Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь)




Скачать 16,37 Kb.
НазваниеУрок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь)
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер16,37 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4
Приложение 6. Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г.Б. (МОУ Мирновская СОШ Торжокского района), Платнева В.П. (МОУ СОШ № 38 г. Тверь), Бобыкина С.Ю. (МОУ Лучинниковской СОШ Калязинского района), Смирновой Т.А. (МОУ Толмачевская СОШ Лихославльского района).

Тема урока: Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников.

Цель урока:

  • рассмотреть взгляды отечественных и западных историков, политиков, военачальников на вопрос о роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии и ее союзников;

  • научить выстраивать свою точку зрения, опирающуюся на знания различных источников.

Тип урока – урок-практикум

Планируемые результаты:

  • Учащиеся узнают о различных точках зрения, существующих в исторической науке в обществе о роли советско-германского фронта в годы Второй мировой войны

  • Смогут на основе всестороннего изучения вопроса, объективных критериев давать оценку событиям истории

  • Учащиеся подготовятся к написанию эссе по проблеме урока

План урока (по структуре работы учителя и учащихся):

  • Оргмомент

  • Работа учащихся с документами по теме урока

  • Обобщение результатов групповой работы по теме урока

  • Домашнее задание.

Опорные знания

Важнейшие даты и события:

Контрнаступление под Москвой – 5-6 декабря 1941 года

Контрнаступление под Сталинградом – 19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года

Сражение под Эль-Аламейна - 23 октября 1942 года

Курская битва – 5 июля – 23 августа 1943 года

Исторические персоналии:

Военачальники и политики: Б. Монтгомери, Ф. Рузвельт, Д. Макартур, У. Черчилль, Дж. Маршалл, Георг VI, Д.Эйзенхауэр, З. Вестфаль, О.Бредли, Дж. Стилуэлл, Г. Стимпсон, П. Паттерсон, Б.Обама.

Историки: Дж.Фуллер, Б. Питт,В. Смит, Э. Цимке, Пирс Пол Рид.

Учебник А.А.Данилова, А.Ф.Филиппова История России 1900-1945, параграф 22

Причины возникновения проблемы и пути ее решения:

«С учетом фальсификаций последних лет (особенно в связи с празднованием 65-летия открытия второго фронта, Победы) следует вновь на фактическом материале показать решающую роль советско-германского фронта».

Прекрасной иллюстрацией к этому материалу могут стать таблицы потерь на советско-германском фронте, соотнесение сражений на разных театрах войны, например Эль-Аламейна и Сталинград, а также работа с документами, содержащими информацию о трансформации взглядов историков и политиков Запада на роль советско-германского фронта.

Место урока в теме «Великая Отечественная война. 1941-1945 г».

На тему по программе А.Данилова отводится 8 часов. Первые 6 часов отводятся на изучение параграфов учебника 21-26. Седьмой урок темы может быть посвящен роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии и ее союзников. Восьмой урок – итоги и уроки войны.

План изучения темы урока:

Блок 1. Исторические фальсификации о роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии.

Блок 2. Концепция «равной доли» в западной историографии: Эль-Аламейна и Сталинград

Блок 3. Союзники по антигитлеровской коалиции о Московской, Сталинградской и Курской битвах.

Блок 4. Изменение взглядов на роль советско-германского фронта в послевоенный период.

Блок 5. Объективные основания, говорящие о решающей роли советско-германского фронта.

Блок 6. Выводы. Советско-германский фронт в контексте Второй мировой войны.

Перед началом практической работы учащиеся делятся на группы .

Методическая задача урока – вовлечение всех учащихся в работу с источниками, в выступления.

Количество участников в группе соответствует количеству пунктов в плане по изучению темы, то есть 6, каждому в группе присваивается номер /1, 2, 3…/.

Все группы получают одинаковое задание по источникам. В группах на основании изучения источника, обсуждения вырабатывается общее мнение.

Учитель называет какой-нибудь номер и выслушивает ответы только участников под этим номером в каждой группе. Затем учитель формулирует следующий вопрос, и этапы учебной работы повторяются .

Учащиеся получают задание по заполнению таблицы, которое носит повторительно-обобщающий характер (см. приложение 1).

Далее учащиеся приступают к работе с документами.

Блок 1. Исторические фальсификации о роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии.

Учащимся предлагается фрагмент статьи «Фальсификаторы» полковника в отставке, участника Великой Отечественной войны Л. Кузьменко о фальсификациях в истории Второй мировой войны (приложение 2, текст 1). Работая с первым блоком темы, учащиеся определяют тему урока и формулируют познавательную задачу на урок.

Группам предлагается ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

Вопрос 1. Что такое фальсификация? О каких фальсификациях истории Второй мировой войны идет речь в статье?

(Фальсификация – подделывание чего-либо, искажение, подмена чего-либо подлинного ложным (словарь иностранных слов). Учащиеся должны назвать три направления:

1. Русские не воевали с немцами;

2. «Равная доля», вложенная в разгром фашистской Германии;

3. Решающая роль США и Англии в разгроме фашистской Германии.

Задание 1. Сформулируйте тему урока (Роль советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии и ее союзников)

Задание 2. Сформулируйте для себя познавательную задачу (работая с документами, найти ответ на вопрос о роли советско-германского фронта в разгроме гитлеровской Германии, сформировать свою точку зрения по данному вопросу).

Блок 2. Концепция «равной доли» в западной историографии: Эль-Аламейна и Сталинград

Второй блок темы посвящен сравнению отдельных кампаний и операций по театрам военных действий. Как равнозначные события предлагается сравнить битву под Сталинградом и сражение в районе Эль-Аламейна.

В английской историографии битва под Эль-Аламейном рассматривается как важнейшее сражение войны. Англичан можно понять, если иметь в виду последствия выхода немцев в Палестину и Ирак, формирование антианглийского средне- восточного пояса и перспективы утраты Индии.

Учащиеся работают с текстом № 2 из Истории Второй мировой войны, т.6

Наступление 8-й британской армии в Египте и Ливии (приложение 3)

Кроме того, работают с таблицей № 1 (приложение 3) и с текстом № 3 из книги З.Весфаля, В.Крейпе и др. «Роковые решения» (приложение 3).

В ходе работы с документами учащиеся отвечают на поставленные вопросы:

1. Какое значение придают битве при Эль-Аламейна западные историографы и как это сражение оценивается советской историографией? (должны быть процитированы высказывания У.Черчилля, Дж. Фуллера и Б. Питта и проанализирована статья из Истории Второй мировой войны)

2. Какую оценку сражению при Эль-Аламейна дает немецкий генерал- лейтенант

З. Вестфаль?

3. На основании чего советские историографы утверждают, что судьба войны решалась в это время на Сталинградском фронте? (должна быть сделана оценка таблицы о германских силах под Эль-Аламейна и под Сталинградом)

А также выполняют задание по заполнению таблицы приложения 1.

Третий блок – переломные сражения Великой Отечественной войны - сражения под Москвой, Сталинградом и Курском рассматриваются в контексте их оценки политиками и военными- свидетелями этих событий. Учащимся важно увидеть позитивную оценку даваемую союзниками по антигитлеровкой коалиции событиям на советско-германском фронте.

Блок 3. Союзники по антигитлеровской коалиции о Московской, Сталинградской и Курской битвах.

Учащиеся работают с текстом № 4 (приложение 4) из работы Г.И. Короткова. Переломные сражения Великой Отечественной войны в оценках зарубежных государственных и военных деятелей.

Московская битва

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания:

1. Что объединяет все представленные точки зрения?

2. На основании высказываний союзников и знаний материала учебника сделайте вывод о значении битвы под Москвой.( В битве под Москвой Красная Армия развеяла миф фашистской пропаганды о непобедимости гитлеровского вермахта. Нацистская Германия потерпела первое большое поражение во второй мировой войне. Блицкриг не удался). Задание 1. Запишите выводы в таблицу приложения 1.

Сталинградская битва

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания

1. Изменилось ли настроение союзников по сравнению 1941 годом?

2. На основании высказываний союзников и знаний материала учебника сделайте вывод о значении битвы под Сталинградом. (В результате Сталинградской битвы и связанных с ней операций начался коренной перелом в ходе войны). Запишите выводы в таблицу приложения 1.

Курская битва

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания

1. Сравните оценку действий англо-американских войск на итальянском фронте («булавочные уколы») с оценкой, даваемой политическими деятелями Курской битве.

2. На основании высказываний союзников и знаний материала учебника сделайте вывод о значении битвы под Курском. (В результате Курской битвы и связанных с ней операций завершился коренной перелом в ходе боевых действий Второй мировой войны). Запишите выводы в таблицу приложения 1.

Комментарий к выполнению работы третьего блока

На уроке возможно использовать в сильном классе все тексты этого блока №4,5,6,

в иных случаях - тексты № 4 и 6 ( 1941 год и 1943 год)

Возможно рассмотрение всех текстов в микрогруппах группы (например, работа учащихся в парах).

Блок 4. Изменение взглядов на роль советско-германского фронта в послевоенный период.

Работа с четвертым блоком документов направлена на изучение развития взглядов в западной историографии на роль советско-германского фронта в послевоенный период. Учащимся предлагаются для рассмотрения разные временные источники: фрагмент из книги П.Н. Бобылева «Великая Отечественная война. Вопросы и ответы» (1985);

статья В. Симонова «США и Россия: два взгляда на Вторую мировую» (2005);

фрагмент РИА Новости. О заявлении президента США Барака Обамы по случаю 65-й годовщины высадки союзнического десанта (2009).

Работая с текстами 7,8,9 (приложение 5), учащиеся должны ответить на вопросы:

  1. В чем видит автор статьи В. Симонов причины непризнания американцами заслуг Красной армии в войне с фашизмом? Согласны ли вы с подобными доводами американцев?

  2. Можно ли, на основании полученных вами знаний, опровергнуть утверждения Смита и Цимке? Приведите примеры (уч-ся приводят примеры из высказываний политиков-современников событий Второй мировой войны)

  3. Согласны ли вы с мнением Барака Обамы, что англо-американские войска «смогли изменить курс целого века»?

Блок 5. Объективные основания, говорящие о решающей роли советско-германского фронта

Если, работая с блоками урока 1-4 , учащиеся в той или иной мере знакомились с субъективными взглядами на роль советско-германского фронта, то в блоке пятом учащимся предстоит рассмотреть объективные критерии оценки роли советско-германского фронта.

Работая с таблицами № 2,3,4 о соотношении сил на фронтах и о напряжённости боевых операций на советско-германском фронте и в Северной Африке и Италии, где сражались войска западной коалиции (приложение 6), а также с фрагментом из статьи подполковника Дмитрия Самосвата «Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне»

(текст 10 приложение 7) учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания:

1. Назовите объективные основания, позволяющие говорить о решающей роли советско-германского фронта (протяженность, численность войск и техники, временные рамки существования фронта, число крупномасштабных операций, потери врага).

2. На основании приведенных таблиц и текста статьи сделайте вывод о роли советско-германского фронта.

Комментарии к выполнению заданий пятого блока:

В сильном классе можно построить работу на основе таблиц и фрагмента статьи или

на основе текста статьи.

По окончанию работы с блоками урока 1-5 учащиеся должны завершить заполнение таблицы приложения 1, представить, обсудить и обобщить материал, изученный на уроке о роли советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников, приведя неопровержимые доказательства в пользу своего мнения.

Блок 6. Выводы. Советско-германский фронт в контексте Второй мировой войны.

На основании изученного и обсужденного в процессе практического занятия материала, а также на основании знаний параграфов учебника, учащиеся должны сделать выводы о роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии и ее союзников.

Выводы:

  1. На советско-германском фронте происходили главные битвы Второй мировой войны. Здесь были достигнуты основные результаты в вооруженной борьбе. То, чего не смогла сделать ни одна армия на Западе, осуществила Красная армия. Несмотря на первоначальные успехи, немецко-фашистские войска так и не смогли добиться осуществления поставленных целей.

  2. Победа советских войск под Москвой развеяла миф о непобедимости вермахта, окончательно похоронила план «молниеносной войны», положила начало коренному повороту в войне.

  3. Именно Красная армия в битвах под Сталинградом и Курском захватила стратегическую инициативу и удерживала ее до конца всей Второй мировой войны.

  4. В течение первых трех лет войны (до открытия второго фронта) Красная армия, по существу, один на один сражалась в Европе против основных сил нацистской Германии и ее сателлитов. В этот период более 70% общего состава действующих сил гитлеровской Германии находилось на советско-германском фронте.

  5. Советско-германский фронт не только отвлекал на себя основные силы германской армии, но и резко отличался от других фронтов по размаху и напряженности вооруженной борьбы.

  6. На советско-германском фронте были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока - 607 дивизий.

  7. Решающую роль сыграл СССР в разгроме фашистской Германии и в освобождении народов других стран от фашистского ига. Сокрушительные удары по фашистским захватчикам создали благоприятные условия для активизации борьбы народных масс порабощенных государств за свое национальное освобождение.

Домашнее задание. Привлекая знания, полученные на уроке и данные таблицы из приложения1в профильном классе учащиеся должны написать эссе по одной из тем:

  1. «Борьба Красной Армии против гитлеровской военной машины изменила всю стратегию войны» (журнал «Нью-Рипаблик», апрель 1942 г.)

  2. «Советский вклад в победу в Европе был важным, но не преобладающим» (немецкий историк Э. Цимке)

Литература

История Второй мировой войны 1939-1945 гг в12 томах. М., 1976 г, т. 6.

П.Н.Бобылев и др. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы.
издательство "Политиздат", Москва, 1985 г.

Г.И. Коротков. Переломные сражения Великой Отечественной войны в оценках зарубежных государственных и военных деятелей. Новая и новейшая история, №2, 2005. vivos.voko.astronet.ru/ …/newhist/mirror60/htm

Л. Кузьменко. Фальсификаторы. Пятигорская правда, № 65 от 23.06.2009. www/Pravda-kmv.ru/index.php?page=news&id=2574

Д. Самосват. Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Ориентир», №2, 2009. Goup 32441.narod.ru/…/2009/2009-02-1.ht

Приложение 1
  1   2   3   4

Похожие:

Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconОбразовательная программа моу уйско-Чебаркульская сош
Моу уйско-Чебаркульской сош следует понимать нормативный документ, определяющий содержание образования соответственного уровня и...
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconПрограмма начального общего образования моу «сош №16»
Стратегические приоритеты образовательной программы моу «сош №16» г. Магнитогорска
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения моу устьпогожинская сош
Основная образовательная программа начального общего образования моу устьпогожинской сош дубовского района Волгоградской области...
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconРоль икт в воспитательном процессе
Учитель математики и информатики моу сош №2 Карасукского района Новосибирской области
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconПономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч
Моу «Больше – Кайбицкая сош» моу «Больше-Кайбицкая сош» моу «Больше-Кайбицкая сош»
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconС казьминское кочубеевского района ставропольского края публичный отчёт
Моу сош №16) в лице директора Спиридонова А. В. предлагает вниманию родителей, учащихся, друзей, социальных партнеров школы ежегодный...
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconОтчет о результатах самообследования
Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 Копейского городского округа...
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconОтчет о результатах самообследования
Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №48 Копейского городского округа...
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconПубличный доклад моу «сош №99» г. Перми за 2009-20010 уч год
Анализ деятельности моу «сош №99 г. Перми» по выполнению Закона РФ «Об образовании»
Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г. Б. (Моу мирновская сош торжокского района), Платнева В. П. (Моу сош №38 г. Тверь) iconПрограмма развития моу «сош №4»
Инновационная деятельность (по результатам реализации Программы развития моу «сош №4» г. Магнитогорска первого поколения (2005-2010...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница