Номера», «Вопрос месяца»




НазваниеНомера», «Вопрос месяца»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер18,7 Kb.
ТипДокументы
  1   2
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

По страницам журналов Издательского дома

«Первое сентября»
и газеты «Первое сентября»
за январь–февраль 2013 года1


В обзор вошли все журналы (№ 2–2013) и газета «Первое сентября» (№ 1, 2) за январь 2013 г.

В обзор вошли рубрики: «Вместе с классом», «Вместе с родителями», «Вместе с психологом», «Подросток», «Дошколёнок», «Особый ребёнок», «Профильное обучение», «Рабочий блокнот», «Даты. События. Люди», «Диалоги», «Арт-галерея», «Час чтения», «Игротека», «На экскурсию», «Это интересно», «Тема номера», «Вопрос месяца».


ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Анисимова В. Военно-патриотическая программа : История здесь и сейчас / В. Анисимова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2013. – № 2. – С. 36–37. – (Идеи. Общешкольное пространство).

Есть школы, где к 23 Февраля и 9 Мая приурочены не отдельные мероприятия, а устраивается месячник военно-патриотического воспитания с официальным стартом в виде общешкольной линейки и финальным подведением итогов. Как же удается избежать официоза при обращении к этой теме? Как пробудить в школьниках интерес и разнообразить формы работы?

Габидуллина Г. Курение с точки зрения математики : Классный час для 6–7-х классов / Г. Габидуллина // Здоровье детей. – 2013. – № 2. – С. 10–11. – (Культура здоровья).

Цели: формирование у ребят представления о вреде табака; развитие у детей интереса к математике; расширение кругозора школьников; пропаганда ЗОЖ.

Гурьянова С. Формы молодежной субкультуры в школе : Выбор маршрута / С. Гурьянова, Л. Фирулина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2013. – № 2. – С. 28–30. – (Идеи. Общешкольное пространство).

Практика воспитания довольно редко соприкасается с современными подростковыми и молодежными социальными реалиями, тем более − в школе. Авторы статьи делятся своими разработками эффективного использования форм подростковой субкультуры, имеющих позитивный, социально значимый воспитательный потенциал.

Дополнения в электронном приложении.

Дмитриев С. Праздник из мусора / С. Дмитриев // Технология. – 2013. – № 2. – С. 39–41. – (Технология утилизации).

Мусор сопровождает любую цивилизацию. Именно по бытовым отходам археологи восстанавливают детали жизни обитателей древних городов, например – похороненной под пеплом Везувия Помпеи. Видимо, о нас потомки будут знать не мало, потому что материала для будущих исследований мы поставляем все больше и больше. Разрабатывая, разумеется, и технологии по утилизации мусора, которые наиболее эффективны при раздельном сборе бытовых отходов. А значит, требуют не только новых инженерных и научных решений, но и сознательного отношения к этому ежедневному процессу нас самих.

Важность «вторичных ископаемых» можно легко продемонстрировать, изготовив поздравительную открытку из старых газет, рваного свитера и другого мусора типа консервной банки и использованного одноразового станка для бритья.

Дорожкина Н. Святые обители князя Олега Рязанского / Н. Дорожкина // История. – 2013. – № 2. – С. 32–37. – (Отечественная история. Материалы к уроку).

Кто бы мог подумать, что и через 600 лет не умолкнут споры о роли князя Олега Рязанского в отечественной истории? Откроем Интернет – он буквально пестрит заголовками: «был ли предателем Олег?», «Секретная миссия рязанского князя».

Материал для подготовки уроков и внеклассных мероприятий по теме: «Рязанское княжество. Княжеская власть и церковь. Сергий Радонежский и его патриотическая деятельность».

Поэтому весьма непростому вопросу ломали копья видные историки прошлого. Н.М.Карамзин, а вслед за ним и многие другие, обвиняли Олега в предательстве общерусских интересов: не принимал участия в Куликовской битве, показал дорогу неприятелю Тохтамышу, не оказывал помощи московскому князю Дмитрию Донскому. С.Ф.Платонов пытался оправдать князя: «Узнав о приготовлении Мамая, рязанский князь Олег также вошёл в сношение с Мамаем и Ягайлом, стараясь уберечь свою украинскую [т.е. крайнюю] землю от нового неизбежного разорения татарами». Только в конце XIX в. историк Д.И.Иловайский предпринял попытку разобраться в мотивах деятельности князя и дать объективную оценку его личности. А поэт В.Орлов уже во второй половине XX в. написал об Олеге:

Испил и ты из чаши скорби

Братоубийственных раздоров,

И ты хотел, честолюбивый,

Мечом делить Руси просторы…

Но рассказ наш сегодня не об этом – оставим оценки профессионалам. Посетив однажды Рязанскую землю и узнав от местных жителей, какой замечательный был у них князь, вы обязательно захотите сюда вернуться…

Зайцева Ю. Любовь во все времена : Историко-сатирическая композиция / Ю. Зайцева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2013. – № 2. – С. 42–46. – (Сценарии).

Февраль и март с их датами и праздниками – это время разговора о любви, о подлинных мужественности и женственности. В предложенном автором спектакле в историко-сатирической форме показано отношение мужчин к женщинам в разные времена. Возможно, школьники захотят добавить в постановку свое мнение и другие, придуманные ими, эпизоды.

Дополнения в электронном приложении.

Макарова О. Вечер на Бейкер-Стрит : Evening on Baker Street / О. Макарова, С. Ерова // Математика. – 2013. – № 2. – С. 8–11. – (На уроке / Открытый урок).

В современном обществе возрастает роль иностранных языков как средства общения в разных областях (например, математике, литературе, физике и т.д.). Большинству учащихся среднего школьного возраста иностранный язык сам по себе не настолько интересен, чтобы привлечь их внимание. Необходимо заинтересовать детей английским языком. Поэтому учителям математики и английского языка необходимо поддерживать тесную связь и показывать ученикам межпредметные связи математики и английского языка. В уроки английского языка нужно включать полностью на английском языке тематические беседы, ролевые игры, отражающие математическую тематику. Во время проведения таких уроков дети усваивают не только новую лексику и грамматику, но и получают определенные знания из истории развития математики, их настоящего и делают прогнозы на будущее. Причем данные уроки могут сопровождаться показом тематических кинофильмов, диафильмов, слайдов, работой учащихся с компьютером. На уроках математики необходимо вводить элементы урока на английском языке, чтобы ученики постепенно привыкали к английской речи, освоили математическую терминологию и смогли излагать материал математического характера на английском языке. Для этого учителю математики необходимо обладать достаточными знаниями в английском языке или поддерживать тесную связь с учителями английского языка. Результат такого взаимодействия мы предлагаем вашему вниманию – математический вечер «Вечер на Бейкер-стрит», 7-й класс.

Дополнения в электронном приложении.

Мелёхин С. Я от дедушки ушел : Играем в сказку / С. Мелёхин // Спорт в школе. – 2013. – № 2. – С. 26–27. – (Школа/урок).

Автор предлагает сценарий игры-сказки «Колобок» на уроке физической культуры. Сначала класс вместе с учителем вспоминает сюжет сказки, разрабатывает маршрут Колобка с преодолением различных препятствий и выполнением заданий – в роли этого сказочного персонажа может выступать весь класс. Волшебные силы превращают Колобка в разных животных, но он справляется со всеми трудностями…

Потапова Е. А. Открытию периодического закона посвящается… : Внеклассное мероприятие. Устный журнал / Е. А. Потапова // Химия. – 2013. – № 2. – С. 7–10. – (Ко дню рождения…).

В условиях, когда все возрастающий поток химической информации приходится «втискивать» в катастрофически малое количество часов, все эмоции, связанные с тем или иным открытием, отступают на задний план. Однако они тоже необходимы для осмысления материала. Как быть? Публикуемая разработка внеклассного мероприятия – устного журнала о Д.И.Менделееве – возможно, немного заполнит этот «эмоциональный пробел».

Рулева Т. Математические задачи от писателей / Т. Рулева // Математика. – 2013. – № 2. – С. 12–15. – (Методобъединение / Решение задач).

Можно ли в школе при обучении математике использовать произведения русских, советских и зарубежных писателей? Математические задачи ставят перед читателями авторы романов, повестей, рассказов, как правило – между делом, зачастую сами не обращая на это внимания. Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы. Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.

Дополнения в электронном приложении.

Савиновская И. Мамочка милая моя! : Сценарий спортивного праздника в малокомплектной школе / И. Савиновская // Спорт в школе. – 2013. – № 2. – С. 50–51. – (Школа/внеклассное мероприятие).

Этот праздник можно провести накануне Международного женского дня 8 Марта, а если спортивный зал занят, то и в классе – много места не требуется. Основная идея – участие взрослых в играх, в которые любят играть дети, а организовать мероприятие помогут старшеклассники.

Скворцов А. Что есть Родина? / А. Скворцов // История. – 2013. – № 2. – С. 48–57. – (Обществознание. Материалы к уроку).

Материал рекомендуется использовать для подготовки уроков, семинаров, классных часов и внеклассных мероприятий по темам: «Человек в мире», «Общество, в котором мы живём», «Основы этики».

Самое простое, что приходит в голову: родина – это место на земле, где мы появились в этом мире. Но такое видение находится очень далеко даже от вполне обыденного рассуждения.

Родина не сводится к территории в рамках политических границ, ибо как бы мы ни любили нашу землю, красоту родной природы, мы любим не только географический объект.

Так что же такое – родина?

Дополнения в электронном приложении.

Чернявская Н. С чего начиналась Империя / Н. Чернявская // История. – 2013. – № 2. – С. 45–46. – (Древний мир. После уроков).

В начале XXI века в игровой индустрии стало активно развиваться направление так называемых квестов. Первые квесты были чисто текстовыми. Игрок, читая и анализируя диалоги персонажей, принимал решения и выполнял необходимые действия, чтобы достичь игровой цели. Затем, чтобы научить детишек (и некоторых взрослых) самостоятельно искать нужные вещи, появились игры в стиле «я ищу». Первые экземпляры были довольно примитивно прорисованы, но сейчас это направление активно развивается и уже используется в целях обучения в разряде «развивающие игры-головоломки». В этих играх формируются такие навыки, как наблюдательность и умение нестандартно мыслить. Кроме того, многие игры этого типа основаны на реальных исторических фактах, но поданных в игровой форме. А для детей это такие «крючочки», на которые затем вполне успешно навешиваются реальные исторические факты и познания.

«Правитель Колосс» – это историческая стратегия с элементами квеста в стиле «поиск предметов». Игроку предстоит возглавить одно из эллинских племён, построить могущественную империю и статую солнечного бога Гелиоса – Колосса Родосского.

Дополнения в электронном приложении.


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Борисова Л. Родительское собрание в стиле экшн : Общее дело рождает общий язык. Попробуем его найти! / Л. Борисова // Первое сентября. – 2013. – № 1. – С. 32–33. – (Вторая тетрадь. Школьное дело. Педагогический треугольник).

В новом году с новой силой нам хочется включить родителей учеников в образовательный процесс. В конце концов, они полноправные его участники, наравне с педагогами и детьми. Но конструктивное сотрудничество, к сожалению, налаживается не всегда. Намерения учителей нередко наталкиваются на безразличие и даже сопротивление родителей. Почему? Что происходит? И какие есть способы достичь взаимопонимания?

Иванова М. «Мы не боялись детских идей» : Образовательная инициатива родителей, у которой есть чему поучиться школе / М. Иванова // Первое сентября. – 2013. – № 1. – С. 34. – (Вторая тетрадь. Школьное дело. Педагогический треугольник).

Встречаются в нашей педагогической истории родители, которые действительно готовы брать на себя ответственность за образование своих детей. К сожалению, их инициатива обычно не вписывается в школьные рамки. остается где-то за пределами. Может, рамки расширить?


ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Аржакаева Т. Создание зоны ближайшего развития : Сотрудничество учителя и педагога-психолога в исполнении ФГОС НОО / Т. Аржакаева // Школьный психолог. – 2013. – № 2. – С. 27–34. – (Всероссийская неделя психологии).

Битянова М. Трудно быть человеком : Ведущие мотивы поведения / М. Битянова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2013. – № 2. – С. 12–15. – (Самоопределение).

Агрессию и альтруизм психологи считают двумя ключевыми мотивами человеческих взаимоотношений. Чтобы укрепить потребность в бескорыстной помощи или направить в конструктивное русло подростковую агрессию, педагогу важно понимать истоки и природу этих качеств.

Брилинг Е. Поиск общего решения : Развивающее занятие на групповую сплоченность / Е. Брилинг // Школьный психолог. – 2013. – № 2. – С. 12–14. – (Психолог у доски).

Вначале обучения в средней школе ученики часто сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях с одноклассниками. Повышенная эмоциональность, тревожность, неумение подростков адекватно выражать свои чувства и мысли – все это зачастую является причинами ссор, конфликтов и непонимания друг друга. Поэтому очень важно в этот период формировать и развивать у пятиклассников чувства сопереживания и сочувствия, сплоченность, учить сотрудничеству. Это поможет им в общении с другими ребятами, в понимании себя. Поэтому для занятия были выбраны упражнения, при выполнении которых надо договариваться друг с другом, уступать, вырабатывать единое мнение и стратегии.

Цель занятия: создание условий для осознавания учащимися личностных ресурсов, необходимых для общения и работы в команде.

Задачи: актуализация знаний детей о вербальных и невербальных способах общения; обобщение представлений детей о правилах, важных для позитивного общения и работы в команде; развитие групповой сплоченности.

Кривцова С. Ваша программа эффективна? : Проблема оценки школьных программ развития социального и эмоционального интеллекта / С. Кривцова, Е. Мухаматулина // Школьный психолог. – 2013. – № 2. – С. 20–24. – (Всероссийская неделя психологии).

В отечественной практике образования ранее никогда не ставилась задача оценки эффективности программы развития – эмоционального, социального, когнитивного или какого-либо еще. Это было связано с доминирующей научно-методологической парадигмой, в рамках которой критерием эффективности программы считалась правильность ее теоретического фундамента. Выбранная в качестве методологического основания теория развития автоматически обеспечивала валидность программы для определенного контингента детей, для региона, а также для данного типа учебного заведения.

Критерием эффективности считалось достижение поставленной разработчиками цели, условием достижения эффективности – внедрение под непосредственным наблюдением разработчиков. Они же делали вывод о правильности действий практиков и в итоге – об успешности всего проекта. Со сменой научной парадигмы появилась иная практика: программы развития детей проходят экспертизу у множества независимых экспертов, для этого специально разрабатываются эмпирические критерии и процедуры, помогающие объективно оценить их успешность. Результаты экспертиз регулярно публикуются, а сами процедуры, применяемые экспертами, становятся предметом научного обсуждения.

Чибисова М. Как айсберг в океане : Об адаптации учеников-мигрантов / М. Чибисова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2013. – № 2. – С. 8–11. – (Самоопределение).

В настоящее время этнокультурный состав учащихся наших школ становится все более и более разнообразным. Автор статьи размышляет о том, как вести себя педагогу в многонациональном классе, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в школе, развивался и осваивал культурные ценности.

Чибисова М. О гиперактивной обезьянке и прилежной Маше : Использование мультфильмов в групповой работе с педагогами и родителями / М. Чибисова // Школьный психолог. – 2013. – № 2. – С. 47–49. – (Всероссийская неделя психологии).

В ходе групповой работы с взрослыми (педагогами и родителями) психолог образования решает множество задач, особое место среди которых занимает повышение психологической компетентности участников. При этом психологу необходимо провести такое занятие, которое будет информативным по содержанию и в то же время увлекательным по форме, причем все это предполагает довольно ограниченное время проведения. Интересным приемом, который позволяет повысить эффективность групповой работы, является просмотр видеоматериалов. Они значительно расширяют возможности психолога: можно сделать записи бесед с детьми, групповых занятий, каких-то педагогических ситуаций, наблюдать которые участники не могут (скажем, записать ход экзамена или контрольной работы для последующего показа родителям) и др. Среди множества видеоматериалов, которые можно использовать в групповой работе, особое место принадлежит мультфильмам.

В чем преимущества использования именно мультфильмов?

  1   2

Похожие:

Номера», «Вопрос месяца» iconТема доработок
Действие бюллетеня распространяется на самолёты заводские номера 97693201001, 97693201002, 97693201003 (соответственно бортовые номера...
Номера», «Вопрос месяца» iconРешение: все вычисления будем заносить в таблицу
Перечень работ и их продолжительность перенесем во вторую и третью графы. При этом работы следует записывать в графу 2 последовательно:...
Номера», «Вопрос месяца» icon-
В случае, если Ваша система работает некорректно, и автоматически будут заданы ошибочные номера страниц, то в режиме просмотра страницы...
Номера», «Вопрос месяца» iconОбработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала 2 единицы, в 2 бала 3 единицы, в 1 бал 4 единицы
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание
Номера», «Вопрос месяца» iconВысшего профессионального образования донской государственный технический университет кафедра «метрология и управление качеством» задания на курсовую работу по дисциплинам «взаимозаменяемость»
Номер задания (сборочной единицы) выбирается по последней цифре номера зачетной книжки, а исходные данные (вариант) по предпоследней...
Номера», «Вопрос месяца» iconО. В. Пуляева вопросы смысла истории в философии н а. бердяева
Вопрос о смысле истории и есть вопрос о происхождении зла в мире, о предмирном грехопадении и об искуплении 1
Номера», «Вопрос месяца» iconД. И. Блохинцев (1950) Существует ли функция Дирака?
Данный вопрос покажется слегка надуманным, как и любые дискуссии по основаниям математики. Профессиональные философы сочтут же его...
Номера», «Вопрос месяца» icon«Знатоки сказок»
Затем достаёт вопрос из конверта и отвечает на него, если нет ответа, вопрос переходит к остальным игрокам. Правильно ответивший...
Номера», «Вопрос месяца» iconНазвание мероприятия
Презентация журналов «Мурзилка», «Муравейник», «Свирелька», «Филя» летние номера
Номера», «Вопрос месяца» iconНомера
Итоги мировой нг-индустрии в 2011 году: текущие тенденции и прогнозы в сфере добычи, бурения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница