«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров)




Скачать 36,83 Kb.
Название«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров)
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер36,83 Kb.
ТипДокументы
  1   2




Сокращенный вариант этого текста опубликован в журнале:


Немирич А.А. Дошкольное медиаобразование в России: анализ мнений экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 3. С.25-33.


Анастасия Алексеевна Немирич


дошкольное медиаобразование в России:

анализ мнений экспертов *


Аннотация. В статье проанализированы социологические, правовые, культурологические, психологические, искусствоведческие и педагогические аспекты медиаобразования детей дошкольного возраста в России. Раскрываются сущность понятия, цели, задачи дошкольного медиаобразования как современного направления дошкольной педагогики. Представлен широкий спектр мнений членов Ассоциации медиапедагогики России: журналистов, сотрудников медийных корпораций, авторов произведений аудиовизуальной культуры и исследователей медиа, принявших участие в анкетировании «Дошкольное медиаобразование: траектория развития», проведённого в апреле 2011 года.

Ключевые слова: дошкольное медиаобразование, медиаграмотность, мультипликация, медиатека, медиатворчество, медиаобразовательная игра, медиа пространство.


preschool Media Education in RUSSIA: the Analyze of EXPERTS, OPINIONs

Author: Nemirich Anastasia Alekseevna. Teacher of English language, School № 16 village Kulish Chunsky District, Irkutsk city, Russia

Abstract. The paper analyzes the sociological, legal, cultural, psychological, art and pedagogical aspects of preschool media education in Russia. The essence of the concept, objectives, goals of preschool media education as a modern direction of preschool pedagogy. A wide range of opinions of members of Russian Association for Film and Media Education: journalists, members of media corporations, authors of audiovisual culture and media researchers, who participated in the survey, "Preschool media education: the trajectory of development", held in April 2011.

Key- words: preschool media education, media literacy, animation, media library, media creation, media education game, media space


* написано при поддержке Федеральной целевой программы «научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. – «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» («Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»), ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук.проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).


Актуальность, цели и методика опроса

Современный мир по праву называют миром массовых коммуникаций. В современные дошкольные образовательные учреждения вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, электронные искусства. Дошкольникам приходится сталкиваться с постоянно растущим потоком информации, они испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно критически оценить полученную информацию.

Г.М. Маклюэн когда-то отметил: «чтобы быть по-настоящему грамотным, надо быть грамотным в мире медиа» [Маклюэн, 2003]. Слова знаменитого канадского социолога сегодня как никогда актуальны. Вопрос о том, что такое медиаобразование, в чем его сущность и характерные особенности, стал в последние годы одним из самых дискуссионных в педагогической среде. Что же значит для ребёнка дошкольного возраста быть медиаграмотным, и каковы цель и задачи дошкольного медиаобразования?

Дошкольного медиаобразование как направление дошкольной педагогики в настоящее время слабо изучено. Мы полагаем, что цель дошкольного медиаобразования состоит в том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности ребёнка средствами медиаобразования. Результатом дошкольного медиаобразования, на наш взгляд, выступает медиаграмотность – значимое качество личности ребёнка дошкольного возраста. Медиаграмотность проявляется в умении понимать сюжет, различать выразительные средства медиатекстов (соответствующих данному возрасту), обосновывать своё отношение к выбору и оценке качества потребляемой медийной информации посредством медиатворчества и медиаобразовательной игры – ведущих видов деятельности для данной возрастной группы [Немирич, 2011, с.53]. Таким образом, мы определяем дошкольное медиаобразование как процесс всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста средствами медиатворчества и медиаобразовательной игры с целью формирования медиаграмотности – значимого качества личности ребёнка-дошкольника в современных условиях развития информационного пространства. Медиаобразование в контексте современного развития информационного общества необходимо рассматривать как основу для формирования медийного менталитета личности как наивысшей цели медиаобразования и как основной способ формирования информационной, медийной и правовой культуры детей, развития самостоятельности их мышления, что является наиболее эффективной гарантией их защиты от негативного медийного контента [Немирич, 2011, с.54].

В связи с тем, что в нашей стране дошкольное медиаобразование носит единичный практический характер (экспериментальная площадка по медиаобразованию в детском саду №2435, г. Москва - «Развитие коммуникативной культуры в аспекте медиаобразования в дошкольном учреждении»), а теоретически – это всего несколько публикаций отдельных медиапедагогов и энтузиастов дошкольного медиаобразования и 5 диссертационных исследований, которые посвящены развитию тех или иных психолого-педагогических характеристик личности ребёнка-дошкольника средствами медиаобразования [Варшавская, 1953; Тидикиене, 1972; Сыч, 1979; Дейкина, 2000; Мацкевич, 2009], то перед нами встала задача обратиться к ведущим российским медиапедагогам и специалистам в области кинообразования и медиапедагогики с целью узнать их авторитетное мнение по следующим вопросам относительно дошкольного медиаобразования:

1.Считаете ли Вы актуальным и необходимым обучение детей дошкольного возраста медиаграмотности?

2.Каковы на Ваш взгляд задачи дошкольного медиаобразования?

3.Как Вы считаете, на каком виде медиа лучше всего строить медиаобразовательные занятия с дошкольниками?

3.Считаете ли Вы, опора на мультипликационное кино (компьютерное, аудио-сказки, видео, TV-мультфильмы) может решить все задачи медиаобразования детей дошкольного возраста?

4.Считаете ли Вы необходимым создание в дошкольных учреждениях и семьях детей дошкольного возраста медиатеки, сформированной путем педагогически и психологически обоснованного отбора качественных мультипликационных фильмов?

5.Какие мультипликационные фильмы Вы порекомендовали бы педагогам дошкольного образования для организации занятий по формированию медиаграмотности детей дошкольного возраста? Перечислите, пожалуйста (не более 10 названий).

6.Какие мультипликационные фильмы Вы порекомендовали бы родителям и воспитателям для организации досуга детей дошкольного возраста? Перечислите, пожалуйста (не более 10 названий).

Анкета была разослана по электронным адресам членов Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. На два вопроса были даны возможные варианты ответов, а также предложение своего варианта. Мы выражаем признательность за содействие в исследовании всем экспертам, оперативно приславшим свои ответы. В итоге на наши вопросы ответили 16 российских экспертов в области медиаобразования:

Е.А. Бондаренко, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией медиаобразования Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения», Москва;

С.И. Гудилина, кандидат педагогических наук, учёный секретарь Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения», Москва;

И.В. Жилавская, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой журналистики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова;

Т.П. Кадубец, директор школы МОУ СОШ № 6 г. Саянск, Иркутская область;

В.Л. Колесниченко, доцент кафедры иностранных языков Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова;

С.Г. Корконосенко, доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой теории журналистики, заместитель декана по научной работе факультета журналистики Санкт-Петербургского гос. университета;

М.В. Кузьмина, аспирант кафедры педагогики ВятГГУ, преподаватель Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования;

О.Ю. Латышев, кандидат филологических наук, глава Российской Детдомовской семьи;

А.А. Левицкая, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой рекламы Таганрогского института управления и экономики;

Н.П. Рыжих, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова;

Р.В. Сальный, аспирант Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова;

И.А. Серикова, заведующая библиотекой и медиатекой МОУ «Лицей «Эрудит»», г. Рубцовск, Алтайский край, www.erudit.edu.ru;

О.В. Сергеева, к. социол. н., доцент кафедры социологии Волгоградского государственного университета;

И.А. Фатеева, доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики Челябинского государственного университета;

А.В. Фёдоров, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, гл. редактор журнала «Медиаобразование»;

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова.

Дошкольное медиаобразование: актуальность

Ответы экспертов на вопрос №1: Считаете ли Вы актуальным и необходимым обучение детей дошкольного возраста медиаграмотности? Дайте, пожалуйста, развёрнутый ответ.

Е.А. Бондаренко: «Обучение медиаграмотности необходимо в любом возрасте. У дошкольного возраста есть свои преимущества: эмоциональность, пластичность восприятия, способность чрезвычайно интенсивно усваивать и перерабатывать информацию».

С.И. Гудилина: «Безусловно, медиаобразованием необходимо заниматься в дошкольных учреждениях. Ребенок, к сожалению, с раннего возраста начинает смотреть телевизор. Во многих семьях дома есть компьютер, поэтому и компьютерные игры становятся частью развлечения детей еще до школы. Известный факт, что многие продукты масс-медиа не так безобидны и могут отрицательно влиять на развитие ребенка. Исходя из сложившейся социокультурной ситуации, медиаобразование становится одним из приоритетных направлений воспитания детей с дошкольного возраста. При этом необходимо помнить, что медиаобразование – это не информатика, и не следует ставить цель обучения работе с компьютером. В игровых ситуациях детям можно дозировано показывать различные информационные материалы (как наглядные), при этом обязательно необходимо обсуждать то, что просматривается или прослушивается. Можно проводить сравнение анимационных героев, которых представляют разные студии, например, Союзмультфильм или Дисней. В разговоре надо всегда делать акцент на ценностные критерии. И ни в коем случае не должно быть нравоучения. В детском возрасте восприятие экранного материала имеет определенную специфику. Для них яркий герой на экране, даже если он и отрицательный герой, часто становится героем и в жизни. Поэтому роль педагога велика. И от того, как будет построен разговор, будет зависеть не только воспитание в детском саду, но и в школе, т.к. именно в дошкольном возрасте формируется основа знаний и умений, а в школе продолжается развитие…».

И.В. Жилавская: «Сегодня важно понимать, что обучение детей элементарной грамотности и медиаграмотности должно идти рука об руку. Как карандаш, ручка становятся продолжением нарождающихся мыслей маленького человека, его образов и представлений о мире, так и умелое использование различных видов медиа, в том числе и компьютера, превращается в надежный компас в море информации. При этом следует отдавать себе отчет в том, что современный ребенок с самого нежного возраста окружен многочисленными медианосителями, для него это естественная среда, в которой он чувствует себя легко и органично. В то время как взрослый, в силу разных обстоятельств, воспринимает мир медиа либо как чужой, либо как враждебный. В этой ситуации правомерен вопрос, кто кого учит? Мы далеки от мысли о том, что дошколята медиаграмотнее своих воспитателей и родителей, но не учитывать этот феномен информационного разрыва нельзя».

Т.П. Кадубец: «Если учитывать, что формирование многих универсальных познавательных действий ребенка происходит в дошкольном возрасте, то актуально обучение медиаграмотности (ее основам) детей с дошкольного возраста. Главным здесь должно быть формирование навыков самостоятельного нормирования взаимодействия с ИКТ, телевидением и пр.».

В.Л. Колесниченко: «Бесспорно, формирование медиакомпетентной личности необходимо начинать с самого раннего возраста. Не только медиапедагоги, но и родители должны быть вовлечены в этот процесс. С этой целью можно было бы на родительских собраниях проводить своего рода «медиаобразовательные всеобучи». Интересный опыт медиаобразования дошкольников имеется в ряде зарубежных стран, например, в Канаде».

С.Г. Корконосенко: «Несомненно, это необходимая сторона образования и воспитания. Речь должна идти даже не столько о медиаграмотности, а о медиаобразовании во всей полноте этого понятия. Не приходится доказывать, что, с одной стороны, маленький человек с рождения фактически погружен в мир медиа, с другой стороны, ему суждено пребывать в этом мире на протяжении всей жизни, даже против своей воли или на неосознаваемом уровне. Мир этот прекрасен и богат открытиями, он дает возможность поиска себя и самосовершенствования, о чем надо думать даже больше, чем о таящихся в нем угрозах утраты личностной независимости».

М.В. Кузьмина: «Большинство современных дошкольников, «аборигенов цифрового мира», вполне уверенно чувствуют себя в медийной среде, пользуются телевизором, музыкальным центром, DVD, мультиплеером, компьютером, смотрят интернет телеканалы, знакомы с социальными сетями. Это связано с тем, что медиа – окружающая среда наших детей, а их родители достаточно молоды и также, в большинстве своем, являются активными пользователями ресурсов глобального информационного пространства».

О.Ю. Латышев: «Да. Но требуется учёт требований гигиены зрения. Поскольку медиа – шире, чем компьютер, можно начинать с общих подходов, работы с медиапроектором и экраном, а не с монитором, пока зрение крепнет, а сознание подготавливается для восприятия «плоской» картины мира».

А.А. Левицкая: «Да, я считаю это необходимым. Дети ежедневно смотрят телевизор, сталкиваются с рекламой на каждом шагу, играют в компьютерные игры, пользуются Интернет и даже общаются в социальных сетях. Детское времяпрепровождение с масс медиа, к сожалению, не контролируется родителями, а если и контролируются, то, как правило, количественно (в плане ограничения во времени), а не качественно. Большинство родителей и сами не обладают необходимыми знаниями о том, как заложить в ребенке основы медиаграмотности. Поэтому, безусловно, медиаобразование детей нужно начинать как можно раньше, параллельно с их знакомством с медиатекстами различных видов и жанров».

Н.П. Рыжих: «Обучение детей дошкольного возраста медиаграмотности считаю актуальным и необходимым, так как этот возраст сензитивен к восприятию аудиовизуальной информации, одной из характеристик которой является наглядность передаваемых образов. Медиаграмотность будет способствовать формированию умений детей перевода визуальной информации в вербальную, что положительным образом отразится на развитии их речи. Обучение детей дошкольного возраста медиаграмотности на материале лучших образцов мультипликационного кино, других медиаматериалов будет полезно для этического и эстетического воспитания детей, а также в дальнейшем послужит основой для развития медиакомпетентности личности школьника».

Р.В. Сальный: «С учетом высокого уровня предпочтений детьми дошкольного возраста различных аудиовизуальных медиатекстов, обучение их медиаграмотности представляется очень важным аспектом педагогической деятельности. Особенно эффективным может стать использование творческих занятий, что обусловлено большим интересом детей к созиданию. Важно научить дошкольников умению выявлять и использовать в своем творчестве средства, раскрывающие внутренние свойства персонажей медиатекстов, посредством чего можно переходить и к анализу их отношений».

И.А. Серикова: «Да, поскольку в дошкольном возрасте у детей активен познавательный фактор. Дошкольник старается все смотреть, слушать, воспроизводить доступными средствами, значит, его нужно обучать на медиаматериале, воспитывать как обращаться с медиаматериалом».

О.В. Сергеева: «Считаю, что основную роль в развитии дошкольника (а это период первичной социализации) играет общий культурный фон повседневной жизни семьи. Усилия, которые предпринимают педагоги, библиотекари и т.п., отступают на второй план перед тем, что и как читают, смотрят родители, как родители обращаются с медиа. То есть какие-то меры по обучению медиаграмотности детей должны начинаться с обучения и советов родителям».

И.А. Фатеева: «Разумеется. Поскольку уже в этом возрасте дети являются потребителями медиапродукции, а значит, им желательно научиться воспринимать ее адекватно».

А.В. Фёдоров: «Это актуально (как и для всех прочих категорий населения): чем раньше начинается процесс медиаобразования, тем лучше для последующего развития медиакомпетентности личности».

И.В. Челышева: «Безусловно, ребенку, который с первых лет жизни знакомится с миром медиа, необходимо знать об этом мире как можно больше. Здесь я не имею в виду знания, которые он и так без труда приобретает (например, как включать телевизор, компьютер, загружать диски и т.д.). Здесь необходимо с первых лет жизни воспитывать культуру общения с миром медиа, и первыми педагогами становятся родители, ведь именно их вкусы и предпочтения являются первым медийным опытом ребенка-дошкольника…».

Выводы: в процессе анализа ответов экспертов на первый вопрос, обнаружилось всеобщее согласие в необходимости и актуальности дошкольного медиаобразования. Эксперты считают, что медиаобразование сегодня становится одним из приоритетных направлений дошкольной педагогики. Также эксперты единогласно высказались в пользу главенствующей роли семьи в решении проблемы медиаграмотности детей, о необходимости создания «медиаобразовательного союза семьи и дошкольного учреждения», медиаконсультациях для родителей («Освоение семейной медиаграмотности»). Хочется отметить, что в российском журнале «Игра и дети» с января 2011 года работает рубрика «Компьютерные игры», в которой для родителей и педагогов компетентными авторами даются советы по организации просмотра «до» и «после», выбору компьютерных игр, рекомендации к построению медиаобразовательных занятий с использованием данного вида медиа, медиаконсультации.

Задачи дошкольного медиаобразования

Следующий пункт нашей анкеты предлагал экспертам выделить основные задачи дошкольного медиаобразования.

Таблица 1. Ответы экспертов на вопрос №2: Каковы на Ваш взгляд задачи дошкольного медиаобразования?




Задачи

дошкольного медиаобразования

Число экспертов, согласных с предложенной задачей


1.

Способствовать всестороннему развитию дошкольника в процессе формирования у него медиаграмотности – значимого качества личности, проявляющегося в умении понимать сюжет, различать выразительные средства медиапроизведения, обосновывать своё отношение к выбору и оценке качества потребляемой медийной информации посредством медиатворчества и медиаобразовательной игры (Немирич А.А.).

15

2.

Защищать от некачественных и несоответствующих психофизиологическим особенностям развития детей дошкольного возраста медиатекстов.

14

3.

Готовить к жизни в информационном обществе.

13

4.

Развивать коммуникативные способности дошкольника.

11

5.


Развивать способности к полноценному восприятию медиатекстов/ медиапроизведений.

11

6.

Предложите свой вариант.

6


Е.А. Бондаренко: «Если делить задачи на «внутренние» - для самого дошкольника – и «внешние» - для педагога, это задача №1 - для взрослых: отбор материала и отслеживание последствий психофизиологического воздействия современной информационной среды. Задача №3 - Именно в этом возрасте закладываются основы формирования коммуникативной компетенции, Задача №4 Глобальная задача. Возможно, было бы несколько точнее разделить ее на две. Одна – формирование медиаграмотности, вторая – самореализация дошкольника через ведущие виды деятельности для данной возрастной группы (медиатворчество и медиаобразовательную игру)».

С.И. Гудилина: «Развивать коммуникативные способности дошкольника. Обязательно. Именно в процессе обсуждения интересных для дошкольника материалов масс-медиа начинает развиваться и речь, и мышление, и память, и многое другое…».

И.В. Жилавская: «Со всеми задачами согласна. Свой вариант: Формирование навыков медийного самообслуживания и самоорганизации, развитие творческих способностей».

Т.П. Кадубец: «Считаю актуальными задачи под номерами 1,3,4 и 5».

В.Л. Колесниченко: «Согласна с задачами 1, 2 и 4».

С.Г. Корконосенко: « Готовить к жизни в информационном обществе. Почему общество информационное? Это не доказанная и довольно поверхностная концепция. Готовить к жизни – и в обществе, и к личностной, внутренней. В вопросах нет альтернативности – все задачи заслуживают усилий».

М.В. Кузьмина: «Согласна со всеми задачами. Свой вариант: Развивать способности пересказа сюжета, обсуждения персонажей и их поступков, анализа произведения, вариантов продолжения сюжета. Развивать умения самостоятельно создавать анимационные сюжеты. (Примеры: работы мультстудии «Поиск», г. Новосибирск и других участников Всероссийского фестиваля-мастер-класса анимационных фильмов «Жар-птица», конкурсы «Мира Бибигона»)».

О.Ю. Латышев: «Согласен со всеми задачами».

А.А. Левицкая: «Согласна со всеми задачами. Свой вариант: Отличать рекламу от основного контента телепередачи».

Н.П. Рыжих: «Считаю все перечисленные Вами задачи актуальными».

Р.В. Сальный: «На первое место я бы поставил задачу № 4, соответственно по возрастанию задачи № 5, №3, №1,№2».

И.А. Серикова: «Со всеми задачами согласна».

О.В. Сергеева: «Думаю, главная задача дошкольного медиаобразования - Защищать от некачественных и несоответствующих психофизиологическим особенностям развития детей дошкольного возраста медиатекстов. Свой вариант: 1)Работа с родителями. 2)Развитие разной грамотности: риторической, книжной, компьютерной».

И.А. Фатеева: «Согласна с задачами № 2, №5. Свой вариант: Дать первоначальные представления о богатстве системы СМИ и СМК».

А.В. Фёдоров: «Со всеми задачами согласен. Однако, в дошкольном возрасте (в силу возрастных особенностей) невозможно ПОЛНОЦЕННОЕ восприятие медиатекстов (задача №5)».

И.В. Челышева: «Со всеми задачами согласна».

Выводы: по результатам ответов экспертов на вопрос № 2, можно резюмировать следующее: Большинство экспертов считают все представленные в таблице задачи актуальными. Тем не менее, главными выступает задача № 4 (15 экспертов из 16): Способствовать всестороннему развитию дошкольника в процессе формирования у него медиаграмотности – значимого качества личности, проявляющегося в умении понимать сюжет, различать выразительные средства медиапроизведения, обосновывать своё отношение к выбору и оценке качества потребляемой мультипликационной продукции посредством ведущих видов деятельности для данной возрастной группы - медиатворчества и медиаобразовательной игры (Немирич А.А.); задача №1 (14 экспертов): Защищать от некачественных и несоответствующих психофизиологическим особенностям развития детей дошкольного возраста медиатекстов; задача №2 (13 экспертов): Готовить к жизни в информационном обществе.

Медиа для дошкольников

Этот пункт анкеты предлагал экспертам выбрать наиболее предпочтительный вид медиа для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Таблица 2.Ответы экспертов на вопрос №3: Как Вы считаете, на каком виде медиа лучше всего строить медиаобразовательные занятия с дошкольниками?


Вид медиа


Число экспертов, отдавших предпочтение данному виду медиа


Мультипликация/анимация

16

Игровые фильмы

15

Телепередачи

14

Детская пресса

12

Компьютерные/видео игры

11

Фотография

11

Интернет-сайты для детей

11

Радиопередачи

10

Документальные фильмы

10

Другое. Что именно?

Сканография, книги, фильмы-сказки, документальные фильмы о флоре и фауне, детская литература (в том числе комиксы)


Выводы: анализ проведённого анкетирования позволил сделать следующие выводы. Эксперты единогласно считают, что для занятий по медиаобразованию с детьми дошкольного возраста необходимо использовать все виды медиа. Выбор в пользу того или иного вида зависит от образовательной цели педагога или родителя, а также от возможностей организационно-технического характера, а также от психофизиологических качеств ребёнка. И.В. Жилавская поясняет: «Кто-то лучше воспринимает визуальную информацию, кто-то – аудио, а кому-то надо своими руками нарисовать газету». Тем не менее, эксперты единогласно признают, что наиболее привлекательным и понятным медиатекстом для младшего и среднего дошкольного возраста, а также эффективным средством развития медиаграмотности дошкольников является мультипликационный фильм. Также эксперты признают богатый потенциал детских телепередач, детской прессы, компьютерных игр и игровых фильмов для развития медиаграмотности детей младшего и среднего дошкольного возраста. Эти медиатексты, отмечает И.В. Челышева, особенно интересны, понятны, доступны, что является важным фактором для данной возрастной группы. Е.А. Бондаренко считает мультипликационные фильмы наиболее подходящим материалом для развития восприятия и формирования навыков анализа медиатекста: эмоционально и информационно насыщены, адаптированы специально для данного возраста. Для дошколят 6-7 лет, можно использовать интернет-сайты, документальные и художественные фильмы. А.А.Левицкая предлагает включать в занятия и работу с фотографией, детскую прессу, компьютерные игры. «Благодаря развитию и доступности цифровых технологий, - добавляет вышеназванный медиапедагог, - ребята под руководством взрослого могут выполнять проекты (журнал группы, тематические фотовыставки, стенгазета, аудио-сказки, рисованные, кукольные и пластилиновые мультфильмы).

А вот С.Г. Корконосенко негативно отнёсся к приобщению ребёнка-дошкольника к компьютерным технологиям: «Полагаю, что приучать к компьютеру не надо – это вредно для здоровья в маленьком возрасте: психика, зрение, осанка и др. К тому же компьютер придет сам собой». Большинство экспертов считают необходимой тщательную организацию, отбор и фрагментирование любого вида медиа для занятий с детьми: однозначно в них должны отсутствовать любые проявления агрессивного и жестокого поведения. Необходимо учитывать и санитарно-гигиенические требования к организации просмотра телепередач, фильмов, интернет-сайтов, к компьютерным играм и т.п.

Мультипликационное кино и дошкольное медиаобразование

Ответы экспертов на вопрос № 4: Считаете ли Вы, опора на мультипликационное кино (компьютерное, аудио-сказки, видео, TV-мультфильмы) может решить все задачи медиаобразования детей дошкольного возраста?

Е.А. Бондаренко: «Извините, необходимо уточнение. «Мультипликационное кино» - термин не совсем грамотный. Либо «анимация», либо «мультипликация», либо «анимационные фильмы» - но сочетание «мультипликационное кино» относится к речевому стилю, в исследовании его лучше не употреблять. Кроме того, с нашей точки зрения, стремление решить сразу все проблемы именно на этом материале – некоторое преувеличение. Здесь лучше в формулировке избежать категоричности и исходить не из принципа необходимости, а из принципа достаточности. Использования анимации вполне достаточно для решения проблем медиаобразования дошкольного возраста. Однако даже внутри анимации мы встречаем элементы других медиа, например, фрагменты документального кино в «Маппет шоу».

С.И. Гудилина: «Нет».

И.В. Жилавская: «Конечно, нет. Это только часть мира медиа, безусловно, доступная пониманию ребенка, но недостаточная для развития у маленького человека всех каналов восприятия происходящего. Идеализация какого-либо одного метода, способа, технологии, вида медиа всегда ограничивает возможности как педагога, так и его ученика».

Т.П. Кадубец: «Конечно нет, нужен комплекс средств и методов».

В.Л. Колесниченко: «Исходя из предпочтений современных дошкольников (для которых телеэкран является основным средством проведения свободного времени) мультипликационные фильмы следует рассматривать в качестве ведущего (но не единственного) медиа на медиаобразовательных занятиях с детьми дошкольного возраста. Акцент следует сделать на короткометражных мультипликационных фильмах».

С.Г. Корконосенко: «Вопрос некорректный: все задачи не решает ни один вид или канал информации».

М.В. Кузьмина: «Должно быть гармоничное сочетание мультипликации, детского телевидения и радиовещания, игрового кино, детских печатных изданий и детских интернет порталов».

О.Ю. Латышев: «Конечно, нет. Но лучше всего мотивирует к учебной деятельности, если не считать отсутствия возможностей реализации деятельностного подхода, который больше подходит к обучению на примере компьютерных игр».

А.А. Левицкая: «Опора на мультипликацию не должна исключать другие виды масс медиа».

Н.П. Рыжих: «Можно использовать разные виды медиатекстов».

Р.В. Сальный: «Возможности мультипликационного кино в отображении реальной действительности имеют свою специфику. Средствами мультипликации нельзя, например, полноценно развивать у детей дошкольного возраста восприятие живой природы».

И.А. Серикова: «Не уверена. Мир медиа разнообразен, у каждого из медиа свои функции».

О.В. Сергеева: «Нет, не считаю».

И.А. Фатеева: « Нет».

А.В. Фёдоров: «Нет, нужно использовать и другие виды медиа».

И.В. Челышева: «Все задачи медиаобразования может решить только решение данной проблемы на государственном уровне, то есть введение медиаобразования в программу дошкольных образовательных учреждений. А что касается мультипликации, она, безусловно, обладает богатым потенциалом для дошкольника».

Выводы: анализ результатов проведённого анкетирования позволил сделать выводы о том, эксперты признают, что мультипликационный фильм - одно из ведущих и эффективных средств развития и обучения детей дошкольного возраста. Роль его в формировании дошкольной медиаграмотности велика, но для организации занятий по медиаобразованию с детьми дошкольного возраста необходимо использовать различные виды медиа. Только их гармоничное сочетание при грамотном и профессиональном отношении педагога к медиаобразовательному процессу будет способствовать формированию медиаграмотности – значимому качеству личности ребёнка-дошкольника на современном этапе становления и развития информационного и медиа пространств.

Медиатека дошкольника

Ответ экспертов на вопрос №5: Считаете ли Вы необходимым создание в дошкольных учреждениях и семьях детей дошкольного возраста медиатеки, сформированной путем педагогически и психологически обоснованного отбора качественных мультипликационных фильмов?

Е.А. Бондаренко: «Необходимо создание какого-либо рекомендуемого фонда медиатекстов – в форме медиатеки, коллекции материалов на детском портале/сайте, рекомендуемого списка для просмотров. Главная проблема – необходимость методического контроля и частого обновления и дополнения списка, поскольку надо работать на актуальном материале, а это требует наличия механизмов быстрого реагирования».

С.И. Гудилина: « Да. На нашей экспериментальной площадке была проведена работа в данном направлении. Предлагаю познакомится с перечнем мультфильмов, который был сделан Судаковой М.Ю , ГОУ детский сад № 2435 г. Москвы для занятий по развитию речи в детском саду (по возрастам)
  1   2

Похожие:

«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) icon«Анализ эффективности российских научно – образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров)
Галченков А. С. Развитие медиакомпетентности школьников на материале литературы и киноискусства // Инновации в образовании. 2012....
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconА. В. Федоров, А. А. Новикова
Российского гуманитарного научного фонда (ргнф, проект n 04-06-00038a) «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих...
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconУчебного курса* для вузов
Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект рнп. 21 491 «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов...
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconФедеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconВалерий Анатольевич Доманский профессор, доктор педагогических наук, член Союза российских писателей
Валерий Анатольевич Доманский – профессор, доктор педагогических наук, член Союза российских писателей
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconОтветственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор
Печатается по решению редакционного совета государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального...
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconЭнциклопедия образовательных технологий том 1 Москва
В. Г. Бочарова – член-корреспондент рао, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В. Я7Лысова\, кандидат педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педа­гогических наук;...
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconС. Н. Попова Издание третье, переработанное и дополненное
Заслуженный деятель наук рф, президент Российской ассоциа­ции по спортивной медицине, реабилитации больных и инвалидов, доктор медицинских...
«Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук проекта – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров) iconИ. К. Кондаурова, О. М. Кулибаба
В. И. Игошин, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Саратовского государственного университета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница