Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание




Скачать 13,22 Kb.
НазваниеРеализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание
Дата04.02.2016
Размер13,22 Kb.
ТипДокументы
Общая характеристика педагогической технологии


В настоящее время понятие педагогической технологии часто используется педагогами и учителями. Однако, в его понимании и употреблении существуют большие различия. Рассмотрим некоторые из определений.


Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве. [26, с.14]

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).


В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).


Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.


Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.


Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

  • Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

  • Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

  • Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

  • Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

  • Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.


Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Технология тесно связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

  1. концептуальная основа;




  1. содержательная часть обучения:

  • цели обучения - общие и конкретные;

  • содержание учебного материала;

  1. процессуальная часть - технологический процесс:

  • организация учебного процесса;

  • методы и формы учебной деятельности школьников;

  • методы и формы работы учителя;

  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

  • диагностика учебного процесса.



Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.

Признаками существования педагогической технологии являются:

  • цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);

  • наличие диагностических средств;

  • закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

  • система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

  • средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Структура описания:

  • Название технологии (авторы)

  • Основное концептуальное положение

  • Основная цель обучения

  • Основные особенности содержания

  • Основные особенности процессуальных характеристик

  • Наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать учебники, дидактические материалы и т.п.)


Рассмотрим пример


В процессе обучения можно выделить как минимум 4 стороны:

  • содержательную (чему учить),

  • процессуальную (как обучать),

  • мотивационную (как активизировать деятельность учащихся)

  • и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся)

Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций.


Так, содержательной стороне соответствуют концепции

  • содержательного обобщения,

  • генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов,

  • укрупнения дидактических единиц и др.


Процессуальной стороне –

  • концепции программированного,

  • проблемного,

  • интерактивного обучения и др.


Мотивационной –

  • концепции мотивационного обеспечения учебного процесса,

  • формирования познавательных интересов и пр.


Организационной –

  • идеи гуманистической педагогики,

  • концепции педагогики сотрудничества,

  • погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин),

  • концентрированного обучения и др.

Кратко рассмотрим основные положения концепции и технологии концентрированного обучения,

цель которого заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности процесса познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадцати предметов в течение учебной недели) изучается от одного до трех предметов.

Идея концентрированного обучения не нова, ее впервые высказал Я.А. Коменский; потом эту идею поддерживали многие ученые (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский); ее реализовали на практике отдельные педагоги (Г. Тоблер, Б.Ф. Райский, М.П. Щетинин), она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия и др., в России эта идея нашла применение в высшей школе).

В 80-е годы вновь обратились к реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии

Технология концентрированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определенных повторяющихся отрезках времени.

В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) может быть несколько разновидностей таких технологий (Г. Г. Ибрагимов):

  1. Существует технология концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4-6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.

  2. Другая разновидность технологии предполагает укрупнение второй организационной единицы - учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучается два-три предмета.

  3. Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение учебной недели изучается не более двух-трех дисциплин.

Достоинства технологии концентрированного обучения:

    • устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей, благотворно сказывается на физическом состоянии и здоровье детей;

    • укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере, снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер;

    • концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени.

Использование данной технологии не требует специального программного обеспечения

Похожие:

Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconПедагогическая технология: определение понятия (обзор литературы)
Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный...
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconДоклад учителя русского языка и литературы первой кк
Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей. М. Кларин
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconПрограмма учебного предмета «Технология»
В 2011-2012 учебном году предмет «Технология» вновь введен в 9 классе (1 учебный час в неделю), согласно письму Министерства образования...
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconОрганизационно-педагогическая структура общеобразовательного учреждения
Сведения о содержательно-целевой направленности и уровнях реализации образовательного процесса
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconИспользование потенциала сельского социума в учебно-воспитательном процессе
На организацию учебного процесса в малочисленной школе влияет ее социальное окружение. В условиях села взаимодействие школы и среды...
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconМодели организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconСодержание Понятия «технология»
Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconИнформация по оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений в мбоу тёшинской сош
Лицензионное программное обеспечение, необходимое для организации учебного процесса
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconОписание особенностей организации познавательной деятельности школьников в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода с использованием имэу (на примерах конкретных дисциплин)
Появление новых требований времени диктует и новые требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса...
Реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание iconЦель паспортизации учебного кабинета
Проанализировать состояние учебного кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования определить основные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница