«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л




Скачать 15,27 Kb.
Название«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л
Дата04.02.2016
Размер15,27 Kb.
ТипПояснительная записка
Министерство образования и науки Республики Бурятия

Средняя общеобразовательная школа № 49


П Р О Г Р А М М А С П Е Ц К У Р СА

«Стилевое и жанровое единство текста»





Автор: Алагуева О.Л.,

учитель литературы


Улан-Удэ

2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Новизна и актуальность программы

Одной из самых сложных проблем обучения является проблема развития коммуникативных навыков. Свобода письменного выражения мыслей — одно из самых трудных умений. В Древней Руси говорили: «Мнится, писать легкое дело, пишут два перста, а болит все тело». Спецкурс решает эту проблему, соединив воедино те виды искусства, которые имеют воздействие на умственную деятельность, чувства и волю человека (литература, живопись, музыка), не оставляя без внимания русский язык как науку. Такой подход пока не отражен в учебниках русского языка и литературы, поэтому может считаться новым, и возможно, экспериментальным.


Цели курса

Цель спецкурса в рамках деятельности школы по гуманизации образования: «Школа — мастерская гуманности», — говорил Ян Амос Коменский. В наши дни формула приобретает особую актуальность: на первый план выдвигается общечеловеческие ценности, ценности мировой культуры, и, наконец, человек, способный и готовый к творчеству. Это значит, что задача гуманизации образования направлена на формирование личности. Лишь мыслящий человек, умеющий обдумывать явления жизни, выражать — в устной и письменной форме — свое мнение о них, вырабатывающий в себе умение отстаивать свои убеждения, может называться личностью. А формирование этих умений и есть цель спецкурса.


Информационные задачи спецкурса

Информационные задачи спецкурса состоят в том, чтобы

  • дать объем информации литературоведческого характера: жанры, стили, тема, идея, аргументация, изобразительные средства языка, и информации по языкознанию: ресурсы русского языка, стилевые возможности лексики и фразеологии, морфологические особенности стилей и др.

  • акцентировать внимание учащихся на лексических, фразеологических, морфологических и синтаксических особенностях разных стилей и, соответственно, жанров.

  • сформировать понятия: тема и идея сочинения, тезис и конспект, доклад, цитирование, литературные заготовки, стилистическое и жанровое единство, уместность и неуместность выбора языковых средств, соответствующих стилю, звуковое однообразие речи, тавтология, словесная напыщенность, фонетические нормы, лексико-фразеологические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, нормы построений словосочетаний и предложений, стилистические нормы.


Креативная цель спецкурса 

учащиеся должны научиться

  • формировать свою точку зрения на мир и происходящие в нем процессы

  • аргументировано отстаивать посредством изучения и анализа произведений литературы, живописи и музыки в их единстве;

  • излагать свою позицию, используя для этого словесное творчество.

Ожидаемые результаты изучения спецкурса:

1. Углубление знаний о возможностях русского языка и функциональных возможностях стилей.

2. Умение учащихся мыслить свободно, полемично, аргументировано доказывать свою позицию.

3. Реализация информации о сформированности понятий в процессе творческих работ, семинаров, клубов, сочинений, согласно программе спецкурса.

Принципы построения и содержание спецкурса:

1. Формирование мыслящей личности, способной подняться над бытовыми проблемами, рассматривать жизненные процессы, самостоятельно переосмысляя их, грамотно выражать свои мысли.

2. Спецкурс связан с живописью по признаку жанровости, по силе эмоционального воздействия. Живопись помогает «увидеть услышанное», а «почувствовать увиденное» помогает музыка.

3. Результаты реализации курса представляются в сочинениях и творческих работах разных жанров.

4. В перспективе спецкурс может быть углублен в плане комплексного анализа текста как компонента сочинения и его основы.

Тематический план спецкурса

«Стилевое и жанровое единство текста».






Темы

Виды работы


примечание

1.

Введение. Общие сведения о ресурсах языка 1ч

Обзор литературы.

Просмотр презентации

Работа с текстами.

Сравнение текстов, различных по стилю.

презентация «Что такое настоящий читатель»


2

Стилистические возможности лексики, фразеологии 1ч

Исследование словесного строя поэтического текста (особенности лексики).

Исследование словесного строя прозаического художественного текста (особенности лексики). Исследование словесного художественного текста (Тургенев «Записки охотника») в сопоставлении с пейзажами художников — передвижников.

презентация «Художники-передвижники» презентация «Лексика»

таблицы по лексике и

фразеологии


3

Изобразительные средства языка 2ч

Знакомство с тропами. Исследование словесного строя поэтического текста (сравнение ранних и поздних текстов Б. Пастернака — отказ от отвлеченной метафоричности и приход к точным определениям)

Презентации

«Серебряный век» «Пастернак»

4

Стилистические возможности морфемики 1ч

Исследование словотворчества (произведения поэтов-футуристов).


презентация Морфемика»

5

Стилистические возможности фонетики 1ч

Исследование звукового строя поэтического текста с точки зрения его цветовой, эмоциональной окрашенности («Цветная музыка» Фета из раздела «Мелодии» в сопоставлении с живописью импрессионистов).

Подбор музыкальных ассоциаций.

Исследование ритмики и строфики поэтического текста (М. Цветаева).


презентация «Фонетика»

таблицы по фонетике

6

Стилистические возможности морфологии 1ч

Исследование словесного строя поэтического текста Сопоставление произведений А. Фета, Б. Пастернака в сопоставлении с живописью импрессионистов.

презентация «Морфология»

таблицы по морфологии


7

Стилистические возможности синтаксиса 1ч

Исследование словесного строя поэтического текста с точки зрения особенностей синтаксиса (А. Фет, М. Цветаева, О. Мандельштам).

Интерпретирование поэтического текста средствами других видов искусств (подбор музыкальных произведений с мотивацией выбора).


Презентация

«А. Фет»


8

Лингвистический анализ текста

Комплексный анализ художественного текста (Л. Н. Толстой «После бала»).

Исследование звукового, словесного и образного строя поэтического текста.


Презентация «Рассказ Толстого «После бала»

9

Научный стиль

Знакомство с образами научного стиля

Основные стилевые черты (отвлеченность, общее понятие, обобществленность, лексика стиля).

Создание литературно-критической статьи.


Презентация «Формы познания действительности»

10

Публицистический стиль

Ознакомление со сферами употребления и функциями. Написание статьи в газету. Авторецензия.

Анализ газетной статьи.


Карточки- шаблоны Презентация «Признаки текста»

11

Жанры художественной публицистики 1ч

Знакомство с жанрами художественной публицистики (этюд, эссе, литературные ассоциации к произведениям живописи и музыки.

Интерпретация поэтического текста в жанре эссе.


Презентации

«К уроку по Чехову»

«Синквейн»

12.

Художественный стиль


Введение теоретических основ:

  1. Художественно-образная конкретизация и её средства.

  2. Эмоциональность и особая экспрессивность художественной речи.

  3. Композиционные элементы построения художественного текста.

Иллюстрирование. Знакомство с жанрами портрет, пейзажная зарисовка, фантазия, путешествие.

Создание работ художественного стиля.


Презентация «Худож.стиль»

13

Текст как единое целое


Семинар







СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА

«Стилевое и жанровое единство текста».


1. Введение. Общие сведения о ресурсах языка (1 час)

Понятие о стиле и жанре. Задачи и место спецкурса в системе гуманитарного образования в школе. Обзор литературы.

Сферы общения стилей, формы их реализации, цели.

Литература:

1. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. —  М., 1987.

2. Панфилов А. К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — 2-е изд. —  М., 1989.


2. Стилистические возможности лексики, фразеологии (1 час).

Лексика эмоционально — экспрессивно окрашенная. Лексика функционально — стилистически окрашенная. Речевая выразительность. Поэтическая выразительность.

Литература:

1. Солганик Г. Я. Лексика газеты. —  М., 1987.

3. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. —  М., 1959 (гл. 3—9).


3. Изобразительные средства языка (1 час).

Тропы. Словесный строй текста.

Литература:

1. Литературоведческий словарь. —  М., "Советская энциклопедия«.1987.


4. Стилистические возможности словообразования (1 час).

Суффиксы субъективной оценки, уменьшительно-ласкательные. Стилистические возможности суффиксов и префиксов. Словосложение.

Литература:

1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. —  М.,.1993.


5. Стилистические возможности фонетики (1 час).

Звуковой строй текста. Цветовая, эмоциональная окрашенность

Литература:

1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. —  М.,.1993.


6. Стилистические возможности морфологии (1 час).

Особенности морфологии. Стилистические ресурсы прилагательного, местоимения, глагола, причастия и деепричастия.

Литература:

1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. —  М.,.1993.


7. Стилистические возможности синтаксиса (1 час).

Обособление, порядок слов, виды связи в сложном предложении. Словесный строй поэтического текста с точки зрения особенностей синтаксиса

Литература:

1. Формановская Н. И. Стилистика сложного предложения. —  М.,.1978.


8. Лингвистический анализ текста (1 час).

Комплексный анализ художественного текста (Л. Н. Толстой «После бала»).

Звуковой, словесный и образный строй текста.


9. Научный стиль (1 час).

Образы научного стиля. Основные стилевые черты (отвлеченность, общее понятие, обобществленность, лексика стиля). Статья — рецензия научного характера.

Литература:

1. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: Проблемы обучения. —  М., 1976.


10. Публицистический стиль (1 час).

Сферы употребления и функции. Статьи в газету. Авторецензия.

Литература:

1. Солганик Г. Я. Лексика газеты. —  М., 1981.

2. Солганик Г. Я. Стиль репортера. —  М., 1970.


11. Жанры художественной публицистики

Этюд, эссе, литературные ассоциации к произведениям живописи и музыки.

Интерпретация поэтического текста в жанре эссе.

Литература:

1. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. —  М., 1982.


12. Художественный стиль (2 часа).

Особое положение художественного стиля по отношению к другим и к литературному языку в целом. Художественно-образная конкретизация и её средства. Эмоциональность и особая экспрессивность художественной речи. Композиционные элементы построения художественного текста. Художественная литература и другие виды искусства. Иллюстрирование. Жанры: портрет, пейзажная зарисовка, фантазия, путешествие.

Литература:

1. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. —  М., 1959.

2. Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. —  М.; Л., 1936.

3. Виноградов В. В. О языке Толстого. Литературное наследство. Т 35—36. —  М., 1939.

4. Купина Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа.-Красноярск, 1983.

5. Шанский Н. М. Анализ художественного текста. —  М., 1975.

Похожие:

«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconКонспект урока литературы в 9 классе на тему: «Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
«Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и его связь с идейно-художественным замыслом произведения»
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconИсследование единиц текста определило формирование новой отрас­ли науки о языке, которая получила название «лингвистика текста»
Проблема текста, его единиц: сложного синтаксического целого (ссц), сверхфразового единства,(сфе), дискурса, высказывания — имеет...
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconСочинение рассуждение «За что я люблю осень?»
Образовательная: систематизировать знания учащихся о структуре текста-рассуждения, совершенствовать умения и навыки конструирования...
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconНа уроках английского языка
Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельности....
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconКомпьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство
Астафурова Татьяна Николаевна, доктор филологических наук, профессор (Волгоградский государственный университет, заведующая кафедрой...
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconУрок развития речи. Особенности чтения лирического текста на примере элегии В. А. Жуковского «Море»
Цели: научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста; развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое...
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconУрок «искусство быть собой»
Цель урока: познакомить учащихся с трагической судьбой М. А. Булгакова; помочь понять тяжелые отношения писателя и драматурга с властью;...
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconМетодические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе
Дах по литературе школьникам предлагается проанализировать художественный текст (поэтический или прозаический). Мы предлагаем свой...
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconКонспект интегрированного урока в рамках спецкурса «Интерпретация текста при помощи видеом» 11 класс
Тема урока: Пространство и время в рассказе В. П. Астафьева «Капля» (интерпретация текста при помощи видеом)
«Стилевое и жанровое единство текста» Автор: Алагуева О. Л iconМетодика выполнения курсовой работы Этапы написания курсовой работы 4 Требования к правилам оформления текста курсовой работы Общие требования к оформлению текста курсовой работы 5
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница