Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»




НазваниеПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Дата04.02.2016
Размер14,5 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Московский институт электроники и математики Национального

исследовательского университета "Высшая школа экономики"


Факультет электроники и телекоммуникаций


Программа дисциплины

«Всеобщее управление качеством»




для специальности 220501.65 «Управление качеством» подготовки специалиста


Автор программы:

Галахов В.В., vadgal@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры Микросистемной техники, материаловедения и технологий «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.П. Кулагин


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

«Всеобщее управление качеством»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью изучения дисциплины «Всеобщее управление качеством» является приобретение знаний по практической реализации основных принципов всеобщего управления качеством (TQM).

Содержание дисциплины подчинено требованиям, предъявляемым при подготовке инженеров-менеджеров, специализирующихся в области систем управления качеством, связанных с метрологическим обеспечением, стандартизацией, сертификацией, информационно-измерительной техникой.

Основные задачи, решаемые при изучении данной дисциплины:

  • ознакомление студентов с основами планирования работ по внедрению принципов TQM в организации;

  • получение студентами общих сведений об организационных мероприятиях при внедрении принципов TQM;

  • ознакомление студентов с особенностями организационных изменений, необходимых при внедрении принципов TQM.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • основы концепции TQM;

  • общность и различия концепции TQM и стандартов ИСО 9000;

  • применение принципов TQM в деятельности организации, разра­ботка документации по качеству.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

Общая трудоемкость дисциплины

144

144

Аудиторные занятия

68

68

Лекции

51

51

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

76

76

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

и (или) другие виды самостоятельной работы

76

76

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

ЛР

1

Сущность и понятие всеобщего управления качеством (TQM)

2

-

-

2

Связь TQM с критериями и философией стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000

2

2

-

3

Философия и концепция основоположников TQM

4

2

-

4

Модель Business Excellence для организации (предприятия)

4

2

-

5

Общность и различия TQM и стандартов ИСО 9000

2

2

-

6

Внедрение TQM в организации, применение ГОСТ Р ИСО 9004- 2001

2

2

-

7

Установление долговременных целей и краткосрочных задач

8

2

-

8

Основные действия по совершенствованию деятельности организации

14

2

-

9

Мероприятия по осуществлению TQM

8

2

-

10

Проведение организационных изменений в рамках TQM

5

1

-

4.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Сущность и понятие всеобщего управления качеством (TQM). Общие сведения о TQM; основные компоненты TQM.

Раздел 2. Связь TQM с критериями и философией стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000. Интеграция задач обеспечения качества с задачами бизнеса и интересами общества (экология, безопасность). Лидерство в обеспечении качества. Требования к долговременной стратегии в области качества.

Раздел 3. Философия и концепция основоположников TQM. Философия и концепция Шухарта, Деминга, Джурана, Кросби и других «патриархов» качества в модели TQM. Их связь с «классическим» подходом к управлению качеством.

Удовлетворение потребителя, требования к непрерывному улучше­нию качества, управление качеством через данные, индикаторы качества.

Раздел 4. Модель Business Excellence для организации (предприятия). Концепция модели Business Excellence и ее использование в деятельности организации.

Использование самооценки для установления качества деятельности, измерения и определения тенденций улучшения. Описание критериев улучшения и способы их использования.

Раздел 5. Общность и различия TQM и стандартов ИСО 9000. Отличия концепции TQM и стандарта ГОСТ ИСО 9001, совпадения с рекомендациями ГОСТ ИСО 9004.

Раздел 6. Внедрение TQM в организации, применение ГОСТ/ ИСО 9004-2003. Политика организации по обеспечению качества. Ответственность руководства. Разработка руководства по качеству, внедрение систем качест­ва.

Раздел 7. Установление долговременных целей и краткосрочных задач. Формирование общепринятых ценностей для организации. Предварительный анализ необходимости и целесообразности улучшения деятельности организации.

Основные направления совершенствования деятельности. Достижение долговременных целей. Необходимость планирования. Формирование стратегии и тактики улучшения деятельности. Краткосрочное планирование улучшения деятельности.

Раздел 8. Основные действия по совершенствованию деятельности организации. Заинтересованность и ответственность высшего руководства. Руководство улучшением деятельности. Создание коллегиального руководства улучшением деятельности. Работа совета по улучшению деятельности. Вовлечение всего руководящего состава. Обеспечение коллективного участия. Обеспечение индивидуального участия.

Создание групп по совершенствованию систем и процессов. Кружки качества. Вовлечение поставщиков в процесс совершенствования деятельности организации. Обеспечение качества функционирования систем управления.

Оценка текущих требований и достигнутых результатов в области совершенствования деятельности. Объекты, ресурсы и методы руководства совершенствованием деятельности. Результативность процесса улучшения деятельности. Направления совершенствования менеджмента качества.

Удовлетворение требований экологической безопасности. Экологический контроль. Менеджмент качества окружающей среды.

Модели делового совершенства. Премии в области качества. Самооценка деятельности организации.

Раздел 9. Мероприятия по осуществлению TQM. Входной контроль. Выбор поставщиков. Контроль процессов. Управление качеством операций, связанных с технологическим процессом. Управление качеством услуг. Специальные процессы. Контроль продукции. Экологический контроль.

Раздел 10. Проведение организационных изменений в рамках TQM. Объяснение необходимости изменений и преодоления психологических барьеров. Делегирование полномочий. Создание надежной системы коммуникаций. Создание системы поощрения и признания заслуг. Агитация и обучение в области совершенствования деятельности. Разработка образовательных программ и стажировок.

5. Лабораторный практикум


Не предусмотрен.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1 Рекомендуемая литература


а) основная литература:

1. М.Кане, Б.В. Иванов. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2009. – 560 с.

2. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

3. Мазур И.И. Управление качеством. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2005.

4. Т.А. Салимова. Управление качеством. Учебник. Омега-Л, 2008. – 414 с.

б) дополнительная литература:

1. Мишин В.М. Управление качеством. М.: Юнити-Дана, 2005. – 463 с.

2. Азаров В.Н. Управление качеством. М.: ЕЦК, 2000.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Комплект учебно-методического обеспечения дисциплины включа­ет: комплекты заданий для текущего, рубежного и итогового контроля зна­ний студентов, комплекты заданий для самоконтроля студентов.

7. Материально-техническое обеспечение
дисциплины


Для промежуточной проверки усвоения материалов используется тестовое программное обеспечение на базе дисплейного класса ВЦ МИЭМ и кафедры МиС.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Изложение материала по дисциплине должно опираться на ранее изученные дисциплины: "Средства и методы управления качеством", "Управление процессами". Лекционный курс построен на основе иллюстративно-объяснительного метода с применением проблемного изложения материала отдельных тем.


Автор программы _____________ Галахов В.В.


Похожие:

Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПеречень вопросов к государственному экзамену по специальности 220501. 65 «Управление качеством» Дисциплина «Всеобщее управление качеством»
Эволюция научных подходов к управлению качеством в мировой практике. Философия и концепции Деминга, Джурана, Кросби и других "Патриархов"...
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством»
В соответствии с гос впо №277 тех/дс от 27. 03. 2000 657000 «Управление качеством» для специальности 220501 «Управление качеством»...
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconРабочая программа дисциплины
Управление качеством №277 тех/дс от 27. 03. 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 340100 (220501) Управление...
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПрограмма по дисциплине «Всеобщее управление качеством»
«Всеобщее управление качеством», требованиями, предъявляемыми к минимуму содержания магистерской программы, и с учетом особенностей...
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПрограмма практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством»
Программа производственной практики разработана для студентов специальности 220. 501 «Управление качеством» всех форм обучения
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Аудит качества»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Сертификация систем качества»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Методы планирования и организации эксперимента»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Основы проектирования и конструирования технических систем»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница