Программа учебной дисциплины «детская психология»




Скачать 17,24 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «детская психология»
страница1/9
Дата04.02.2016
Размер17,24 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


« ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


МУРМАНСК


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана с учетом новейших достижений в области психологии и смежных наук.

Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка в период от рождения до поступления в школу.

Программа предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся на факультетах дошкольной педагогики и психологии. Максимальное внимание уделено наиболее актуальным проблемам не только с точки зрения науки, но и логики построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Отбор и анализ материала исходил из его ценности и значимости для педагогической деятельности воспитателя. Поэтому в каждой сфере психического развития выделены основные показатели, которые могут использоваться при формулировании задач воспитания и обучения, при постановке целей диагностики и контроля за ходом развития. Для того, чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, рассмотрены некоторые принципы руководства тем или иным психически процессом или функцией.

Основные задачи программы состояли в том, чтобы:

-показать непреходящую ценность дошкольного детства как периода начального становления качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни;

-раскрыть главные закономерности психического развития дошкольника, который выступает как субъект воспитательно-образовательного процесса;

-описать не отдельные этапы, а целостную картину развития, проследив его взаимосвязи от младенчества к раннему и дошкольному возрасту.

В основу программы положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как социальном наследовании, как активном присвоении ребенком материальной и духовной культуры человечества, прежде всего культурно заданных средств овладения собой, а также представление о формировании психики ребенка в разнообразных видах деятельности.

Студенты должны осознавать самоценность детства как особого периода развития личности человека; владеет системой принципов и средств личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком;

- владеть системой знаний: о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций, об истории и современном состоянии детской психологии;

о человеке, ребенке дошкольного возраста как субъекте образовательного процесса, профессионального взаимодействия, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

о закономерностях психического развития ребенка дошкольного возраста;

о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умением педагогического общения;

методами и умениями психолого-педагогической диагностики.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


РАЗДЕЛ I. Теоретические основы детской психологии.


Тема 1. Предмет, задачи и методы детской психологии.


Развитие психики ребенка первых семи лет жизни – предмет детской психологии. Детство как социокультурный феномен.

Место и связь детской психологии с другими науками, изучающими человека и ребенка. Детская психология как составляющая часть возрастной психологии.

Методологические основы детской психологии, принципы изучения психического развития ребенка.

Задачи и значение детской психологии.

Основные закономерности, предпосылки и условия психического развития. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация. Наследственные особенности и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития.

Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми и сверстниками, воспитания и обучения, различных видов деятельности и собственной активности ребенка в психическом развитии.

Проблема возрастной периодизации психического развития.

Основные пути исследования в детской психологии: констатация и формирование. Этапы психологического исследования.

Методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты, биографический и близнецовый метод.

Изучение детей воспитателем детского сада.


Литература:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000

  2. Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории. –М., 1997

  3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. –М., 1978

  4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. –М., 2001

  5. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). –М., 1988

  6. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. –М., 1997

  7. Мид М. Культура и мир детства. –М., 1988

  8. Михайленко М., Короткова Н., Григорович Л. К портрету современного дошкольника //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 1. – с. 27-36




  1. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России //Педагогика. -1996. - № 6. – с. 14-18

  2. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию //Избр. психол. труды. –М., 1989. – с. 26-59

  3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр.психол.труды. –М., 1989. – с. 60-77

  4. Эльконин Д.Б. Проблемы психодиагностики //Избр.психол.труды. –М., 1989. – с. 281-305

  5. Эриксон Э. Детство и общество. –СПб., 1996


РАЗДЕЛ II. Психическое развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Тема 2 : Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте.


Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 3 лет. Единство физического и психического развития как главная особенность развития в раннем детстве.

Период новорожденности. Кризис рождения. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности реагирования на раздражители внешней среды и развития органов чувств. Эмоциональное развитие. Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачатков психической жизни; начало формирования биоритма “сон- бодрствование”, отделение сна от бодрствования, увеличение промежутков бодрствования. Режим, постоянство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль матери и общения со взрослыми в психическом развитии младенца. “Комплекс оживления”: предпосылки, составляющие, этапы формирования, Характеристика общения как ведущей деятельности младенца.

Возникновение ситуативно-личностной формы общения младенца со взрослыми, ее влияние на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка первого полугодия жизни. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Возникновение ситуативно-деловой формы общения младенца со взрослыми, ее значение для развития ребенка второго полугодия жизни. Совместный со взрослыми образ жизни младенца как основа его развития и воспитания.

Становление предпосылок общения со сверстниками. Влияние ранних контактов со сверстниками на психическое развитие младенца.

Развитие движений и действий младенца. Хватание как основа их развития. Становление первых целенаправленных действий младенца.

Довербальный этап развития речи. Предпосылки усвоения речи в младенчестве. Развитие пассивной и активной речи. Установление связи слова и предмета.

Развитие ориентировки в окружающем мире. Особенности внимания, памяти, восприятия мышления.

Предпосылки становления личности. Представление младенца о себе, развитие образа «Я». Положительные привычки и первые привязанности как истоки характера. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года.

Литература:


  1. Авдеева Н., Мещерякова С. Вы и младенец. –М., 1991

  2. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. –М., 1996

  3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. –М., 1972

  4. Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (О развитии и воспитании ребенка первого года жизни). –СПб., 1999

  5. Бауэр Г. Психическое развитие младенца. –М., 1985

  6. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др.. –М., 1996

  7. Выготский Л.С. Младенческий возраст// Собр. Соч. в 6 т.т. –М., 1984. – Т. 4. – с. 269-318

  8. Кистяковская М.М. Развитие движений у детей первого года. –М., 1070

  9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций. –М., 1973

  10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973

  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. –М., 1986

  12. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. –СПб., 1999

  13. Уайт Б. Первые три года жизни. –М., 1982

  14. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. –М., 1955


Тема 3: Психическое развития в раннем возрасте.


Социальная ситуация развития в раннем детстве. Главные новообразования этого возраста. Овладение ходьбой и ее значение в психическом развитии ребенка.

Развитие предметной деятельности в раннем детстве как ведущей. Развитие соотносящих и орудийных действий.

Умственное развитие в раннем детстве.

Формирование сенсорных основ познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности. Накопление и уточнение представлений об окружающем, их первичная систематизация. Орудийные действия и развитие мышления, восприятия, внимания, памяти. Зарождение воображения, знаково-символической функции сознания. Развитие речи в раннем детстве: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи ребенка, усвоение грамматических форм родного языка, развитие личности в раннем детстве.

Возникновение и развитие стремления к самостоятельности, проявление бытовой самостоятельности. Развитие целенаправленности и произвольности деятельности поведения, зарождение волевых черт характера. Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, их и влияние на психическое развитие .

Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Освоение речевых средств общения. Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Развитие мотивационно-потребностной сферы, эмоций и чувств, самосознания. Кризис 3 лет.

Литература:

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. –М., 1968

  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. –М., 1972

  3. Воспитание детей раннего возраста / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др. –М., 1996

  4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973

  5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. –М., 1986

  6. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978

  7. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной. –М., 1985

  8. Печора К.Л., Панюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. –М., 1986

  9. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. –М., 1963

  10. Уайт Б. Первые три года жизни. –М., 1982

  11. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. –М., 1955

  12. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте //Избр. психол.труды. –М., 1989. – с. 130-141

  13. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве //там же. – с. 363-382


Тема 4 : Общая характеристика психического развития дошкольника.


Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Ориентация на познание отношений социального окружения. Главные потребности возраста. Моделирующий характер деятельности. Основные достижения в личностной и познавательной сферах психики. Произвольное поведение как итог психического развития с 3 до 7 лет.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М., 1968

  2. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. –М., 1995. –с. 13-25

  3. Поддъяков Н. Проблемы психического развития ребенка //Дошкольное воспитание. -2001. - № 9. – с. 68-75

  4. Поддъяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. –М., 1997

  5. Поддъяков Н.Н. Развитие ребенка-дошкольника //Педагогика. -1996. - № 5. – с. 15-119

  6. Эльконин Д.Б. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста //Психологическая наука в СССР. –М., 1960. –Т.II. – с. 228-285

  7. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника //Избр. психол.труды. –М., 1989. – с. 142-176


РАЗДЕЛ 3. Развитие деятельности в дошкольном возрасте

Тема 5: Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте.


Исторические корни возникновения игры. Социальная природа игры.

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в младенчестве и раннем детстве. Становление игрового действия и развитие сюжета игры.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры и их развитие в дошкольном детстве. Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.

Ролевые и реальные взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре. Причины конфликтов в играх и пути их разрешения.

Особенности дидактической, подвижной, строительно-конструктивной, игры-драматизации. Виды игрушек и их значение для психического развития. Значение игры для психического развития ребенка.

Литература:


  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. –М., 1991

  2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. –М., 1988

  3. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. -2-е изд., перераб. –М., 1980

  4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры //Избр.психолог.произведения в 2-х т.т., Т.1. –М., 1983. – с. 303-323

  5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. –М., 1982

  6. Михайленко М.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. -2-е изд., Екатеринбург, 1999

  7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. –М., 1990

  8. Михайленко М.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М., 1997

  9. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. –М., 1987

  10. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.П. Усовой. –М., 1966

  11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). –М., 1983

  12. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. –М., 1991

  13. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. –Мн., 1976

  14. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.- М., 1984

  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. –М., 1978


Тема 6: Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте.


Освоение бытовых процессов в младенчестве и раннем детстве.

Развитие культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте. Становление культуры поведения. Осознание бытовых процессов дошкольником.

Характеристика взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками в бытовой деятельности. Значение бытовой деятельности для психического развития.

Литература:

  1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. –М., 1991

  2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет /Сост. В.И. Теленчи. –М., 1987

  3. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. – М., 1980

  4. Кольцова М.М., Знаменская А.Н. Воспитание полезных навыков и привычек у детей. –М., 1965

  5. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. –М., 1972. – с. 113-123; 170-174

  6. Нисканен Л.Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста. –М., 1975

  7. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. -3 изд., испр. и доп. – М., 1984. –с. 26-33; 53-65;95-100; 132-142; 189-204

  8. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. –М., 1986

  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. –М., 1997


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа учебной дисциплины «детская психология» iconПрограмма учебной дисциплины оп. 02. Психология
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности...
Программа учебной дисциплины «детская психология» iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика» включает в себя: Цели и задачи освоения дисциплины. Место дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Программа учебной дисциплины «детская психология» iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основных образовательных программ специальности 030301 «Психология»,...
Программа учебной дисциплины «детская психология» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология телесности»
Составитель: Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине...
Программа учебной дисциплины «детская психология» iconРабочая программа учебной дисциплины гсэ. В. 02 Педагогика и психология профессиональной деятельности

Программа учебной дисциплины «детская психология» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы психотерапии»
Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»...
Программа учебной дисциплины «детская психология» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Программа учебной дисциплины «детская психология» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы исследования личности»
Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы исследования...
Программа учебной дисциплины «детская психология» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения дисциплины «Психология влияния»
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Программа учебной дисциплины «детская психология» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения дисциплины «Психология социального поведения»
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница