Особенности проявления памяти




НазваниеОсобенности проявления памяти
Дата04.02.2016
Размер4,03 Kb.
ТипДокументы
Особенности проявления памяти

Память – это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память – это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти – накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.

На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) – слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений – двигательная, тактильная, вестибулярная.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей.

Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче – пространственные параметры действий, еще легче – временные параметры движений. Экспериментально доказано, что соотношение степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2:1. Известны и особенности запоминания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I-III классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений. По сравнению со старшеклассниками, они тратят больше времени: на 50% – заучивая степень мышечных усилий; на 25 % - запоминая амплитуды движений; на 11% – усваивая временные соотношения движений.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее.

Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.



Похожие:

Особенности проявления памяти iconНарушение письма является одной из самых распространенных форм речевой патологии у учащихся 7 — 9 лет
Особенности проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся начальных классов
Особенности проявления памяти iconЛитературно-творческий вечер в доме творчества Владимира Высоцкого города Краснодара
Эта встреча – не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени. Памяти поэта...
Особенности проявления памяти icon«Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения семинар)
...
Особенности проявления памяти iconКонспект родительского собрания на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»
Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания и памяти младших школьников в условиях семейного воспитания
Особенности проявления памяти icon«Воспитай отличника\ Повестка дня: Разговор «Значение памяти в учебной деятельности. Методы и приёмы развития памяти ребёнка» Подготовка
Разговор «Значение памяти в учебной деятельности. Методы и приёмы развития памяти ребёнка»
Особенности проявления памяти iconГосударственное Учреждение Отдел Образования и Спорта сош №6 города Сарани Научный проект
Проблема: Современная казахстанская гендерная политика поверхностно затрагивает изначальные проявления гендерного неравенства, которые...
Особенности проявления памяти iconИсследовательская работа Долг памяти
Великая Отечественная война. Проходят десятилетия, но война остается важнейшей частью исторической памяти народа
Особенности проявления памяти iconЛитература
Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти –это следствие...
Особенности проявления памяти iconРуководство по составлению карт памяти. Программное обеспечение и сетевые ресурсы для создания карт памяти
Автор: Кузнецова Людмила Владимировна, преподаватель дисциплин «Математика» и «Информатика и икт» гбоу спо «кч схт»
Особенности проявления памяти iconПсихологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста
Теоретические основы развития памяти. Возможности развития зрительной памяти детей младшего школьного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница