Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста




Скачать 18,84 Kb.
НазваниеФормирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер18,84 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего

дошкольного возраста


Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира, стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре.

В соответствии с психолого-педагогической концепцией дошкольного воспитания базис личностной культуры является средоточием общечеловеческих ценностей и средств жизнедеятельности. Базис личностной культуры - человеческое начало в человеке, условие формирования и проявления эмоционально-оценочного отношения к миру.

Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно - творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в дошкольном возрасте средствами художественно-творческих видов деятельности. В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо-индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно - авторского выражения своего к нему отношения.

Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребенка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему.

Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребёнка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательно-практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребёнком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной.

В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребёнка к действительности разрабатывали А.И. Буров, Е.В. Квятковский, А.М. Коршунов, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев и др.

Общевоспитательное значение художественного творчества раскрыто в работах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Г.Б. Лабунской, Н.Н. Ростовцева, Б.П. Юсова, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Л.В. Компанцевой, Р.А. Мирошкиной и др.

В связи с этим была определена цель исследования: разработать и апробировать педагогическую технологию формирования эстетического отношения старших дошкольников к живописи

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология формирования эстетического отношения к живописи.

Гипотеза исследования: технология формирования эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной, если:

  • сформировать у детей представления о видах и жанрах живописи;

  • дошкольники будут проявлять интерес к произведениям живописи;

  • включать формы, методы, условия, этапы формирования эстетического отношения к живописи у старших дошкольников;

  • знакомить с произведениями живописи в специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования эстетического отношения к живописи у старших дошкольников.

  2. Определить показатели, критерии, уровни сформированности эстетического отношения к живописи старших дошкольников;

  3. Разработать и апробировать педагогическую технологию формирования эстетического отношения к живописи старших дошкольников.

Теоретической основой исследования являются современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Е.В. Бодрова, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина, В.С. Мерлин, А.А. Мелик-Пашаев, А.Л. Бодалев, В.А. Мясищев и др.); исследования в области, психологии эстетического и художественного восприятия (Б.С. Мейлах, П.М. Якобсон, О.Н. Органова, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Левшина, Ю.Н. Петрова, Л.Н. Столович, Л.С. Выготский и др.); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников эстетического отношения к произведениям искусства и окружающей действительности.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); диагностические (беседы с детьми, их родителями, воспитателями, изучение продуктов детской деятельности, педагогической документации, наблюдение); экспериментальные: педагогический эксперимент из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации педагогической технологии по формированию эстетического отношения к живописи у старших дошкольников; в разработке и внедрении в практику работы ДОУ диагностической методики по определению уровня сформированности у старших дошкольников эстетического отношения к живописи.

Этапы исследования:

1. Первый этап (май – август 2010 года) связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, ее обоснованием; формулированием цели, задач, основных рабочих понятий исследования.

2. Второй этап (сентябрь – декабрь 2011 года). На основе теоретической базы был уточнен терминологический аппарат исследования, были определены критерии, показатели и уровни сформированности познавательного интереса старших дошкольников к природе в процессе экспериментирования. Организована опытно – экспериментальная работа (констатирующий эксперимент).

3. Третий этап (февраль 2012 года). Разработана и апробирована педагогическая технология с целью повышения уровня сформированности эстетического отношения к живописи у старших дошкольников. Систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетического восприятия произведений живописи проводилась в МДОУ ДСОВ № 5 «Дюймовочка» города Лангепаса. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста (20 детей – экспериментальная группа и 20 детей – контрольная группа).

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЖИВОПИСИ


1.1 Состояние эстетического воспитания старших дошкольников

Формирование основ эстетической культуры дошкольников осуществляется в педагогическом процессе, именуемом, как эстетическое воспитание. Методологической основой эстетического воспитания является эстетика (от греческого aistetikos – «чувствующий, относящийся к чувственному восприятию»).

В анализируемой литературе имеется множество различных подходов к определению сущности понятия «эстетическое воспитание». Так, Б.Т. Лихачев под эстетическим воспитанием понимает «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по законам красоты» [37]. Данное определение не подчеркивает особенности эстетического воспитания дошкольника.

По мнению С.А. Козловой и Т.А. Куликовой эстетическое воспитание в дошкольном возрасте – процесс, способствующий обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияющий на познание нравственной стороны действительности, повышающий познавательную активность, влияющий на физическое развитие.

По определению Л.Р. Болотиной, С.П. Баранова, Т.С. Комаровой, эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие.[23]

Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание, во – первых, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, во- вторых, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

В частности Т.С. Комарова отмечает, что усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование творческих способностей у детей – основной путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие.[23]

При раскрытии теоретических позиций задач эстетического воспитания Н.А. Ветлугиной подчеркивает необходимость воспитания эстетического отношения в адекватном развитии ребенка. Эстетическое отношение ребенка к окружающему представляет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами окружающего. Н.А. Ветлугиной разработана покомпонентная модель эстетического отношения дошкольников в искусстве.

Первый компонент – способность эмоционального переживания. Эмоциональное сопереживание возникает в меру доступных возрастных проявлений, способствует развитию мотивационной установки к художественной деятельности.

Второй компонент – способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельному учению, к поисковым действиям. Усвоение поисковых творческих действий позволит ребенку самостоятельно переносить и применять усвоенное в новых ситуациях, что свидетельствует об уровне обучаемости ребенка.

Третий компонент – специально художественные и творческие способности, развивающиеся в процессе усвоения способов деятельности – восприятия, исполнительства и творчества.

Проблему воспитания эстетического отношения автор рекомендует строить на материале художественной деятельности, так как именно в искусстве действительность находит свое непосредственное отражение. Анализ литературы показал, что в современной теории дошкольного воспитания признана необходимость создания благоприятных условий формирования эстетического воспитания у дошкольников.

Чтобы раскрыть понятие «эстетическое отношение», обратимся к книге А.А. Мелик – Пашаева и З.Н. Новлянской «Ступеньки к творчеству». Ее авторы рассматривают эстетическое отношение как комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе. Другими словами, это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждении, зла. Все виды искусства вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы.[23, 24]

По мнению В.А. Езикеевой, правильный выбор произведения живописи, по содержанию и форме доступных для дошкольников, способствуют формированию эстетического отношения к картине.[69]

Таким образом, обогащение представлений детей о красоте и способах ее достижения на примере искусства живописи, помогает сформировать эстетическое отношение к живописи у старших дошкольников.


1.2. Психолого - педагогическая характеристика эстетического отношения к живописи у старших дошкольников


В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Это доказывается в исследованиях М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева.

По мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

Эстетическое отношение - духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Эстетическое отношение индивида к действительности опосредовано сложившимися общественными отношениями и ценностями исторически определённой культуры, интериоризованными им, т. е. воспринятыми как свои собственные. Вступая в эстетические отношения, человек на время как бы выходит из практических отношений, погружаясь в эстетическое созерцание, объект которого избирается им свободно, независимо от какого бы то ни было внешнего, в т. ч. утилитарного, интереса, только на основе чувства удовольствия, духовного наслаждения. Этим явлением может стать явление любого класса действительности, доступное непосредственному восприятию (природные объекты и явления, эстетическое созерцание которых требует активной духовной деятельности субъекта).

В процессе реализации эстетического отношения происходит развитие субъекта, его эстетических чувств и способностей на основе «распредмечивания» объекта, т. е. духовного присвоения его богатства.

Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни люде, искусстве. Эстетические чувства включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического; проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах, внешних реакциях.

В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем. Отмечаются два вида отношения дошкольников к живописи.

Первый – эмоционально личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом. [7]

Второй – это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно – эстетических отношений изображенных на картине людей.

Вопрос о передаче детьми в рисунках эстетического отношения к явлениям изучался нашими исследователями, в особенности Е.А. Флериной. Отражение эстетических сторон и свойств предметов и явлений в изобразительной деятельности дается дошкольникам далеко не сразу, так как это – период первоначального овладения самой деятельностью, не смотря на то что дети чутки к доступным их пониманию проявлениям красоты в окружающем. По мере овладения средствами изображения ребенок получает возможность выражать свое отношение, свои чувства и свое понимание явлений. При этом эстетическое отношение требует специального воспитания и развития и обогащения детей умениями выражать это отношение. Немалое значение для развития этих качеств имеет – ознакомление дошкольников с живописью.

Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребёнка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательной - практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребёнком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной (ремеслом, языком этой деятельности).

В чем же специфика личностного отношения детей к живописи? Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом - нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Таким образом, художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем.

  1   2   3   4

Похожие:

Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста iconПояснительная записка. Полдня рисовал я красавца-коня, и все за рисунок хвалили меня. Сначала мне мама сказала словечко
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и ос­новное средство художественного развития детей...
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста icon«Формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики»
...
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста iconКириллова Людмила Анатольевна формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры бакалавриат
Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста iconЗанимательные занятия аппликацией из
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического...
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста iconМетодическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»
I лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста iconТематика курсовых работ 2012-2013 уч год Воспитание дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста icon«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»
Тема: «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница