Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях




Скачать 18,61 Kb.
НазваниеОб участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях
Дата04.02.2016
Размер18,61 Kb.
ТипДокументы
Об участии образовательных учреждений Свердловской области

в международных сравнительных исследованиях


Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией образования (Центр оценки качества образования при Институте средств и методов обучения, г. Москва) при непосредственном участии органов управления образованием субъектов Российской Федерации с 1995 года проводит ряд международных массовых сравнительных исследований в области качества образования.

Международные сравнительные исследования проводятся по инициативе Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA - International Association for the Evaluation of Educational Achievement) при поддержке правительств участвующих в исследованиях стран. Сегодня все международные проекты объединяют усилия специалистов более 60 стран мира.

В проведении исследований и разработке инструментария принимают участие многие научно-исследовательские центры и профессиональные организации мира:

  • Служба тестирования в области образования (ETS - Educational Testing Service, США);

  • Канадский Центр Статистики (Statistics Canada);

  • Секретариат Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA, Нидерланды);

  • Центр обработки данных Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (DPC IEA - Data Processing Center IEA, Германия);

  • Международный координационный центр в Бостонском колледже (ISC - International Study Center, Boston College, США);

  • и многие другие.

Объединение высококвалифицированных специалистов (ученых и практиков) многих стран для решения современных проблем образования обеспечивает высокое качество проводимых исследований, способствует разработке инновационных подходов к оценке образовательных достижений учащихся и управлению качеством обучения на основе экспериментально проверенных международных стандартов.

В России исследования осуществляются Центром оценки качества образования при Институте содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО) при активном участии Министерства образования РФ и органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Контролирует работу по организации и проведению исследований Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Управление контроля и оценки качества образования). Национальным координатором большинства исследований является заведующая Центром оценки качества образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук Ковалева Г.С.

В регионах организацией и проведением исследований занимаются региональные координаторы. Для проведения каждого исследования руководитель органа управления образованием субъекта федерации утверждает кандидатуру регионального координатора. С 1999 года по настоящее время в Свердловской области проведение большинства международных сравнительных исследований координирует кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель заведующего Центром исследования состояния системы образования Института развития образования Свердловской области Мамонтова М.Ю.

Все исследования носят мониторинговый характер. Исследования проводятся с интервалом в 3-4 года, что позволяет сопоставлять результаты исследования в динамике.

Образовательные учреждения Свердловской области регулярно участвуют в шести сравнительных исследованиях:

  1. «Изучение качества математического и естественнонаучного образования» (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study);

  2. «Изучение качества математического и физического образования школьников – углубленный уровень» TIMSS-Advanced (Trends in Mathematics and Science Study);

  3. «Оценка качества чтения и понимания текстов учащимися 10-летнего возраста» (PIRLS);

  4. «Использование информационных технологий в обучении и управлении школой» (SITES);

  5. «Оценка общеучебных достижений 15-летний учащихся» (PISA);

  6. «Оценка качества граждановедческой подготовки школьников» (ICCS).

Перечень исследований, в которых принимала участие Свердловская область, представлен в Приложении 1. Полную информацию о международных исследованиях можно найти на сайте Центра оценки качества ИСМО РАО www.centeroko.ru.

В 2011 году обучающиеся 4-х и 8-х классов общеобразовательных учреждений Свердловской области приняли участие в двух исследованиях - «Оценка качества чтения и понимания текстов учащимися 10-летнего возраста» (PIRLS) и «Изучение качества математического и естественнонаучного образования» (TIMSS).

В настоящее время идет подготовка к проведению международного исследования PISA-2012.

Для проведения исследований строится репрезентативная вероятностно-пропорциональная стратифицированная выборка учреждений России. Каждое образовательное учреждение является представителем определенной страты школ. В каждом исследовании принимают участие от 4 до 10 образовательных учреждений области (от 100 до 200 учащихся). Учреждения различаются по типу, виду, типу населенного пункта и некоторым другим характеристикам. Наряду с тестами, определяющими уровень учебных достижений учащихся, проводятся массовые социологические исследования – в них принимают участие учителя, учащиеся, администрация школ, родители учащихся. Сопоставление результатов тестирования школьников с результатами анкетирования позволяют выявлять факторы, оказывающие влияние на результаты обучения.

Для проведения каждого исследования разработаны различные концепции оценки качества учебных достижений учащихся – качество общеобразовательной подготовки (предметная компетентность школьников - математическая и естественнонаучная), оценка общеучебных достижений (развитие ключевых компетентностей, математической, естественнонаучной грамотности, грамотности в области чтения, грамотность в области решения проблем), оценка качества углубленной подготовки учащихся в области математики и физики (оценка качества подготовки интеллектуальной элиты общества), оценка качества чтения и понимания текстов. Инструментарий исследований многообразен. Комплексное использование инструментария исследований позволяет эффективно решать задачу оценки качества образования, выявлять действие множества факторов на качество, объяснять состояние образования в странах мира и делать прогнозы на будущее.

ГБОУ ДПО СО «ИРО» использует информацию, получаемую в ходе исследований в форме отчетов национального центра, статистических данных о результатах тестирования учащихся региона, для ознакомления с международными подходами к оценке качества образования слушателей образовательных программ повышения квалификации и семинаров. По итогам исследований (в случаях, когда позволяет база данных) проводится сопоставительный анализ результатов школ-участниц с результатами российских школьников. Итоги исследований обсуждаются на научно-методическом совете ИРО. Подходы к оценке качества учебных достижений, реализуемые в международных исследованиях, были использованы для разработки национально-регионального стандарта Свердловской области (компетентностный подход к обучению и оцениванию учебных достижений). Областные контрольные работы, которые регулярно проводились с 1999 по 2008 год, в содержании заданий и способах учебно-познавательной деятельности учащихся во многом были ориентированы на международные стандарты оценки качества и способствовали проникновению инновационных идей в систему образования. Сведения о наличии отчетов и использовании данных, полученных в ходе исследований, в регионе, представлены в Приложении 2.

Библиотечный фонд ИРО постоянно обогащается литературой по проблемам, связанным с международными исследованиями – монографиями, отчетами, научными статьями и практическими разработками, связанными с современными подходами к оценке качества обучения. Сотрудники ИРО и слушатели курсов повышения квалификации имеют свободный доступ в Интернет-сети к информационным ресурсам организаций, осуществляющих международные исследования в области оценки качества образования.

Свердловская область в силу своих территориальных, экономических, и социокультурных особенностей входит в российскую представительную выборку всех международных сравнительных исследований в области оценки качества образования, проводимых в Российской Федерации, с вероятностью, равной единице.

Обязательное участие Свердловской области в составе российских выборок всех проводимых исследований создает уникальную для региона ситуацию – научные работники и практики Свердловской области получают возможность знакомиться с инструментарием всех международных исследований, использовать предлагаемые модели и на этой основе совершенствовать систему оценки качества образования в регионе.

Вместе с тем, необходимо отметить недостаточное использование научного и практического потенциала международных сравнительных исследований в системе образования. Необходима работа, связанная с просвещением более широкого круга специалистов – учителей, руководящих работников разных уровней, в области современных методов оценки качества. Особую актуальность приобретает решение этой проблемы в условиях реализации национального проекта «Наша новая школа», штатного режима проведения единого государственного экзамена, введения ФГОС.


Приложение 1

Информация о времени проведения международных сравнительных исследований в образовательных учреждениях Свердловской области и категориях участников


Исследование

Год проведения исследования / региональный координатор

Категории участников исследования

«Изучение качества математического и естественнонаучного образования» (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study)

1995 / Шевченко В.Я.

1999/ Мамонтова М.Ю.

2003/Мамонтова М.Ю.

2007/ Мамонтова М.Ю.

2011/Мамонтова М.Ю.

Учащиеся 4 и 8 классов общеобразовательных учреждений разных типов и видов

«Изучение качества математического и физического образования школьников – углубленный уровень» TIMSS-Advanced (Trends in Mathematics and Science Study)


1995/ Шевченко В.Я.

2008 / Мамонтова М.Ю.

Выпускники 11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением математики и физики

«Оценка качества чтения и понимания текстов учащимися 10-летнего возраста» (PIRLS)


2001/Мамонтова М.Ю.

2006/ Мамонтова М.Ю.

2011 /Мамонтова М.Ю. (идет подготовка к проведению исследования)

Когортное исследование на 10-летних учащихся общеобразовательных учреждений

«Использование информационных технологий в обучении и управлении школой» (SITES)

1999/Мамонтова М.Ю.

2006/ Денисенко Л.И.

Учителя и администрация общеобразовательных учреждений

Оценка общеучебных достижений учащихся (PISA)

2000/ Мамонтова М.Ю.

2003 / Мамонтова М.Ю.

2006 /Мамонтова М.Ю.

2009 /Мамонтова М.Ю.

2012 / Мамонтова М.Ю. (идет подготовка к проведению исследования(


Когортное исследование на 15-летних обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений НПО и СПО

«Оценка качества граждановедческой подготовки школьников» (ICCS)

1999/Мамонтова М.Ю.

2009/Мамонтова М.Ю,

Учащиеся 9 классов общеобразовательных учреждений


Приложение 2

Сведения о наличии отчетов и использовании данных, полученных в ходе исследований


Исследование

Год прове-дения

Наличие международного/ национального отчета

Предоставление статистических данных по региону

Использование материалов исследования в регионе

«Изучение качества математического и естественнонаучного образования» (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study)


1995



+/ краткий отчет

Данные не предоставлялись

Обсуждение на научно-методическом совете, использование на курсах ПК

«Изучение качества математического и естественнонаучного образования» (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study)


1999

+/ краткий отчет

Данные не предоставлялись

Обсуждение на научно-методическом совете, использование на курсах ПК

«Изучение качества математического и естественнонаучного образования» (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study)


2003

+/ краткий отчет

Предоставлены обобщенные результаты тестирования учащихся по школе

Обсуждение на научно-методическом совете; использование на курсах ПК; Использованы для подготовки отчета

«Изучение качества математического и естественнонаучного образования» (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study)


2007

+/ краткий отчет

Предоставлены обобщенные результаты тестирования учащихся по школе

Использование на курсах ПК; Использованы для подготовки отчета


«Изучение качества математического и физического образования школьников – углубленный уровень» TIMSS-Advanced (Trends in Mathematics and Science Study)


1995

+/ краткий отчет

Данные не предоставлялись

Обсуждение на научно-методическом совете Используются на курсах ПК

«Изучение качества математического и физического образования школьников – углубленный уровень» TIMSS-Advanced (Trends in Mathematics and Science Study)


2008

доступ будет открыт в декабре 2010 года

Предоставлены предварительные данные (на российском уровне)

Использованы для сопоставления с результатами ЕГЭ-2008 по математике

«Оценка качества чтения и понимания текстов учащимися 10-летнего возраста» (PIRLS)


2001


+/ краткий отчет

Предоставлены обобщенные данные по школам

Обсуждение на научно-методическом совете Использованы для составления отчета «Изучение качества чтения и понимания текстов учащимися начальной школы» (опубликован в «Вестнике регионального образования», 2004, № 4)


«Оценка качества чтения и понимания текстов учащимися 10-летнего возраста» (PIRLS)


2006

+/ краткий отчет

Предоставлены обобщенные данные по школам

Использованы для сравнения с данными 2001 года

«Использование информационных технологий в обучении и управлении школой» (SITES)

1999

+/ краткая информация об исследовании

Данные не предоставлялись

Обсуждение на научно-методическом совете Использованы на курсах ПК

«Использование информационных технологий в обучении и управлении школой» (SITES)

2006

Данных нет

Данных нет

Данных нет

Оценка общеучебных достижений учащихся (PISA)

2000, 2003,

2006

+/ краткий отчет

Предоставлены обобщенные данные по школам

Обсуждение на научно-методическом совете

Составлен краткий отчет по итогам

Оценка общеучебных достижений учащихся (PISA)

2009

Доступ закрыт

Предоставлены предварительные данные (на уровне России)

Использованы для сопоставления с результатами ЕГЭ-2010

(ICCS) граждановедение

1999

-/очень краткая информация об исследовании

Данные не предоставлялись

Обсуждение на научно-методическом совете

(ICCS) граждановедение

2009

Доступ закрыт

Данные не предоставлялись

-







Похожие:

Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconИ дачных объединений, расположенных за границами населенных пунктов на территории свердловской области в соответствии со статьей 66 Земельного
Свердловской области (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, n 5, ст. 747), на основании представления Управления...
Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconСвердловской области министерство общего и профессионального образования
Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений
Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconПравительство свердловской области постановление
Свердловской области, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций Свердловской области среди субъектов...
Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconСовершенствование форм и методов обучения на основе результатов международных сравнительных исследований качества образования

Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconАналитическая записка по результатам аттестации педаго­гических и руководящих работников образовательных учреждений Свердловской области в гцки и представительстве гак ирро в 2004-2005 аттестационном году
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconОб организации деятельности органов записи актов гражданского состояния свердловской области
В целях реализации Указа Губернатора Свердловской области от 19 декабря 2005 года n 1029-уг "О создании Управления записи актов гражданского...
Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconУтвержден постановлением Правительства
Министерством образования и науки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных...
Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconРуководящих работников образовательных учреждений московской области
О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconРуководящих работников образовательных учреждений московской области
О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Об участии образовательных учреждений Свердловской области в международных сравнительных исследованиях iconКонкурс бизнес-проектов обучающихся образовательных учреждений Пензенской области (2012 г.)
Категория: учащиеся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и соответствующие им по возрасту воспитанники учреждений
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница