Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18




Скачать 38,61 Kb.
НазваниеПрограмма по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Дата04.02.2016
Размер38,61 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА


Исследование типологии текста в 20-21 вв.: методы и аспекты анализа


Программа по специальной дисциплине


по специальности 10.02.01 – Русский язык


Всего учебных часов 36 (1 ЗЕТ)


Всего аудиторных занятий, час. 18

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18


МОСКВА 2011_


Пояснительная записка


Дисциплина «Исследование типологии текста в 20-21 вв.: методы и аспекты анализа» является обязательной дисциплиной 2-го года обучения в аспирантуре и входит в образовательную составляющую структуры программы послевузовского профессионального образования (ОД.А.04). Программа дисциплины разработана на основе паспорта научной специальности 10.02.01 – «Русский язык» с учетом особенностей сложившейся научной школы проф. Е.И.Дибровой и программы кандидатского экзамена по специальности «Русский язык». Дисциплина базируется на тенденциях современного знания: а) стяжении смежных гуманитарных наук – языка, литературы, философии, психологии, истории, социологии, этики, эстетики, религии и др.; б) сопряженности с естественными (биолого-психическими) науками – онтогенетикой, биоэнергетикой, (структурой и сферой деятельности), психологией, психолингвистикой, психомоторикой (душевным складом и сознательными действиями автора) и др.; в) сближения гуманитарных и точных наук – физики, математики, кибернетики и др.

Указанная трехчастная (трехмерная) совокупность и сложность составляющих создания текста произведения требует расчлененности типового анализа и методов научного исследования. Мыслимое/фактическое выделение сведений гуманитарных, биолого-психологических и точных наук на составные, аналитико-абстрагированные части позволяет по-новому рассмотреть текст произведения в не существовавших ранее аспектах, методах и методиках.

Данная дисциплина при взаимодействии с другими дисциплинами призвана обобщить, углубить лингвистические знания аспирантов в области современной типологии текста, дать представление о современных методах анализа текста, о коммуникативно-когнитивной модели текстопорождения (термин Е.И.Дибровой), и, кроме того, должна способствовать развитию научно-исследовательских способностей при написании кандидатской диссертации.


Основные цели и задачи дисциплины


Цель данного курса - изучение методов и аспектов анализа текста в современной лингвистике (шире – филологии) XX-XXI века. Важнейшая задача заключается в том, чтобы дать аспирантам систему понятий и исследовательских приемов для объяснения традиционного и новаторского подхода при анализе текста; сформировать у аспирантов систему теоретических знаний, помогающих понять механизмы текстообразования и текстопонимания.

Задачи:

- знать предмет, цели и задачи изучаемой дисциплины;

- усвоить основные понятия и термины дисциплины;

- знать главные направления исследования текста в современной филологии (лингвистике);

- уметь использовать разные методы и методики при анализе текста.


Распределение часов учебных занятий по семестрам


Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа

Исследование типологии текста в 20-21 вв.: методы и аспекты анализа

Лекции

18

18

1




Общий объем часов по дисциплине

18

18

36



Содержание дисциплины


Введение. Предмет, объект, цели и задачи дисциплины. Основные понятия дисциплины. Текст как многоаспектное явление. Традиции исследования текста и его параметризация. Междисциплинарное изучение текста на основе данных гуманитарных и точных наук.

Проблемный анализ. Различные интерпретаци текста. Классификации современных взглядов на текст. Лингвистическая трактовка текстового материала. Оппозиции, связи, отношения. Синхронный и диахронный анализ структур и систем. Теории поля в лингвистике. Семасиологическая характеристика поля. Смысловая структура поля. Проблемно-полевой анализ текста. Проблемы авторской интенции. Гносеолого-коммуникативный подход к тексту, позволяющий рассмотреть его с позиций теории познания и теории отражения психофилологическим способом. Проблемное поле, его содержание: лингвистика текста; семиотика текста; психолингвистика текста; психофилология текста; когнитивно-коммуникативная модель текстопорождения.

Системный анализ. Анализ категорий текста. Онтологическая (субстантивная) категория событийности. Атрибутивные (характеризующие) категории событийности. Категории движения, пространства и времени. Релятивные парные категории событийности: категория автора и категория читателя. Категория структуры (формы) и категория содержания. Категория системы и категория компонента. Многомерность текста: внутренняя и внешняя структура. Два типа исследования текста при структурно-системном подходе: традиционный (аналитический) и синтетический.

Праксеологический анализ. Методико–теоретические аспекты рассмотрения концепции текста произведения с точки зрения оптимизации процесса изучения, его моделирования и установления алгоритмов разработки. Традиционная триада семиологии: я (как познающий субъект) -действительность (как познаваемый объект) –и культура (как материальное и духовное отражение мира действительности). Функционально-содержательная взаимозависимость культуры и языка. Динамическая модель культуры Ю.М.Лотмана. Герменевтическое прочтение теста Х.-Г. Гадамера. Инструментарий интертекста: культура авторского «я», культура его языковой личности (возможности, способы и формы выражения «я»), культура литературного направления, традиции направления и историко-культурное состояние общества. Психофилологический анализ смыслообразования как методический прием. Смысл как психофилологическая категория. Два семантические состояния слова: системное (лексикоцентрическое) и текстоцентрическое. Множественность адресатных истолкований текста.

Прогностический анализ. Прогностический анализ и его аспекты: а) нормативность прогноза; б) будущее системы этого прогноза; в)способы достижения системного прогностического анализа; г)поисковый характер; д) тренды развития вариантов систем. Коммуникативно-когнитивный подход к тексту. Психическая доречевая деятельность личности - истоки текста. Психо-физиологические и психо-мотивационные начала процесса текстопорождения. Два аспекта исследования текста: текстопорождение (текст от автора - авторская модель) и текстоосмысление (текст от читателя - читательская модель). Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения (авторское моделирование).

Сравнительно-исторический анализ. Вопрос о связи самостоятельных предложений в учении М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова, Ф.И.Буслаева, Ф.Ф.Фортунатова и др. ученых. Логико-синтаксические отношения между предложениями (В. В. Суренский, М.Н.Иванов). Сверхфразовые единства» (Л.А.Булаховский). Сложное синтаксическое целое (Н.С.Поспелов). Синтаксический компонент (А.И.Фигуровский). Контактная (ближайшая) связь - дистантная (отдаленная) связь (Е.И.Диброва). Категории текста - универсальные понятия явлений, связей и свойств, их отношений в художественном мире. Лингвогносеологический подход к тексту. Временные и локально-темпоральные формы, субъектные и объектные формы. Анализ текста в аспекте семантики и структуры таксиса. Композит как минимальная структурно-содержательная единица текста (Е.И.Диброва).

Метод декомпозиции. Содержательно-структурная протяженность текста. Субпространства текста: затекст, предтекст, интродукция, собственно текст, посттекст, подтекст и надтекст. Двусубъектность речевого мышления автора и читателя/исследователя. Семантический зазор между автором и читателем. Коннотация текстовая. Смыслы произведения (текстемы) и субсмыслы (контекстемы). Комбинаторно-семантические процессы трансформации, нейтрализации, деривации, транспозиции. Связь экспликации подтекста с различными уровнями языка.

Метод агрегирования. Метод агрегирования как последовательное преобразование исходной модели в структуре текста в модель с меньшим числом переменных.

Метод композитного анализа. Композитное строение текста. Квантовость содержания текста (Е.И.Диброва). Композитная сегментация текста. Параметризация композита. Структурный (сегментация мега-темы произведения на тему и подтему, рамочность конструкции), лексико-семантический (хронотопические векторы повествования, гиперо-гипонимическое устройство содержания композита, синонимико-антонимические взаимодействия, семантика рамочной информации, лексические приоритеты) и грамматический (семантико-синтаксические отношения и средства связи) параметры.

Критериальный метод. Критериальный метод как поиск данных для создания классификации явления. Тип классификационной модели текста. Параметризация коммуникативно-когнитивной модели. Измерения коммуникативно-когнитивной модели текстопорождения: личность, содержание текста и способ его выражения.

Гипотетический метод. Дискретность текста. Скважинность смысла как прерывистость излагаемой мысли. Квантовый режим сознания. Скважинность в тексте как результат дискретности речевого мышления, основанной на квантовости сознания.

Метод закономерностей. Объективно существующая связь между филологическими явлениями и устойчивыми отношениями в структуре текста. Линейность пространства текста (Л.Ельмслев). Два способа понимания категории пространства - по Ньютону и по Лейбницу. Пространство по В. Н. Топорову - объединение реальности, человека, текста и слова. Авторские кредо-мировоззренческие устои. Персонажные сферы в пространстве текста.

Метод экстраполяции. Метод экстраполяции - распространение выводов, полученных из наблюдений над одним филологическим явлением на другие аналогичные явления. Перенесение понятия композита на антонимический композит и антонимический блок. Амбивалентность как двойственность переживания. Антонимические блоки в тексте.


Лекционный курс



Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.

Раздел 1.

Тема 1.1. Многоаспектность текста.

1.1.1. Введение. Предмет, объект, цели и задачи дисциплины. Основные понятия дисциплины. Текст как многоаспектное явление.

1.1.2. Традиции исследования текста и его параметризация (для самостоятельного изучения).


Тема 1.2. Проблемный анализ.

1.2.1. Различные интерпретаци текста. Классификации современных взглядов на текст. Лингвистическая трактовка текстового материала. Оппозиции, связи, отношения. Синхронный и диахронный анализ структур и систем. Теории поля в лингвистике. Семасиологическая характеристика поля. Смысловая структура поля.

1.2.2. Проблемно-полевой анализ текста. Проблемы авторской интенции. Гносеолого-коммуникативный подход к тексту, позволяющий рассмотреть его с позиций теории познания и теории отражения психофилологическим способом.

1.2.3. Проблемное поле. Содержание проблемного поля: лингвистика текста; семиотика текста; психолингвистика текста; психофилология текста; когнитивно-коммуникативная модель текстопорождения (для самостоятельного изучения).

Тема 1.3. Системный анализ.

1.3.1. Анализ категорий текста. Онтологическая (субстантивная) категория событийности. Атрибутивные (характеризующие) категории событийности. Категории движения, пространства и времени. Релятивные парные категории событийности: категория автора и категория читателя (для самостоятельного изучения). Категория структуры (формы) и категория содержания. Категория системы и категория компонента.

1.3.2.Многомерность текста. Внутренняя и внешняя структура. Два типа исследования текста при структурно-системном подходе: традиционный (аналитический) и синтетический.

Тема 1.4. Праксеологический анализ.

1.4.1. Методико-теоретические аспекты рассмотрения концепции текста. Текст произведения с точки зрения оптимизации процесса изучения, его моделирования и установления алгоритмов разработки. Традиционная триада семиологии: я (как познающий субъект) - действительность (как познаваемый объект) –и культура (как материальное и духовное отражение мира действительности).

1.4.2. Функционально-содержательная взаимозависимость культуры и языка. Динамическая модель культуры Ю.М.Лотмана. Герменевтическое прочтение теста Х.-Г. Гадамера. Инструментарий интертекста: культура авторского «я», культура его языковой личности (возможности, способы и формы выражения «я»), культура литературного направления, традиции направления и историко-культурное состояние общества (для самостоятельного изучения).

1.4.3. Психофилологический анализ смыслообразования как методический прием. Смысл как психофилологическая категория. Два семантические состояния слова: системное, лексикоцентрическое и текстоцентрическое. Множественность адресатных истолкований текста.

Тема 1.5. Прогностический анализ.

1.5.1. Аспекты прогностического анализа. Нормативность прогноза. Будущее системы этого прогноза. Способы достижения системного прогностического анализа. Поисковый характер. Тренды развития вариантов систем. Коммуникативно-когнитивный подход к тексту.

1.5.2. Психическая доречевая деятельность личности - истоки текста. Психо-физиологические и психо-мотивационные начала процесса текстопорождения. Два аспекта исследования текста: текстопорождение (текст от автора - авторская модель) и текстоосмысление (текст от читателя - читательская модель). Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения (авторское моделирование).

Тема 1.6. Сравнительно-исторический анализ.

1.6.1. Взаимосвязь самостоятельных предложений в тексте. Вопрос о связи самостоятельных предложений в учении М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова, Ф.И.Буслаева, Ф.Ф.Фортунатова и др. ученых. Логико-синтаксические отношения между предложениями (В. В. Суренский, М.Н.Иванов). Сверхфразовые единства» (Л.А.Булаховский). Сложное синтаксическое целое (Н.С.Поспелов). Синтаксический компонент (А.И.Фигуровский). Контактная (ближайшая) связь - дистантная (отдаленная) связь (Е.И.Диброва).

1.6.2. О категориях текста. Категории текста - универсальные понятия явлений, связей и свойств, их отношений в художественном мире. Лингвогносеологический подход к тексту. Временные и локально-темпоральные формы, субъектные и объектные формы. Анализ текста в аспекте семантики и структуры таксиса. Композит как минимальная структурно-содержательная единица текста (Е.И.Диброва) (для самостоятельного изучения).

Раздел 2.

Тема 2.1. Метод декомпозиции.

2.1.1. Содержательно-структурная протяженность текста. Субпространства текста: затекст, интродукция, собственно текст, посттекст, подтекст и надтекст. Двусубъектность речевого мышления автора и читателя/исследователя. Семантический зазор между автором и читателем.

2.1.2. Коннотация текстовая. Смыслы произведения (текстемы) и субсмыслы (контекстемы). Комбинаторно-семантические процессы трансформации, нейтрализации, деривации, транспозиции. Связь экспликации подтекста с различными уровнями языка.

Тема 2.2. Метод агрегирования.

Метод агрегирования как последовательное преобразование исходной модели в структуре текста в модель с меньшим числом переменных.

Тема 2.3. Метод композитного анализа.

2.3.1. Композитное строение текста. Квантовость содержания текста (Е.И.Диброва). Композитная сегментация текста. Параметризация композита.

2.3.2. Параметры композита. Структурный параметр: сегментация мега-темы произведения на тему и подтему, рамочность конструкции. Лексико-семантический параметр: хронотопические векторы повествования, гиперо-гипонимическое устройство содержания композита, синонимико-антонимические взаимодействия, семантика рамочной информации, лексические приоритеты). Грамматический параметр: семантико-синтаксические отношения и средства связи.

Тема 2.4. Критериальный метод.

2.4.1. Критериальный метод как поиск данных для создания классификации явления. Тип классификационной модели текста. Параметризация коммуникативно-когнитивной модели.

2.4.2. Измерения коммуникативно-когнитивной модели текстопорождения. Личность. Содержание текста. Способ его выражения (для самостоятельного изучения).

Тема 2.5. Гипотетический метод.

2.5.1. Дискретность текста. Скважинность смысла как прерывистость излагаемой мысли. Квантовый режим сознания. Скважинность в тексте как результат дискретности речевого мышления, основанной на квантовости сознания.

Тема 2.6. Метод закономерностей.

2.6.1. Объективно существующая связь между филологическими явлениями и устойчивыми отношениями в структуре текста. Линейность пространства текста (Л.Ельсмлев). Два способа понимания категории пространства - по Ньютону и по Лейбницу. Пространство по В. Н. Топорову - объединение реальности, человека, текста и слова. Авторские кредо-мировоззренческие устои. Персонажные сферы в пространстве текста.

Тема 2.7. Метод экстраполяции.

2.7.1. Метод экстраполяции как распространение выводов, полученных из наблюдений над одним филологическим явлением на другие аналогичные явления. Перенесение понятия композита на антонимический композит и антонимический блок. Амбивалентность как двойственность переживания. Антонимические блоки в тексте.



1


2


2


2


2


2


1


1


1


1


1


1


1




Содержание и объем самостоятельной работы студентов


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

Объём часов

1

2

3

4

Раздел 1.

Тема 1.1. Многоаспектность текста.

1.1.2. Традиции исследования текста и его параметризация.


Тема 1.2. Проблемный анализ.

1.2.3. Проблемное поле. Содержание проблемного поля: лингвистика текста; семиотика текста; психолингвистика текста; психофилология текста; когнитивно-коммуникативная модель текстопорождения.


Тема 1.4. Праксеологический анализ.

1.4.2. Функционально-содержательная взаимозависимость культуры и языка. Динамическая модель культуры Ю.М.Лотмана. Герменевтическое прочтение теста Х.-Г. Гадамера. Инструментарий интертекста: культура авторского «я», культура его языковой личности (возможности, способы и формы выражения «я»), культура литературного направления, традиции направления и историко-культурное состояние общества.


Тема 1.6. Сравнительно-исторический анализ.

1.6.2. О категориях текста. Категории текста - универсальные понятия явлений, связей и свойств, их отношений в художественном мире. Лингвогносеологический подход к тексту. Временные и локально-темпоральные формы, субъектные и объектные формы. Анализ текста в аспекте семантики и структуры таксиса.


Раздел 2.

Тема 2.4. Критериальный метод.

2.4.2. Измерения коммуникативно-когнитивной модели текстопорождения. Личность. Содержание текста. Способ его выражения.


Тема 2.7. Метод экстраполяции.

2.7.1. Перенесение понятия композита на антонимический композит и антонимический блок. Амбивалентность как двойственность переживания. Антонимические блоки в тексте.

Подготовка эссе на тему 1.1.2 с конспектированием первоисточников: 1) Николаева Т.М. «Лингвистика текста» и ее эволюция// От звука к тексту. М., 2000; 2) Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М., Флинта, 2007; 3) Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003; 4) Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999; 5) Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук// Эстетика словесного творчества. М., 1982; 6) Иванчикова Е. А. Опыт типологии текстов / Е. А. Иванчикова // Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. – М., 1987.


Перевод первоисточников: 1) Beaugrande de R., Dressker W. Introduction to text linguistics. N.Y.,1981; 2) Huck G. Hermeneutics of texts and hermeneutics of action. New literary history. V.XII, 1980, №1. P. 91-97.


Реферирование: 1) Симонов П. В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. М., 1993; 2) Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985; 3) Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. М.,1991; 4) Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,1956; 5) Диброва Е.И. Феномен текста: культурологический и психофилологический// «Филология – Philologica». Краснодар, 1995. №8; 6) Диброва Е.И. Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения // Диброва Е.И. Избранные работы. Т.I. М., ТВТ Дивизион, 2008.


Аннотированный обзор научной литературы по теме: 1) Лихачев Д.С. Об искусстве слова и филологии. М., 1989; 2) Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992; 3) Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988; 4) Диброва Е.И. Культура. Филология. Текст// Избр. работы. Т.I. М.,2008. 5) Диброва Е.И. О филологическом истолковании текста. М.,1994; 6) Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. М., 2004; 7) Бутрим З.И. Авторская текстография и читательское восприятие. Вестник МГГУ. Серия «Филологические науки». М., 2007. № 3. С.45-53; 8) Лотман Ю.М. Тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994 и др. работы из научной периодики.


Подготовка докладов на предложенные темы на основе реферирования предложенных первоисточников: 1) Диброва Е.И. Категории художественного текста// Семантика языковых единиц. М., 1998; 2) Диброва Е.И. Категория связности художественного текста // Традиционное и новое в русской грамматике. М.,2000; 3) Диброва Е.И. Пространство текста//Категоризация мира: пространство и время. Изд. МГУ им. М.В. Ломоносова. 1997; 4) Валгина Н.С. Теория текста: Учеб. пособие. М., 2003; 5) Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.


Реферирование первоисточников: Диброва Е.И. Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения // Диброва Е.И. Избранные работы. Т.I. М., ТВТ Дивизион, 2008;

Диброва Е.И. Структура содержания художественного текста: квантовость и скважинность//Язык классической литературы. Т.II. М., 2007

Перевод первоисточников: Wheeler J.A. World at System Self Synthesized by Quantum Networking, 1988.


Составление реферата и подготовка доклада по источникам: 1)

Диброва Е.И. Поэтические функции антонимической стилистики в дневниковом тексте М.Пришвина // Диброва Е.И. Избранные работы. Т.I. М., ТВТ Дивизион, 2008; 2) Ковалева Н.А. Письмо как вид композита // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2011. № 2. С. 121-128.






5


3


4


2


2


2




Учебно-методические материалы по дисциплине


Основная литература

  1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск. ТГУ, 2006.

  2. Валгина Н.С. Теория текста: Учеб. пособие. М., 2003.

  3. Диброва Е.И. Художественный текст: Структура. Содержание. Смысл: Избранные работы. В 2-х томах. М., 2008.

  4. Диброва Е.И. Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения // Диброва Е.И. Избранные работы. Т.I. М., ТВТ Дивизион, 2008.

  5. Диброва Е.И. Культура. Филология. Текст// Избр. работы. Т.I. М.,2008.

  6. Учебник для вузов. М., 2004.

  7. Кудрявцева Е.Л. Чтение, анализ и интерпретация поэтического текста: Учебное пособие: В 2-х частях. М., 2008.

  8. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.

  9. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.

  10. Северская О.И. Язык поэтической школы: идиолект, идиостиль, социолект: Научное издание / О.И. Северская. М., 2007.

  11. Текст. Структура и семантика. Доклады X-XIII Международной конференции. В 2-х томах. М., 2007-2011 гг.

  12. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: Структура и семантика: Учебное пособие. М., 2009.



  13. Чурилина Л.Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М., 2006.

  14. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2 т. Т.I., II. М.: Academia, 2008.


Дополнительная литература

  1. Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке. М., 1992.

  2. Ахманова О.С., Гюббенет И.В. Вертикальный контекст как филологическая проблема // ВЯ. 1977. № 3.

  3. Барт Ролан. Избранные работы. М., 1994.

  4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  5. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук// Эстетика словесного творчества. М., 1982

  6. Бутрим З.И. Авторская текстография и читательское восприятие. Вестник МГГУ. Серия «Филологические науки». М., 2007. № 3. С.45-53.

  7. Бутрим З.И. Слово в микро- и макроконтексте. // Активные процессы в современном русском языке. Ростов н/Д. 2006.С. 67-70.

  8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., Русские словари, 1997.

  9. Верещагин Е.М., В.Г. Костомаров. Язык и культура. М., 1976.

  10. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1980.

  11. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.,1980.

  12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.

  13. Газарх Р.С. Принцип дистантности общения при коммуникативном анализе текста // Прагматика и стилистика текста. Алма-Ата, 1988.

  14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

  15. Гинзбург Е. Я. Контекст, функции контекста и художественная форма слова / Е. Я. Гинзбург // Семантика языковых единиц. Т. 2. М., 1996.

  16. Диброва Е.И. Поэтические функции антонимической стилистики в дневниковом тексте М.Пришвина // Диброва Е.И. Избранные работы. Т.I. М., ТВТ Дивизион, 2008.

  17. Диброва Е.И. Категории художественного текста// Семантика языковых единиц. М., 1998.

  18. Диброва Е.И. Категория связности художественного текста // Традиционное и новое в русской грамматике. М.,2000.

  19. Диброва Е.И. О филологическом истолковании текста. М.,1994.

  20. Диброва Е.И. Пространство текста в композитном членении//Структура и семантика художественного текста. М., 1999.

  21. Диброва Е.И. Пространство текста//Категоризация мира: пространство и время. Изд. МГУ им. М.В. Ломоносова. 1997.

  22. Диброва Е.И. Структура содержания художественного текста: квантовость и скважинность//Язык классической литературы. Т.II. М., 2007.

  23. Диброва Е.И. Феномен текста: культурологический и психофилологический// «Филология – Philologica». Краснодар, 1995. №8.

  24. Жарина О.А. «Дискурс» и «текст»: проблемы дефиниции // Активные процессы в современном русском языке. Ростов-на- Дону. 2006.

  25. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста:

  26. Иванчикова Е. А. Опыт типологии текстов / Е. А. Иванчикова // Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. – М., 1987.

  27. Ильенко С.Г. Текстовая реализация и текстообразующая функция синтаксических единиц // Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц. Л., 1988.

  28. Касевич О.Б. Говорящий и слушающий: Языковая личность, текст, проблемы обучения. СПб., 2001.

  29. Ковалева Н.А. Письмо как вид композита // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2011. № 2. С. 121-128.

  30. Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М: Эдиториал УРСС, 2002.

  31. Концептосфера А.П. Чехова: сборник статей / Под ред. Н.В. Изотовой. Ростов н/Д., 2009.

  32. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

  33. Лотман Ю.М. Тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994.

  34. Медведев В.В., Широков Д.В. Квантовая теория поля//Физическая энциклопедия. Т.2. М., 1990.

  35. Николаева Т.М. От звука к тексту. М., 2000.

  36. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII, 1978.

  37. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.

  38. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект. Новосибирск, 1992.

  39. Свинцов В.И. К проблеме верификации художественного текста // Текст и культура: общие и частные проблемы / Под ред. Ю.А. Сорокина. М., 1985.

  40. Симонов П. В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. М., 1993.

  41. Солганик Г.Я. Очерки модального синтаксиса. М.: Флинта: Наука, 2010.

  42. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 1993.

  43. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.

  44. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М.,: Наука, 1987.

  45. Текст, контекст, подтекст. М., 1986.

  46. Топоров В.Н. Пространство и текст//Текст. Семантика и структура. М.,1983.

  47. Топоров В.Н. Пространство. М., 1982.

  48. Фигуровский И. А. От синтаксиса отдельного предложения - к синтаксису целого текста// РЯШ. 1948, №3.

  49. Четверикова О.В. Авторские смыслы и средства их репрезентации в художественном тексте: Учебное пособие для студентов филолог. специальностей вузов. Армавир, 2005.

  50. Четверикова О.В. Комплексный анализ поэтического текста (психолингвистический подход) // Дидактико-методические аспекты современного урока. Армавир, 2007.

  51. Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. Ред. Уфимцева Н.В. М., 2000.

  52. Beaugrande de R., Dressker W. Introduction to text linguistics. N.Y.,1981.

  53. Huck G. Hermeneutics of texts and hermeneutics of action. New literary history. V.XII, 1980, №1.

  54. Oettinger A. G. Linguistics and mathematics. Studies presented to
    Joshua Whatmough on his Sixtieth Birthday, 1957.

  55. Wheeler J.A. World at System Self Synthesized by Quantum Networking, 1988.


Словари и справочники

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2009.

  2. Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

  3. Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Под ред. В.П. Ярцевой. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  4. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык,1998.

  5. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия. 2-е изд., переработ, и доп. М.: 2004.

  6. Большая Российская энциклопедия. М.: Дрофа, 1998.

  7. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.П. Ярцевой. М.: Советская Энциклопедия, 1990 (ЛЭС).

  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:АЗЪ, 1991.

  9. Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А.П.Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981 -1984.

  10. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1948 -1965.

  11. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. /Гл. ред. К.С.Горбачевич. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1991 - Т.1 - 6.

  12. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газет, радио, телевидения. М., Флинта, 2004.

  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. М., 2001.


Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы,

электронные словари и сетевые ресурсы


http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=2735


http://slovari.yandex.ru/


www.gumer.info/…/Literat/Lotman/_01.php


snoistfak.mgpu.ru/…/methodology/me21.html


www.finam.ru/…/wordf030E0/default.asp?n=2


Примерный перечень вопросов к итоговому контролю


Теоретическая часть

  1. Текст как многоаспектное явление.

  2. Параметризация текста.

  3. Традиционное исследование текста.

  4. Различные интерпретации текста.

  5. Классификации современных взглядов на текст.

  6. Лингвистическая трактовка текстового материала.

  7. Проблемно-полевой анализ текста.

  8. Проблемы авторской интенции.

  9. Гносеолого-коммуникативный подход к тексту.

  10. Системный анализ текста.

  11. Анализ категорий текста.

  12. Онтологическая (субстантивная) категория событийности.

  13. Атрибутивные (характеризующие) категории событийности.

  14. Категории движения, пространства и времени.

  15. Релятивные парные категории событийности: категория автора и категория читателя.

  16. Категория структуры (формы) и категория содержания.

  17. Категория системы и категория компонента.

  18. Многомерность текста: внутренняя и внешняя структура.

  19. Два типа исследования текста при структурно-системном подходе:

  20. Праксеологический анализ.

  21. Психофилологический анализ смыслообразования как методический прием.

  22. Смысл как психофилологическая категория.

  23. Два семантические состояния слова: системное (лексикоцентрическое) и текстоцентрическое.

  24. Множественность адресатных истолкований текста.

  25. Прогностический анализ и его аспекты.

  26. Коммуникативно-когнитивный подход к тексту.

  27. Два аспекта исследования текста: текстопорождение и текстоосмысление.

  28. Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения.

  29. Сравнительно-исторический анализ текста.

  30. Анализ текста в аспекте семантики и структуры таксиса.

  31. Композит как минимальная структурно-содержательная единица текста.

  32. Метод декомпозиции.

  33. Метод агрегирования.

  34. Метод композитного анализа.

  35. Критериальный метод.

  36. Гипотетический метод.

  37. Метод закономерностей.

  38. Метод экстраполяции.

Похожие:

Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Художественный мир М. А. Шолохова: концептуальная сфера поэтико-лингвистической доминантности
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика) Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 12 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 24
Цель данного курса представить системно-функциональное описание эпистолярного жанра как лингвистического и литературоведческого явления...
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Структура подчинения и линеаризация. Синтаксические деревья и поддеревья. Грамматики зависимостей и грамматики составляющих. Древоприсоединяющие...
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconВсего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18 iconСтудентов 4 часа Всего аудиторных часов по дисциплине 32 часов Всего часов Форма получения по дисциплине часов высшего образования дневная Составил В. И
Учебная программа «Основы научных исследований» разработана для студентов специальности 1-31 04 01 03 «Физика» (научно-педагогическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница