«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель




Скачать 287.33 Kb.
Название«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель
страница1/3
Дата24.05.2013
Размер287.33 Kb.
ТипУрок
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ





«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории»




Исполнитель:

Учитель истории и экономики МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области» высшей квалификационной категории Маняхина Светлана Анатольевна





Саратов

2012


Аннотация к работе:

Какой выпускник нужен современному работодателю? Который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания; обладает творческим мышлением. Одной из образовательных технологий способной решить эту задачу является технология развития критического мышления. Уроки с использованием технологии «РКМ» направлены на побуждение учащихся к мыслительной деятельности и способствует их активизации к поиску ответа и проведению учебных исследований. Особенно актуальны методы формирования критического мышления на основе использования Интернет-сервисов, как главных источников информации в современное время.


Содержание

1.Введение. Актуальность и перспективность темы…....................................4

2.Основная часть

2.1. Особенности технологии развития критического мышления…6

2.2. Использование приемов технологии развития критического мышления

на уроках общественно-научной направленности……………….13

2.3. Методика формирования критического мышления на основе

использования Интернет-сервисов………….………………….. 18

2.4. Результативность применения на уроках ТРКМ…………………23

3. Заключение………………………………………………………………….26

4. Список литературы и Интернет-ресурсов…………………………...…… 27


1.Введение

В соответствии с приказом Министерства образования Саратовской области, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовкой области», в числе пилотных школ региона, с 1 сентября 2012 г приступила к реализации Федерального образовательного стандарта основного общего образования. С введением новых стандартов повышается внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

«Ум – это хорошо организованная система знаний». Эти слова выдающегося педагога К.Д.Ушинского, как никогда может быть ранее, сегодня наполнены особым содержанием. В школе ребенок часто обнаруживает, что мозг ему нужен для механического запоминания, а никак ни для того, чтобы реализовать свою идею, удовлетворить интерес. Успех в учебе обеспечивается хорошей памятью, а не умением мыслить. Ему приходится от мышления, достаточно хорошо развитого в дошкольном возрасте, переходить к запоминанию, а это трудно. Сообразительные дети скоро понимают: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает с тем, что требуется в жизни, и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Но много ли таких сообразительных учеников? Отсюда у многих ребят неудачи в школьной жизни, зато после окончания образовательного учреждения наши «троечники» и «середнячки» во взрослой жизни более успешны, чем школьные отличники.

Вводимые образовательные стандарты заставляют учителя, и общество в целом, пересмотреть основные вопросы обучения и воспитания. Сейчас образование рассматривается, как услуга, направленная на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Школа должна готовить подростка к жизни, к труду, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, то потребуется ему в практической деятельности. По моему мнению, современный учитель призван принять деятельное участие в развитии умственной деятельности учащихся, в усвоении ими различных знаний и навыков, которые выходят и за рамки программного материала. В каждом ученике необходимо укреплять и развивать его собственное «Я», индивидуальное креативное мышление.

Чтобы преодолеть указанные негативные явления в системе традиционного преподавания, повысить эффективность и качественность учебного процесса, передо мной стал вопрос об использовании современных образовательных технологий. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология развития критического мышления. Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по использованию приемов ТРКМ через представление методических рекомендаций для учителей истории и экономики (Приложение №1).

Задачи:

1) рассмотреть наиболее эффективные приемы технологии развития критического

на уроках истории, права и экономики.

2) представить некоторые методы использования на различных этапах урока и мероприятия по предметам.


2.Основная часть

2.1. Особенности технологии развития критического мышления.

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения [2].

Д. Клустер [3] предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. При этом ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация и знания являются отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Мы с вами чаще привыкли наблюдать стремление узнать что-то новое у учащихся младших классов, чем у старшеклассников – это, как уже отмечено было выше, воздействие школьного образования на детские умы. Надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразной «копилкой», на которые учителя кладут знания, – на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение будет успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Аргументация выигрывает, если ученик учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому применяя технологию критического мышления, надо активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов, а также проведение ролевых и деловых игр.

Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению.

Нужно отметить, что построение учебного процесса на основе технологии развития критического мышления принадлежит будущее. В перспективе, возможно, данные технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.

Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. ТРКМ является общепедагогической, надпредметной [4], поэтому ее целесообразно применять у урочной и внеурочной деятельности.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств:



Особенности технологии развития критического мышления:

  • Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

  • Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:

  • изучение методической литературы по данной технологии;

  • выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;

  • проектирование и апробирование уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия (фаза)

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка известной информации, рассказ -
предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия осмысления (реализации).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:
маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
– поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям-
предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

– Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
– ответы на поставленные вопросы;
– организация устных и письменных круглых столов;
– организация различных видов дискуссий;
– написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе ;
– исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

Источник: http://my-school18.ucoz.ru/publ/2-1-0-4

В процессе работы по данной технологии, мною апробирован алгоритм – отправные этапы развития критического мышления:
1. Необходимо определить целевую установку данной познавательной деятельности? Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели.
2. Определить что уже известно, первичные знания о продукте исследования. Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Сравнить полученный результат с желаемым продуктом. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Предложенные материалы могут быть использованы на уроках истории, экономики и права, как в рамках программы, так и на внеклассных мероприятиях. Некоторые приемы можно использовать при изучении обзорных тем, другие с высокой степенью результативности при работе с историческими документами, нормативно-правовой документацией, статистическими данными и т. д.

Так же эту технологию рекомендую применять и на уроках обобщения, при конспектировании лекций. На таких уроках используется карта деятельности ученика, которая позволяет проследить продвижение ребенка в этой теме, а так же включает всех в деятельность.

Приемов ТРКМ очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов:

- повысился уровень мотивации к изучаемым предметам;

- учащиеся показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации, при дальнейшем обучении в ВУЗах;

- умеют четко аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения;

- сформированы навыки работать с историческими документами.

Работу по использованию приемов ТРКМ планирую организовать и с младшими школьниками, в рамках учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и на родительских собраний.

К сожалению, не разработана система диагностики. Отслеживать результаты можно только путем наблюдения. Я использую карту деятельности ученика, которая состоит из нескольких блоков: 1)целеполагание; 2)шаги постижения текста; 3)рефлексия. (Приложение №2).

  1   2   3

Похожие:

«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель icon«Вы их жалейте, люди »
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель iconКонспект урока физики в 7 классе по теме «Давление и сила давления»
Использование современных образовательных технологий: мультимедиа-технологии, технология критического мышления, коммуникационные...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель iconМуниципальное образовательное учреждение
«Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель icon«Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии»
Стратегия: Создание условий развития творческого мышления и направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель iconМетодическая разработка блока уроков
Развития критического мышления (ркм) в рамках культурно-цивилизационного подхода в изучении гуманитарных дисциплин (работа может...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель iconМодель организации проектно-исследовательской деятельности учащихся как технологии развития универсальных учебных действий
Основные цели современной системы образования: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель iconИнформация об образовательном учреждении
В образовательном учреждении реализуются современные технологии, соответствующие повышенному статусу учреждения: метод проектного...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель iconАлферьевская основная общеобразовательная школа практико-значимый проект Использование технологии уровневой дифференциации на
«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы»
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель iconИсследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
Сми, общественных групп, политических партий. Таким образом, критичность выступает как атрибут развивающегося, активно познающего...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель iconСтадии
Стадии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница