Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»




Скачать 11,61 Kb.
НазваниеСтатья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
Дата04.02.2016
Размер11,61 Kb.
ТипСтатья

Научно-практическая статья

«Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»


Иванова О.Н.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В связи с этим особое значение прибретает вопрос формирования экологической культуры. Его социальная значимость определяется стратегией государства РФ, определяющей развитие экологического образования, как междисциплинарной реформы всего образования на всех уровнях и для всех возрастов.

Практика работы ДОУ убеждает, что наилучших результатов в формировании экологической культуры дошкольников можно достичь при правильном сочетании занятий с нерегламентированной деятельностью, которые неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга.

Наиболее целесообразной и эффективной групповой формой экологического воспитания является кружковая работа. Интерес к организации кружковой работы обусловлен тем, что её содержание не ограничивается рамками образовательной программы, а значительно выходит за её пределы, позволяет извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, применять решение в соответствии со своими убеждениями.

Доступные восприятию ребенка элементы экологической культуры составляют содержательную основу большинства программ дошкольного образования, таких как «Детство» (под ред. В.И. Логиновой) [3] «Юный эколог» (С.Н.Николаевой) [6], «Мы» (Н.Н. Кондратьевой) [5].

Мы разделяем мнения тех учёных (А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина) [4], которые предлагают больше внимания уделять практикумам в окружающей природной и социальной среде, проблемным ситуациям и задачам, их решению, что требует тесного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности. Однако большинство исследований, направленных на изучение формирования экологической культуры, посвящено школьникам. Проблему формирования экологической культуры исследуют П.Ф.Комогоров, М.А. Перепелицына, Л.Б.Бобылева, О.В.Бобылева [2], которые считают, что экологический кризис на планете «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Данный опыт представляет немалый интерес, при условии его адаптации к возрастным особенностям дошкольников.

В связи с этим целью статьи является распространение педагогического опыта по формированию экологической культуры у детей седьмого года жизни.

Нами представлен опыт по формированию экологической культуры у детей седьмого года жизни МБДОУ детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой, основанный на реализации модифицированной Программы кружка «Мой друг-природа», апробированной в условиях детского сада.

Цель программы: формирование экологической культуры дошкольников.

Основными задачами программы являются:

обучающие:

-учить детей быть ответственными за свои поступки;

-формировать культуру поведения в природе;

-обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

-способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

-развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

-прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Данная Программа была апробирована на 20 обучающихся подготовительной к школе группы детского сада «Рябинушка», посещающих экологический кружок. В ходе её апробации был проведен ряд диагностических исследований, таких как входная и итоговая диагностика уровня экологической культуры. Одним из важных требований к входной диагностике мы считаем выстроенную систему критериев и показателей, позволяющих объективно зафиксировать уровень экологической культуры детей седьмого года жизни – высокий, средний, низкий. Так, в сентябре 2010 года была произведена входная диагностика, которая позволила в процессе тестовых игр оценить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень). Для её проведения использовались тестовые упражнения, разработанные А.Н. Захлебным.

Тестовые упражнения помогли выявить три уровня сформированности экологической культуры у дошкольников.

Высокий уровень (21 %)- предпочитают деятельность с природными объектами, с удовольствием и по собственной инициативе общаются с живыми существами. Мотивом бережного отношения выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 8-10 баллов).

Средний уровень (53 %) – дошкольники проявляют положительное отношение избирательной направленности к природным объектам (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 4-7 баллов).

Низкий уровень (26 %)- не проявляют инициативы в общении с природой, не выполняют правила гуманного взаимодействия с живыми объектами, могут проявить небрежность и даже агрессивность (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 1-3 балла).

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни, правомерность выдвинутой гипотезы

Далее на основе разработанной программы кружка была проведена экспериментальная работа, направленная на формирование экологической культуры дошкольников. В ходе работы все программные материалы были сгруппированы по следующим направлениям: «Введение в экологию», «Молчаливые соседи», «Пернатые друзья», «О чём шепчут деревья», «Охрана природы», «Загадки животного мира», «Секреты неживой природы», «Оранжерея на окне», «Человек - часть живой природы», «Досуговые мероприятия».

Занятия кружка включают работу по формированию природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты, исследовательскую работу, самостоятельные наблюдения.

Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект даёт включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствовать проявлению их эмоционально – волевых качеств. Каждое занятие состоит из двух частей, первая из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитание соответствующих чувств. Вторая вносит элементы занимательности, повышая активность ребёнка.

Используемые методы и приёмы адекватны поставленным в Программе задачам. Они основываются на: упражнениях детей в элементарном анализе и сравнении природных объектов; моделировании, постановке вопросов проблемного характера и самостоятельном поиске ответов на свои же вопросы; создании игровых ситуаций; чтении художественной литературы; театрализаций на экологическую тему, проигрывании инсценировок по правилам поведения в природе.

Программа реализуется в контексте разработанных педагогических условий формирования экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Средствами реализации данной Программы служат: природные объекты и явления, экологические акции, музыка; изобразительное искусство.

Для проведения занятий в кружке были подобраны наглядные пособия: специальные картины о природе, таблицы о строении животных и растений, плакаты с изображением природных сообществ, диафильмы, видеокассеты с записями телевизионных программ о жизни животных и растений, пластинки с произведениями П.И. Чайковского "Времена года. Для проведения экспериментально-исследовательской деятельности приобретены вспомогательные приборы и оборудование: микроскоп, лупы, колбочки, семена различных растений, трав, заранее заготовленная земля и др.

Новизна предлагаемого подхода к формированию экологической культуры старших дошкольников заключается:

– в расширении представлений о возможностях использования кружковой работы в формировании экологической культуры дошкольников;

– в использовании мультимедийных средств, формирующих у дошкольников экологическую культуру.

Данная Программа полностью реализована, в настоящее имеет ряд итоговых результатов, позволяющих оценить её эффективность. Так в мае 2011 года были произведены контрольные замеры для определения уровня экологической культуры воспитанников описанной выше группы.

Полученные данные показали, что в результате реализации данной Программы произошли значительные изменения в уровне экологической культуры, а именно: количество детей с высоким уровнем экологической культуры увеличилось на 32%; со средним уровнем толерантности - на 12%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень экологической культуры, снизилось на 20 %.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни в условиях кружковой работы. Это дало нам основание утверждать, что Программа кружка «Мой друг – природа» является эффективным средством формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни. Данная Программа имеет широкое применение, она может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях всех видов и типов, в учреждениях дополнительного образования, в курсах предшкольного образования, а также в начальных классах.

В то же время проблему формирования экологической культуры нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования экологической культуры:

– изучить систему непрерывности экологического образования,

– изучить пути взаимодействия детского сада со школой, с семьей;

– изучить условия формирования экологической культуры на разных ступенях дошкольного воспитания.

Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования экологической культуры обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста городского округа Стрежевой.

Список используемых источников и литературы:


  1. Барышева Ю.А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - №6.

  2. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.

  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой: Изд.3-е, переработанное. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 244с

  4. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1985

  5. Кондратьева H.H. Программа экологического образования детей «Мы» / H.H. Кондратьева. СПб.: НИИХ СПбГУ, 1996. - 104 с.

  6. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / С.Н. Николаева.- М.: МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2010. -168с.



Похожие:

Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconЖукова Татьяна Николаевна студентка группы з-402 Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является...
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconС. А. Суркина Формирование экологической культуры
С90 Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Суркина....
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного...
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconПримерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Реализация Программы должна обеспечивать развитие личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной...
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconКонспект внеклассного мероприятия вечера экологической поэзии
Цель мероприятия: Формирование экологической культуры и мышления уч-ся; умения выявлять экологические проблемы, оперируя конкретными...
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconПояснительная записка Цель кружковой работы
Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить...
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconПрограмма «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна
Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconОсновные направления работы Дома детского творчества
Организация образовательной деятельности в интересах общества и государства, обеспечение необходимых условий личностного развития...
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconПлан на 2013 2015 годы реализации Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года
Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года
Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы» iconФормирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница