Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке




Скачать 28,92 Kb.
НазваниеФормирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер28,92 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


Трифонова Людмила Викторовна


Формирование

познавательного интереса старших подростков

при переходе школы к предпрофильной подготовке


Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Кемерово 2006

Работа выполнена на межвузовской кафедре

общей и вузовской педагогики

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»


Научный руководитель кандидат педагогических наук

Петунин Олег Викторович


Официальные оппоненты доктор педагогических наук, профессор

Шалавина Тамара Ивановна,

кандидат педагогических наук

Лях Юлия Анатольевна


Ведущая организация ГОУ ВПО «Барнаульский

государственный педагогический

университет»


Защита состоится 19 октября 2006 г. в 14.00 на заседании диссертационного

совета Д 212. 088.02 в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный универ-

ситет» по адресу: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 73, аудитория 2.319.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кемеров-

ский государственный университет»


Автореферат разослан 18 сентября 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного Совета

доктор педагогических наук,

доцент Губанова М. И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Социально-экономические реформы последних лет отразились на всех областях жизнедеятельности российского общества, в том числе и на образовании. Основная идея обновления отечественной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Как известно, одной из приоритетных задач Концепции модернизации российского образования стала разработка системы профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профилизация обучения – прежде всего средство дифференциации и индивидуализации образования. При такой форме организации учебной деятельности максимально учитываются интересы, склонности и способности школьников. Профильное обучение способствует формированию индивидуальных образовательных маршрутов школьников, созданию педагогических условий для развития их познавательного интереса, профориентационных устремлений обучающихся, целенаправленному выбору ими профессии.

Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, целью которой является формирование устойчивого интереса к познанию, проверка возможностей школьников в разных областях познавательной и профессиональной деятельности.

Педагогическая наука и практика показывают, что, как минимум, начиная со старшего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть построено, исходя из возможности реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. В связи с этим актуальной является проблема формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

Познавательный интерес – важный фактор учения и становления личности. Под влиянием интереса познание приобретает личностный смысл. Благодаря сформированному познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Познавательный интерес активизирует духовный потенциал школьника, поднимает деятельность на более высокую ступень, приближает к ценностям окружающей действительности. Ценностные ориентации обеспечивают активно-деятельностное вхождение молодого человека в жизнь общества, благодаря познавательному интересу.

Нельзя сказать, что проблема формирования познавательного интереса школьников не ставилась в науке и не было попыток ее решения. К настоящему времени выполнен ряд исследований по изучению вопросов классификации интересов, их формирования и развития. Различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса в школе исследованы Ю. К. Бабанским,

В.  Ф. Ба­ша­ри­ным, В. Б. Бондаревским, В. Г. Ивановым, И. Я. Лернером, В. Н. Макси­мо­вой, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др.

Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся раскрыты в трудах Б. И. Адаскина, С. П. Крягжде, А. Т. Мо­роз, Г. И. Щукиной и др.

Взаимосвязь интересов и потребностей, формирование интересов на основе потребностей рассматривается в работах Ф. Н. Гоноболина, Л. А. Гор­до­­на, Б. И. Додонова, О. Н. Зайцевой, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теп­лова и др.

Психологические подходы к проблеме формирования интереса обучающихся на определенном возрастном этапе выявлены в трудах Л. И. Божович, Л. С. Вы­­готского, В. А. Кру­тецкого, А. Н. Леонтьева, А. В. Пет­ровского, С. Л. Рубинштейна и др.

Исследованию познавательного интереса школьников как мотива учения, уровней его сформированности посвящены работы В. Г. Иванова, Н. Б. Лаврентьевой, А. К. Марковой, С. Е. Матушкина, Н. Г. Морозовой, В. Д. Семенова, М. И. Цветкова, Г. И. Щукиной и др.

Различные аспекты проблемы формирования познавательной активности и самостоятельности обучающихся исследованы Л. П. Аристовой, Ю. К. Ба­банским, Д. В. Вилькеевым, Е. Я. Голант, И. Г. Гоман, М. А. Даниловым, В. И. За­г­вя­зинским, Л. В. Занко­вым, И. Я. Лернером, И. Т. Огородниковым, А. М. Матюшкиным, М. И. Мах­мутовым, О. В. Петуниным, П. И. Пидка­сис­тым, Н. А. Половнико­вой, В. Г. Разумовским, М. Н. Скаткиным, Т. И. Ша­мо­вой, Г. И. Щукиной и др.

Исследования о взаимосвязи учебных, познавательных и профессиональных интересов, об условиях преобразования познавательного интереса в профессиональный, путях и средствах его формирования в воспитательно-образовательном процессе, а также о влиянии профессиональных интересов на профессиональное самоопределение осуществлены в работах Л. В. Бла­гона­дежи­ной, В. Н. Бобрикова, М. И. Гу­­ба­новой, Н. К. Елаева, Е. В. Кабачевской,

Н. Э. Касаткиной, Н. Д. Ле­витова, Б. Н. Невзорова, Е. Л. Рудневой, М. А. Хо­мутовой, Т. М. Чурековой, Т. И. Шалавиной и др.

Однако анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что вопросы формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке не рассматривались в полной мере, поэтому возникает задача разработки данного аспекта. Современный социальный заказ актуализирует необходимость комплексного подхода к решению проблемы формирования познавательного интереса школьников как основы предпрофильной подготовки, требует активного совершенствования системы школьного образования и поисков новых форм и методов воспитательно-образовательного процесса. На наш взгляд, задача формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке должна быть включена в воспитательно-образовательный процесс как необходимый самостоятельный структурный компонент.

В этой связи нами выявлено противоречие между важностью для современного российского общества решения проблемы формирования познавательного интереса школьников как основы предпрофильной подготовки учащихся и неразработанностью педагогических условий формирования интереса к познанию обучающихся на этом этапе общего образования. Названное противоречие указывает на необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений педагогических условий целенаправленного формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке, а потому проблема исследования сформулирована нами следующим образом: каковы педагогические условия, способству­ющие формированию познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке?

Теоретическая неразработанность вопроса формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке, с одной стороны, и практическая потребность, с другой, определили выбор темы нашего исследования: «Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке».

Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

В соответствии с целью объектом исследования является познавательный интерес старших подростков, предметом – формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке будет результативным, если:

- определены теоретические основания проблемы формирования познавательного интереса старших подростков;

- выявлены и учтены особенности деятельности образовательных учреждений при переходе к предпрофильной подготовке;

- выделены и учтены факторы, положительно и отрицательно влияющие на формирование познавательного интереса старших подростков;

- разработана и реализована педагогическая модель формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке;

- обеспечены технологические подходы к формированию познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке;

- осуществлен мониторинг результативности формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Определить теоретические основания проблемы формирования познавательного интереса старших подростков.

  2. Выявить особенности деятельности образовательных учреждений при переходе к предпрофильной подготовке.

  3. Выделить факторы, положительно и отрицательно влияющие на формирование познавательного интереса старших подростков.

  4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

  5. Разработать научно-методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса с целью формирования поз­нава­тельного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофиль­ной подготовке.

Методологической основой исследования являются:

  • на общефилософском уровне: диалектическая теория о необходимости изучения явлений в их развитии, во взаимосвязи, взаимообусловленности с окружающим миром (Н. М. Амосов, Б. А. Глинский, Е. П. Никитин и др.); на общенаучном уровне: теории развития личности, деятельности и общения (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, В. А. Крутецкий, С. Л. Ру­бинштейн и др.); теории целостного подхода к формированию личности (В. С. Ильин, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. А. Сластенин и др.);

  • на конкретно-научном уровне:

– теоретические идеи о возрастных особенностях учащихся (А. Н. Леонтьев,

А. К. Маркова, Г. И. Щукина и др.);

– психолого-педагогические теории формирования мотивов учения (Л. В. Бла­го­наде­жи­на, Н. В. Бордовская, В. И. Ковалев, Н. Б. Лаврентьева, И. В. Ма­тюхина, Н. Г. Мо­розова и др.), индивидуализации и дифференциации обучения (А. А. Вербицкий, Н. Э. Ка­сат­кина, А. А. Кирсанов и др.);

– концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Л. В. Занков, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.);

– концепция личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, И. С. Якиманская и др.);

− концептуальные подходы к предпрофильной подготовке и профильному обучению (Г. А. Бордовский, И. И. Колесниченко, А. А. Кузнецов, Т. Г. Новикова, А. А. Пинский, М. В. Рыжакова, И. Д. Чечель, С. Н. Чис­тя­кова и др.)

В работе нами также были использованы правительственные документы в сфере предпрофильной подготовки и профильного обучения (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Приоритетный национальный проект «Образование»).

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, документов; изучение и анализ состояния исследуемого вопроса, современного педагогического процесса; обобщение; моделирование; анкетирование; индивидуальные и групповые беседы; наблюдение; осуществление экспериментальной работы; качественный и количественный анализ результатов эксперимента с привлечением методов математической статистики.

Исследование осуществлялось в муниципальных образовательных учреждениях «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32», «Лицей № 57», «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Прокопьевска Кемеровской области. Исследовательской работой было охвачено 836 человек: 450 учащихся, 290 родителей и 96 учителей.

Исследование проводилось в три этапа:

- на первом этапе – поисково-теоретическом (2001-2002гг.) – изучалось состояние проблемы диссертационного исследования, анализировались теоретические и методические работы по проблеме исследования, определялись исходные положения, имеющие принципиальное значение для исследования, выявлялись особенности деятельности образовательных учреждений при переходе к предпрофильной подготовке, выделялись факторы, влияющие на формирование познавательного интереса школьников, разрабатывалась программа экспериментальной работы;

- на втором этапе – поисково-экспериментальном (2002-2005гг.) – проводилась проверка гипотезы и выявлялись педагогические условия, способствующие формированию познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке: проводился формирующий эксперимент и выявлялись оптимальные возможности организации воспитательно-образовательного процесса по формированию познавательного интереса школьников; определялись возможности содержания учебных планов, программ, разнообразных дидактических материалов в формировании познавательного интереса школьников; выявлялись педагогические возможности формирования познавательного интереса в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности;

- на третьем этапе – заключительном (2005-2006гг.) – анализировались, обрабатывались, обобщались результаты исследования, проводилась их количественная и качественная обработка; осуществлялась теоретическая интерпретация выводов и положений исследования, уточнялись научно-методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса с целью формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие «познавательный интерес», под которым мы понимаем внутреннее избирательное побуждение личности, направленное на осознанное эмоционально-волевое отношение к знаниям, процессу познания и развитию своего интеллекта;

- разработаны критерии определения уровней сформированности познавательного интереса школьников: познавательно-деятельностный, волевой, эмоциональный;

- дополнен компонентный состав структуры познавательного интереса учащихся: эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный, содержательно-опера­ци­онный и волевой компоненты;

- выявлены и сгруппированы особенности деятельности образовательных учреждений при переходе к предпрофильной подготовке, данные особенности учтены при разработке и реализации педагогической модели формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке:

  • педагогические особенности – специфическое содер­жа­ние предпро­фильной подготов­ки в условиях региона, индивидуальный учеб­ный план шко­лы; разработка новых экзаменационных ма­териалов для итого­вой аттестации вы­пуск­ников 9-х клас­сов общеобразо­вательных учреж­де­ний; разработка новых подходов к оценива­нию резуль­татов и ка­чества образования учащихся (порт­фо­лио достижений); обеспечение ва­ри­а­тивности образовательного процесса школы, организация и проведение элек­тив­ных курсов;

  • психолого-педагогические особенности - организация оп­ро­сов учащихся и их родителей с целью оп­ределения тенден­ции социального за­каза; проведение диагностического обсле­дования выпуск­ни­ков основной школы с целью

конкретиза­ции выбора дальней­шего профиля обу­че­ния в старшей шко­­ле; пси-

холого-педа­го­­гическое сопро­во­ждение воспита­тель­но­-образова­тель­ного про-

цесса пред­про­фильной подготовки;

  • информационные особенности – выявление ресурсов образовательного учреждения для реализации предпрофильной подготовки; разработка и составление образовательной карты района; разработка и издание информационного бюллетеня о предпрофильной подготовке, определение порядка обновления информации; просвещение родителей по вопросам предпрофильной подготовки;

  • организационные особенности – подготовка перехода на новую систему государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений; разработка новой процедуры проведения обязательных экзаменов по алгебре и русскому языку; анализ и целенаправленное формирование кадровых, учебно-методических, материально-технических и финансовых ресурсов; подготовка педагогов к введению предпрофильной подготовки; распределение функций и полномочий между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;

- выделены факторы, положительно влияющие на формирование познавательного интереса школьников: психологические (положительная эмоциональная атмосфера обучения, благоприятное общение в учебном процессе; волевые усилия учащихся к преодолению познавательного затруднения; возрастные особенности подростков, а также склонности, способности и др.); образовательные (содержание учебного материала: теории, законы, интересные факты науки и др.); процессуальные (формы и методы работы учителя с учениками и др.); социальные (влияние на подростков родителей, друзей, средств массовой информации, знакомства со специалистами, работающими в определенной области и т. д.), а также факторы, отрицательно влияющие на формирование познавательного интереса школьников: психологические (неумение преодолевать трудности познава­тель­ной деятельности; личностные качества учителя и др.); образовательные (большой объем учеб­но­го материала, необхо­ди­мого для усвоения уча­щимися и др.); процессуальные (однообразие воспи­та­тель­но-образовательного процесса; оторванность процесса познания от практического применения и др.); социальные (авторитарная позиция родителей и др.);

- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке: разработка и реализация педагогической модели формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке; обеспечение технологических подходов к формированию познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке; осуществление мониторинга результативности формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «познавательный интерес», дополнении компонентного состава структуры познавательного интереса, разработке критериев сформированности уровней познавательного интереса старших подростков, выявлении теоретических основ формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке (цели, задачи, содержание деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса, формы, методы и средства), а также в разработке технологического обеспечения исследуемого процесса.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций, направленных на формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке и представляющих собой:

- материалы по изучению факторов, влияющих на формирование познавательного интереса, а также материалы для выявления уровня сформированности познавательного интереса старших подростков (Приложения 1, 8, 9);

- программы элективных курсов для предпрофильной подготовки, разработки интегрированных и олимпиадных заданий, сценарии внеклассных мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса старших подростков (Приложения 2, 3, 4, 5, 6, 7);

- рекомендации для учителей по использованию различных форм урочной, внеурочной и внеклассной деятельности, направленных на формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Познавательный интерес – это внутреннее избирательное побуждение личности, направленное на осознанное эмоционально-волевое отношение к знаниям, процессу познания и развитию своего интеллекта.

2. К группам особенностей деятельности образовательных учреждений при переходе к предпрофильной подготовке относятся следующие:

- педагогические особенности – специфическое содер­жа­ние предпро­фильной подготов­ки в условиях региона, индивидуальный учеб­ный план шко­лы; разработка новых экзаменационных ма­териалов для итого­вой аттестации вы­пуск­ников 9-х клас­сов общеобразо­вательных учреж­де­ний; разработка новых подходов к оценива­нию резуль­татов и ка­чества образования учащихся (порт­фо­лио достижений); обеспечение ва­ри­а­тивности образовательного процесса школы, организация и проведение элек­тив­ных курсов;

- психолого-педагогические особенности - организация оп­ро­сов учащихся и их родителей с целью оп­ределения тенден­ции социального за­каза; проведение диагностического обсле­дования выпуск­ни­ков основной школы с целью конкретиза­ции выбора дальней­шего профиля обу­че­ния в старшей шко­­ле; психолого-педа­го­­гическое сопро­во­ждение воспита­тель­но­-образова­тель­ного процесса пред­про­фильной подготовки;

- информационные особенности – выявление ресурсов образовательного учреждения для реализации предпрофильной подготовки; разработка и составление образовательной карты района; разработка и издание информационного бюллетеня о предпрофильной подготовке, определение порядка обновления информации; просвещение родителей по вопросам предпрофильной подготовки;

- организационные особенности – подготовка перехода на новую систему государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений; разработка новой процедуры проведения обязательных экзаменов по алгебре и русскому языку; анализ и целенаправленное формирование кадровых, учебно-методических, материально-технических и финансовых ресурсов; подготовка педагогов к введению предпрофильной подготовки; распределение функций и полномочий между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

3.   Факторами, положительно влияющими на формирование познавательного интереса школьников, являются: психологические (положительная эмоциональная атмосфера обучения, благоприятное общение в учебном процессе; волевые усилия учащихся к преодолению познавательного затруднения; возрастные особенности подростков, а также склонности, способности и др.); образовательные (содержание учебного материала: теории, законы, интересные факты науки и др.); процессуальные (формы и методы работы учителя с учениками и др.); социальные (влияние на подростков родителей, друзей, средств массовой информации, знакомства со специалистами, работающими в определенной области и т. д.). Факторы, отрицательно влияющие на формирование познавательного интереса обучающихся, включают в себя: психологические (неумение преодолевать трудности познава­тель­ной деятельности; личностные качества учителя и др.); образовательные (большой объем учеб­но­го материала, необхо­ди­мого для усвоения уча­щимися и др.); процессуальные (однообразие воспи­та­тель­но-образовательного процесса; оторванность процесса познания от практического применения и др.); социальные (авторитарная позиция родителей и др.).

4. К педагогическим условиям формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке относятся: разработка и реализация педагогической модели формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке, включающая диагностический, целевой, содержательный и процессуальный компоненты; обеспечение технологических подходов к формированию познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке (диагностическая работа по определению уровня сформированности познавательного интереса школьников; включение учащихся в соответствующим образом организованную урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; обеспечение воспитательно-образовательного процесса дидактическим комплексом по формированию познавательного интереса старших подростков; создание портфолио достижений учащихся; мониторинг результативности формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке); осуществление мониторинга результативности формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке.

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием данных современной психолого-педагогической науки; целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям и задачам; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента; использованием статистических методов исследования.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования, их репрезентативностью.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в определении теоретических оснований проблемы формирования познавательного интереса старших подростков; разработке педагогической модели формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке; организации и проведении педагогического эксперимента с привлечением учащихся школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицея, общеобразовательной школы, а также учителей и родителей; внедрении результатов исследования в воспитательно-образовательный процесс школы с углубленным изучением отдельных предметов и лицея.

Апробация полученных в ходе исследования результатов осуществлялась путем обсуждения методов, форм и приемов организации работы с учащимися в педагогических коллективах муниципальных образовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32», «Лицей № 57», «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Прокопьевска Кемеровской области, предоставления печатных материалов и участия автора в научно-практических конференциях разного уровня: Международных «Современное образование: от традиций к инновациям» (г. Москва, 2006); «Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем» (г. Новосибирск, 2006 г.); «Наука и образование» (г. Белово, 2006г.); во Все­российских «Психолого-пе­да­го­ги­чес­кие исследования в системе образования» (г. Москва – г. Челябинск, 2005 г.); «Эффективность образования в ус­­ловиях его модернизации» (г. Новосибирск, 2005 г.); «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях непрерывного обучения» (г. Томск, 2005 г.); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров (г. Челябинск, 2006 г.); в Межрегиональных «Воспро­изводство интеллектуального ресурса России как основы развития инноваций» (г. Томск, 2005 г.); «Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы» (г. Кемерово, 2005 г.), выступлениях на межвузовской кафедре общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, перед учителями школ Кемеровской области, беседах с учащимися и родителями школ г. Прокопьевска.
  1   2   3

Похожие:

Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconПрограмма элективного курса для учащихся 9-х классов основной школы «история развития права»
Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов создает условия для формирования...
Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconСамостоятельная работа учащихся старших классов с источниками информации
Особенно актуально значение этой работы в условиях модернизации содержания образования и при переходе к профильному обучению в старших...
Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconI. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников
Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования
Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconДипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература»
Теоретические основы формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения
Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconФормирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов

Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconТики. 10 класс
Данный курс направлен на формирование положительной мотивации к изучению математики в дальнейшем, на развитие познавательного интереса....
Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconУчебник «Технология. Обслуживающий труд 5»под редакцией В. Д. Симоненко, Москва Издательский центр «Вентана-Граф, 2009, стр; рабочая тетрадь; плакат «Устройство швейной машины»
Развивающая цель: развивать словесно-логического и наглядно-образного мышления, самостоятельности, памяти, познавательного интереса,...
Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconЛитературная гостиная, посвященная творчеству А. Вампилова
Цель: формирование духовно-нравственного мировоззрения и эстетической культуры, развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального...
Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке icon«Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность» Автор: Комбарова Мария Анатольевна, учитель математики
Самообобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность»
Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке iconПрограмма предпрофильного элективного курса по теме «Портфолио ученика 9 класса»
В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница