«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3»




Название«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3»
Дата04.02.2016
Размер18,1 Kb.
ТипДокументы
Мастер – класс

«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций»

Учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №3» г. Ивантеевка Московской области

Шехова Ольга Владимировна

Февраль 2010г.

Ход проведения мастер-класса


Форма: интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Оборудование урока: м/медиа, демонстрационный материал (связанный с фрагментами урока)


Этапы работы мастер- класса

Содержание этапа

Деятельность участников

I. Подготовительно-организационный

Цели:

  • создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

  • демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;

  • разработка авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Задачи:

  • передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместно отработать методические подходы и приемы решения поставленной проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказать помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.




Вступительное слово, постановка целей, раскрытие технологии

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию

II. Основная часть

Содержание мастер – класса:

  1. презентация своего опыта, достижения в работе, эффективность технологии;

  2. представление системы уроков и приемов работы для слушателей;

  3. проведение иммитационной игры (показ приемов эффективной работы с учащимися);

  4. моделирование по конструированию собственной модели в режиме предложенной технологии.

Предложить методические приемы для воспроизведения темы мастер-класса, показать и прокомментировать их

Выполняют задание в соответствии с обозначенной темой

III. Афиширование – представление выполненных работ

  • анализ ситуации;

  • рефлексия

Обмен мнениями присутствующих, оценка происходящего

Рефлексия (самооценка и самоанализ по поводу деятельности на мастер-классе)


Структура проведения мастер – класса

  1. Презентация педагогического опыта

Педагогическая мастерская-

это такая форма обуче­ния детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и но­вому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творче­ская деятельность каждого и осознание закономерно­стей этой деятельности.

В мастерской построения зна­ний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его законо­мерностей — соотнесение полученного с достижения­ми культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.

В мастерской достигается максимальное приближе­ние к реальному опыту истинно научного или художест­венного постижения мира, потому что каждый ее участ­ник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свобод ной деятельности. Другой особенностью мастерской является реализа­ция идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находкамимежду участниками мастерской, чему содействует чере­дование индивидуальной, групповой деятельности и ра­боты в парах.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс пости­жения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается со­трудничество и сотворчество — явления самоценные.

Из действующих педагогических методов работы мас­терская приближается к исследовательским и проблем­ным методам обучения. Принципиальное отличие, одна­ко, заключается по крайней мере в двух особенностях мастерской:

Проблемное обучение в основном опирается на ло­гические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.

Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в сис­теме мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской прин­ципиально более значительная, чем в других методах работы.


Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.

2. Право каждого на ошибку: самостоятельное пре­одоление ошибки — путь к истине.

3. Безоценочная деятельность: отсутствие критиче­ских замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успе­ха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекци­ей.

4. Предоставление свободы в рамках принятых пра­вил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъ­явления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5. Значительный элемент неопределенности, неяс­ности, даже загадочности в заданиях. Неопределен­ность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

6. Диалоговость как главный принцип взаимодейст­вия, сотрудничества, сотворчества. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

7. Организация и перестройка реального простран­ства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Такая организация содействует появлению чувства свободы.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторите­та на всех этапах мастерской. Задача его состоит, ско­рее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них.

Разрыв. Психологическое состояние участника мас­терской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. «Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мас­терской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технологии создания усло­вий для «разрыва» состоит я подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для

осмысления.

Рефлексия. «В психологии различают два типа реф­лективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...»

В ходе мастерской происходит постоянное чередова­ние бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Та­ким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней ду­ховной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.

Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отноше­ния к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконст­рукция и реконструкция (см. Алгоритм) выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, кра­сок, образов, веществ, фактов, явлений, любого мате­риала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое.

Типы мастерских

Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от: - состава участников;

- целей и способов деятельности;

- временной продолжительности процесса.

По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррек­ции) проведены и со взрослыми, и с детьми.

По целям и способам деятельности выделяются:

- мастерские творческого письма;

- мастерские построения знаний;

- мастерские по самопознанию;

- мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.

Практически мастерские каждого типа объединяют­ся задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Большую роль в создании творческого процесса в ма­стерской играет побуждение к ассоциативному мышле­нию. Ассоциации — это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определен­ным личным и психологическим темам, мотивам, сход­ствам,противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления та­ких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию» (см. словарное определение).

Ассоциации в педагогической мастерской использу­ются для актуализации личного опыта участников, «от­крывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процес­са деятельности каждого.

Алгоритм — «точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ве­дущих к решению всех задач данного типа» (см. словар­ное определение). Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний име­ет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Первый этап

1. Индуктор — первое задание в мастерской, моти­вирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

2. Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — раз­рушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из по­лученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необ­ходимо предъявить группе или всем участникам мастер­ской.

3. «Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение тек­стов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивиду­альных результатов, коллективная работа.

4. Промежуточная рефлексия и самоконструкция деятельности. Формирошише информационного ним роса (выстраивание новых проблем).

Второй этап

1. Обращение к новой информации и ее обработка.

2.Корректировка творческого продукта или созда­ние нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая пли индивидуальная работа.

3. Социализация.

4. Общая рефлексия и выход на новую систему про­блем.

Са­мые разнообразные педагогические приемы работы с информацией — от элементов игры до работы со слова­рем — могут быть включены в мастерскую.


Одно из важных умений человека — это умение ви­деть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, истинное можно познать и усвоить толь­ко через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие противоречий устраняет мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Возможным путем к такому душевному поиску является мастерская отношений и ценностных ориентаций. Она создает условия, необходимые для пробуждения у ее участников критического взгляда на свое мировоззрение нравственные ценности. Работа рассчитана на 2 академических часа.

Мною разработаны две мастерских «СМИ и ценности современной молодежи» и «Молодежная субкультура. Вызов обществу?». Проведены они были во время Рождественских чтений в 2007 и 2009 году. Первая – как классный час, вторая как урок обществознания в 9а классе в теме «Формы культуры», но могут быть использованы и в курсе обществознания в 10-11 классах, а также для проведения классного часа.

Подтолкнула меня к более глубокому изучению данной технологии методическое пособие О.В. Орловой «История Отечества. XX век. 10-11 классы» издательства «Паритет» г.Санкт – Петербурга, 2003 год.

  1. Представление урока «СМИ и ценности современной молодежи»

Отдельные элементы педагогичесой мастерской использовала на уроке истории. Положительное, что несет она в себе – развивает творчество коммуникативные способности учащихся. Минус – требует много времени, связанного с поиском материала для урока.

Цель мастерской:

  • выстраивание системы ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры;

  • побуждение учащихся к поиску подлинной истины;

  • развитие ассоциативного мышления;

  • формирование гражданских компетенций.

Основные понятия:

  • Нравственность

  • Нравственные ценности

  • Безнравственность

  • Средства массовой информации

  • Средства массовой коммуникации

В ходе подготовки к классному часу была проделана следующая работа:

  • участники объединены в группы по 5 - 6 человек

  • проведен социологический опрос, связанный с чтением газет, журналов и книг, использованием интернета, просмотром телевизионных передач и прослушиванием радиостанций;

  • познакомились со СМИ (по группам);

  • разработали свой творческий проект (по группам): Канал ТВ, журнал, радиопередачу и интернет страницу.

Непосредственно в ходе мастерской, учащиеся познакомились с новой инфомацией, работали со словарем и афишировали свой творческий продукт (показать страницу в интернете, радиопередачу, журнал).

  1. Иммитационная игра с демонстрацией приемов эффективной работы.

Предложить слушателям представить себя в роли учеников и создать свой собственный творческий продукт: молодежный канал ТВ, молодежную страничку в газете «Пульс Ивантеевки» и др.

  1. Моделирование (слушатели в течение 10-15 мин. разрабатывают свой творческий продукт и представляют его).

  2. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности


Уроки находятся на сайте http://gimnazia3.info/ в разделе Кафедры – кафедра гуманитарных наук – открытые уроки или http://sites.google.com/site/oshehova/Home


Литература:

  1. О.В. Орлова «История Отечества. XX век. 10-11 классы», изд-во «Паритет» г.Санкт – Петербурга, 2003.

  2. Вигуль А.П. Мастер-класс как одна из форм презентации профессиональной деятельности педагога. http://festival.1september.ru/authors/101-178-292/

  3. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности http://www.fsu-expert.ru/user/register?destination=comment/reply/1609%2523comment-form

  4. Мастер- класс http://wiki.iot.ru/index.php/

  5. Ведерникова Н.И. Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства". http://festival.1september.ru/authors/100-228-477/






Похожие:

«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconМетодические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А
Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconТетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
...
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» icon9 класс, моу оош №1 им. М. А. Погодина Научный
Научный Морозова Лариса Анатольевна, учитель истории и обществознания моу оош №1 им. М. А. Погодина
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconПроектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания
Я, Залевская Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания, после окончания Новосибирского государственного педагогического...
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconПрезентация электронного учебного пособия «Основы политологии»
Базалук О. С., п. Пангоды Надымского района янао, учитель истории и обществознания моу сош №2 п. Пангоды
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconМетодические рекомендации Мысковский г о. 2012г. Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconМоу «Гимназия №5» Учитель английского языка Попель Лариса Владимировна моу «Гимназия №5»
Как вытащить из памяти необходимое слово именно тогда, когда это нужно, а не через, скажем, 10 минут? И почему одни запоминают слова...
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconПедагогическая мастерская «Алкоголь: мифы и реальность»
Мастерская «Алкоголь: мифы и реальность» рассчитана на учащихся 8 классов, проводится на обобщающем уроке после изучения всех систем...
«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» iconДинамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества
Работа выполнена на кафедре востоковедения Читинского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница