Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп»




НазваниеСтатья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп»
Дата04.02.2016
Размер8,61 Kb.
ТипСтатья
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 103 «Тургай»


Статья на тему

«Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи

у детей с ДЦП»

на Региональном семинаре-практикуме для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений

по теме:

«Интеграция образовательных областей на занятиях по развитию речи в детском саду в рамках ФГТ»


Подготовили

Тихомолова Галина Геннадьевна

воспитатель I кв. категории

Азизова Наталья Александровна

воспитатель I кв. категории


Набережные Челны 2013 год


Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с ДЦП


Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой правильной речи невозможно приобрести навыки общения и научиться строить отношения с окружающим миром.

В коррекционной работе с детьми с ДЦП формирование связной речи является конечной целью, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателя и родителей. Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа. Недостатки речи у данной категории детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи, что в свою очередь ведет к несформированности речевого общения.

Свои занятия по развитию связной речи у детей с ДЦП мы строим на принципах интеграции образовательных областей. Интеграция дает возможность задействовать наибольшее количество анализаторов: зрительные, слуховые, тактильные и т. д. К примеру, работая над составлением описательного рассказа по теме «Ранняя осень», дети предварительно рассматривали репродукцию картины «Золотая осень» Левитана на интерактивной доске, прослушали аудиозапись «Осень» Вивальди. В ходе непосредственной работы по составлению рассказа воспользовались мнемотаблицей, составленной с опорой на предыдущую работу, провели дыхательную гимнастику «Осенний воздух», а в конце приготовили подарок родителям – аппликацию из осенних листьев. Таким образом, интегрированные здесь образовательные области «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Познание» помогли в решении главной задачи данного занятия – задачи развития связной речи, сделав его более ярким, запоминающимся, интересным, продуктивным.

Неоценимую поддержку педагогу при подготовке к занятию может оказать интернет. На его бескрайних просторах всегда найдутся и картинки для словарной работы, и тексты стихов и сказок по программе. Педагог может создать фильм или презентацию что называется «под себя», учитывая особенности развития речи своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии, интегрировать те образовательные области, которые, по его мнению, наилучшим образом помогут в решении этих задач, в частности, область «Познание».

Не всегда дети с ограниченными возможностями могут в полной мере подготовиться к предстоящему занятию. Например, при работе по теме «Дикие животные» необходима прогулка в осенний лес, которую многим детям трудно совершить даже вместе с родителями. На помощь приходят ИКТ, и прогулка с использованием слайдов на интерактивной доске «проходит» весьма увлекательно,

сюда же включается чтение стихов или небольшого рассказа (образовательная область «Художественная литература»), слушание музыкальных произведений (образовательная область «Музыка») и даже пантомима «В лесу». Воспитатель говорит: «Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете». Дети имитируют качающиеся от ветра деревья, кружащиеся в воздухе листья или какое-то животное, пробежавшее мимо (образовательная область «Здоровье»).

Большую помощь воспитателям и учителям – дефектологам в развитии связной речи оказывает использование в работе компьютерной игровой программы «Игры для Тигры», включающую в себя как собственно программу, так и методические рекомендации по ее применению. Применение программы «Игры для Тигры» в работе с детьми с особыми потребностями делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме.

Подобные компьютерные продукты, сопровождаемые музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, как правило, вызывают интерес и эмоциональный отклик у детей за счет реалистичности, динамичности и использования анимированных изображений и в большей мере, чем обычный рассказ воспитателя, побуждают к самостоятельным высказываниям. Такая информация легче переводится в долговременную память и речь. Использование различного вида презентаций в непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи позволяет углублять знания детей одновременно в нескольких образовательных областях.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно у детей с ДЦП. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие звуковой культуры речи ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что важно, мощным средством, ускоряющим развитие связной речи. А это не что иное, как интеграция в непосредственно образовательную деятельность по развитию речи образовательной области «Здоровье». Кроме традиционной словесной пальчиковой гимнастики хорошо зарекомендовали себя модифицированные и новые упражнения: «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа) кистей рук ( грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щетками и мячами), перебирание четок, бус, элементы Су-Джок терапии.

В любых игровых упражнениях, от самых простых до сложных, которые воспитатель по рекомендации учителя-дефектолога включает в ход непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи, детям необходимо задействовать пальцы: учиться нажимать на определенные клавиши на клавиатуре, раскатывать соленое тесто (образовательная область «Художественное творчество»), выкладывать на коврографе картинки в соответствии с нужным сюжетом (образовательные области «Коммуникация » и «Познание»).

В качестве надежного средства для закрепления приобретенных в процессе непосредственно образовательной деятельности знаний и умений в области связной речи мы применяем художественное творчество (различные виды лепки, аппликации, рисования, в частности, нетрадиционными способами).

У дошкольников с общим недоразвитием речи, каковыми являются и дети с ДЦП, ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуации, осуществляется гораздо легче. Таким детям значительно проще воспроизвести прослушанный текст, опираясь на картинные фрагменты из него. А мнемотаблица, в которой каждая картинка-модель – это зашифрованное предложение из текста, помогает детям передать содержание, не упустив ни одного фрагмента. Применение выполненных в ярком цвете мнемотаблиц наиболее целесообразно при работе с детьми с ДЦП в качестве дополнительного средства воздействия на зрительные анализаторы. Использование мнемотехники в непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи является интеграцией образовательной области «Коммуникация».

Последовательно применяя описанные выше способы интеграции образовательных областей, удается сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми словарными высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором последовательных, грамматически не сформированных фраз. Система работы по интеграции образовательных областей на занятиях по развитию связной речи у детей с ДЦП позволяет включить воспитанников, родителей, педагогов в деятельность, помогает детям реализовать себя, обрести чувство уверенности в себе как ведущее условие социализации ребенка. Овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.

Похожие:

Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» icon«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста». Составила: Воспитатель Линькова С. И
Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,...
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» iconБессонова Таисия Валентиновна Содержание
...
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» icon«Родничок» Выступление из опыта работы
Использование метода сказкотерапии при формировании связной монологической речи
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» iconСтатья по теме: «Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью»
К проблеме изучения связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» iconТема: «Состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста режимных моментах»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по развитию связной речи, вооружить практическими навыками...
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» icon«Времена года». Интеграция образовательных областей
«Коммуникация» и образовательной области «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (рисование, аппликация)
Статья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп» iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница