Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования




Скачать 13,35 Kb.
НазваниеПоздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования
Дата04.02.2016
Размер13,35 Kb.
ТипДокументы
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, МОУ ООШ №2 г. Балей

Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования.


Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.

Образование непрерывное (по педагогическому словарю)

- принцип  организации образования, объединяющий все его ступени и виды в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека  - от раннего детства до старости. [6]

Непрерывное образование должно предоставить каждому человеку возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.[3] Профессиональная подготовка учителя начинается еще в детстве. Предрасположенность некоторых подростков и старшеклассников к педагогической деятельности проявляется еще в школьные годы. Такие подростки и старшеклассники охотно шефствуют над младшими, проявляют инициативу в общешкольных делах. На формирование у учащихся интереса к педагогической профессии влияют опытные и авторитетные учителя, родители, учебный предмет. Школа не дает профессиональную подготовку в собственном смысле слова. Ее задача — выявить учащихся, имеющих склонность к профессии учителя, формировать осознанные мотивы для выбора профессии педагога.

На следующем этапе – получение основ профессиональной школы. Данные знания в основном носят теоретический характер.

Профессиональная деятельность учителя в первый год работы — это период обретения нового социального статуса, активного вхождения в профессию. Это период адаптации к новому положению и условиям жизни, привыкания к коллективу коллег, учащихся и к их родителям, новой мере долга и ответственности. Самообразование выступает в компенсаторной функции. Всякий выпускник вуза может сказать, как в студенческие годы ему катастрофически не хватало времени . В те же годы будущий учитель давал себе обещание обязательно наверстать из упущенного если не все, то многое из того, что не успел сделать. И вот настало время планомерной и активной ликвидации “пробелов”, восполнения того, что не “взято” в студенческие годы.
      Основной путь компенсации — самообразование по собственному индивидуальному плану. Это вполне оправдано, потому, что у каждого молодого учителя пробелы в знаниях свои, индивидуальные.
      В последующие годы (после 5 лет работы) профессиональное совершенствование учителя связано с необходимостью и потребностью обновления блока профессиональных знаний. Необходимость этого объясняется: моральным старением прежних знаний и интенсивно растущим потоком новой информации. Жизнь идет вперед, перестраиваются общественные отношения, меняются наши представления об окружающем мире, реформируется система образования, в том числе и школа. Всюду перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж знаний. Появились новые типы общеобразовательных и профессиональных школ, новые статусы, новые теории и идеи в учебно-воспитательном процессе, новые педагогические технологии, воспитательные системы.      Анализируя особенности адаптации и вхождения молодых учителей в свою профессию, профессор С.Г. Вершловский выделяет несколько их типов.
      «Неудовлетворенные». Столкнувшись с трудностями, они разочаровываются в профессии учителя, уходят из школы, ищут себя на другом поприще.

      «Полностью удовлетворенные» не уходят от трудностей, не ищут более легкую профессию. Школа вызывает у них приподнятое настроение, мажорный тон жизни. Испытывая высокую удовлетворенность собой, такие учителя утверждается в своей привязанности к профессии, к школе и детям.
      ”Самоутверждающиеся”— это те, которые стремятся получить признание коллег и учащихся. И это у них на первом плане. Для таких педагогов важно получить это признание, которое послужит дальнейшим стимулом саморазвития.
      ”Увлеченные” молодые учителя, для которых избранная специальность имеет жизненный смысл и наделена особым обаянием. Они гордятся своей профессией, видя как на их глазах “растут молодые люди, формируется их характер, складывается мировоззрение”[2].
            Последипломное образование учителя имеет еще одну важную функцию: постоянное совершенствование профессионального мастерства. Это особенно проявляется после 3-5 лет работы, т.е. с того времени, как учитель уже адаптировался, освоился с профессией и овладел методикой учебно-воспитательной работы. Продолжая самообразование и профессиональное самосовершенствование, учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщает его. Он теперь сам выступает как автор статей в периодической печати, в педагогических изданиях, сайтах, пропагандируя и проверяя качество своих находок.
      Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах, в институте повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах вузов и научно-исследовательских институтов, разрабатывает методические рекомендации и пособия по вопросам учебно-воспитательной деятельности, защищает диссертации. Это занятие для учителя остается профессиональной функцией на всю его трудовую деятельность.
      Уровни профессионального мастерства учителей неодинаковы. Причины этого разные: загруженность другой, непедагогической, работой, состояние здоровья, неблагоприятные бытовые и семейные условия, отсутствие на месте квалифицированных консультантов, неудовлетворенность финансовым положением, слабая материальная база учреждения и т.п. Главным у такого учителя является: отсутствие чувства новизны, познавательного интереса; удовлетворенность достигнутым и самоуспокоенность. К сожалению, встречается еще одна из опасных причин: нежелание педагога развиваться из-за излишней уверенности в своем мастерстве, всемогуществе, которое возникает у стажистов или молодых педагогов, достигнувших определенных успехов.
            В педагогике бытуют понятия “педагогический стаж”, “опыт” и “мастерство”. “Стаж” означает количество проработанных лет, которые не обязательно характеризуют уровень профессионального мастерства. “Опыт” предполагает систему знаний, осмысленных профессиональных умений и навыков, вынесенных из практики. “Мастерство” имеет в виду высокий уровень профессионального искусства. Общее ожидание таково: чем больше стаж, тем богаче опыт и выше мастерство учителя. Но это не всегда так. Учитель с большим стажем может иметь высокий уровень мастерства. И, наоборот: не имея большого стажа, пытливый, ищущий, постоянно занимающийся самообразованием молодой учитель достигает высокого уровня мастерства.

Не всегда учитель с большим стажем работы осознает, что требования времени изменились. Современному человеку требуются иные умения и навыки. А уверенность такого педагога в своем мастерстве, нежелание продолжать образование, овладевать инновационными технологиями препятствует развитию современного ученика. В таком случае стоят на месте оба: педагог и ученик.
      У учителя есть путь служебного роста. Этот рост напрямую связан, во-первых, с уровнем его профессионального мастерства и, во-вторых, с его организаторскими наклонностями и способностями, способностью критически относиться к своей деятельности.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, переход от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Формы организации самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью: средств массовой информации, библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий, научных, технических, художественных, спортивных обществ, исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, общения с учеными, интересными людьми, коллегами в творческих сообществах, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, конкурсного движения, участие в семинарах, в т.ч. интерактивных, дистанционное обучение и т.д.

В нашем образовательном учреждении самообразование педагогов строиться по схожим формам. Каждый педагог, выбрав область знаний, в которой он хочет быть компетентным, составляет программу самообразования. В данной программе отражает алгоритм работы по теме, прогнозирует результат, определяет пути выхода своих достижений. В содержание форм работы по данной программе включена не только самостоятельная работа педагога с дополнительными источниками информации, но и консультации специалистов, участие в заседаниях круглого стола, практических семинарах, мастер-классах, обмен опытом с коллегами, участие в работе сайта творческих учителей. Остается проблемным распространение опыта в масштабах края и на федеральном уровне. Мала доля учителей, решивших опубликовать свои находки, в периодических изданиях. Возможно, причина заключается в слабой методической подготовке педагогов. Поэтому одна из задач, стоящих перед методической службой школы, является повышение грамотности педагогов в оформлении и распространении своего опыта.

Одна из форм представления педагогом своего опыта: теоретического и проверенного на практике, является оформление портфолио, которое отражает систему работы педагога.

Конкурсное движение педагогов нашей школы также получило свое развитие. Поскольку участие педагога в том или ином конкурсе требует мобилизации своих профессиональных знаний, то при критическом их оценивании зачастую появляется «знаниевая брешь». Ликвидировать ее становиться возможным при поиске информации в профессионально-стрессовых ситуациях, следуя выбранному педагогом плану. Повышение своего мастерства, уровня образования в таких условиях становиться наиболее ценным, а профессиональные знания и умения остаются прочными надолго.

Самообразование педагога является неотъемлемой частью непрерывного образования. Конечно, получение дополнительного образования через прослушивание курсов, обучение в институте для педагога необходимо. Но самостоятельное повышение своего мастерства, достижение вершин профессионализма наиболее ценно. Каждый педагог должен построить свой путь достижения этой вершины и стремиться к ней на протяжении всего профессионального, творческого пути.

Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. Учителя образно сравнивают с губкой: “Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.
      И это действительно так: если только отдавать и ничего не добавлять, то прежний багаж знаний скоро истощится. Прав академик Е. Патон, который призывает самого педагога “учиться до глубокой старости”, если он с пользой хочет учить других.

Список литературы

1. Вершловский С.Г. Социализация взрослых: учебное пособие / Вершловский

С.Г.– СПб.: СпецЛит, 2002.

2. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя. Л., 1981. 160 с.

3. Даутова О.Б. , Христофоров С.В. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317

4. Елькина О. Ю. Новый учитель для новой школы: [проблемы профессиональной подготовки будущего учителя] / О. Ю. Елькина // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 9. – С. 69—71.

5. Коджаспарова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования / Г.М. Коджаспарова. – М.: Альфа, 1993. – 117 с.

6. http://pedagogic-slovar.ru/description/obrazovanie%20vzroslykh/1538

Похожие:

Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconМастер-класс № "Введение в Adobe Flash: первые шаги" Ведущий: Степаненко Ольга Владимировна
...
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
...
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconКонкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция»
Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий...
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconЭлективный курс по биологии
Планирование составлено на основе Программы элективных курсов по биологии: " жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом...
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconМетодическая разработка урока для 8 класса Составила: Горбачёва Елена Владимировна, учитель биологии моу «Агинская сош №4»
Биология. Человек. 8 класс: учеб для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. Дрофа, 2008. – 87 с
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих...
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconПлан проведения предметной недели биологии и географии в вечерней школе №1 г. Чебоксары. Понедельннк
Открытие недели. Учитель географии – Федотова С. Д., учитель биологии – Львова В. И
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconПрименение здоровьесберегающих технологий в гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель
Здоровье один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного...
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconСамообразование как условие личностно-профессионального роста учителя
Д. 212. 208. 18 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный...
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, моу оош №2 г. Балей Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования iconТиптярёва Валентина Владимировна Учитель физики
Программа: на основе базовой программы Министерства образования РФ (3 часа в неделю)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница