«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г




Название«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г
Дата04.02.2016
Размер27,7 Kb.
ТипДокументы



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 18 «Яблонька» общеразвивающего вида


Инновационный проект:

Использование технологии

«Синтез искусств»

в работе с детьми дошкольного возраста.


2011 г.

Оглавление……………………………………… ……………………...............2 1.Введение……………………………………………………………………….3

2.Цель, задачи………………………………………………………………….. 4

2.1 Формы работы.

2.2.Педагогические методы и приемы.

3.Проект: Использование технологии «Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста.

3.1.Аналез методики по данной технологии…………………………………..5

3.2.Внедрение в практическую деятельность технологии в работе с детьми, педагогами, родителями………………………………………………………....6

3.3.Результаты внедрения технологию в практику……………………………7

4.Заключение…………………………………………………………………….8

5. Литература…………………………………………………………………….9.


«Искусство есть одно из средств единения людей» Л.Н. Толстой.


1.Введение


Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет духовные ценности, оно дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всех его проявлениях. Интеграция видов искусств выступает средством эстетического развития дошкольного возраста. Оно основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально – положительного отношения к деятельности воображения, образного мышления.


Осуществление социальной адаптации через культуру и искусство происходит еще в детстве, когда взрослый, находящийся рядом, поет колыбельную песню, рассказывает сказку и произносит потешки.

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше сфера эстетических потребностей.


Искусство существует тогда и только тогда, когда кроме творца – писателя, художника, музыканта, существует тот, кто воспринимает произведения искусства – читатель, зритель, слушатель. Поэтому, воспитать читателя, зрителя, человека, способного воспринимать духовный опыт человечества, раскрыть творческое и нравственное развитие дошкольника – вот главная цель работы педагогов дошкольников.


2. Цель:


Сформировать духовно-нравственный потенциал ребенка через приобщение его к ценностям мировой культуры и искусства.


Задачи:


1.Дать представления ребенку о специфике различных видов искусства (музыки, живописи, литературе и театра).

2.Учить детей различать выразительные особенности художественных средств разных видов искусств, возможность своим оригинальным языком передать мысли, настроение, чувства.

3. Учить сравнивать и сопоставлять художественные образы.

4.Стимулировать творческую активность, свободу эмоциональной раскованности.

5.Развивать у детей желание сопереживать, воображать, творить.

6.Развивать речь, обогащать словарь.

7.Воспитывать желание получать эстетическое наслаждение от общения с искусством.

2.1. Формы работы.

1. Групповые и индивидуальные.

2. Комплексные и интегрированные занятия.

3. Музыкальные гостиные.

4. Праздники и развлечения.

5. Работа с воспитателями.

6. Работа с родителями.


2.2. Педагогические методы и приемы.

1. Наглядно – слуховой метод: воспроизведение музыки с помощью ТСО, исполнительный показ.

2. Метод обобщения: создание целостного представления о временах года,

жизни животных, растений, различных аспектах жизни человека с помощью различных изобразительных средств – музыки, живописи, поэзии.

3. Наглядно – зрительный: показ иллюстраций, репродукций, видео- зарисовок, мультимедийных проектов, фотографий, выставок детских и взрослых рисунков.

4. Метод поисковых ситуаций: сравнить, сопоставить, искать аналогию,

изобразительных средств музыки, цвета, интонации.

5. Словесный метод: высказывания, беседы, чтение стихов, пословиц,

поговорок, придумать название произведению, содержание в виде сказок, рассказов.

6. Метод пластического интонирования: передача характера музыки, ее содержание в движении: танца, пантомиме, ритмике композиции.

3.1. Анализ методики данной технологии.


Синтез – это погружение в искусство, в его различные виды. Синтез литературы и художественно – речевой деятельности формирует у детей интерес в чтении и восприятии книг. Для этого надо приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений.


Интеграция живописи, графики и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционального отношения к произведениям искусства. Для этого надо формировать у дошкольников знания о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в рисовании, лепке, аппликации, художественному труду.


Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей интереса к этому виду искусства, разным формам сценических действий, а также преставлений об особенностях различных видов театра. Поэтому надо развивать исполнительские умения, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать художественные образы. Чтобы заинтересовать детей театром, нужно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов, а также содействовать организации самостоятельной театрализованной деятельности.


Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитию у них музыкальных способностей возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Слушая музыку, ребенок учится определять

ее настроение, характер, средства выразительности, жанры. Педагог развивает также творческие способности, фантазию, образное мышление поддерживает желание ребенка отражать настроении музыки в движении, рисунке.


3.2. Внедрения в практическую деятельность технологии «Синтез искусств» в работе с детьми, педагогами и родителями.


1. План тематических занятий в интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественная деятельность» в технологии «Синтез» (на год).


2. Образовательная деятельность.

Интегрированные и комплексные занятия: «Люблю березку, русскую», «Весна - красна», «Унылая пора», «Птицы, слетайтесь!» и т. д.


3. Методические разработки.

Сравнительная характеристика интегрированных и комплексных занятий (тема, структура, время проведения, выход темы).


4.Вечера досуга.

Музыкальные гостиные: «Творчество Пушкина», «Рисуем музыку», «Танцуем Чайковского» и т. д.

Досуг по ритмопластике: «Бал весенних красок».

Развлечения: «Сундучок Феи».


5.Театральные постановки.

Музыкальные спектакли: «Спящая красавица», «Путешествие в страну принцев и принцесс».


6.Авторские разработки.

Подробное описание и постановка танцев на классическую музыку для детей дошкольного возраста (папка20 танцев) и публикации в журнале «Pedmir.ru» (3 танца).

Вивальди Концерт «Весна»- «танец птиц», Свиридов Вальс- «танец метелицы» и т.д.

Постановка мини- спектаклей на классическую музыку по ритмопластике для детей 5-7лет (папка) и публикации в журнале «Pedmir.ru»

Чайковский «Вальс цветов»- «Лесная полянка», Шуберт «Серенада»- «Осенняя картинка» и т. д.


7. Лектории для родителей.

«Влияние искусства на эстетическое и эмоциональное развитие дошкольника»

«Роль искусства в развитии творческих способностей ребенка» и т. д.


8. Материалы для воспитателей.

«Войти в мир искусства».

Методические рекомендации к проведению занятий по данной технологии.


9. Наглядный материал.

  • Репродукции картин известных художников.

  • Портреты композиторов и поэтов.

  • Подборка стихов классиков о природе.

  • Иллюстрации и рисунки детей и родителей на разные темы.

  • Выставки детского и совместного творчества.


10. Видео материалы.

Пейзажи Подмосковья по временам года.

Жанры изобразительного искусства (слайды).

«На тройке», «Осеняя песнь», «Охота» (клипы) на музыку Чайковского.

«Осенние фантазии» (клип) на музыку Петрова « Осенний марафон».

«Осенние пейзажи» на музыку Вивальди «Осень».

Детские праздники.


11. Аудиозапись.

  • Фонотека с классической музыкой.

  • Звуки живой природы.


12.Мультимедийные проекты.

«Зима- волшебница» - Чайковский «Времена года» - «Святки».

«Цветы для мамы».


3.3. Результаты внедрения.


1. Дети с удовольствием, вдумчиво и внимательно слушают классическую музыку, рассматривают картины, иллюстрации, эмоционально и выразительно читают стихи.

2. К подготовительной группе различают жанры искусства, средства выразительности, умеют дать характеристику произведениям, творчески исполняют роли в спектаклях, пластических этюдах, участвуют в выставках детского творчества.

3. Дети самостоятельно выполняют творческие задания: придумай, сочини, изобрази в движении, рисунке и т.д.

4. Во многих семьях появилась фонотека с классической и детской музыкой.

5. Родители с детьми посещают выставки г. Ногинска в «Доме художника», «Краеведческом музее», спектакли Ногинского драматического театра на детские постановки.

6. Дети учатся в художественной и музыкальной школах.

7. Бывшие выпускники становятся победителями конкурсов чтецов, проводимых в школах.

8. Родители являются активными участниками в открытых обсуждениях после просмотра занятий, праздников, спектаклей и помощниками в их проведении.

9. 2 раза в год проводится диагностика и мониторинг по данной технологии, наблюдается положительная динамика.



2010-2011

2011-2012




4. Заключение.


По результатам внедрения технологии «Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста проявляется заинтересованность детей, педагогов и родителей. В работе поддерживается собственная творческая деятельность ребенка, формируются творческие способности, эмоциональное и эстетическое развитие. Положительная динамика результатов диагностики позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии технологии «Синтез искусств» на процесс музыкального и художественно- эстетического развития детей.


5. Литература:


1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры» программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями. Издательство ГНОМ и Д Москва, 2006-80с.


2. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное» комплексная программа «Детский сад 2010» Издательство Москва «Баласс».


3. Е.А. Гальцева «Забавные истории обо всем на свете». Учитель Москва, 2008.


Планирование

тематических занятий в интеграции образовательных областей

(музыка и художественно-эстетическая деятельность)


при совместной работе

музыкального руководителя и воспитателя

с детьми дошкольного возраста


Цель:

Создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем.

Задача:

1. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства

2. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления


Старшая группа


Месяц

Тема

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Сентябрь

"Жанры искусства"

Слушание:

"Марш" Шостаковича, "Колыбельная" Свиридова,

"Парень с гармошкой" Свиридова Музыкальные ритмические движения:

элементы танцев: польки, вальса, русских народных плясок Полька:

"Кремена", "Ритмическая мозаика" Бурениной

Пейзаж, портрет, натюрморт: рассматривание репродукций Жуковского: "Лесное озеро",

Корина "Портрет маршала Жукова" Рисование:

"Фрукты в корзине" (натюрморта) Проза и поэзия:

"Стихи о природе" (любые)

Октябрь

"Золотая осень"

Слушание:

"Осенняя песнь" Чайковского,

"Феи осени" Прокофьева Ритмо-пластика:

музыкальная картинка "Серенада Осени", "Серенада" Шуберта Песня:

"Осень золотистая" Вихаревой

Презентация видео:

"Унылая пора" (муз. Вивальди "Осень")

Рассматривание:

репродукции картины Левитана "Золотая осень" Чтение стихов:

А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" и др. Народные приметы, пословицы, поговорки Наблюдение:

в природе явлений осени. Рисование:

"Осенний букет"

Ноябрь

"Язык чувств"

Слушание:

"Слеза" Мусоргского

"Ласковая просьба" Свиридова

"Шутка" Баха

Чтение стихов:

"Я маму свою обидел" Машковская, "Большой я или нет" Рассматривание:

репродукций картины: "Опять двойка" Решетникова

Декабрь

"Кружевные сказки"

Музыкально-дидактическая игра:

" Заплети узор" Слушание:

песня "Кружевные Сказки"

Беседа о Вологодских кружевах Выставка изделий:

"Мамины руки" Репродукция картины Пронина "Кружевница" Рассматривание:

узоры на стекле Деда Мороза Рисование:

кружевные узоры

Январь

"Книга о зиме"

Просмотр:

видео-презентации "Кружится зимний хоровод" Слушание:

"Зимние грезы" Чайковского,

"Зима" Свиридова Танец:

“Танец снежинок” муз. Свиридова "Вальс" Пение:

песня "Зимушка - зима" Вахрушевой

Рисование: "Заснеженный лес" Наблюдение:

природные явления: "Снегопад", "Метель"

Рассматривание:

иллюстрации "Зимние пейзажи" Подмосковья Чтение:

стихотворение Сурикова "Зима", Есенина "Белая береза" Рассматривание:

репродукция картины Клевера "Зимний пейзаж" Чтение:

сказка Бажова "Серебряное копытце"

Февраль

"Богатыри земли Русской"

Слушание:

отрывок из симфонии Бородина: "Богатырская" Танец:

"Богатырская сила",

"Ритмическая мозаика" Бурениной

Чтение:

былины "Илья Муромец", "Соловей разбойник"

Разучивание стихов и пословиц Просмотр и беседа по фильму: "Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях" Рассматривание:

репродукция картины Васнецова "Богатыри"

Март

Сказочный герой в искусстве: "Царевна лебедь"

Слушание:

"Лебедь" Сен-Санса Индивидуальный танец:

"Лебедь" муз. Сен -Санса

Рассматривание:

рисунки Билибина к "Сказке о царе Салтане"

Чтение и разучивание отрывка А.С. Пушкина "Лебедь белая плывет" из сказки о царе Салтане" Рассматривание:

репродукция картины Врубеля "Лебедь"

Апрель

"Прогулка за весенними сюрпризами"

Слушание:

"Подснежник" Чайковского,

"Фея весны" Прокофьева Танец - импровизация: "Подснежники"

Ритмическая композиция:

"На весенней поляне" музыка Чайковского

Рассматривание:

репродукции картины Левитана "Март", Саврасова "Грачи прилетели" Беседа о весне Разучивание:

стихотворение Серова "Подснежник" Выставка детских рисунков Пословицы, поговорки о весне и ее приметы

Май

"Моя семья"

Песни:

"Самая хорошая" Иванникова, "Сестренка" Филиппенко Танец:

"Бабушка" танцевальная ритмика “Кукоша” Ритмическая композиция:

"Золотая свадьба" музыка Паулса

Рассматривание:

репродукция картины: "Новые хозяева" Богдана Бельского Беседа:

"Лучшие минуты семейного досуга" и "Семейные будни и праздники"




Подготовительная группа


Месяц

Тема

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Сенябрь

"Характер человека в искусстве"

Слушание:

"Парень с гармошкой" Свиридова, "Марш Черномора" Глинки, "Петрушка" Брамса

Рассматривание:

репродукции картин: "Девушка с кошкой" Перроно, "Андрюша" Жукова, "Аленушка" Васнецова Чтение и беседа:

"Притча о темпераментном мальчике"

Октябрь

"Унылая пора" интегрированные занятия

Слушание:

"Феи осени" Прокофьева,

"Осень" Вивальди Пение:

"Золотая песенка" Вихаревой Импровизация:

"Танец с шарфиками" музыка Чайковского Презентация видео:

"Пейзажи Подмосковья"

Хоровод:

"Здравствуй осень" музыка Слонова

Рассматривание:

репродукция картины Левитана "Золотая осень" Чтение:

стихотворение "Осень" Майкова Народные приметы, пословицы, поговорки об осени Наблюдение в природе явлений осени Рисование:

"Осенняя пора" Выставка:

“Осенние поделки"

Ноябрь

"Звуки и краски осени" комплек. Занятие

Слушание:

звуки природы "Дождь, ветер, шелест листьев, журавлиный крик" Музыкально-ритмическая композиция:

"Осенняя картина", музыка "Серенада" Шуберта Хоровод:

"Калинушка" Филиппенко

Рассматривание:

"Краски осеннего букета" Игра-мозаика:

натюрморт “Корзина с фруктами”

Аппликация:

"Астры в вазе" Наблюдение в природе

"Листья клена" Стихи:

"Осень художница",

"Лес, точно терем расписной" Бунина

Составление букета - экибано

Декабрь

"Зимушка зима - белоснежная была" комплексное занятие

Слушание

"Зимние грезы" Чайковского,

"Зима" Вивальди Пение:

"Зимняя песенка" Красева,

"Саночки" Филиппенко Мини - балет:

муз. Прокофьева "Феи Зимы" (на творчество)

Просмотр видео:

"Зимний лес" Рассматривание:

репродукции картины "Лазурь Грабаря"

Разучивание:

Стихотворение "Пороша" Есенина Беседа:

Приметы зимы, поговорки, пословицы Рисование:

"Заснеженный лес"

Январь

"Тройка" интегрир. занятия

Слушание:

"Тройка" Свиридова,

"На тройке" Чайковского (мульти-презентация) Танец

"Тройки" - русская народная мелодия, поставка Суворовой Слушание

романс "Вот мчится тройка удалая"

Рассматривание: 1. Граверы палеха "Тройка" 2. Иллюстрации к музыке 3. Репродукция к картине "Тройка" Перова 4. Выставка рисунков детей с родителями "Рисуем музыку"

Февраль

"Я военным стать хочу" комплексное занятие

Слушание:

"Военный марш" Свиридова,

"Марш деревянных солдатиков" Чайковского Пение:

"Бравые солдаты" Филиппенко,

"Брат - солдат" Пархаладзе Ритмическая композиция

"Мы военные" Танец:

"Яблочко"

Рассматривание:

репродукция "Портрет маршала Жукова" Корина

Беседа:

о родах войск Рисование:

"Мой папа защитник" Разучивание:

стихотворения "Дуют ветры в феврале, "Пограничник" Маршака Выставка:

“Военные игрушки”

Март

"Добро и зло" (сказочные образы) интегрированные занятия

Слушание:

"Баба Яга" Лядова,

"В пещере горного короля" Грига, "Фея драже" Чайковского,

"Фея весны" Прокофьева Мини - балет:

"Весенние чудеса" музыка Чайковского,

импровизация "Танца злых сил" музыка Грига Ритмическая композиция:

"Бабка-Ежка" Суворовой Игра со словом:

"Баба Яга"

Беседа:

"Злые и добрые волшебники" образ Бабы Яги в русских народных сказках Рассматривание:

иллюстрации к сказкам "Гуси - Лебеди", "Василиса Прекрасная", "Золушка", "Спящая красавица", "Василиса прекрасная"

Чтение:

отрывки из сказок с описанием образа "Бабы Яги", "Феи добра" Разучивание:

стихотворение “И спросила Бабка Ежка" Влад Коста Дидактическая игра:

"Волшебный сундучок Феи"

Апрель

В гостях у сказок А.С. Пушкина (досуг)

Слушание:

"Полет шмеля" и"Море-океан" музыка Римского-Корсакого

Песня:

"Солнышко" Филиппенко Игра на музыкальных инструментах: "Во саду ли в огороде" Танец

танец рыбок музыка Сен-Санса "Аквариум", танец царевны-лебедь музыка Сен Санса "Лебедь" Ритмическая композиция:

"Богатырская сила" Бурениной

Рассматривание:

рисунки Билибина к сказкам "О рыбаке и рыбки", "О царе Салтане", "Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях" Просмотр:

фильм "Сказка о царе Салтане" Разучивание:

отрывок А.С. Пушкина из этих сказок Дидактическая игра:

"Музей забытых вещей из сказок"

Май

"Во поле береза стояла" досуг

Слушание:

"Во поле береза стояла" отрывок из 4-ой симфонии Чайковского Песни:

"Во поле береза стояла" рус. нар. Хоровод:

"Земелюшка - чернозем" рус. нар. Импровизация:

вальс "Березка"

Стихи:

"Березка - лебедь белая" Прокофьева, "Люблю березку русскую" Рассматривание:

репродукция картины: "Березовая Роща" Куинджи Беседа:

о празднике "Троице" Трудовая деятельность:

"Посадим березку"



Похожие:

«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconМетодические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада компенсирующего...
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconКоррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики
Одной из важнейших проблем детей дошкольного возраста является проблема обеспечения, укрепления и сохранения здоровья
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconЗначение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
Алексенцева И. И., воспитатель мк доу «Детский сад №229» компенсирующего вида, г. Новокузнецк
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconСовместная деятельность логопеда и воспитателя
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада или группы для детей с речевой патологией...
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconУ детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ндоу «Детский сад №140» ОАО «ржд» г. Перми учитель-логопед Кетова Светлана Юрьевна
...
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconИз истории триз – технологии
Возможности применения элементов триз технологии в работе с детьми дошкольного возраста
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconМетодические рекомендации по проведению имитационно-подражательных упражнений на занятиях по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста Заключение
Влияние имитационно-подражательных упражнений на уровень развития основных видов движения у детей младшего дошкольного возраста
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconСистема коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы
Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г iconТема: «Состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста режимных моментах»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по развитию связной речи, вооружить практическими навыками...
«Синтез искусств» в работе с детьми дошкольного возраста. 2011 г icon1. Литература. Музыка
Предметно-развивающая среда при изучении английского языка с детьми дошкольного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница