Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История»




Скачать 34,99 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История»
Дата04.02.2016
Размер34,99 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Федеральное агентство по образованию

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет


Кафедра мировой истории и международных отношений


ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Федерального компонента цикла ОПД.В.09 второго поколения

по специальности – "История"




Утверждена на заседании учебно-

методической комиссии исторического

факультета

протокол № ____

От ___________ 2009 г.



Председатель УМК,

Доцент Л.В. Шапова


Иркутск 2009


Автор - составитель – канд. историч. наук, доцент Т.П. Кальянова


Рецензент – к.э.н., доцент И.С. Скокленёва.


Программа дисциплины «История экономических учений» цикла ОПД.В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История». Программа включает в себя краткое содержание разделов курса, примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тематику рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к зачету и рекомендуемый список литературы.

Предназначена для студентов 3 курса, а также преподавателей, ведущих подготовку специалистов по данной дисциплине.


Рабочая программа курса


ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.

ОПД.В.


Курс: 3


Семестр: 6

Общее количество часов: 75

в том числе:

лекции: 34

самостоятельная работа: 38

КСР: 3


Отчетность:

Зачет: 6 семестр.


1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

1. 1. Цель преподавания дисциплины.

Целью преподавания дисциплины "История экономических учений" является формирование знаний и представлений об историческом процессе возникновения и эволюции экономических теорий.

    1. Задачи изучения дисциплины.

Изучение курса включает следующее:

- представить в историческом контексте ключевые экономические доктрины.

- показать некоторые моменты становления в мире экономического образа мышления,

- связать происхождение экономических идей с интеллектуальной историей их творцов,

По окончании курса студент должен:

  • знать основные этапы становления и развития современной экономической науки,

  • анализировать процессы и явления, существовавшие в истории экономической мысли,

  • выявлять причины происходящих трансформаций в экономической теории,

Курс предполагает предварительное изучение таких дисциплин как экономическая теория, история экономики, философия, социология, мировая история.

  1. Объем дисциплины по видам учебной работы

Темы

Лекции

Самостоят. работа

Тема 1. Основные этапы развития экономической науки: развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья.

2

2

Тема 2. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики (меркантилизм, физиократия).

4

4

Тема 3.Классическая школа политической экономии

4

4

Тема 4. Социалистические школы в экономике. Германская историческая школа.

4

4

Тема 5. Формирование основных направлений современной экономической мысли.

6

6

Тема 6. Теория Дж. М. Кейнса и кейнсианство.

4

4

Тема 7.Современные экономические теории

8

10

Тема 8. Экономическая мысль в России.

2

4

Итого:

34

38




  1. Содержание дисциплины «История экономических учений».

Тема 1. Основные этапы развития экономической науки: развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья.

Тема 1. Основные этапы развития экономической науки: развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья.

Часы.

Лекции

2

Самостоятельная работа

2

Характеристика экономической мысли античности, древнего Востока и средневековья.

Тема 2. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики (меркантилизм, физиократия).


Тема 2. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики (меркантилизм, физиократия).

Часы

Лекции

4

Самостоятельная работа

4

Меркантилизм в Англии. Т.Ман.

Физиократия. Ф. Кенэ

Тема 3.Классическая школа политической экономии


Тема 3.Классическая школа политической экономии


Часы

Лекции

4

Самостоятельная работа

4

Экономическое учение А. Смита.

Экономическая теория Д. Рикардо.

Закон народонаселение Т. Р. Мальтуса.

Тема 4. Социалистические школы в экономике. Германская историческая школа.




Часы

Лекции

4

Самостоятельная работа

4

Социалистические экономические учения Р. Оуэна, К. Сен-Симона, Ш. Фурье. Экономическое учение К. Маркса.

Германская историческая школа политической экономии.


Тема 5. Формирование основных направлений современной экономической мысли.

Тема 5. Формирование основных направлений современной экономической мысли.

Часы

Лекции

6

Самостоятельная работа

6

Европейский маржинализм. Экономическая теория У. С. Джевонса. Законы Г.Г. Госсена.

Австрийская и Лозаннская школы.

Кембриджская школа. А. Маршалл. А. Пигу.

Американский институционализм. Дж. Коммонс. Т. Веблен.


Тема 6. Теория Дж.М. Кейнса и кейнсианство

Тема 6 Теория Дж.М. Кейнса и кейнсианство

Часы

Лекции

4

Самостоятельная работа

4

Дж. М. Кейнс и его экономическая теория.

Кейнсианство. Теория цикла Э. Хансена.


Тема 7.Современные экономические теории

Тема 7.Современные экономические теории

Часы

Лекции

8

Самостоятельная работа

10

Неокейнсианство. Неоклассицизм. Неолиберализм.

Теория социального рыночного хозяйства. Монетаризм М. Фридмана.

Институционально-социологическое направление.


Тема 8. Экономическая мысль в России.

Тема 8. Экономическая мысль в России.

Часы

Лекции.

2

Самостоятельная работа

4

Математическая школа в России. Марксистская школа. Теория циклов Н. Д. Кондратьева. А.В. Чаянов: теория трудового крестьянского хозяйства.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Из следующего списка выбрать фамилии известных вам экономистов.

Дж. Свифт, Дж.М. Кейнс, А. Смит, Дж. Толкин, А. Маршалл,

Дж. Леннон, И. Во, Дж.Оруэлл, Т. Веблен, К. Гамсун,

У. Джевонс, К. Менгер, К. Брандауэр, О. Тоффлер,

М. Фридмен, Дж. Фаулз, В. Леонтьев, М.А. Булгаков,

В. К. Дмитриев, В. К. Ежов, М. Вебер, К. Маркс,

Дж. Бьюкенен, Р. Лукас, С. Спилберг, Р. Коуз, Р. Рейган,

Дж. Гобсон, Р. Гильфердинг, Э. Гофман, Г. Сиджуик,

У. Голдинг, Ф. Эджуорт, Дж. Остин, А. Пигу, Дж. Б. Кларк,

А. Кларк, Дж. Коммонс, Д. Стюарт, Ф. Кенэ, А. Бейль, А. Тюрго,

Ж.- Б.Поклен, Ж.-Б. Сэй, Ф. Бастиа, П. Самуэльсон, Ф. Фукуяма,

Ф. Хайек, Т. Ман, Г. Манн, У. Петти, У. Шекспир, Д. Рикардо.


Задание 2. Указать фамилии экономистов.

2.1.…………родился в 1723 г. в городке Керколди, недалеко от Эдинбурга. Учился в университете г. Глазго и в Оксфордском университете в Англии. В 1776 г. опубликовал книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов". Стал таможенным комиссаром Шотландии. ……… умер в 1790 г.


2.2.…….родился в 1571 г. в Лондоне в семье торговца шелком и бархатом. Был служащим Левантской компании и одним из директоров английской Ост-Индской компании. …….. - автор следующих сочинений: "Рассуждения о торговле Англии с Ост-Индией, содержащее ответ на различные возражения, которые обычно делаются против неё", "Богатство Англии во внешней торговле". ……..умер в 1641 г.


2.3.………..родился в 1623 г. в семье ремесленника – суконщика в небольшом городке Ромси, в графстве Хемпшир. ……….был профессором анатомии Оксфордского университета, личным врачом главнокомандующего ирландской армией Генри Кромвеля. В 1662 г. написал и опубликовал работу "Трактат о налогах и сборах". Он был также автором следующих работ: "Политическая арифметика", "Политическая анатомия Ирландии", "Разное о деньгах". Умер ……….1687 г.


2.4.……….родился в многодетной крестьянской семье в 1694 г. во Франции. ……..стал личным медиком маркизы Помпадур. Считается основоположником физиократии. Для "Энциклопедии" он написал несколько статей. В 1758 г. ………..опубликовал свою работу, которая называлась "Экономическая таблица". Умер …….в 1774 г.


2.5.……………родился в Париже, в аристократической семье в 1727 г. Изучал теологию в Сорбонне, служил интендантом в Лиможе, был генеральным контролером финансов Франции. Написал работы "Письмо аббату де Сисэ о бумажных деньгах", "Похвальное слово Венсану де Гурнэ", "Учреждение фондов", "Размышления о создании и распределении богатств" В 1774-1776 гг. он предпринял попытки осуществить реформы во Франции. В сентябре 1774 г. был издан подготовленный ……….указ о свободе торговли зерном и мукой. Умер …………….1781 г.


2.6.…………..родился в Лондоне в 1772 г. в семье торговца векселями и ценными бумагами. Он занимался операциями на рынке ценных бумаг. В 1817 г. …………….опубликовал свою работу "Начала политической экономии и налогового обложения". Умер …………….в 1823 .



    1. Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ.

  1. Мир хозяйства в сознании докапиталистических эпох.

  2. Английский меркантилизм XVII в. и английская Ост-Индская компания: теория и практика.

  3. "Басня о пчелах" Б. Мандевиля и её роль в истории европейской экономической мысли.

  4. А. Смит о европейской колониальной политике.

  5. Этическая критика капитализма в работах А. де Сен-Симона.

  6. П.-Ж. Прудон: "Собственность – это кража".

  7. К. Маркс о судьбе капитализма.

  8. Фридрих Лист – экономист - геополитик.

  9. Поиски "духа капитализма" в работах В. Зомбарта.

  10. Германский катедер-социализм.

  11. Социальный вопрос в работе Г. Джорджа "Прогресс и бедность"

  12. Г. Мюрдаль об "азиатской драме".

  13. Дж. К. Гэлбрейт о "зрелой корпорации" и "новом социализме"

  14. Монетаризм на Западе и в России: проблемы совместимости (начало 90-х гг. ХХ в.

  15. Проблемы этики и экономической рациональности в современных экономических концепциях.

  16. Экономические концепции современных социал-демократов.

  17. Леворадикальные экономические теории

  18. Экономические концепции советологии.

  19. Западные теории мирового хозяйства.

  20. Формирование политической экономии социализма в СССР (20-80-е гг. ХХ в.)

    1. Перечень вопросов к зачету по «Истории экономических учений».

1.Европейский меркантилизм XVI -XVII вв.: теория и практика.

  1. Представления о богатстве и экономии в работах У. Петти

  2. А.Р.Ж. Тюрго: экономист и реформатор

  3. Учение физиократов.

  4. Экономический либерализм А. Смита.

  5. Экономическая мысль Англии первой половины XIX в : проблемы, концепции, теоретики. (Д.Рикардо, Т.Р.Мальтус, Дж.Ст.Милль).

  6. Германская историческая школа политической экономии.

  7. Институционализм Т. Веблена

  8. Маржинализм У. Джевонса.

  9. Экономическая наука в Англии в конце XIX- начале XX вв.(Ф. Эджуорт, Г. Сиджуик, Ф. Уикстид)

  10. Кембриджская школа экономики.(А.Маршалл, А.С.Пигу)

  11. Экономическая теория Дж. М. Кейнса.

  12. Теория цикла Э. Хансена.

  13. Австрийская школа маржинализма ( К. Менгер)

  14. Экономическая теория К. Маркса.

  15. Монетаризм Чикагской школы ( М. Фридман).

  16. Теории постиндустриального общества.

  17. Школа рациональных ожиданий.

  18. Дж.Бьюкенен: экономическая теория общественного выбора.

20.Новая институциональная экономическая теория.

21.Н.Д. Кондратьев об экономической динамике.

22.Традиции экономико-математической школы в России и СССР.

  1. Форма итогового контроля – зачет.

  2. Список рекомендуемой литературы.

    1. Основная.
Учебники

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. - М.,1987- 1997.

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. – М.,2002.

СОРВИНА Г.Н. Экономическая мысль ХХ столетия: страницы истории. – М.,2000.

ХУДОКОРМОВ А.Г. История экономических учений. - М., 1998.

ЯДГАРОВ Я.С. История экономических учений. - М., 1999.
Хрестоматии

АНТОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КЛАССИКИ. - М.,1993.

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. – М., 2000.

6.2. Дополнительная.

БЕЙТОН А., КАЗОРЛА А., ДОЛЛО К. .ДРЕ А.М. 25 ключевых книг по экономике. - Челябинск, 1999.

БЕМ-БАВЕРК Е. Очерки по истории политической экономии. - СПб., 1902.

БЛАУГ М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.,1994.

БЬЮКЕНЕН ДЖ. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. - М., 1997.

ВЕБЕР М. История хозяйства. Очерк всеобщей социальной и экономической истории. - Пг.,1924.

ВЕБЛЕН Т. Теория праздного класса. - М.,1984..

ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ в 3-х томах. - М.,1999.

ГЭЛБРЕЙТ Дж. Новое индустриальное общество. - М.,1969.

ГЭЛБРЕЙТ Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1973.

ГОБСОН Дж. Империализм. - Л.,1924.

ГОБСОН Дж. Эволюция современного капитализма .-СПб.,1898.

ЖАМС Э. История экономической мысли XX века.-М.,1959.

ЖИД.Ш., РИСТ Ш. История экономических учений.- М.,1995.

ЗОМБАРТ В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М..1924; М., 1996.

ЗОМБАРТ В. Современный капитализм. - М.,1903-1905.

КЕЙНС Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.,1999.

КОНДРАТЬЕВ Н.Д. Избранные сочинения. - М.,1993

ЛЕОНТЬЕВ В. Экономические эссе . - М..,1990.

МАЙБУРД Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.,2000.

МАРШАЛЛ А. Принципы экономической науки. - М., 1993.

МИЗЕС Л. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. – М.,2001.

НАЙТ Ф. Риск неопределенность и прибыль. – М., 2003

НЕГИШИ Т. История экономической теории. - М., 1995.

НЕЛЬСОН Р., УИНТЕР С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.,2002.

НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ. Библиографический словарь. - М., 1994.

НОВАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ВОЛНА НА ЗАПАДЕ. - М.,1999.

ОЙКЕН В. Основы национальной экономии. - М.,1996.

ПИГУ А.С. Экономическая теория благосостояния. - М.,1985.

ПРИРОДА ФИРМЫ. – М., 2001.

РОБИНСОН Дж Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.,1986.

САМУЭЛЬСОН П. Экономика. -М.,1964 ; М., 1992.

СЕЛИГМЕН Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.,1968.

СМИТ А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.,1993.

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. - М.,1981.

ФИШЕР И. Покупательная сила денег. – М.,2001.

ФРИДМЕН М. Если бы деньги заговорили. – М., 1999

ХАЙЕК Ф. А. фон. Дорога к рабству. - М.,1992.

ХАРРОД Р. К теории экономической динамики. – М.1999.

ХИКС Дж. Р. Стоимость и капитал. - М.,1993.

ЧАЯНОВ А.В. Избранные произведения. – М.,1989.

ШУМПЕТЕР Й. Теория экономического развития. - М.,1982.

ЭГГЕРТССОН Т. Экономическое поведение и институты. – М., 2001.

  1. Методические рекомендации преподавателям.

"История экономических учений" – важное звено среди обще профессиональных историко-экономических дисциплин. Преподавание этой дисциплины не может быть набором разрозненных тем, в которых рассматривается та или иная теория, то или иное учение. Важно представить их единым комплексом взаимосвязанных проблем, возникавших в разные времена. Важной методической задачей, решаемой в ходе преподавания, является углубленный анализ некоторых наиболее сложных и принципиально важных в теоретическом и практическом плане проблем, в той или иной степени общих для времени сознания того или оного экономического учения. Зачастую эти проблемы до сих пор являются дискуссионными. В данном курсе сделана попытка рассмотреть их через конкретный фактический материал, представленный в историко-экономической науке.

  1. Методические указания студентам по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Предлагаемые задания должны познакомить студентов с текстами произведений тех экономистов, о которых они узнают в лекциях. Это важный и необходимый вид самостоятельной работы, поскольку закрепляются навыки чтения, критического восприятия и конспектирования первоисточников. Задания сформулированы так, чтобы студент не мог соблазниться использованием разнообразных "кратких изложений" и обратился бы к текстам экономистов.


8.1. Прочитать работу Т. Мана "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией" и ответить на следующие вопросы:

а. Какие возражения против торговли Англии с Ост-Индией рассматривал Т.Ман?

б. Как он отвечал на каждое возражение?

Эту работу можно найти в следующей книге: МЕРКАНТИЛИЗМ . – Л., 1935


8.2. Прочитать работу У. Петти "Трактат о налогах и сборах" и ответить на следующие вопросы:

а. Какие виды государственных расходов рассматривал У. Петти?

б. Что говорил У. Петти о причинах, которые увеличивают или делают более тягостными различные виды государственных расходов?

в. Какие возможности экономии государственных средств рассматривал У. Петти?

г. Что писал У. Петти о ренте?

д. Что писал У. Петти о лотереях?

е. Что писал У. Петти о наказаниях?

Эту работу можно найти в книге: ПЕТТИ У. Экономические и статистические работы. - М., 1940


8.3.Прочитать работу А. Тюрго "Похвальное слово Венсану де Гурнэ" и ответить на следующие вопросы:

а). Какие традиции и исторические обстоятельства, по мнению Венсана де Гурнэ, ограничивали свободу труда.

б). Что говорил автор о принципе личного интереса?

в). Как соотносятся частные и общие интересы?

г). Что говорил автор о пагубных последствиях вмешательства государства в сферу торговли и промышленного производства?

д). Как относился Венсан де Гурнэ к многочисленности налогов?

ТЮРГО А. Р. Избранные экономические произведения. – М., 1961.


8.4.Прочитать работу А. Тюрго "Размышления о создании и распределении богатств" и ответить на следующие вопросы:

а). Какие пять способов извлечения дохода от земли называет автор?

б). Какие виды движимых богатств рассматривает автор?

в). Что писал автор о различных способах употребления капиталов? Какие способы он рассматривал?

г). Как понимал автор природу денежного процента?

ТЮРГО А. Р. Избранные экономические произведения. – М., 1961.


8.5. Прочитать работу А. Тюрго "Ценности и деньги" и ответить на следующие вопросы:

а). Как определил автор основу денег?

б). Что такое монеты реальные и фиктивные деньги?

в). Что говорил автор об этимологии слов "монета" и "ценность"?

г). Чем, по мнению автора, определяется ценность для изолированного человека?

д). Что говорил автор об обмене?

е). Как понимал автор меновую ценность?

ТЮРГО А. Р. Избранные экономические произведения. – М., 1961.


8.6. Прочитать книгу Ж-Б. Сэя "Трактат по политической экономии" и ответить на следующие вопросы:

а. Что писал Ж-Б. Сэй о пользе политической экономии?

б. Как он определял свойства и способы употребления денег?

в. Как он определял прибыль с капитала и заработную плату?

г. Как трактовал Ж-Б. Сэй потребление частное и потребление общественное?


8.7. Прочитать работу Ф. Бастиа "Экономические софизмы" и ответить на следующие вопросы:

а. Что писал Ф. Бастиа о государстве?

б. В чем смысл его софизма о рубанке?

в. Что видно и чего не видно в его софизме о разбитом стекле?

г. Что писал Ф. Бастиа о налоге?

д. Что писал Ф. Бастиа о машинах?


8.8. Прочитать книгу А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" и ответить на следующие вопросы:

а. Что писал А. Смит о происхождении и употреблении денег?

б. Как он определял действительную и номинальную цену товаров?

в. Что писал А. Смит о естественной и рыночной цене товаров?

г. Как определял А. Смит заработную плату и прибыль на капитал?

д. С какой целью А. Смит проводил сравнение с восточными странами: Китаем, Бенгалией, Ост-Индией? Приведите примеры этого.


8.9. Прочитать книгу А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" и ответить на следующие вопросы:

а. Как определял А. Смит природу капитала?

б. Как он трактовал процесс накопления и применения капитала?

в. Что писал А. Смит о колониях?

г. Что он писал о политике английской Ост-Индской компании в Бенгалии и в Ост-Индии, в целом?


8.10.Прочитать работу Ф. Бастиа "Экономические гармонии" и ответить на следующие вопросы:

а. Что пишет Ф. Бастиа о капитале?

б. Что такое "естественная и искусственная организация"?

в. Какие девизы он рассматривает в разделе "Два девиза"?


8.11. Прочитать книгу В. Зомбарта "Современный капитализм" и ответить на следующие вопросы:

а. Как В. Зомбарт определяет капиталистическую хозяйственную систему?

б. Что такое капиталистическое предприятие?

в. Каковы функции капиталистического предпринимателя?

г. Как В. Зомбарт определяет капитал и способы его использования?

д. Что писал В. Зомбарт о возникновении капитализма и о современном капитализме?


8.12. Прочитать книгу В. Зомбарта "Современный капитализм" и ответить на следующие вопросы:

а. Как В. Зомбарт определял сущность и происхождение современного государства?

б. Что писал В. Зомбарт о значении государства для капитализма?

в. Как он определял меркантилизм?

г. Что В. Зомбарт писал о промышленной и торговой политике государств?

д. Что он писал о транспортной политике?


8.13. Прочитать книгу В. Зомбарта "Современный капитализм" и ответить на следующие вопросы:

а. Как определял В. Зомбарт сущность денег?

б. Как он разделял деньги, возникающие из обмена и деньги, установленные государством?

в. Что писал В. Зомбарт о металлических деньгах?

д. Как он определял банковские деньги?


8.14.Прочитать книгу Й. А. Шумпетера "Теория экономического развития" и ответить на следующие вопросы:

а. Как определял Й. Шумпетер сущность и роль кредита?

б. Как он определял капитал?

в. Имена каких экономистов упоминал Й. Шумпетер при рассмотрении понятия "капитал"?

г. Что такое "денежный рынок" в трактовке Й. Шумпетера?


8.15. Прочитать книгу Й. А. Шумпетера "Теория экономического развития" и ответить на следующие вопросы:

а. Что писал Й. Шумпетер о цикле конъюнктуры?

б. Как он определял однородность или неоднородность кризиса?

в. Можно ли, по его мнению, объяснить кризисы чисто экономическими причинами?

г. Какое определение кризиса использовал Й. Шумпетер ?

д. Как он рассматривал проблему процветания и депрессии?

е. Что он писал о склонности к предпринимательству и закономерностях массового появления предпринимателей?


8.16. Прочитать главу II ( Книга I ) в работе А. Маршалла "Принципы экономической науки" и ответить на следующие вопросы:

а. Какое определение предмета экономической науки дает А. Маршалл?

б. Как можно сравнивать разные виды удовлетворения потребностей?

в. Почему в одной и той же цене могут быть представлены разные степени удовлетворения потребностей?

г. Что он писал о привычках в повседневной экономической деятельности?

д. Что А. Маршалл писал о мотивах, побуждающих к погоне за деньгами?


8.17. Прочитать Книгу Ш в работе А. Маршалла "Принципы экономической науки" и ответить на следующие вопросы:

а. Как А. Маршалл определяет связь между потребностями и деятельностью?

б. Что писал он о законе насыщения потребностей или убывающей полезности?

в. Что такое закон эластичности спроса?

г. Что писал А. Маршалл о немедленном и отложенном потреблении?

д. Как связаны цена и полезность?


8.18.Прочитать Книгу IV в работе А. Маршалла "Принципы экономической науки" и ответить на следующие вопросы:

а. Почему А. Маршалл рассматривает безопасность как условие сбережения?

б. Как семейные привязанности могут быть стимулом к сбережению?

в. Какие источники накопления рассматривал А. Маршалл?

г. Чем является процент?

д. Как соотносятся вознаграждение и норма накопления?


8.19. Прочитать книгу Дж.М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" и ответь на следующие вопросы:

а. Как Дж.М. Кейнс определял постулаты классической экономической теории и свои расхождения с ней?

б. Как он определял принцип эффективного спроса?


8.20. Прочитать книгу "Если бы деньги заговорили" М. Фридмена и ответить на следующие вопросы:

а. Указать элементы новизны в его "новой формулировке" количественной теории денег

б. Какие факторы должны быть учтены при определении оптимального количества денег?

в. Как определяет М. Фридмен пределы возможного роста богатства?

г. Как М. Фридмен рассматривает инфляцию?

д. Какую роль, по мнению М. Фридмена, играет монетарная политика?


8.21.Прочитать работу Г. Саймона "Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении" и ответить на следующие вопросы:

а. Как, по его мнению, соотносятся удовлетворенность и максимизация?

б. В чем суть проблемы "конфликта интересов"?

в. Как формируются ожидания?

г. Как определяется стоимость информации?

д. Как представлена в экономической теории "познавательная способность"?

Эту работу можно найти в книге ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Т. 2. Теория фирмы. – СПб., 1999.


8.22. Прочитать работу Дж. Стиглера "Совершенная конкуренция: исторический ракурс" и ответить на следующие вопросы:

а. Как рассматривали конкуренцию экономисты-классики?

б. В чем состояла суть критики частного предприятия?

в. Как рассматривала конкуренцию математическая школа?

г. Как представлена концепция конкуренции в работах А. Маршалла

д. Как выглядела концепция конкуренции в работах Дж. Б. Кларка и Дж. Найта?

Эту работу можно найти в книге ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Т. 2. Теория фирмы. – СПб., 1999.


8.24. Прочитать работу Ф. Махлупа "Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористические и управленческие" и ответить на следующие вопросы:

а. Как он определил основные спорные вопросы теорий фирмы?

б. Как Ф. Махлуп определил бихевиористский подход в теориях фирмы?

в. Для чего он использует аналогию с "теоретическим шофером"?

г. Как он определяет монополию, олигополию и свободу управленческих действий?

д. Что такое "эффективная конкуренция" и "дискреционное управление",

в его трактовке?

Эту работу можно найти в книге ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Т. 2. Теория фирмы. – СПб., 1999.


8.25.Прочитать работу Р. Коуза "Природа фирмы" и подробно изложить основные идеи этой работы.

Эту работу можно найти в книге ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Т. 2. Теория фирмы. – СПб., 1999.

8.26.Прочитать работу Л. Туроу "Будущее капитализма. Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний" и подробно изложить основные идеи этой работы.

Эту работу можно найти в книге НОВАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ВОЛНА НА ЗАПАДЕ. АНТОЛОГИЯ. – М., 1999.

8.27.Прочитать работу П. Дракера "Посткапиталистическое общество и подробно изложить основные идеи этой работы.

Эту работу можно найти в книге НОВАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ВОЛНА НА ЗАПАДЕ. АНТОЛОГИЯ. – М., 1999.


График организации самостоятельной работы.

Вид работы

Время проведения

Организационные меры

первая неделя февраля

Контрольная работа № 1

первая неделя марта

Консультации по работе с текстами, с докладами

в течение семестра

Контрольная работа № 2

первая неделя апреля

Проверка конспектов

третья неделя апреля

Проверка исследовательских работ

вторая неделя мая

Итоговая контрольная работа

третья неделя мая

Похожие:

Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconРабочая программа Дисциплины «История политических учений ч. 5»
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности «политология», утвержденным приказом...
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconРабочая программа по курсу дс. Ф. 1 «Политическая конфликтология» для специальности 030201. 65 «Политология»
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconПрограмма курса
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» icon«Деловая этика»
Гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения...
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 ”Экология”
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconПрограммам специальности: 230201 Информационные системы и технологии(дневное отделение)
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconПрограмма дисциплины «Инновационная деятельность как предмет философского анализа»
Данная программа дисциплины Инновационная деятельность как предмет философского анализа федерального компонента цикла дс составлена...
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconРабочая программа дисциплины фтд. 02 «Литература стран изучаемого языка»
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconРабочая программа дисциплины фтд. 04 Современные компьютерные технологии для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Программа дисциплины «История экономических учений» цикла опд. В составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница