Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы




Скачать 20,22 Kb.
НазваниеПрофессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы
Дата04.02.2016
Размер20,22 Kb.
ТипАнализ
УДК 378:004

© 2007

Самойлова Е.В., Шеховцова В.И.


Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований


Постановка проблемы. Профессиональная деятельность специалиста в той или иной отрасли народного хозяйства независимо от желания самого специалиста объективно зависит от социально-экономических условий, господствующих в определенный временной период.

Эти социально-экономические условия характеризуются несколькими основными составляющими – такими, как демографическая ситуация в стране (соотношение мужского и женского населения, уровни рождаемости и смертности), средний уровень жизни населения, степень развития рыночных отношений, степень информатизации общества и т.п.[1,2]. При этом следует отметить, что все указанные показатели динамичны и требуют постоянного отслеживания изменений для внесения соответствующих им коррективов в деятельность конкретного специалиста (рис. 1).

В свою очередь современная рыночная ситуация в Украине и Европе находит свое отражение в свободе выбора приоритетов, направлений и способов деятельности, в наличии серьезной конкурентной среды, а также в систематических изменениях, иногда труднопрогнозируемых и практически всегда затрагивающих каждого субъекта того или иного рынка [3].

Вместе с этим современные социально-экономические условия предъявляют к специалисту любой сферы деятельности определенные требования, которые в первую очередь направлены на повышение его конкурентоспособности на отечественном и европейском рынках труда (рис. 2).





Рис. 1. Требования современного общества, предъявляемые к специалисту той или иной сферы деятельности





Рис. 2. Факторы, влияющие на актуализацию проектной и маркетинговой составляющих профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерным дисциплинам

Анализ последних исследований и публикаций. Украинское государство, приспосабливаясь к происходящим изменениям, являющимся частью общей мировой тенденции и проявляющимся в маркетинговой ориентации деятельности, определило приоритентные направления государственной политики в отношении развития высшего образования. Особенно важную роль среди них играют следующие: повышение качества высшего образования, постоянное обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, а также внедрение образовательных инноваций и информационных технологий [4].

Указанные составляющие современной государственной политики имеют прямое отношение к профессиональной деятельности магистров профессионального обучения компьютерным технологиям, связанных, с одной стороны – с педагогической деятельностью в высшей школе, и, с другой стороны – с инновационными информационными технологиями и их применением в процессе обучения студентов высших учебных заведений [5].

Помимо этого существуют специфические требования современных социальных и рыночных отношений к будущим магистрам профессионального обучения компьютерным технологиям (рис. 3).





Рис. 3. Требования современного общества к магистрам профессионального обучения компьютерным технологиям

Профессиональная деятельность будущего магистра профессионального обучения компьютерным дисциплинам определяется отраслевым стандартом высшего образования – образовательно-квалификационной характеристикой по специальности 8.010104.36 «Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении» - и воплощается в пяти основных функциях профессиональной деятельности (рис. 4), которые, в свою очередь, отражаются в видах и задачах профессиональной деятельности, а также в знаниях и умениях, необходимых для их осуществления.




Рис. 4. Функции профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерным дисциплинам


Постановка задачи. В научной и специальной педагогической литературе существуют различные подходы относительно рассмотрения вопроса, касающегося определения функций, задач и видов профессиональной деятельности, а также в изучении вопроса степени конкретизации знаний и умений, наличие которых обеспечивает эффективное её осуществление.

Для выявления новых сторон и элементов профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерным дисциплинам необходимо рассмотреть функции и задачи, заложенные в основу государственных стандартов. А также на основе научно-технической, учебно-методической и специальной литературы обосновать необходимость детализации задач профессиональной деятельности и конкретизировать отдельные составляющие профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения как будущих инженеров-педагогов-исследователей.

Задача решалась посредством анализа образовательно-квалификационной характеристики будущих магистров профессионального обучения компьютерным дисциплинам по специальности 8.010104.36 «Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении» и изучения материалов, представленных в современной педагогической литературе.


Результаты.

Выделение актуальных составляющих профессиональной деятельности. На основе анализа современной научной, учебно-методической и психолого-педагогической литературы были выделены актуальные в современных социально-экономических условиях составляющие профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям, - это проектная и маркетинговая составляющие профессиональной деятельности будущего инженера-педагога-исследователя [6,7,8].

Отдельные элементы этих составляющих включены в сформулированные на данный момент функции и задачи профессиональной деятельности инженера-педагога-исследователя в направлении обучения компьютерным дисциплинам и заложенные в образовательно-квалификационную характеристику специалиста данного направления.

Однако эти элементы являются устойчивыми и постоянными, поскольку данный государственный стандарт в силу своего характера является неизменным в течение всего периода подготовки студентов конкретной специальности.

Вместе с этим потребности развивающегося общества в подготовке конкурентоспособных специалистов, способных приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, самостоятельно решать новые задачи, формулируемые современным положением на рынке образования и рынке труда, способных находить собственные подходы при решении типичных и нетипичных производственных ситуаций, требуют конкретизации отдельных задач профессиональной деятельности применительно к современным условиям. Эту конкретизацию можно осуществить, опираясь на образовательно-профессиональную программу (ОПП) (рис. 5).





Рис. 5. От мобильной ОПП – к мобильному специалисту


Следует отметить также, что консервативность учебных планов в настоящее время уже становится преградой на пути к обеспечению должного уровня конкурентоспособности специалиста на рынке труда (рис. 6).





Рис. 6. Факторы, снижающие конкурентноспособность специалистов

Конкретизация отдельных составляющих профессиональной деятельности. На основе проведенного анализа научно-технической и учебно-методической литературы сформулированы уточненные задачи профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерным дисциплинам [9].

Уточнение направлено на формирование у будущих магистров профессионального обучения проектировочных и маркетинговых знаний и умений, необходимых в современных рыночных условиях для обеспечения конкурентоспособности специалистов данного направления деятельности. Все уточнения задач профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям произведены в рамках четырех функций их профессиональной деятельности, представленных в образовательно-квалификационной характеристике: производственной, организационной, технологической и исследовательской (табл.). Составляющие воспитательной функции профессиональной деятельности не рассматривались, поскольку в данном исследовании речь идет только о процессе обучения студентов высших учебных заведений компьютерным дисциплинам.


Выводы:

            • В результате анализа современных социально-экономических условий были выявлены актуальные составляющие будущей профессиональной деятельности инженера-педагога-исследователя в направлении обучения компьютерным дисциплинам – проектировочная и маркетинговая составляющие.

            • В результате анализа специальной литературы проведено обоснование необходимости детализации задач профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям, входящих в состав производственных функций, отображенных в образовательно-квалификационной характеристике.

            • На основе анализа образовательно-квалификационной характеристики магистров профессионального обучения компьютерным технологиям конкретизированы отдельные задачи профессиональной деятельности, входящие в состав четырех производственных функций: проектировочной, организационной, технологической и исследовательской – в зависимости от современных социально-экономических условий.


Перспективы дальнейших исследований можно представить в виде последующих действий:

  • Проведения детального изучения каждого отдельного направления профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям, их особенностей.

  • Осуществление формулировки конкретных умений в рамках детализированных задач профессиональной деятельности с целью их реализации в дисциплинах образовательно-профессиональной программы и модернизация рабочих программ и учебно-методического обеспечения.










Таблица

п/п

Производственная функция

Знания и умения

Заложенные в ОКХ и ОПП

Предлагаемая конкретизация

1

Проектировочная

  1. формирование концепции высшего учебного заведения, миссии и целей деятельности;

  2. проектирование организационной структуры учебного заведения;

  3. проектирование системы качества в учебном заведении

    • проектирование концепции создания образовательного продукта (услуги) на рынке высшего образования, что включает в себя оценивание возможностей исполнения, предварительное и детальное проектирование, которое включает в себя описание всех возможностей создания образовательного продукта (услуги) – от возникновения самой идеи создания до получения конечного продукта (услуги);

    • анализ и прогнозирование процесса продвижения образовательного продукта (услуги) на рынке высшего образования, которые выражаются в проектировании возможных путей представления созданного образовательного продукта (услуги) на рынке – анализе и выборе средств массовой информации (СМИ), планировании соглашений конкретного СМИ с высшим учебным заведением или его подразделением, проектировании способов позиционирования созданного образовательного продукта (услуги).

2

Организационная

  1. организация рациональной структуры учебного заведения;

  2. организация процесса формулировки и выполнения управленческих решений




    • организация процесса воплощения готового проекта в реальный продукт, которая включает в себя организацию каждого спроектированного этапа создания образовательного продукта (услуги): например, организацию оформления документации, необходимой для открытия и лицензирования новой специальности; организацию создания необходимой для этого материально-технической базы; организацию набора новых педагогических кадров или организацию повышения квалификации (при особой необходимости – переквалификации) существующих кадров – для обеспечения учебного процесса, как непосредственно процесса по организации воплощения готового проекта в реальный образовательный продукт – выпускника конкретной новой специальности, квалифицированного специалиста;

    • организация связей со СМИ с целью дальнейшего проведения услуги на рынок;

    • организация непосредственных связей с конечными потребителями продуктов (услуг) на рынке высшего образования







Продолжение табл.







Заложенные в ОКХ и ОПП

Предлагаемая конкретизация

1

2

3

4

2

Организационная

  1. организация рациональной структуры учебного заведения;

  2. организация процесса формулировки и выполнения управленческих решений




– с одной стороны, с потенциальными абитуриентами и их родителями, как потребителями конкретной образовательной услуги – обучения по выбранной специальности; с другой стороны, организация связей с предприятиями, организациями, как потребителями конечного образовательного продукта – выпускника по новой специальности.

3

Технологическая

  1. обеспечение реализации дидактического проекта обучения и воспитания в учебном процессе;

  2. технология решения управленческих задач




          • технологии создания продукта на рынке высшего образования согласно этапам проекта;

          • позиционировании и проведении продукта (услуги) на рынке высшего образования;

          • технологии реализации услуги на рынке высшего образования

4

Исследовательская

  1. анализ прогнозирования, коррекция результатов обучения;

  2. исследование индивидуальных особенностей личности и педагогической деятельности специалистов;

  3. исследование проблемы конкурентоспособности учебного заведения




          • исследования на рынке высшего образования (исследование потребителей образовательных услуг – абитуриентов – и их предпочтений; исследование потребителей продуктов образовательной деятельности – предприятий, организаций, учреждений – и их предпочтений, с целью дальнейшего согласования интересов той и другой стороны; исследование моделей поведения потребителей и конкурентов на рынке высшего образования; исследование поведенческих реакций на те или иные ситуации на рынке и др.);

          • формирование подхода к выбору незанятой “ниши” на рынке высшего образования, включающее в себя прежде всего знания и умения проведения систематического исследования ассортимента предоставляемых образовательных услуг прямыми конкурентами – высшими учебными заведениями соответствующего уровня аккредитации государственной и частной форм собственности, а также косвенными конкурентами – частными образовательными учреждениями узконаправленной подготовки, с целью выявления «свободной ниши» и своевременного её заполнения своими собственными предложениями, что позволит не только занять лидирующее положение по конкретному направлению, но и обеспечит конкурентное преимущество


Литература

  1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг,2005. (http://www.marketologi.ru).

  2. Информатика: Учебник. – 3-е перераб. изд./ Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 768с.: ил.

  3. Бабинець С. До питання моніторингу як засобу прогнозування педагогічної діяльності // Освіта і управління. – 2003. – Т.6. – №3.

  4. Ягупов В.В. Педагогіка: Навч. посібник. – К.: Либідь, 2002. – 560с.

  5. Дидактические аспекты проектирования инженерных дисциплин: Пособие для преподавателя / Е.Э. Коваленко, Е.К. Белова, В.В. Беликова, И.В. Федоров; Под ред. В.М. Приходько и В.М. Жураковского. – М.: МАДИИ (ГТУ); Харьков: УИПА, 2006. – 150с.

  6. Исаченко Е.В. Обучение маркетингу образовательных компьютерных услуг: состояние проблемы // Проблеми інженерно-педагогічної освіти. Збірник наукових праць. Випуск 13. – Харків, УІПА, 2006.

  7. Освітній менеджмент: Навч. посібник / За ред.. Л. Даниленко, Л. Кара мушки. – К.: Шкільний світ, 2003. – 400с.

  8. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. – СПб, 2000.

  9. Коваленко О.Е. Методика професійного навчання: Підручник для студентів вищих навчальних закладів. – Х.: Видавництво НУА, 2005. – 360с.


Самойлова Е.В., Шеховцова В.И.

Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований

В статье на основании анализа научной, учебно-методической и психолого-педагогической литературы выделены актуальные в современных социально-экономических условиях составляющие профессиональной деятельности будущих магистров профессионального обучения компьютерного профиля, проведено обоснование необходимости конкретизации задач, которые входят в состав их производственных функций.


Самойлова К.В., Шеховцова В.І.

Професійна діяльність майбутніх магістрів професійного навчання з комп‘ютерних технологій як об‘єкт педагогічних досліджень

У статті на підставі аналізу наукової, учбово-методичної та психолого-педагогічної літератури виділено актуальні в сучасних соціально-економічних умовах складові професійної діяльності майбутніх магістрів професійного навчання комп‘ютерним дисциплінам, проведено обґрунтування конкретизації окремих задач, які входять у склад виробничих функцій.


K. Samoylova, V. Shehovtsova

Professional Activity of Future Masters of Computer Technology Professional Training as Pedagogical Researcher Object

Professional activity components of the future computer professional training masters under modern social-economical conditions are characterized on the basis analyzing scientific, methodical and psychological pedagogical literature. It is being proved the necessity of concretizing tasks that are a part of their industrial functions.


Стаття надійшла до редакції. 28.06.2007р.

Похожие:

Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины б2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к проектированию и осуществлению научно-исследовательской...
Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconПрограмма вступительного экзамена обсуждена на заседании кафедры «20»
Профессиональная психология; Профессиональная педагогика; Методология проблем профессионального педагогического образования; Методика...
Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconПедагогические ресурсы при обучении компьютерным дисциплинам в инженерно-педагогическом высшем учебном заведении Постановка проблемы
Однако в современной системе профессионально-технического образова­ния (пто) встает вопрос не только о наличии преподавательских...
Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconФормирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях

Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconБудущих педагогов А. В. Федоров Медиаобразование будущих педагогов Монография
Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных...
Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м кв. 1 «Организация научно-исследовательской работы»
Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к проектированию и осуществлению научно-исследовательской...
Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconМетодология и технология оценки готовности выпускников технических вузов к инновационной деятельности
Постановка проблемы. Инновационная деятельность представляет собой совокупность научных, технологических, организационных, финансовых...
Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconПрограмма вступительного экзамена обсуждена на заседании кафедры «20»
Профессиональная психология; Методика преподавания рбщетехнических и специальных дисциплин: Основы научных исследований в профессиональной...
Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconПрограмма вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности
Профессиональная психология; Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин; Основы научных исследований в профессиональной...
Профессиональная деятельность будущих магистров профессионального обучения компьютерным технологиям как объект педагогических исследований Постановка проблемы iconПредпринимательская деятельность как объект административно-правового регулирования

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница