей (Скобелев, 1982; Курганов, 1997; Шмелева, Шмелев, 1999; Химик, 2002) выступает случай, ситуация. Рассказ-анекдот характеризуется как странный, нелепый, но «как будто действительный» случай. Из совокупности современных рассказов-анекдотов можно выделить тексты рассказов, в основе которых лежит анекдотическая ситуация, и тексты, повествование которых выдержано в рамках традиционного нарратива, однако необычность рассказу придает парадоксально-анекдотическая ситуация, включенная в ткань произведения.

В данной статье рассматривается парадоксально-анекдотическая ситуация, выявляется её функциональное назначение в структуре текста рассказа-анекдота. Под структурой текста понимаем композиционное построение произведения, соединение его частей и их взаимодействие. Материалом анализа послужили тексты современной малой прозы, выставленные на интернет-сайте http://www.proza.ru.

Ученые, описывающие «качественные особенности» классического рассказа (Скобелев, 1982; Заика, 1993; Тарасова, 2003), акцентируют внимание на таких признаках, как: а) повышенная весомость «факта», в основе которого направленность на метонимическое изображение действительности; б) испытание героя через ту или иную ситуацию; в) центростремительность повествования; г) логическая завершенность мысли автора; д) заострение и концентрация противоречий; е) одноплановость речевого стиля, приписанного одному субъекту восприятия, неизменный тип повествователя. Указанные особенности классического рассказа трансформируются в рассказе-анекдоте за счет соединения двух жанровых форм – рассказа и анекдота.

По определению Е.М. Мелетинского, «анекдот узнается по его комической направленности, заостренности, парадоксальности, по краткости и простой композиции. Анекдот является случаем из жизни, необычным, нарушающим ее привычное однообразное течение, обладает ярко выраженным сюжетом» (3, с. 61). Важнейшей чертой анекдота, как указывает Е. Курганов, выступает несочетаемость двух определенных типов значений, которые ставятся рядом, сопрягаются по контрасту (2, с. 34). Соединение несоединимого, заострение противоречия, создает парадоксальность репрезентируемой ситуации, движущую силу действия. Функция жанровых признаков анекдота в художественном тексте заключается в парадоксальной форме, раскрывающей явление, событие, особенность характера, черту личности через ситуацию.

При «скрещивании» рассказа и анекдота ситуация может выступать как основой, организующей текст, и выражаться в инверсии нормального и привычного течения жизни персонажей, так и быть составной частью композиционного строения текста, вводящей в рамки повествования концептуальную идею. Текст, в который включен анекдот, предстает «как основная сценическая площадка анекдотического действия» (2, с. 8).

Анекдотическая ситуация, под которой понимаем маловероятный, неправдоподобный случай, характеризующийся парадоксальной логикой произошедшего, заостренностью противоречий, репрезентирована в речи персонажа как небывалая история из жизни, но непременно достоверная. Анекдот рассказывается с целью актуализировать определенный круг тем, внести оживление в диалог, привносит эффект неожиданности.

В анекдоте как устном жанре преобладает тенденция к сжатию и одновременно к максимальному обобщению без подробностей; оказываясь в структуре рассказа, анекдот модифицируется: значительное внимание уделяется прописыванию деталей, преодолению схематизма.

Под воздействием двучастной структуры анекдота видоизменяется традиционная структура рассказа: оформляются две составные части - интродукция (зачин) и развязка, или начало и конец. Интродукция вводит слушателя в план содержания, сообщает тему, интригу. Развязка, независимо от продолжительности целого текста, всегда должна быть краткой, неожиданной, парадоксальной (6, с. 21). Развязка чаще всего укладывается в одно-два предложения, но финальная реплика имеет целью «демонтаж складывающейся на протяжении всего текста иерархии значений <…> происходит обнажение смыслов, читателем не подразумевавшихся, но входивших в авторскую установку» (2, с. 32-33). Главным композиционным принципом выступает столкновение начала и конца.

Рассказ-анекдот, в который включена анекдотическая ситуация, композиционно строится по следующей схеме: первая часть – интродукция. В интродуктивной части обрисовывается кратко, емко ситуация общения или, напротив, вводится диалогическое единство, выполняющее функцию сюжетообразования; анекдотическая ситуация излагается с точки зрения одного из участников диалога.

Вторая часть – развязка – неожиданна, необычна, заключена в одну или две фразы, как правило, содержит реакцию реципиента на услышанный текст. Таким образом нарушается объем соотношения композиционных частей рассказа. В традиционном нарративе различают три основных элемента композиции: завязку, развитие действия и кульминацию, в современном рассказе-анекдоте такое построение не сохраняется: стирается граница между завязкой и развитием действия, эти две части представляют собой спаянное целое и объемно перевешивают развязку, которая умещается в одно-два предложения. Интродуктивную часть можно обозначить как подготовительную, предшествующую кульминационному моменту в тексте. Происходит количественный и содержательный перевес первой части, что объясняется авторской установкой. Автор использует корпус определенных языковых средств, нацеленных на ответную реакцию читателя-интерпретатора.

Так, например, данная структура реализуется в рассказе-анекдоте А. Басина «Малая земля». Студентам военной кафедры подполковник читает лекцию по теме «Малая земля». Действие происходит в брежневские времена, когда «все организации и учебные заведения изучают нетленку Генерального секретаря». В содержание лекции, предполагающей жесткую организацию при изложении учебного материала или какого-либо вопроса, четкий регистр тем, неожиданно вводится анекдотическая ситуация. Лектор, процитировав Леонида Ильича («Зря говорят, что перед смертью перед глазами проходит вся твоя жизнь. Я в этот момент думал лишь об одном, как бы мне не упасть на понтон…»), добавляет: «К сожалению, он упал в воду». В качестве пояснения: понтон – это плоскодонное несамоходное судно с палубой или без нее, бывают металлические, надувные, железобетонные и др., используются для подъема затонувших судов, как плавучие опоры наплавных мостов. В данном случае «к сожалению» выражает отношение говорящего к тому, о ком и о чем идет речь. «Шуточное» добавление, противопоставленное строгому стилю лекции, нарушает мерное течение повествования, создает эффект неожиданности.

Интродуктивная часть рассказа-анекдота подготовила определенную реакцию участников коммуникации: «аудитория захлебнулась от смеха». Однако за произнесение случайной или преднамеренной, антисоветской по содержанию фразы лектор может быть привлечен к ответственности. Заключительная реплика в тексте проливает свет на сложившуюся ситуацию: «Как подполковника удар не хватил, не знаю, но его не продали, повезло».

Таким образом, структура рассказа «Малая земля» модифицируется из трехчастной в двучастную, отправной точкой смехового начала в тексте выступает анекдотическая ситуация, рассказанная одним из персонажей.

В отличие от данного текста другой рассказ-анекдот Л. Воросцова «Мужик?.. мужик ушел..!» строится по принципу кольцевой композиции. Рассказ сопровождает подзаголовок: «Из историй, рассказанных Андрэ», что указывает на вкрапление в основной текст другого текста, принадлежащего другому субъекту речи. Предваряет рассказ телефонный разговор двух персонажей, один из которых задает «странный» вопрос: «Мужик?», не получив ответа, продолжает: «А мужик ушел». Данная реплика вводит в замешательство второго участника коммуникации и становится двигателем действия.

Интродуктивная часть завязана на увлечении обоих персонажей рыбалкой, что объясняет уместность рассказанной Андрэ истории, в центре которой необыкновенный случай, произошедший с реальными людьми, на достоверность случая указывает личное знакомство рассказчика с героем истории («жил я тогда на Цветном, и сосед у меня был», «иду как-то с работы, а он – мне навстречу…»).

Представленная история реализует одно из ключевых свойств анекдота – парадоксальность: увлечение рыбной ловлей оказывается важнее и ценнее человеческой жизни («И тут… окунёк, опа! И пошёл! Один, а потом второй, Андрюшаааа.. ! – он буквально «пел» о своей удаче <…> А тут мужик орёт, метров восемьсот, по пояс провалился и тонет…»). За любимым занятием человек не замечает происходящего вокруг него, он оказывается целиком и полностью поглощен процессом и ничто/никто не может помешать ему. Данное обстоятельство объясняет ответ героя на «неожиданный вопрос» Андрэ: «А мужик?...», - который звучит так: «А… Мужик..! Мужик ушёл!». Услышанная история воспринимается реципиентом как исключительная, и отношение к ней формируется противоречивое: «Мне было и мужика жалко, по-видимому, утонувшего, и понятен был этот человек, настолько счастливый, что гибель коллеги ни сколько не смутила его. Он ловил рыбу – это главное, наверняка, смекнув, что ничем он уже не поможет бедолаге, и продолжал ловить. Хотя, дожив до старости, наверное, по-другому воспринимаешь всё происходящее». Реакция слушающего оправдана, так как в заключительной части анекдотической ситуации происходит смещение эмоционально-психологического вектора: установка на смеховой эффект сменяется трагическим финалом – человек, попав в беду и не получив помощи, тонет.

Воспроизведенный начальный диалог в конце рассказа-анекдота замыкает круг и подчеркивает парадоксальное значение этих фраз относительно «жизненного» случая. Контраст начала и конца «блекнет» в данном тексте на фоне кольцевой композиции, которая «сглаживает» острые моменты, характерные для структуры анекдота, ядерное значение концентрируется в окаймляющем диалоге.

Таким образом, классическое композиционное строение рассказа модифицируется за счет вкрапления в ткань повествования анекдотической ситуации как составной, самостоятельной части. Анекдот как жанр деформирует структуру традиционного рассказа следующим образом: происходит композиционное смещение – оформляются две части – интродукция и развязка с количественно-содержательным преобладанием первой части, финальная часть сокращена до 2-3-х предложений и отражает кульминационный момент в развитии действия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Заика В.И. Поэтика рассказа (Языковые средства актуализации смысла). – Новгород, 1993.

2. Курганов Е. Анекдот как жанр. – СПб., 1997.

3. Мелетинский Е.М. Сказка-анекдот в системе фольклорных жанров // Учебный материал по теории литературы: Жанры словесного текста. Анекдот / Сост. А.Ф. Белоусов. - Таллин, 1989.

4. Скобелев В.П., Мущенко Е.Г., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. - Воронеж : 1982.

5. Тарасова С.В. Новый взгляд на малую прозу // Литературоведение. – 2003. – №1.- С. 16-24.

6. Химик В.В. Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры // Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. - СПб., 2002.

7. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Рассказывание анекдота как жанр современной русской речи: проблемы вариативности // Жанры речи: сборник научных статей. – Саратов, 1999.

Похожие:

И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия iconАрмавирская государственная педагогическая академия
В связи с этим возрастают современные требования к подготовке специалистов экономического профиля
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия iconПодготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения
Работа выполнена на кафедре развития личности гоу впо кузбасская государственная педагогическая академия
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия iconБюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» «утверждаю»
Среднепрофессиональном колледже фгбоу впо «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия iconОтчет о работе научной библиотеки культурно-информационного центра федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова»
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия iconГосударственная академия наук российская академия образования
Основные научные разработки, готовые к практическому применению (аннотированный перечень). – М.: Российская академия образования,...
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию гоу впо кировская государственная медицинская академия
Проблемы питания: гигиена, безопасность, регионально ориентированный подход: материалы ii-ой региональной науч практ конф. 19 апреля,...
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия icon«тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» академический вестник №3 (17)
Академический вестник №3 (17) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: гаоу впо то «Тюменская государственная...
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия icon«тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» академический вестник №4 (18)
Академический вестник №4 (18) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: гаоу впо то «Тюменская государственная...
И. А. Вагнер Алтайская государственная педагогическая академия iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница