Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление




Скачать 29,58 Kb.
НазваниеВыступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер29,58 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Повышение интереса к истории через активные методы и формы урочной и внеурочной деятельности

(Выступление Л.В. Соколовой, учителя МБОУ «Лицей «Эрудит» на МО учителей истории и обществознания города Рубцовска 24.01.2013 г.)

Вступление

Имея уже достаточно большой опыт преподавания истории, мы замечаем, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к истории. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают не все учащиеся. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, можно сделала вывод, что многие учащиеся считают историю предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники историю по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к истории идёт по остаточному принципу.

И, тем не менее, 9 января 2012 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о проведении в России Года российской истории. Согласно тексту указа, Год истории проводился «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». Проведением Года истории занимались специально создаваемые оргкомитеты в каждом субъекте РФ. Именно они определяли, какие именно мероприятия будут проводиться, после чего соответствующие рекомендации были даны региональным властям.

О намерении Медведева объявить 2012 год Годом российской истории стало известно еще в 2011 году. На 2012 год выпало несколько важнейших исторических юбилеев. (Приложение 1.)

Таким образом, и госзаказ и социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество исторического образования и воспитания. А перед нами опять стоит вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении истории, соответственно, и качество образования»?

В нашем лицее имеются все условия для получения качественных знаний по истории. Необходимое оборудование в соответствии с современными требованиями, компьютеризировано рабочее место учителя, в лицее есть интерактивные доски, мультимедийные проекторы, выход в Интернет, локальная сеть. Все это повышает плотность уроков, позволяет разнообразить формы и методы подачи материала, и, как следствие, повысить интерес учащихся к истории.

Использование основных активных методов обучения в практике преподавания истории в лицее «Эрудит» г. Рубцовска

Результаты преподавания по предмету «история» в МБОУ «Лицей «Эрудит»

Учебно-воспитательная работа, осуществляемая нами в классах, строится исходя из концепции Программы развития лицея, призванной в целом всей системой мер способствовать достижению учащимися высокого уровня знаний, умений и навыков, а также самообразования, самовоспитания и самореализации, то есть формированию личности, обладающей рядом компетентностей, системообразующей из которых является социальная.

Анализ данных показывает:

на базовом уровне обучены все учащиеся;

  • качество обученности учащихся по истории до 80 %, что свидетельствует о высоком уровне;

  • Добиваться высоких результатов позволяет нам коллективно-распределительная деятельность, которая включает групповую и парную формы обучения. В лицее, который работает в инновационном режиме, мы создаем условия для таких форм занятий на уроках. Нами используются и традиционные подходы с коллективно-индивидуальными формами обучения, но инновационным урокам отдаем предпочтение. Использование информационно-коммуникационной и медийных технологий делает наши уроки интересными, содержательными, личностное развитие учащихся происходит за счет уменьшения доли (удельного веса) репродуктивной деятельности на уроках, использование активных методов обучения, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Расширение образовательного пространства учащихся осуществляется не только на уроках, но и на элективных, факультативных, дополнительных, кружковых занятиях. Они организуются для старшеклассников, их посещают профильные группы, в том числе социально-гуманитарные.



Элективные курсы в 2012-2013 учебном году в МБОУ «Лицей «Эрудит» для социально-гуманитарных групп 10 и 11 классов

Название

Классы

Количество учащихся

Количество часов

Учитель

Древнерусская цивилизация

10а

11а

(социально-гуманитарные группы)

11

12

2

2

Соколова Л.В.

Вилисова О.Н.


Российская цивилизация: вехи развития

2


Вилисова О.Н.


Россия в мировых войнах







2

2

Соколова Л.В.

Вилисова О.Н.


Современная Россия на рубеже XX – начале XXI века







2


Вилисова О.Н.


Основы налоговой грамотности







2

Фролкин В.С. старший преподаватель каф. Экономики РИ (филиала) АлтГУ

Конституционно-правовой статус человека и гражданина







2

Шрайнер В.А. старший преподаватель каф. Экономики РИ (филиала) АлтГУ

Вывод: Учитель расширяет образовательное пространство учащихся профильных классов за счёт факультативных занятий и элективных курсов. Программа факультативов и элективов выполнена. Материал элективных курсов помог учащимся также и при подготовке к промежуточной аттестации.


Курсы НИД, предметные кружки, клубы в 2012-2013 учебном году

в МБОУ «Лицей «Эрудит»


Название

Класс

Количество часов

Учитель

Клуб «Дорогами Славы»


1а,б

2

Соколова Л.В.

Основы исследовательской деятельности

7,9,11

1

Вилисова О.Н.

Основы организации научно-исследовательской работы школьников по истории и историческому краеведению

5,6, 10

2

Соколова Л.В.

Предметный кружок: «Династия Романовых в XIXв.»






Вилисова О.Н.



Подготовка к ГИА, ЕГЭ, переводным экзаменам


Название

Класс

КЧ

Учитель

Проблемы Отечественной истории

10а, 11а

1

Соколова Л.В.

Вилисова О.Н.

История Древнего мира



1

Соколова Л.В.

Консультация по подготовке к экзаменам в 8-х классах

8а,б

1

Вилисова О.Н.



Основные результаты ЕГЭ по истории 2012 года в сравнении с 2011 годом

год

Количество учащихся

Высший балл

Низший

балл

Средний балл по лицею

Средний балл по городу

Средний балл по краю

2011

9

75

33

54

50,2

48,74

2012

5

93

60

70,2

47,67

50,79

Выводы: анализ результатов за 2 года показывает, что высокий средний балл по истории – результат систематической подготовки и продуктивного участия в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Высокий уровень достигается всегда там, где есть соответствующая мотивация учителя и учащихся. Убеждены, что только развитие внутренней мотивации позволяет нам вызвать потребность у учащихся к успешному учению, где есть мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, мотив отношения к процессу учения, содержания учебной деятельности, где доминирует внутренняя мотивация над внешней (хорошая или плохая отметка в журнале, избегание неприятностей, собственное благополучие), там положительный результат.

Участие в предметных олимпиадах1

Учебный год

предмет

муниципальный уровень

региональный уровень

федеральный уровень







Победители/призеры

Участники/победители/призеры

Участники/победители/призеры

2010-2011

история

8

2 участника

1 -победитель

1 участник/6 призеров заочного тура /1 победитель заочного тура/2 победителя очного тура

2011-2012

история

2




23 участника/11 призеров заочного тура/5 победителей заочного тура/1призер очного тура



Анализ данных показывает, что наши воспитанники активные участники олимпиад по истории, краеведению. В лицее отработана система подготовки учащихся к олимпиадам, включающую в себя несколько этапов: выполнение предметных олимпиадных заданий на уроках по классам, с целью выявления продвинутых учащихся. Во время предметной недели проводится олимпиада по параллелям – выявляются лучшие, затем, в течение всего учебного года, целенаправленно ведется подготовительная работа с командой участников и резерва по программам подготовки к городским олимпиадам, разработанным по каждой параллели и по каждому предмету. Данные программы рассматриваются в лицее ежегодно на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Результаты научно-исследовательской деятельности

В 2003 году в лицее было создано Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение лицеистов, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Задачи секции «Краеведение и история» следующие:

  • содействовать повышению престижа популяризации обществоведческих знаний;

  • развивать у лицеистов познавательную активность и творческие способности;

  • знакомить лицеистов с методами и приемами научного поиска;

  • учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;

  • способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;

  • содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

Членами НОУ являются учащиеся 9-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе общества.

Результаты участия в конкурсах

Количество участников конференций и конкурсов

разных уровней2




кол-во участников секции

«Краеведение»

лицейский

НПК «Эврика»


муниципальный уровень

Алтайский край

Федеральный

2010-2011

9

3

3

3




2011-2012

14

Не проводилась в лицее

( в 8 гимназии - 2)

14

14

40




Анализ данных показывает: практически все работы, заявляемые на конкурсы, получают дипломы победителей, похвальные листы экспертного совета и др. наградной материал. Работы, написанные участниками секции, имеют разную исследовательскую направленность – история, право, философия, социология, однако предпочтение отдано краеведению, изучению истории своей малой Родины. Все краеведческие работы носят исследовательский характер.

Работа Пшеничниковой Марии (11) «Особенности захоронений Фирсово XIV» , была признана лучшей в крае и на V Региональной краеведческой конференции школьников «Историко-культурное и природное наследие Сибири», посвящённой деятельности Русского географического общества. Организаторы конференции:  Министерство образования Иркутской области, Центр детско-юношеского  туризма и краеведения  Министерства образования Иркутской области,  Восточно- Сибирское отделение Русского географического   общества.

Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Кроме того, следует отметить главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб­ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко­временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи­вой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышен­ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.


Использование современных образовательных

технологий

Само понятие «современные образовательные технологии» обозначает технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли (удельного веса)

репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К ним мы относим и активно используем:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • исследовательские методы в обучении;

  • проектные методы обучения;

  • лекционно-семинарско-зачетную систему обучения;

  • технологию критического мышления;

  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр;

  • технологию «Дебаты»;

  • информационные технологии

  • здоровьесберегающие технологии;

  • систему инновационной оценки «портфолио»;

  • технология работы со Smart-board;

  • медиатехнология,

  • портфолио.

  • театрализация — теа­тральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продол­жительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть по­становки по программным литературным произведениям, историчес­ким сюжетам и т.п.

  • кейс-технология.

Основные показатели качества работы в области использования СОТ – это продукты деятельности педагогов и учащихся. Преимущество всех применяемых нами методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов на уроках истории, значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

В лицее созданы условия для профессионального роста педагогов, сложилась продуктивная система повышения профессиональной компетенции учителей через апробацию новых технологий, инновационных форм организации учебной и познавательной деятельности. В лицее имеются возможности для обучения учащихся с использованием информационных технологий. Внедрение ИТ, реализация экспериментальных проектов позволяет нам расти профессионально и совершенствовать учебно-воспитательный процесс, дает возможность лицеистам умело использовать информационные ресурсы, в большей степени развить самостоятельность и творческие способности в области интеграции многообразных видов информации, то есть решать задачи медиаобразования.


Повышение интереса к истории через активные методы и формы во внеурочной деятельности


Одними из главных задач и направлений воспитательной работы лицея на 2012-2013 уч. год являются следующие:

      • Считать приоритетным направлением работы духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, как ключевое требование стандартов второго поколения;

      • Интеграция учебной, воспитательной деятельности и дополнительного образования внутри лицея и за ее пределами;

      • Обеспечить системный подход к развитию личности лицеиста через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

2012 год – 75 лет Алтайскому краю

2012 год – 120-летие города Рубцовска

2012 год - 10-летие лицея «Эрудит»

Формы внеурочной деятельности в лицее «Эрудит», с помощью которых решаются задачи исторического образования:

лицейская Программа гражданско- патриотического воспитания «Возрождение»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Возрождение» разработана в лицее «Эрудит» на основании многолетней работы педагогов лицея. Разрабатывая программу, мы исходили из возможностей лицея, анализировали готовность педагогов, учащихся к этой работе, учитывали традиции военно-патриотической работы, которые сложились в лицее за долгие годы.

Программа «Возрождение» состоит из нескольких блоков (направлений): исторический, военно-патриотический, краеведческий, гражданский. В рамках программы «Возрождение» проводились традиционные мероприятия, а также были запланированы и начали реализовываться новые проекты.

Из традиционных мероприятий следует отметить праздник «Лицейское содружество». В прошлом учебном году изменилась форма его проведения. На этот раз лицеисты приняли участие в предметной олимпиаде, что позволило привлечь всех учащихся, обеспечить их предпрофильную и профильной подготовку, подготовку к участию в городских олимпиадах, а также сотрудничество с Рубцовским Институтом, филиалом АлтГУ.

Для учащихся 7-х классов был проведён Праздник «Пока мы едины, мы непобедимы!», посвящённый Дню народного единства», где лицеисты смогли использовать свои знания, полученные на уроках истории, по теме «Смутное время в России».

Много исторических мероприятий проводилось для пятиклассников, что способствовало усилению интереса к изучению истории Древнего мира – это КВН «Всё о первобытных», «Древний Восток», «Древняя Греция», урок-игра «Древний Рим», конкурс рисунков и презентаций.

В 6-х классах прошёл конкурс творческих работ « В рыцарском замке» и «Средневековый город».

Турнир знатоков истории «Россия 19 века» вызвал интерес учащихся 8-х классов, которые смогли использовать свои знания отечественной истории по темам «Императоры 19 столетия», «Отечественная война 1812 года», «Отмена крепостного права в России», «Культура России 19 века».

Как учителя-предметники, мы разрабатываем сценарии и проводим в рамках лицейской программы «Возрождение» массовые мероприятий для средней и старшей параллелей, с целью погружения в предмет, расширения образовательного пространства учащихся, закрепления исторических понятий, воспитания любви к Родине, ее прошлому. В традиции лицея обеспечивать таким мероприятиям высокую активность.3

Название мероприятий

Для какой параллели

Праздник «Вперед! Первобытные!»

5 классы

«Турнир рыцарей и прекрасных дам»

6 классы

Конкурс знатоков военной истории

9-11 классы

Игра «Переселенцы на Алтае»

8 классы

Конкурс военно-патриотической песни

8-9 классы

Игра - состязания «А, ну-ка, парни!»

9-11 классы

«Вперед, мальчишки!»

7-8 классы

Вечер-встреча с подшефной Воинской частью 67/ 20

10-11 классы

Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества «России верные сыны»

9-11 классы

Вечер «В гостях у Василия Теркина»

8-9 классы

Вахта памяти, посвященная выпускникам школы, погибшим в Афганистане Э. Друде и В. Червову

1-11 классы

Традиционный турнир по волейболу на приз имени Э. Друде и В. Червова

9-11 классы

Конференция «Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

10-11 классы

Возложение венков к памятникам рубцовчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и в Афганистане

9-11 классы

Сбор посылок для подшефной Воинской части 6720 в Чечню, для раненых солдат в госпиталь г. Ростов-на-Дону

1-11 классы

Знакомство с государственной символикой России

  1. классы

В рамках подготовки к юбилеям края, города, лицея запущен проект «Мой край. Мой город. Мой лицей», 19-20 июня состоялась интеллектуально-творческая программа «Лидер – «Эрудит», учёба актива, которую разработал и провёл кабинет министров лицея.

Ещё один проект « От успеха в лицее к успеху в жизни» посвящён 10-летию лицея. В январе-феврале прошёл его основной этап. На сайте лицея была размещена анкета для выпускников.


Школьный военно-исторический музей


Вот перечень мероприятий только за первое полугодие 2012-2013 учебный год:

Занятия клуба «Дорогами Славы» в 1-х классах по программе дополнительного образования в рамках ФГОС – еженедельно в каждом классе с группой учащихся;

Викторина для 2 а, б и в классов «Недаром помнит вся Россия». Приняли участие 53 лицеиста. 19 человек вышли во второй тур. 8 стали победителями.

Конкурс «Солдатушки, браво, ребятушки» в 3 а,б на уроках физической культуры.

Интегрированные с ИЗО и музейные уроки для 4 а,б и в классов «Бородинское сражение в полотнах художников».

Классные часы «Наполеон и Кутузов» в 5 а и б классах, их подготовили учащиеся этих классов.

Уроки истории «Высок и свят их подвиг незабвенный» в 7-х классах провела О.Н. Вилисова.

Презентация исследовательской работы «Судьба потомков французских военнопленных Отечественной войны 1812 г. на Алтае», выполненная Ворониным Алексеем прошла в 6 классах.

Учащиеся, родители и учителя начальной школы приняли участие в муниципальной выставке на базе краеведческого музея «В хороводе самовары». Организация фотовыставки «Бабушка рядышком с дедушкой!»

В октябре 2012 г. в лицее «Эрудит» прошла акция «Зажгите свечи в нашу память» памяти детей блокадного Ленинграда. Были выпущены листовки с призывом откликнуться на чужую боль. Война оставила след в судьбе каждого советского человека, загубила миллионы детских жизней. И хотя прошло уже 70 лет с той далекой поры, память стучится в сердца, заставляя вспомнить всех поименно, как это делают жители Троицкого района. Они не только приютили в 1942 году детей блокадного Ленинграда, спасали, как могли, но и в течение многих десятилетий собирают материал о ребятишках из ленинградских детдомов №1, №3, №30.
  1   2   3

Похожие:

Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconО проведении городского конкурса
Рубцовске на 2011-2013 годы, принятой постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 22. 11. 2010 №4784 (с изменениями...
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconМетодические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А
Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconО муниципальном конкурсе «Учитель года 2013»
Конкурс «Учитель года-2013» (далее – Конкурс) проводится в целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов,...
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconПроектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания
Я, Залевская Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания, после окончания Новосибирского государственного педагогического...
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconМетодические рекомендации Мысковский г о. 2012г. Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconУрок истории для учащихся 7 класса. Бочкарёва Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания маоу «Лицей №62»
Два варианта выбора централизации России в правлении Ивана Грозного: реформы Избранной рады и опричнина
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconПроектная и исследовательская деятельность учащихся
Выступление учителя математики Родионовой С. Н. Мбоу молоковская сош на заседании шмо классных руководителей 29. 12. 2012г
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconОсновная образовательная программа начального общего образования д. Нестерово 2011 г. Пояснительная записка основная Образовательная программа разработана педагогическим коллективом мбоу «Нестеровский лицей»
Основная Образовательная программа разработана педагогическим коллективом мбоу «Нестеровский лицей» (методическое объединение учителей...
Выступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление iconАвторы: Калагина Марина Викторовна мбоу «сош №4». Учитель истории и обществознания

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница