Диалог культур как война стереотипов




Скачать 10,05 Kb.
НазваниеДиалог культур как война стереотипов
Дата04.02.2016
Размер10,05 Kb.
ТипДокументы
М.Б.Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа,

член-корреспондент РАН,

академик Российской академии художеств,

доктор исторических наук,

профессор


ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК ВОЙНА СТЕРЕОТИПОВ


Диалог культур строится на основе разных механизмов. Одним из них является война или обмен стереотипами, взаимными упрощенными и примитивизированными представлениями друг о друге. Эти стереотипы не пребывают в изоляции, но взаимодействуют, влияют друг на друга.

Постараюсь показать это на примере западных стереотипических представлений об исламском обществе и представлений исламского мира о западном.

Враждебный образ исламского мира сложился на Западе в ходе крестовых походов и обновлялся и «уточнялся» каждый раз, когда идея объединения Европы и европейцев требовала наличие эмоционального «образа врага». Его потребитель - массовое сознание.

Основные черты образа ислама - врага, активно живущие и по сей день, следующие:

Ислам – языческая религия, без оснований претендующая на единобожие. Мухаммад – не посланник Божий, а обманщик.

Ислам – религия меча и насилия. Главное содержание ислама – священная война.

Ислам – религия примитивной чувственности, угнетающая женщин и всякую индивидуальность

С точки зрения объективного знания все это – полная чепуха, носящая характер злонамеренного искажения. Ислам – одна из ветвей религиозной «концепции» единобожия. О Мухаммаде мы знаем много больше, чем об основателях других мировых религий. Его искренность и талант политического и духовного лидера – несомненны и исторически признаны.

Ислам не более воинственен и агрессивен, чем, к примеру, христианство. На его счету значительно меньше религиозных войн, чем у западного мира. Классическое исламское общество отличалось высоким уровнем веротерпимости. Ислам – сложная высокоразвитая богословская и правовая система, на протяжении веков обеспечивавшее существование богатой и успешной городской цивилизации, процветание философской мысли, религиозной мистики и поэтического и художественного вдохновения.

Между тем, культивировавшийся в Европе образ ислама в определенных случаях оказал влияние на представления мусульман о самих себе и своей культуре. Это начало происходить, когда существование христианского мира стало для мусульман заметным и важным фактором, что было далеко не всегда. Первые стимулы имели место там, где возникало долгое или временное соприкосновения культур – в Испании, в Палестине времен крестовых походов.

Христианская ненависть к Мухаммаду уже очень давно стала стимулом к поиску преданий, предрекавших его появление. Одновременно коранический тезис о том, что Мухаммад простой и обыкновенный человек, претерпел некоторое изменение. Он стал приобретать черты «совершенного человека», превратился почти что в объект поклонения. Даже в сегодняшнем фундаменталистском исламе, который такое поклонение отвергает, Мухаммад является объектом подражания в бытовом поведении, вплоть до длинный бороды и походки. Вчера и сегодня оскорбление Пророка считается тяжелейшим преступлением, за которое даже иноверцу полагается смерть. Так было в средневековой Кордове, так случилось и недавно в связи с «карикатурным скандалом», когда датские карикатуры на Пророка всколыхнули в буре насилия мусульманский мир.

Другой пример – знаменитый «джихад». Джихад означает «борьба» и, далее, – борьба ради веры. Он предусматривает разные форму концентрации сил человека – борьба с собой, проповедь, добрые дела. Военный джихад, «священная война» - только часть этого «семантического гнезда». Когда крестоносцы пришли в Палестину, это приняли за одну из многих феодальных войн. Постепенно и под влиянием христианского фанатизма война и со стороны мусульман становилась «священной». Это образ особенно усилился благодаря Саладину и его победам. По существу, «джихад» = «крестовый поход». С тех пор вся политика Запада на Востоке воспринимается как «крестовый поход». Этому особенно помогло распространения термина «крестовый поход» («crusade» в Европе и Америке) как вообще борьбы за доброе дело. И ответом на этот непрекращающийся «крестовый поход» может быть только джихад (являющийся ему синонимом). А крестовый поход не прекращается и то, что вместо Гроба Господня речь идет о демократии, дела не меняет.

Более тесное общение с Западом, освоение его культуры, его системы образования породило более серьезную ответную реакцию. Представление о Западе в мусульманском мире стало ориентироваться на те же критерии, что и крестоносная схема. При этом в ход идут как традиционные, так и новые элементы полемики. Нельзя забывать, что творцы этой системы – люди, получившие и традиционно мусульманское, и западное образование (часто учившиеся на самом Западе). Их аудитория – не только широкие массы мусульманских городов, но и миллионы мусульман, живущие в христианских странах, ежедневно и часто болезненно сталкивающиеся с западной культурой.

Получается такой вот зеркальный образ:

Христианство – измена единобожию. Нарушением единобожия является обожествление Христа, поклонение Деве Марии, идея Троицы. Впрочем, даже и христианство не господствует на Западе. Большинство людей впали полное язычество и вообще не думают о Боге. Их моральное падение заразно.

Западное общество построено на насилии и ограблении других народов. Оно ведет непрерывную агрессивную войну против мира ислама. Колониализм, уничтожение Османской империи, империализм, неоколониализм, создание Израиля, захват Афганистана и Ирака - все это перманентная агрессия, являющаяся сутью западного образа жизни.

Западный мир погряз в материальных интересах, полностью пренебрегая не только духовностью, но и моралью вообще. Погоня за наживой, разврат, азартные игры, пьянство и наркомания – вот образ сегодняшнего Запада.

В этом мире женщина стала предметом открытой купли-продажи и полностью лишена достоинства и уважения.

Западная экономическая система, построенная на аморальном принципе ростовщичества, ведет к разорению и краху.

В разгар войны Европы с турками византийский писатель XV века святой Симеон Фессалоникийский так охарактеризовал мусульман, следуя во многом Иоанну Дамаскину:

«И никто из благочестивых да не заблуждается, видя блаженствующих нечестивцев, плотских и страстных, и наслаждающихся в мире, угнетающих и порабощающих благочестивых, захватывающих их в плен и по-разбойничьи собирающих богатство, наслаждающихся всеми удовольствиями и бесчинствами и при всем этом хвалящихся, радующихся и думающих о себе как о праведных , которые намерены эту порочную и беспутнейшую жизнь точно также продолжать, и помимо преследования и убийства благочестивых поносят они веру нашу « (1)

Сегодня точно такие же слова, только с другим «знаком», могут звучать из уст Усамы Бен Ладена или Аймана аз-Завахири.

Как видим, зеркально структурированный образ построен из элементов, взятых из западных же оценок своего общества, из действительности, видимой простым глазом. Такие зеркальные отражения и преломления, сведенные вместе, не просто отражают сегодняшнюю борьбу идей. Они могут быть хорошим инструментом понимания и описания культуры в ее внешних связях. Не изнутри, не снаружи, в ряде зеркальных преломлений.

_________ …______


Сказанное выше – тезисы и выводы специального исследования. Ниже я осмелюсь предложить для обсуждения некоторые наметки подобного анализа взаимного образа Запада и России. Об этом писали много. Но если следовать представленной выше схеме, то получается следующее.

Характерные черты России в западных глазах (массовое сознание):

Экономическая мощь и технологическая отсталость

Преобладание прав общества, государства, коллектива над правами индивида.

Повсеместная и традиционная коррупция, непрозрачность финансовых потоков.

Пуританское лицемерие в морали и в быту.

В отсвет на это в нашем собственном представлении о самих себе мы подчеркиваем:

Историческую ориентацию на прогресс в отдельных областях экономики и технологии (природные ресурсы, транспорт, вооружение, металлургия, энергетика)

Базовую идею соборности и служения как основ нашей исторической психологии.

Реакцией на всякие западные упреки можно считать и необыкновенно возросшую роль церкви, распространение показного благочестия и страха совершить богохульство.


Предъявляемые нам недостатки мы склонны признавать, постепенно превращая их в достоинства.

Одновременно строится «зеркальный» ответ по вполне мусульманскому принципу – «на себя посмотрите».


Экономическая система Запада прогнила внутри и ведет к угнетению и обнищанию. Потому западные модели проваливаются при попытке применить их в России.

На самом деле угнетение индивида на Западе носит очень жестокий характер, но вуалируется иллюзионными аттракционами «демократии». Западная демократическая система всего лишь более утонченный способ господства над личностью.

Внутренняя коррупция не только широко распространена на Западе, но и является стержнем его экономики и морали. Тому свидетельства – и многочисленные скандалы, и последний кризис.

Моральное разложение западного мира с его фетишизацией материального успеха и наживы, с его преступностью, наркоманией и сексуальным разгулом признак разложения, прикрываемый лицемерными рассуждениями о морали и свободах.


Сказанное выше – не тезисы, а приглашение к дискуссии.

Думаю, что война взаимных стереотипов конструирует весьма динамичную модель действительности. А ее сходство с аналогичной моделью советского времени показывает, что история культуры мыслит более крупными категориями, чем смена политических режимов.



  1. Перевод Ю.В.Максимова и Е.П.Ореханова - Византийские сочинения об исламе. (Тексты переводов и комментарии), под редакцией Ю.В.Максимова, М., 2006, с. 213)

Похожие:

Диалог культур как война стереотипов iconДиалог или полифония?
Кристевой в работе «Бахтин, слово, диалог и роман» в 1967 г. Анализируя концепцию «чужого» М. М. Бахтина, она отметила: «…чтобы изучить...
Диалог культур как война стереотипов iconСтереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований[1]
Каковы факторы, механизмы гендерной стереотипизации и каково содержание, свойства, функции гендерных стереотипов, их влияние на гендерные...
Диалог культур как война стереотипов iconКонкурс уроков и внеурочных разработок «Диалог культур в содержании образования»
Цель: знакомство с национальными традициями и обычаями, культурой русских, казахов, немцев, проживающих на территории Бердюжского...
Диалог культур как война стереотипов iconАнализ эффекти
Сальный Р. В. Диалог культур М. М. Бахтина – В. С. Библера и проблема медиавосприятия // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010....
Диалог культур как война стереотипов iconПолитический диалог как вид диалога культур в условиях глобализации (на примере Шанхайской Организации Сотрудничества)
Защита состоится «23» декабря 2011 г в 14. 00 ч на заседании диссертационного совета д 212. 229. 04 при Забайкальском государственном...
Диалог культур как война стереотипов iconПартизанская война с работодателем?!
Что та­кое война с «внешними»? Что та­кое Арт-шланг? Что такое осада и как готовить от­четы? Как организовать трофейную службу? Что...
Диалог культур как война стереотипов iconСписок литературы к выставке «Диалог культур» (Германия)
Большая книга знаний: Страны и народы : пер с англ. / ред. М. О. Торчинская. М. Астрель, 2003. 640 с ил
Диалог культур как война стереотипов iconЧунхуэй взаимодействие и диалог культур центральной азии (на примере национального изобразительного искусства)
...
Диалог культур как война стереотипов iconХудожественная литература и публицистика
Великая Отечественная война. Война, ставшая всенародной. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага....
Диалог культур как война стереотипов iconИсследовательская работа Долг памяти
Великая Отечественная война. Проходят десятилетия, но война остается важнейшей частью исторической памяти народа
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница