Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература)




Скачать 10,26 Kb.
НазваниеУрока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература)
Дата04.02.2016
Размер10,26 Kb.
ТипУрок
Кто хочет стать отличником

Класс: 5 «Б»

Тип урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература)

Место урока в системе: заключительный урок по теме «Чередование в корне слова» урок № 6 изучения темы «Чередование в корне слова»

Тема урока1: Интеллектуальная игра «Как стать отличником»

Целеполагание урока как результат2: обобщение УУД по теме «Чередование в корне слова»

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  1. формировать умение грамотно и правильно писать слова с чередованием;

  2. умение грамотно использовать изученного по разделам науки о языке в урочной деятельности;

  3. формирование навыка работы с тестами в формате ЕГЭ и ГИА.

Развивающие:

1) показать возможность применения сформированных УУД;

2) повышать творческую активность учащихся.

Воспитательные:

  1. осознание уровня своих возможностей в образовательном процессе.

Содержание урока3 и методика проверки сформированности УУД:

проверка с помощью разных видов и типов заданий, использование технологии развития критического мышления как рефлексивной технологии

Организационная структура урока:

Этап, способы его прохождения

Продолжительность

1. Работа с темой урока.

3 мин.

2. Проверка домашнего задания

7 мин.

3. Исследование

5 мин.

4. Ударение

3 мин.

5. Лингвистический анализ фрагмента лирического стихотворения

7 мин.

6. Определение лексического значения

4 мин.

7. Графический комментарий орфограмм

2 мин.

8. Подготовка к ГИА и ЕГЭ

12 мин.

9. Рефлексия. Домашнее задание

2 мин.



Методы, приемы и технологии обучения для решения поставленных задач обучения Технология: технология развития критического мышления

Методические приёмы: эвристическая беседа, взаимопроверка, работа с тестами, работа у доски.

Обоснованность использования наглядных пособий, тактильных методов, ТСО, ИКТ: проектор, компьютер. Наглядность. Возможность полноценного обучения для визуалов и кинестетиков.


Ход урока

Задания

Продолжитель-ность

Записываем число, классная работа и тему урока. Что Вы поставили в конце темы?

Задание 1. Работа над интонацией.

Ребята. А как можно произнести эту фразу? С какой интонацией?

Можно задать вопрос?

Можно произнести с повествовательной интонацией.

Можно произнести с восклицательной интонацией?

А можно произнести с издевательской интонацией? (Недоумение). Т.О., интонация может передавать отношение говорящего к высказыванию или к собеседнику, оттенки эмоций.


3 мин.

Задание 2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Чередование в корнях слов». Домашнее задание было творческое. Сочинить сказку и создать учебную презентацию по теме. Проверим домашнее задание.


7 мин.

Задание 3. Исследование.

Ребята. Предлагаю Вам провести исследование. Оно может послужить основой к Вашим большим исследовательским работам по русскому языку. Платон, древнегреческий философ, предполагал, что в языке есть связь между лексическим значением слова и его звучанием. Давайте проверим его версию и решим эту лингвистическую задачу. Дано: Слово: семья. Можно ли сказать, что лексическое значение слов как бы поддержано звучанием?

Решение: Для этого надо произвести какой разбор? Фонетический. Затранскрибируем слово. Согласные все мягкие, и с призвуком э (высокие гласные)… Звучит мягко, по-домашнему тепло.


5 мин.

Задание 4. Ударение.

Известно, что в английском ударение падает в основном на первый, во французском на последний слог, а в русском. Почему во всех словарях для иностранцев во всех словах ставится ударение? Выдвинем гипотезу, глядя на примеры: берег – берега, белок - белок, дорога - дорога. Гипотеза: ударение подвижно, от ударения зависит лексическое значение слово.

Ударение разноместно, подвижно (т.е. передвигается при слово- и формообразовании). (Ударение различает части речи, формы слов и лексическое значение).

Повторим изученное на прошлом уроке. Откройте упражнение № 126 в нашем учебнике. Какую закономерность в употреблении глаголов Вы видите. Если есть суффикс а, то глагол несов. вида, если нет – совершенного. В русском языке связаны и орфограф., и морфологич. и грамматич. признаки слова. Но с этим мы будем дальше работать.

3 мин.

Задание 5. Лингвистический анализ фрагмента лирического стихотворения

Люблю гр…зу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Гр…хочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев).

Переписать как стихотворную строку.

Вставьте пропущенные буквы, используя подвижность ударения. Расставьте знаки препинания. Какой разбор нужно произвести? Выделить грамматическую основу. Мы видим, что подлежащего в главном предложении нет. Значит, оно какое? Односоставное или двусоставное? А что такое резвяся и играя? Задайте вопрос. Деепричастия. А как деепричастия выделяются на письме? Запятыми. Их два. Значит они какие? Однородные. Но у деепричастий есть зависимое слово как бы. Значит, это деепричастный оборот. А мы сейчас так говорим – резвяся? А как Резвясь. Что изменилось со времен Тютчева? Суффикс возвратности ся на сь. И сейчас мы слово из устаревшей формы преобразовали в современную.

Давайте докажем расстановку знаков препинания графически, составим схему расстановки знаков препинания. ПОМОЧЬ. Определите вид придаточного, подчеркните придаточное.

Ребята. А зачем Тютчев вводит в оборот Как бы – слово-паразит. Я всегда ругаюсь, когда вы мне его произносите. Это будет еще одно наше исследование. Нам в этом поможет знание средств художественной выразительности. Гром может у нас резвиться и играть. Значит это переносное значение. Это олицетворение. А зачем рядом как бы. Намеренно олицетворение показывает как скрытое сравнение с ребенком, но не совсем, а как бы, что вводит двойной эффект, вроде как не надо бояться грома, и вроде как силы природы – гром – это серьезно. Значит, у Тютчева это не речевая ошибка, а прием, раскрывающий его идею стихотворения- двойственность природы.

Найдите звукопись в отрывке. Какой звук встречается чаще «р». Подберите ассоциации к звуку «р». Какие Вы краски использовали, чтобы изобразить звук? Все в стихотворении работает на одну идею.

7 мин.

Задание 6. Определение лексического значения.

Ребята. Вспомним теперь исключения, которые встречаются в чередовании. Есть ли в записанных в таблице исключениях незнакомые? Давайте объясним их лексическое значение. Произведем устный лексический разбор

гаревой, выгарки, изгарь, пригарь

зоревать, позоревать

чета

4 мин.

Задание 7. Графический комментарий орфограмм. На следующем уроке к к.д, а потом РНО.

Ребята. Вы помните, что очень важно графически правильно выделять орфограмму. Давайте вспомним, как это нужно делать, если Вы ошиблись и делаете работу над ошибками. Если кому-то нужно записать, запишите в тетрадь.

2 мин.

Задание 8. Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Ребята. Мы продолжаем с Вами готовиться к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. И сегодня мы решим тесты по образцу экзамена. Итак, первое задание

12 мин.

Рефлексия. Что сегодня узнали нового? Как Вы думаете, для чего пригодится грамотно писать, логически мыслить в реальной жизни? Какие виды памяти Вы сегодня использовали?

2 мин.




1 Определяя тему и место урока в системе уроков, учитель руководствуется требованиями учебной программы, следует календарно-тематическому планированию, которое создается в соответствии с программой и рекомендациями к планированию.

2 Цель урока должна быть мотивирована (зачем это знать, уметь), осознана учащимися.

3 Соответствие содержания программе и современному уровню развития педагогической науки.

Похожие:

Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconЛекция «Филология» книги издательства «Флинта»
Ы: Литературоведение – русская литература и зарубежная литература; Психология; Педагогика; Риторика; Русский язык как иностранный;...
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconУрок ( русский язык, литература ) в 7 классе на тему : «люби и охраняй природу»
Развить уверенность в детях в том, что каждый из них несёт ответственность за всё живое и неживое на планете
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconКонспект урока 5
Интегрированный урок по истории, мхк и литературе с элементами многоканальности и мастерской
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconМетодической системы
Гуманитарная: Иностранный язык, История и обществознание, Русский язык и литература, Экономика
Урока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература) iconТематическое планирование по русскому языку 5класс
«Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2008 год», «Методических рекомендаций...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница