Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай




НазваниеПояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай
Дата04.02.2016
Размер17,3 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы ДОУ СП с.Султанай


Образовательная программа (далее – Программа) является программным документом для МБОУ «Сарашевская СОШ имени Героя Советского Союза Ш.Казанбаева» СП начальная школа-детский сад с.Султанай и разработана в соответствии с:

-«Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 N 374-ФЗ);

-«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ) (Далее – ФГТ);

-«Федеральными требованиями к образовательным упреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (утв. Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106, Регистрационный №  19676  от 02 февраля 2011 г Министерства юстиции РФ);

-«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года № 91)

-с письмом Министерства образования Пермского края «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21.10.2010 № 03-248

-с Уставом школы


Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Детский сад общеразвивающего вида. Всего в ДОУ воспитывается 14 детей. Разновозрастная группа

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения

Вторая младшая группа (2 чел.)

Средняя группа ( 5 чел.)

Старшая группа (3 чел.)

Подготовительная группа (4 чел.)

Все группы однородны по возрастному составу:

Вторая младшая группа – 3г.-4г.

Средняя группа – 4г.-5л.

Подготовительная группа – 7л.-6л.


Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. строить свое поведение, придерживаясь роли. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная: к школе группа (от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования


Согласно ФГТ, Устава ДОУ, приоритетное направление деятельности по реализации программы определено для подготовительных групп – обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе.


Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по

реализации основной общеобразовательной программы дошкольного

образования


Цели деятельности ДОУ по реализации ООП определены согласно Уставу ДОУ:

- разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ, которые определены согласно типовому положению о ДОУ (Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666)

Для успешной деятельности по реализации ООП необходимо:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • обеспечение познавательно­речевого, социально­личностного, художественно­эстетического и физического развития детей;

  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.


Особенности осуществления образовательного процесса

(национально-культурные, демографические, климатические и другие)

ДОУ посещают в основном жители с.Сараши, являющиеся носителями татарского языка. Однако встречаются воспитанники для родителей которых родным является русский. С этими детьми проводится усиленная работа по комфортному и безболезненному включению их в коллектив группы (совместные игры, инсценировки, творческие мастерские).

Детский сад находится на территории Уральской низменности. В связи с большой продолжительностью холодного осенне-зимнего периода режим прогулок несколько корректируется. Усиленное время пребывание детей на свежем воздухе приходится на период летней оздоровительной кампании.

Следует отметить особенности организации образовательного процесса:

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 85% и 15:%;

- общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников:

для второй младшей, средней и подготовительной групп – 80%

для подготовительной группы – 85%

Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.


Принципы и подходы к формированию Программы


Программа соответствует принципам, изложенным в федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования:

  • принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному "минимуму");

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от раннего возраста до подготовительной к школе группы.

Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе развивающего обучения и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

Теоретическими основаниями программы являются также следующие положения:

  1. Концепция самоценности дошкольного периода, разработанная А.В.Запорожцем;

  2. Концепция развития способностей, разработанная Л.А.Венгером;

  3. Теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым.

Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Согласно положению, разработанным А.В.Запорожцем о самоценности дошкольного детства, основной путь ребенка – амплификация развития, обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. По концепции Л.А. Венгера о развитии способностей, основная линия в развитии ребенка – способности (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач. Способности позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства и осознанно относиться к собственной деятельности.

В рамках теории деятельности развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей (игра, конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная). Развитие способностей ребенка, освоение способов деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.

Похожие:

Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconПояснительная записка 1
Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconI часть – обязательная раздел Пояснительная записка Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении
Структура и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Приоритетные направления деятельности оу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconПрограмма внеурочной деятельности 172 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта 180 1 Пояснительная записка основной образовательной программы «Школа 2100»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 8
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconПроект Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рственную аккредитацию, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе...
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconРеспублики Карелия «Институт повышения квалификации работников образования»
Теоретические аспекты разработки основной общеобразовательной программы доу в условиях введения фгт …6
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconМетодические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства...
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай iconМетодические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
Введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница