Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика




Скачать 22,01 Kb.
НазваниеКафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика
Дата04.02.2016
Размер22,01 Kb.
ТипПрограмма курса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Красноярский государственный университет




Юридический факультет




Отделение социальной работы



КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА




Рабочая программа ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




Красноярск 2001

Составитель О.В.Глискова



Семейная педагогика: Рабочая программа / Краснояр. Гос. ун-т; Сост. О.В.Глискова. Красноярск, 2001.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного университета.




Красноярский государственный университет, 2001

О.В. Глискова, 2001


Содержание



Введение……………………………………………………………………....4


Содержание курса…………………………………………………………….5


Вопросы к зачету…………………………………………………………….13


Темы контрольных работ…………………………...………………………14


Требования предъявляемые к контрольным работам…………………….15


Приложения………………………………………………………… ………17


Введение


Кризисное состояние многих сфер жизнедеятельности современного общества естественно сказывается на состоянии и функционировании семьи. Нестабильность нашей жизни резко усиливает сложность проблем и стоящих перед семьей, и возникающих внутри нее. Одним из инструментов разрешения этих проблем является социальная работа. В связи с этим возрастает потребность в квалифицированных специалистах, обладающих специальными знаниями в области внутрисемейных отношений.

Предлагаемый курс дает возможность овладеть комплексом теоретическихи практических знаний в области семейного воспитания. Предполагается, что эти знания помогут, не только более грамотно осуществлять социальное обслуживание семей, но и овладеть такими навыками как прогнозирование и разрешение ряда конфликтных ситуаций между супругами и родственниками, связанных с воспитанием детей и т.п.

Программа курса «Семейная педагогика» включает 3 основные темы:

  • Психолого-педагогические особенности современной семьи

  • Воспитательные отношения на уровне «Взрослый-взрослый»

  • Воспитательные отношения на уровне «Взрослый-ребенок»

Лекции носят рамочный характер. Семинары, как и самостоятельная (в том числе и контрольная) работа, предполагают как освоение соответствующего теоретического материала, так и применение его к анализу личного и/или профессионального опыта.

По окончании курса студенты дневной формы обучения сдают зачет, студенты заочной формы обучения защищают контрольную работу и сдают зачет.

Содержание курса




Тема 1. Психолого-педагогические особенности современной семьи



Ключевые понятия: Семейная педагогика, семья как социальный институт, семейные отношения и их составляющие, семейные установки, семейное поведение, средовое влияние семьи, воспитательные процессы во внутрисемейных отношениях, механизмы воспитательного процесса.


Содержание


  1. Семейная педагогика как наука и как результат интеграции наук

  2. Семья в современном обществе: социально-педагогические особенности

  3. Семья как социальный институт

  4. Содержание социального развития в семье.

  5. Семья как пространство развития личности каждого из ее членов.

  6. Семья как воспитательная среда.

  7. Виды и способы воспитательного воздействия.

  8. Семейные установки и семейное поведение

  9. Трансляция (интериоризация ) норм в семейном воспитании, ее виды.

  10. Семейные отношения и их составляющие

  11. Формирование образа внутрисемейных отношений.


Список литературы:


  1. Антонов А.И. Медков В.М Социология семьи. Издательство МГУ 1996.

  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи М.: « Nota Bene», 1998.

  3. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М., 1985.

  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982.

  5. Бойко В.В. Малодетная семья М., 1980

  6. Герасимова И.А. Структура семьи М., 1976

  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., КСП 1996

  8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

  9. Кочетов А.И. Семейно-бытовая культура Минск 1981

  10. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., Педагогика, 1991.

  11. Лукина А.К. Социальная педагогика. Из-во КГУ 1997г

  12. Макаренко А.С. Книга для родителей. Киев, 1987.

  13. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988

  14. Митоян А.А. Потребительское поведение семей. М., Экономика 1990

  15. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Том 2 М., Владос 1995

  16. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. М., 1995.

  17. Проблемы семьи и детства Ч.1,2 м., 1992

  18. Рапопорт С.О. О системе норм семейного поведения.// Молодая семья. М., 1977.

  19. Семья в России. 1995. №№3-4.

  20. Социальная защита семьи и детей М., 1992

  21. Социальная работа с семьей М.. 1995

  22. Социальная работа. Сб. № 1, 2. М, 1992.

  23. Хилл Р Изменение положения женщин и семья. М., 1977.

  24. Шестаков Д.А. Семейная криминология. С-Пб., 1996

  25. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. С-Пб., «Петрополис», 2000.

  26. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. С.-Пб., 1999


Тема 2. Воспитательные отношения на уровне «Взрослый-взрослый»


Ключевые понятия: Семейные ценности, установки, нормы, воспитательные установки, семейные отношения, Ппрасемьи; молодая, нуклеарная, трехпоколенная семьи. отношения муж-жена, мужчина-женщина, мать-отец. Ролевая и межличностная адаптация супругов, негативная адаптация, поло-ролевые распределения, роле-статусные отношения, межсупружеские конфликты. Прасемьи, межпоколенная трансляция, межпоколенные взаимоотношения.


Содержание


  1. Содержание супружеских отношений

  2. Адаптация в семейных отношениях: содержание, виды.

  3. Содержание процессов адаптации и воспитания в молодой семье.

  4. внутрисемейные поло-ролевые распределения.

  5. Формирование роле-статусных и распределений в семье.

  6. Проблемы освоения ролей и ролевой адаптации

  7. Межличностная адаптация в семейных отношениях.

  8. Негативная адаптация: содержание, причины и последствия.

  9. Межсупружеские конфликты.

  10. Социально-педагогические и психологические последствия развода для различных членов семьи.

  11. Роль прасемей в развитии отношений в молодой семье

  12. Педагогические проблемы взаимоотношений в многопоколенных семьях


Список литературы:


  1. Азаров Ю. Семейная педагогика. М., 1993.

  2. Антонов А.И. Медков В.М Социология семьи. Издательство МГУ 1996.

  3. Антонов А.И. Микросоциология семьи М.: « Nota Bene», 1998.

  4. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М., 1985.

  5. БендлерР., ГриндерДж, Сатир В. Семейная терапия. Воронеж 1993

  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982.

  8. Герасимова И.А. Структура семьи М., 1976

  9. Данакин Н.С. Теория и методика социальной работы. М.1992.

  10. Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… М., 1988.

  11. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., КСП 1996

  12. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л. 1985.

  13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

  14. Козлов Н.И. Как относится к себе и людям … М. 1994.

  15. Крижанская Ю.С. и др. Грамматика общения. ЛГУ. 1980.

  16. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989.

  17. Митоян А.А. Потребительское поведение семей. М., Экономика 1990

  18. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Том 2 М., Владос 1995

  19. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. М., 1995.

  20. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии М., РОУ 1996

  21. Рапопорт С.О. О системе норм семейного поведения.// Молодая семья. М., 1977.

  22. Хилл Р Изменение положения женщин и семья М., 1977.

  23. Шахматов В.П. Молодая семья. Красноярск 1995

  24. Шестаков Д.А. Семейная криминология С-Пб., 1996

  25. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  26. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. С-Пб., «Петрополис», 2000.

  27. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. С.-Пб., 1999



Тема 3. Воспитательные отношения на уровне «Взрослый-ребенок»



Ключевые понятия: Средовая и воспитательная роли семьи. Составляющие отношений родитель (мать, отец)- ребенок (сын, дочь). Роль семьи в процессе развития ребенка: младенчество, раннее детство, дошкольный и младший школьный периоды, подростковый и юношеский возраст. Взаимоотношения между детьми в семье. Специфика взаимоотношений в различных видах семей: неполная, разведенная, большая, неродная семья, псевдосемейная организация, семьи с различным имущественным и социальным статусом и т.п.

Содержание


  1. Содержание средового воздействия семьи

  2. Организация воспитательного процесса в семье

  3. Способы, средства и механизмы семейного воспитания.

  4. Развитие ребенка: пренатальный период –1 год. Роль семьи.

  5. Развитие ребенка: 1-3 года. Семейное влияние.

  6. Развитие ребенка: дошкольное детство. Средовое и воспитательное влияние семьи

  7. Развитие ребенка: период начальной школы. Средовое и воспитательное влияние семьи.

  8. Развитие ребенка: подростковый возраст. Средовое и воспитательное влияние семьи

  9. Развитие ребенка: юношеский возраст. Содержание семейного воздействия.

  10. Содержание взаимоотношений между детьми в семье.

  11. Влияние возрастных и половых различий между детьми в семье на развитие личности ребенка

  12. Прасемьи и их роль в процессе воспитания ребенка.

  13. «Я-концепция» и роль семьи в процессе ее формирования.

  14. Влияние семьи на формирование поведенческих установок и норм

  15. Особенности воспитательно-средового воздействия ситуации развода на ребенка.

  16. Особенности воспитательно-средового воздействия на ребенка в неполной семье.

  17. Особенности воспитательно-средового воздействия на ребенка в многодетной семье

  18. Особенности воспитательно-средового воздействия на ребенка в неродительской семье

  19. Особенности воспитательно-средового воздействия на ребенка в семье с а-, антисоциальным поведением.

  20. Особенности воспитательно-средового воздействия на единственного ребенка

  21. Особенности воспитательно-средового воздействия на ребенка в зависимости от материального достатка и социального статуса семьи.


Список литературы:


  1. Азаров Ю. Семейная педагогика. М., 1993.

  2. Антонов А.И. Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987.

  3. Антонов А.И. Микросоциология семьи М.: « Nota Bene», 1998.

  4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни М., Инфра-М 1995

  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982.

  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  8. Бойко В.В. Малодетная семья М., 1980

  9. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицына Е.Е. Тест: подростки о родителях. М., 1995.

  10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб, 1997 г.

  11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М. Педагогика . 1987.

  12. Кон И.С. Психология ранней юности М., 1989.

  13. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

  14. Крижанская Ю.С. и др. Грамматика общения. ЛГУ. 1980.

  15. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989.

  16. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., Педагогика, 1991.

  17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.

  18. Личко А.Е. БитенскийВ.С. Подростковая наркология. Ленинград. Медицина 1991.

  19. Лишенные родительского попечительства Хрестоматия под ред.Мухиной В.С. М., Просвещение, 1991

  20. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.

  21. Макаренко А.С. Книга для родителей. Киев, 1987.

  22. Мелибруда Е. Я-Ты- Мы. М. 1986.

  23. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988

  24. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

  25. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Том 2. М., Владос, 1995.

  26. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. М., 1995.

  27. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., Новая школа 1996

  28. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996

  29. Фигдор Гельмут Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Москва, Наука, 1995.

  30. Хилл Р. Изменение положения женщин и семья М., 1977.

  31. Хрестоматия по возрастной психологии. Москва, МПА, 1994.

  32. Шестаков Д.А. Семейная криминология С-Пб., 1996

  33. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. С-Пб., «Петрополис», 2000.

  34. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.



Вопросы для подготовки к зачету

  1. Семейная педагогика как результат интеграции различных наук

  2. Психолого-социальные особенности современной семьи

  3. Семья как место формирования ценностно-нормативных установок.

  4. Семья как пространство развития личности каждого из ее членов

  5. Составляющие семейных отношений

  6. Воспитательные процессы в семейных отношениях

  7. Специфика воспитательных отношений на уровне «Взрослый-взрослый»

  8. Педагогические проблемы межсупружеских отношений

  9. Поло-ролевые распределения в семейных отношениях

  10. Ролевая адаптация в семейных отношениях

  11. Межличностная адаптация в семейных отношениях

  12. Негативная адаптация. Ее проявления и причины

  13. Воспитательные отношения семьи и прасемей

  14. Семейные установки и поведение Специфика семейных конфликтов

  15. Развод, его причины и последствия

  16. Семья как место воспитания ребенка

  17. Семья как среда развития ребенка

  18. Воспитательный процесс в семье. Механизмы семейного воспитания

  19. Средовое и воспитательное влияние: пренатальный период –3 года

  20. Средовое и воспитательное влияние семьи: дошкольное детство

  21. Средовое и воспитательное влияние семьи: период начальной школы

  22. Средовое и воспитательное влияние семьи: подростковый возраст

  23. Средовое и воспитательное влияние семьи: юношеский возраст

  24. Взаимоотношения между детьми в семье

  25. Прасемьи и их роль в процессе воспитания ребенка

  26. «Я-концепция» и роль семьи в процессе ее формирования

  27. Влияние семьи на формирование поведенческих установок и норм
Контрольная работа для студентов заочной формы обучения


Студенты, чья фамилия начинается на буквы «А» «Б» пишут работу по теме №1, «В»-«Г»  по теме №2, «Д»-«Е»  по теме №3, «Ж»-«И»  по теме №4, «К»  по теме №5, «Л»-«М»  по теме №6, «Н»-«О»  по теме №7, «П»-«Р»  по теме №8, «С»-  по теме №9, «Т»-«У»  по теме №10, «Ф»-«Ц»-  по теме №11 «Ч»-«Ш»  по теме №12, «Щ»-«Я»  по теме №13.


Темы работ:


  1. Взаимоотношения семьи и прасемей в современном обществе

  2. Проблемы воспитательных установок во взаимоотношениях молодых супругов

  3. Особенности роле-статусных распределений в семье

  4. Поло-ролевые распределения в молодой семье

  5. Согласование воспитательных установок отца и матери по отношению к детям

  6. Родители и взаимоотношения ребенка со сверстниками

  7. Проблемы взаимоотношений детей в семье

  8. Влияние типа контроля и дисциплины на формирование «Я концепции» ребенка

  9. Воспитание на уровне «Отец-ребенок»

  10. Специфика взаимоотношений «Родитель-подросток»

  11. Сравнительные особенности воспитательного процесса в различных типах семей (по выбору)

  12. Образ семьи в русских анекдотах

  13. Дошкольная ролевая игра как отражение норм семейного поведения

Требования, предъявляемые к контрольной работе


  1. Оформление работы

Письменная работа выполняется на стандартных листах формата А4, печатается шрифтом размера 14 и с интервалом 1.5, при отступах от левого края 3 см, правого и верхнего - 1.5 см, нижнего - 2 см.. Работа должна быть надлежащим образом подшита, страницы пронумерованы. Текст пишется только с одной стороны листа.

Работа должна иметь:

  • титульный лист (см. прил.1);

  • план работы с нумерацией страниц в соответствии с его пунктами;

  • список литературы, использованной при написании;

  • приложения, если таковые имеются.

Пункты плана должны отражать структуру работы (см. приложение 2), причем, название глав и параграфов дублироваться в тексте работы без изменений. Работа должна иметь введение и заключение. Изложение плана, введения, каждой из глав, заключения, списка литературы и приложений должно начинаться каждый раз с новой страницы.


  1. Оформление титульного листа

Титульный лист в обязательном порядке должен содержать название кафедры, на которой выполняется работа, название предмета и тему, по которой выполняется работа, Ф.И.О. и регалии преподавателя, проверяющего работу; Ф.И.О. и курс студента, выполнившего работу (см. приложение 1).


  1. Оформление списка литературы

Список литературы должен содержать не менее 5 источников, на которые в тексте работы в обязательном порядке должны содержаться ссылки. Текст без ссылок и списка литературы не проверяется и не рецензируется.

Источники в списке литературы должны быть оформлены следующим образом:

  • Ф.И.О. автора. Название монографии без кавычек. Место издания, год издания.

  • Ф.И.О. автора. Название статьи без кавычек // Название журнала или газеты без кавычек. Год издания. Номер.

  • Ф.И.О. автора. Название статьи без кавычек // Название сборника без кавычек / под ред. Ф.И.О. Место издания, год издания.

Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке по фамилиям авторов.


  1. Содержание работы

Объем письменной работы должен быть не менее 10 машинописных листов. При выполнении работы можно воспользоваться списком литературы из соответствующей темы, а также любой другой литературой научного содержания. Все цитаты заключаются в кавычки, после каждой ставится ссылка на соответствующий источник. Цитирование может составлять от 1/3 до 2/3 объема работы. Стиль работы должен быть как можно ближе к академическому.


  1. Сроки выполнения

Работа должна быть сдана на кафедру не менее чем за 14 дней до начала сессии (дата сдачи работы фиксируется секретарем деканата). Работы, не отвечающие указанным требованиям, не проверяются и возвращаются студенту. Студенты, сдавшие письменные работы позже установленного срока, как и студенты, чьи работы не зачтены до сдачи зачета или экзамена не допускаются.
Приложение 1. Оформление титульного листа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский государственный университет

Юридический факультет

Отделение социальной работы

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


ПОЛО-РОЛЕВЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ



Контрольная работа по курсу

«Семейная педагогика»




Выполнил: студент 3 курса отделения

социальной работы А.И..Иванов

Проверил: асс. кафедры

теории и методики социальной

работы О.В.Глискова


Красноярск 2001




Приложение 2. Оформление плана работы



План


Введение……………………………………………………………………....3


Глава1. …………………………………………………………………..…….4


Глава2. …………………………………………………………………….….8


Заключение…………….…………………………………………………….11


Список литературы ………………………………………………………....12


Приложения…………………………………………………………………13


Похожие:

Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconРабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности 040101 социальная работа кафедра истории и социальной работы
Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,...
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconУчебное пособие для студентов факультета социальной работы специальности 031300 «Социальная педагогика»
Учебное пособие предназначено для студентов факультета социальной работы специальности 031300 «Социальная педагогика», а также преподавателей...
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconорганизация практики специалиста по работе с молодёжью в условиях модернизации высшего образования
Евгения Владимировна Рыбак, к п н., доцент; Надежда Васильевна Цихончик, аспирант, ст преподаватель; С(А)фу им. М. В. Ломоносова,...
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика icon«Восток – Россия Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни» Направления работы симпозиума
...
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом программ по специальности 050711 «Социальная педагогика»
Грищева А. С. – преподаватель психолого-педагогических дисциплин, методики и технологии работы социального педагога, I квалификационная...
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconПовышения квалификации специалистов центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара\ Кафедра «Теории и методики профессионального образовании»
Процесса по музыкально-художественной деятельности в соответствии с фгт на неделю
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconЦентр социально-политического и гуманитарного образования
Организаторами Летней школы выступают кафедра философии и социологии и кафедра социальной работы Хакасского государственного университета....
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconСахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconСахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...
Кафедра теории и методики социальной работы семейная педагогика iconПовышения квалификации специалистов центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара\ Кафедра «Теории и методики профессионального образовании»
«Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница