Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании




Скачать 23,58 Kb.
НазваниеРаботников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер23,58 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


Работа

слушателя курсов

«Менеджмент в образовании»

на тему:

Непрерывность и преемственность в образовании.


Работу выполнил:

Сантьева Л.В.,

учителя математики

МОУ «СОШ №196» ЗАТО Северск


Томск

2010 год

Введение

Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ.

  1. Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно.

  2. Узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.

  3. Отсутствие непрерывности и преемственности между школьным и вузовским или среднетехническим образованием, в частности, в плане развития общеучебных умений. Выходя из школы, выпускник чаще всего не готов к продолжению образования. Он не владеет приемами получения и переработки информации, не умеет самостоятельно работать с материалом и очень часто пытается по школьной привычке все выучить, то есть зазубрить.

  4. Непонимание того, что комплект учебников не может быть случайным, произвольным набором, а должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство. А этим требованиям отвечают лишь учебники, написанные в рамках определенной образовательной системы.

  5. Непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное — сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гуманизации и гуманитаризации образования.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.

При этом под непрерывностью подразумевается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счете — единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.

Учитывая многообразие форм обучения, в особенности на этапе школы, следует, по-видимому, различать внешнюю непрерывность (преемственность), т.е. организационный переход обучения на более высокую ступень, и внутреннюю непрерывность (преемственность), определяемую соотнесенностью содержания образования на каждой предшествующей и последующей ступенях. Это относится ко всей системе образования.

Вместе с тем для каждой ступени и каждой формы обучения должна быть предусмотрена вариативность программ для учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической зрелости (в частности, с разным уровнем доступной им самоорганизации), наконец, относящихся к различным личностно-психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся.

Таким образом, важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса образования. А так как образование — непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования

Непрерывное образование: подходы к сущности

Понятие образования в широком плане является исторически изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его целей, функций, состава, появления новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. Но, несмотря на эти изменения, главной чертой образования всегда была и остается проблемность.

На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Какая бы его сфера ни затрагивалась, какие бы аспекты обучения, воспитания, развития человека ни рассматривались, возникает необходимость выразить свое отношение к таким сторонам образования как: всеохватность, т.е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп; преемственность, т.е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве общесоциальных целей и способов их реализации; индивидуализированность, т.е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума. Фактически предстоит ответить на вопрос - всем и всегда ли нужно образовываться и кому это нужно - обществу или личности? А еще точнее, какой формуле следовать: "образование на всю жизнь" или "образование через всю жизнь"? [1] Без ответов на эти глобальные вопросы нельзя решить и вечных проблем, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях.

Чем же вызвана объективная необходимость решения проблемы непрерывности образования? Прежде всего динамизмом мирового и общественного развития, ускорением социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие и на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности.

В предшествующие периоды истории образование выполняло функцию, ориентированную по преимуществу на воссоздание производительных сил общества. Относительно медленная эволюция общественного производства обуславливала и относительное постоянство структуры и содержания образования и общего, и специального. Фактически был сформирован тип "конечного" образования, продиктованный стремлением научить навсегда, т.е. тому и так, чтобы это пригодилось человеку на протяжении всей его социальной и профессиональной деятельности. Научно-технический и социально-экономический прогресс, изменение темпов обновления техники и технологии потребовали изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. В условиях существовавшего ранее "конечного" результата образования обострились проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит политических, экономических, правовых, технических, социально-психологических, экологических знаний. Возникло парадоксальное явление, свойственное эпохе научно-технической революции: не только быстро растет объем научных знаний, но и изменяется характер наук: даже точные науки признали "множественность истины", случайность и непредсказуемость открытий, необходимость их этической оценки. Образование же как бы застыло в своем стремлении воспринимать отраженные в учебном знании образцы опыта прошлого и преподносит в логически завершенном виде систему знаний и правил. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главным стало не усвоение прежних рецептов, а подготовка к овладению методами и содержанием познания, которых ранее нигде не существовало. Этот парадокс стал и следствием резкого рассогласования достижений творческой научной мысли, осознающей приоритет человека и необходимость непрерывного духовного, телесного и профессионального совершенствования его как высшей ценности; традиционное образование ориентировано на достижение лишь узкопрагматических целей. Школа "... не сумела адекватно заменить семью, церковь, социальные и профессиональные группы. Поэтому... готовит человека знающего, но не сознающего; морализирующего, но безнравственного; воспитанного, но некультурного" [2].

Потребность в постоянной актуализации полученных в результате образования знаний, вызванная неумением работать, решать в процессе трудовой деятельности непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи, обусловила возникновение различных форм организованного послевузовского образования, например, такого социального института, как повышение квалификации. Если брать общеобразовательную и профессиональную среднюю школу, то здесь стихийное стремление преодолеть "недоученность", несоответствие уровней полученного среднего и требуемого для перехода на новую ступень высшего образования выразилось в репетиторстве. Компенсаторное образование этапов общей и профессиональной подготовки не обеспечивало ее целостности - ни сущностной, ни структурной; непрерывность, как свойство образования, не могла быть достигнута лишь формальным дополнением новыми организационными либо неформальными самоорганизованными звеньями. Скорее возникли новые проблемы, связанные с перегрузкой учащихся средней и высшей школы, избытком знаний, приводящих к их инфляции.

Тем не менее в стремлении и общества, и каждой отдельной личности к компенсаторному, дополнительному получению знаний, как своеобразной альтернативе конечного образования, можно увидеть субъективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию. Однако объективные предпосылки возникли лишь в условиях изменения общей политической, экономической, экологической и т.д. ориентации общества, его гуманизации и демократизации.

Движение к созданию подлинного непрерывного образования должно происходить с опорой на результаты глубинного системного анализа проблемы в социокультурологическом аспекте.

Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.

Сущность непрерывного образования

Прежде всего необходимо вычленить объект и предмет познания и их характеристики. Объектом данной части исследования мы считаем "непрерывное образование", а предметом - существующие взгляды и подходы к определению понятия "непрерывность образования".

Термин "непрерывное образование" (НО) в бытовой содержательной интерпретации выглядит, как представляется, весьма упрощенно: своей деятельностью человек всегда влиял на окружающий его мир, а деятельность как таковая была следствием определенного образования, которое приобреталось от предыдущих поколений и служило строительным материалом к созданию образа труженика (учителя, ремесленника, служащего и т.п.). В то же время, изменяя окружающий мир в ходе деятельности, человек, естественно, изменялся сам. Изменялось его отношение к труду и предметам труда, окружающим людям, убеждениям, идеалам и, как следствие, приходило осознание необходимости в совершенствовании своих знаний и умений.

Истоки явления "непрерывное образование" можно обнаружить в прошлом. Г.П. Зинченко считает, что проблема непрерывного образования осмысливалась не столько в форме "понятия", сколько в форме идеи. Причем возведение этой идеи он относит к Библии, Корану, Талмуду. Автор утверждает, что в форме полудогадки, полуидеи эту мысль высказывают Платон и Аристотель. Находит она отражение и в гуманистических взглядах Вольтера, Гете, Каменского, Руссо и др. [3]. Естественно, в России подобная идея тоже бродила в умах прогрессивных педагогов. По-разному эту мысль излагали великие педагоги прошлого - Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский. Весьма характерно она передается Д.И. Писаревым в его педагогических сочинениях, посвященных общим проблемам воспитания, в частности, в работе "Реалисты", где он писал: "Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого" [4 ].

Утверждения о том, что непрерывное образование имеет давнюю историю, можно встретить и в высказывании ряда зарубежных авторов. В частности, во Франции проявление идей непрерывного образования связывается с деятельностью философа-просветителя и политического деятеля эпохи французской революции Жана Кондорсэ, обосновывающего развитие разума как основу исторического прогресса. Проект программы народного образования, предложенный Ж.Кондорсэ, фактически базировался на идее НО. Им подчеркивался также и основной принцип непрерывного образования - универсальность ("всеохватность"), т.е. распространенность образования на всех граждан. "... Просвещение, - писал он, - должно охватывать всех граждан. Должно оно на разных уровнях охватывать всю систему человеческого знания, а также гарантировать людям разного возраста легкое сохранение уже имеющихся знаний, а также представление возможности приобретать новые" [5].

Современный английский ученый в области педагогики и психологии Брайан Саймон в своей книге "Общество и образование" отмечает, что еще в 1888 г. школьные советы и союзы с советами по техническому образованию стремились создать систему непрерывного образования, при которой каждый последующий этап обучения органично вытекает из предыдущего, начиная со школ для самых маленьких и кончая университетами [6]. Однако Б.Саймон констатирует, что этой идее не суждено было осуществиться, поскольку консервативное правительство, стоявшее у власти с 1899 по 1904 г., приняло ряд административных и законодательных мер, положивших конец этому перспективному начинанию, хотя в 90-е годы прошлого века оно казалось еще вполне реальным.

Однако среди зарубежных ученых есть такие, кто считает "непрерывное образование" еще одной утопией, такой же чудесной как и сама утопия "воспитывающего общества". Прямо противостоящей идее непрерывного образования выглядит высказывание П.Гудмана. "Действительно ли нужно людей учить так долго, как это мы делаем сейчас, и на таком высоком уровне, если мы знаем, что работа, которую они будут выполнять, не требует более высокой квалификации? Ведь в 1990 г. мы не были такими дикими, но всего только шесть процентов взрослых людей имели аттестат зрелости" [7] Как бы то ни было, но идея необходимости обучения "через всю жизнь", трансформированная в теории "непрерывное образование", сегодня принята во всем мире.

По утверждению Г.П.Зинченко, термин "непрерывное образование" впервые употреблен в 1968 г. в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 г. был опубликован "Доклад Фора", в котором вносилось предложение принять как руководящую концепцию так называемое "непрерывное образование" для будущих нововведений во всех странах мира1.

В.В.Каштанов считает, что международная комиссия по развитию образования при ЮНЕСКО, возглавляемая политическим деятелем Франции О.Фором, уже в 1973 г. фактически завершает формирование концепции непрерывного образования на мировом уровне [8].

Тем не менее ряд специалистов, изучая как на практике реализована идея непрерывности образования, приходят к выводу, что целостная концепция НО по сути отсутствует.

Так, И.Савицкий, представляющий нашу страну в Европейском центре по свободному времени и образованию, отмечает, что "... никакой концепции непрерывного образования нет, есть просто разрозненные высказывания на эту тему" [10].

Точкой отсчета в разработке концепции НО в нашей стране Г.П.Зинченко считает 1979 г., когда в Москве состоялся симпозиум на тему "Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования".

В наиболее стройно организованном виде отечественная концепция представлена в документе, изданном бывшим Комитетом СССР по народному образованию [1]. В нем читаем: "Наметившиеся подходы к пониманию сущности НО достаточно противоречивы. В одних случаях его отождествляют с непрерывным обучением, полагая, что достаточно механически объединить все ступени учебного процесса, чтобы устранить противоречия и тупиковые ситуации в образовании, в других - считают достаточным дополнить существующую систему новыми звеньями". Суть НО в этом документе представлена следующим образом: всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.

Итак, если коротко говорить о сути НО в представленной интерпретации, то это - развитие человека как личности на протяжении его жизненного пути. Г.А.Ягодин также главным системообразующим фактором НО считает личность, как цель и конечный результат процесса постоянного и неуклонного восхождения ко все новым и новым высотам познания и преобразования мира [9].

Психолог А.Вербицкий, рассматривая проблему непрерывного образования, обращает внимание на понимание принципа непрерывности. Некоторые ведомственные концепции трактуют непрерывное образование, подчеркивает А.Вербицкий, как обучение работников с заранее установленной периодичностью, т.е. механическое решение проблемы. Содержательное решение этой проблемы автор предлагает с помощью понятия "квалификация", которое характеризует не сумму полученных документов об образовании, а уровень компетентности специалиста, его способность решать определенные классы профессиональных и социальных задач. Что же касается образовательных структур, по окончании которых выдаются соответствующие документы, то лишь формально наступает прерывность в образовании, но она не должна препятствовать непрерывному развитию личности. А.Вербицкий считает, что своего рода заполнителем резервов непрерывности (т.е. прерывности) выступает самообразование, которое, конечно, предполагает сохранение и развитие познавательного отношения человека к миру, его умение учиться. И здесь автор, с нашей точки зрения, делает весьма существенное заключение: для такого сохранения необходимо создавать соответствующие условия в структурах базового образования [11]. По сути А.Вербицкий подводит нас к мысли о том, что ключ к разгадке понятия непрерывного образования в органическом включении потребностей к постоянному познанию в ткань собственного "Я".

Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления выделяется в форме следующих выводов:

1. Непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук.

2. Наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию - от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения НО как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития. Сторонников последнего больше и их позиция аргументированнее.

3. Просматриваются три главных аспекта (при акцентировании на тех или иных характеристиках и показателях) сущности НО:

а) первый, традиционный, когда в НО видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть "конечного" образования (т.е. "образования на всю жизнь");

б) сторонники второго подхода рассматривают явление образования как пожизненный процесс ("учиться всю жизнь") и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.);

в) третий подход наиболее продуктивный, идею пожизненного образования "пропускает" через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью ("образование через всю жизнь"). Целью НО в этом случае становится - всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его "окультуривание", как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

В третьем подходе, особенно в последние годы, особо выделяется деятельностный аспект, при котором НО рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социальную и культурно-историческую ниву.

  1   2   3   4

Похожие:

Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconВыпускная работа слушателя курсов химии на тему: Экологическое образование при изучении химии
Ростовский Областной Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Кадровый менеджмент в образовании как андрагогическая проблема в образовании взрослых»
Составитель: Коваленко М. Н., методист по общественным дисциплинам центра развития образования государственного образовательного...
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconПрограмма видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме
Разграничение полномочий рф, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере образования
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconПреемственность в профессиональном образовании: ретроспективный анализ постановка проблемы
«заказчика», в качестве которого выступает не только работодатель, но и каждая ступень образования по отношению к предыдущим. Ведущим...
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconВыпускная работа слушателя курсов «Современные модели индивидуализации образования в условиях фгос второго поколения»
Личностные: определение духовно-нравственных ценностей обучающихся средствами умело организованного общения на уроке
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образовании»
«Педагогическое образовании» магистерская программа «География в профильном образовании»
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconКакие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?
Назовите формы получения образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconО проведении аттестации работников образования Республики Татарстан в 2010 году
Закона Российской Федерации «Об образовании», Положением о порядке аттестации руководящих и педагогических работников государственных...
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconМбдоу «Детский сад №72» в связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании»
Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы меняется...
Работников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании iconРеферат: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Красных Елена Николаевна, выпускник курсов профессиональной переподготовки по направлению «Менеджмент организации. Менеджмент в образовании»
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница