Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова




Скачать 20,79 Kb.
НазваниеПоэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова
Дата04.02.2016
Размер20,79 Kb.
ТипДокументы
Тема: Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М.Лермонтова,

Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова.

Цели урока:

  1. Расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;

  2. Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.

  3. Раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы группы;

  4. Создать в классе творческую обстановку, прививать интерес к предмету, приобщать учащихся к современным технологиям; воспитывать чувства прекрасного, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.


Оборудование урока:

  • портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова;

  • учебник-хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт-сост. В.Я. Коровина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с. ил.

  • Сборники стихотворений;

  • Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»;

  • Презентация;

  • Альбомные листы, гуашевые и акварельные краски.

Методические приемы:

Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение

стихотворений,

аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы

интерактивного обучения (творческое задание), использование аудио

материала, устное рисование, разгадывание кроссворда, сочинение

четверостиший по рифмам, взаимооценивание.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Здравствуйте. Я рада видеть Вас сегодня.

  • Чтение эпиграфа Слайд 1

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь. С.Смирнов


Эпиграф урока я выбрала неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?

Ответы ребят.


  • Объявление темы и целей урока. Слайд 2-3

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами

  • Продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;

  • Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов и узнаем каковы же будут ваши чувства после данного урока.

  • Будем работать в группах и учиться оценивать себя и своего одноклассника, воспитывать чувства прекрасного, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.


Итак, тема урока

Поэзия родной природы в творчестве

А. Пушкина, М.Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова.

Каждому учащемуся раздается набор таких картинок, с помощью которых можно определить настроение ребенка в начале урока и в конце урока увидеть результат работы, изменилось настроение или нет.





  1. Вступительное слово учителя.

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?

(ответы учащихся).

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).

Ребята разделены на группы.

3. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа. Слайд 4

Вопрос 3 группе: Что привлекало поэтов в русской природе?

Предполагаемый ответ:

Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.

Вопрос группе № 4. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию.

Предполагаемый ответ:

Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.

Вопрос группе № 5 Какую еще роль играет природа в жизни человека?

Предполагаемый ответ:

Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

4.Работа в группах

Группа №1 слайд 5

расскажет нам о лирике Пушкина и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении. Остальные внимательно слушают, могут высказывать свое мнение.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.С.Пушкина»- Борисова Д.

-Выразительное чтение стихотворения «Цветы последние милей» - по желанию.

-Работа с вопросами:

1.С какой порой связано это стихотворения? (Осень)

2.Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).

3. Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)

4.Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей?

5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

Группа №2 слайд 6

расскажет нам о лирике М.Ю. Лермонтова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике М.Ю Лермонтова »- Астанин Е

-Выразительное чтение стихотворения «Осень» - по желанию.

-Работа с вопросами:

1.Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта?

2. Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)

2.Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?

3.Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?

4. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

Группа №3 слайд 7

расскажет нам о лирике Ф.И. Тютчева и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.


-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике Ф.И. Тютчева »- Ополев М.

-Выразительное чтение стихотворения «Осенний вечер» - по желанию.

-Работа с вопросами:

1.Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?

2.Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая?

3. Какие выразительные средства использует Тютчев ? (эпитеты, олицетворение).

4. Можно ли сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?

5. Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени?


Группа №4 слайд 8

расскажет нам о лирике А.А.Фета и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.А Фета »- Прусаков А.

-Выразительное чтение стихотворения «Первый ландыш» - по желанию.

-Работа с вопросами:

1.Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?

2.Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?

3.Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?


Группа №5 слайд 9

расскажет нам о лирике А.Н. Майкова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.Н.Майкова »- Прусаков А.

-Выразительное чтение стихотворения «Поле зыблется цветами» - по желанию.

-Работа с вопросами:

1. С какой порой связано это стихотворения? (Весна)

2.Каким чувством пронизаны строки?

3. Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?

4.Какие выразительные средства использует Майков?(метафоры, эпитеты)

5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)


Вывод: Вот высказались все группы. Какой можно сделать вывод? Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы?

Ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года.слайд 10

Пейзаж- (франц. paysage, от pays — "местность, страна"; лат. pagus — "село, деревня") — жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы, ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.

Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

  1. Прослушивание стихов из фонохрестоматии.

Вот мы с вами сами прочитали стихи, поговорили о них, а теперь немного отдохнем, послушав. Как эти стихи читают актрисы Елена Габец и Алина Покровская.

Слушание стихов Лермонтов «Осень» слайд 11, Тютчев «Осенний вечер»слайд 12, Фет «Первый ландыш». Слайд 13

Красиво прочитаны стихи? Что вы представили, когда слушали их?

  1. Работа с таблицей. Сравнительный анализ стихотворений.

Какие выразительные средства использованы в текстах?

Сравнить выразительные средства языка во всех стихотворениях и сделать вывод, что же хотели показать авторы этих стихотворений, когда писали данные стихи.


Слайд 14

Осень

Весна

А.С. Пушкин

А.А. Фет

Цветы последние

Первый ландыш

Унылые мечтания

Солнечные лучи

Разлуки час

Душистая чистота

М.Ю. Лермонтов

Первый луч

Листья пожелтели, кружатся, летят

Луч весенний ярок

Зелень мрачная

Воспламеняющая весна

Ели поникшие

Вдох благоухает

Месяц тускл

Избыток жизни молодой

Туман, месяц поле серебрит

А. Н. Майков

Ф.И. Тютчев

Поле зыблется цветами

Светлость осенних вечеров

В небе льются света волны

Умильная, таинственная прелесть

Жаворонков пение

Зловещий блеск

Голубые бездны

Пестрота дерев

Блеск полдня

Багряные листья

Свет

Туманная и тихая лазурь

Улыбка

Сиротеющая земля

Голоса

Холодный ветр




Ущерб, изнеможенье




Улыбка увяданья, стыдливость страданья




Анализ поэтического языка.

Задание группам № 1 и 2

Ученики 1 группы находят и подчеркивают в первой колонке таблицы перечисленные тропы.

Ученики 2 группы находят и подчеркивают во второй колонке таблицы перечисленные тропы.

Проверка, обсуждение.

Унылые мечтания, зелень мрачная, таинственная прелесть, первый луч, и т. д. - эпитеты.

Улыбка увяданья, вдох благоухает – олицетворение.

Сиротеющая земля, воспламеняющая весна – метафора.

Задание группам № 3 и 4:

Ученики 3 группы находят и выписывают из первой колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет.

Ученики 4 группы находят и выписывают из второй колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет.

Обсуждение.

Листья пожелтели, зелень мрачная, поле серебрит, багряные листья. Луч ярок, голубые бездны и т.д.

А группа № 5 отвечает на вопрос:

Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками.


Слайд 15

Вывод:

Осень: В стихотворениях поэтов показана сущность русской природы, таинственная прелесть осенних вечеров становиться поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания. В поэтических строках показано сближение и взаимопонимание человека и природы. Стихотворения насыщены изобразительными средствами поэтического языка: эпитетами, сравнениями, олицетворениями и метафорами.

Весна: Стихотворения о весне полны цвета, движения, звуков, ощущением неги, радости, желанием жить. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир входит поэт и ведет за собой своего спутника – читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.


  1. Творческое задание на выбор. Звучит музыка слайд 16

А) Попробуйте нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении, красками на альбомном листе. Это не должна быль сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки.

Учащиеся приступают к рисованию, затем рисунки оформляются в выставку.

Б) Разгадывание кроссврода

В) Сочинение стихотворения по предложенным рифмам.

Группа 1

Снег - смех,

Мороз - замерз.

Группа 2.

ручей - лучей,

нежный – подснежник.

Группа 3.

Небо - мне бы,

Солнце – оконце.

Группа 4.

Морозы - слезы,

Вьюга - с юга.

Группа 5.

Листья - мысли,

В даль – жаль.


ПРОВЕРКА ВСЕГО СДЕЛАННОГО.


8. Домашнее задание на выбор: слайд 17

1. Стихотворение наизусть (по выбору), стр. 42-44.

2. Эссе «Красота спасет мир», «А душу можно ль рассказать?»

3. Сочинить свое стихотворение, посвященное любому времени года.


9.Рефлексия. Оценивание слайд 18

Заполните листочки, которые лежат у вас на столах и каждая группа зачитает свой ответ.

  1. Я сегодня на уроке сделал (не) сделал открытие?

  2. Мне больше всего понравилось на уроке?

  3. Я могу похвалить себя за…?


Оцените себя и товарищей из своей группы, как каждый из вас сегодня работал и какую оценку заслужил?

Расскажите о своем настроении, покажите мордашки, они все расскажут за вас, уходя прикрепите их магнитами на доске.




А может, ребята, кто-то лично от себя хотел бы высказаться? Мне было бы очень приятно слышать ваше мнение о нашем уроке?

10. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Слайд 19

Мы рассмотрели сегодня лишь некоторые стороны мира родной природы и поняли, что природа - неотъемлемая часть души русского человека в стихах поэтов XIX века. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали поэты 19 века, какие точные, красочные слова использовали.

Стихи помогают открывать красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь быть именно такими!


Я читаю стихотворение

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь. С.Смирнов

Слайд 20

Ребята, читайте стихи! Ведь языком стихов говорят наши души. Они облагораживают нас, делают чище наши помыслы.




Похожие:

Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова iconПлан-конспект урока лицей в жизни и творчестве А. С. Пушкина
Тема и номер урока в теме: Лицей в жизни и творчестве А. С. Пушкина (Тема «Творчество А. С. Пушкина». Урок 1 из 7)
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова iconНашего сегодняшнего урока мотив одиночества в творчестве
Тема. Мотив одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере стихотворений «Парус», «Тучи», «На севере диком…»)
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова icon«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказских» страниц биографии Лермонтова, произведений о Кавказе, причин войны России с горцами на Кавказе и ее затяжного характера,...
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова iconМ. Ю. Лермонтов
Восстановить сведения о личности и творчестве М. Ю. Лермонтова, полученные в прошлые годы
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова iconУрок литературы с применением икт по теме "Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»" Саункина Елена Вениаминовна
М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию...
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова iconПетербург в творчестве о. Э. Мандельштама осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье мелкого коммерсанта. Отец его, Эмилий
Варшаве в семье мелкого коммерсанта. Отец его, Эмилий Вениаминович, потомок испанских евреев, выросший в патриархальной семье, самоучкой...
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова iconЛ. А. Ходанен (Кемерово) Семиосфера храма и поэтика монастырских сюжетов в творчестве М. Ю. Лермонтова в целом ряде произведений М. Ю. Лермонтова храм является значимым пространством сюжетного действия. В лирике, в
«престолы» Бога, а в счастливые минуты покоя герой воспринимает сотворенный мир как величественный храм и прозревает в небесах его...
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова iconМ. Ю. Лермонтов поэт, художник, музыкант
...
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова iconУрок изучения нового материала
Цель урока: расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон»
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова icon«Творчество М. Ю. Лермонтова, на примере стихотворения «Парус»
Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, уделив особое внимание характеристике 30-40 годов 19...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница