Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира




НазваниеТема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира
Дата04.02.2016
Размер6,9 Kb.
ТипДокументы
Тема№ 9.

Концепция бытия – фундамент философской картины мира.


План


  1. Онтология – ее предмет и исторические трактовки.

  2. Философское понимание бытия

3.Понятие субстанции. Материя – как субстанция. Субстанция и ее самоорганизация.

4.Основные атрибуты материи.

А) Движение как способ существования материи. Основные типы и

формы движения;

Б) Пространство и время. Значение пространственно-временных

отношений в медицине.


Л и т е р а т у р а


1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2005, раздел IV.

2. Философия. Учебное пособие под ред. проф. Лавриненко В.Н. М., 1996.

раздел 3, глава 1,2.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2005, часть II, глава 1.

4. Философия медицины подред. Академика РАМН Шевченко Ю.Л. М.,

2004, глава 7.

5. Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2010, гл. 3.


Методические рекомендации.


Вопрос № 1.

Онтология – ее предмет и исторические трактовки.


Рассмотрение вопроса предусматривает:

а) определение понятия онтология

б) проблемы и вопросы онтологии (происхождение и длительность бытия, структуру бытия, движение развитие бытия, субстанцию бытия, что есть материя?, что есть сознание и разум? В чем смысл бытия?

в) два вида понимания бытия

г) основные виды бытия.


Вопрос № 2.

Философское понимание бытия.


Философское понимание бытия предусматривает:

а) историю развития понятия «бытие» (ионической школы, школы

софистов, школы Сократа) (см. лекционный материал, Философия

медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко, раздел 3, глава 7, § 1; Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2010, гл. 3

.б) анализ и рассмотрение содержания философских аспектов «бытия»

(см. Философия.Под ред.В.П. Кохановского.гл.III)

в) характеристику основных форм бытия ( Философия медицины. Подред.

Ю.Л. Шевченко, раздел 3 глава 7. §1.Философия.Под ред.В.П.Кохановского. гл. III.)

Вопрос № 3 .

Понятие субстанции. Материя как субстанция. Субстанция и ее самоорганизация.


Субстанция - философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

В понимании субстанции как принципа, философы разделились на монистов, дуалистов, плюралистов.


1.Вопрос предусматривает:

а) историю развития понятия субстанция

б) позицию монистов, дуалистов, плюралистов

в) позицию материалистического монизма


2.Материя как субстанция:

1. Категория материи имеет историю своего становления. Рассмотрите:

а) этапы генезиса понятия «материя»

б) сущность взглядов философов каждого этапа

(см. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, М, 2005, раздел 3, гл. XVI; Философия / под ред. В.П. Кохановского, глава III, § 5.


А). Философско-онтологическое понятие «материя» - предусматривает:

а) характеристику понятия «субстанция».

б) историческое развитие понятия «субстанция»

в) характеристику субстанционного понятия «материя» .

Ответ на вопрос см. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Гл. XXI.

Философия / под ред. В.П. Кохановского, глава III, § 5.


Б). Философско-гносеологическое понятие «материя» - предусматривает:

а) анализ развития естествознания в конце XIX – начале XX вв.

б) характеристику открытий в естествознании и их значение для

развития понятия «материя».

в) понятие «материя» - как категория.

Современная наука о строении материи как субстанции имеет следующую картину. Современная картина мира выражается 3-х членной формулой: системность, динамизм (т.е. невозможность существования систем вне развития, вне движения), самоорганизация. Такой вывод можно сделать если:

а) дать понятие «физическая материя» (субстанция)

б) определить понятие система, структура (см. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия гл.18, § 2-4).

в) показать уровни структурной организации, типы систем (см. там же).

г) дать понятие самоорганизации материи поможет Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Ровинский И.М. Самоорганизация как фактор направленного развития.

д) дать понятие «вещество», «поле», показать их характерные признаки.

е) характеристику биологического и информационного поля см. Дубров А.П., Пушкин В.П. Парапсихология и современное естествознание.

ж) новый подход к строению материи см. Ровинский И.М. Самоорганизация как фактор направленного развития.


Вопрос № 4

Основные атрибуты материи.


1. Основные атрибуты материи можно раскрыть по следующей схеме:

а) понятие атрибут (см. Философско-энциклопедический словарь).

б) понятие – движение связь движения и материи.

в) характеристика основных типов движения, свойств движения (абсолютность, относительность, материальность, объективность).

г) понятие «покой»

д) классификация форм движения.

2. Другими основными формами существования материи являются пространство и время. Ответом на этот вопрос будет:

а) понятие пространства и времени;

б) реляционная и субстанционная концепции пространства и времени;

в) взаимосвязь пространства – времени и движущейся материи;

г) проблема размерности пространства времени и его бесконечности;

д) качественное многообразие форм пространства и времени в неживой природе;

е) особенности биологического пространства – времени;

Для анализа этих вопросов см. учебную литературу.


Вопросы для самоконтроля.

1. Какие основные концепции бытия в истории философии вы знаете?

2. Каковы основные формы бытия?

3. Каковы историко-философские взгляды на проблему материи?

4. Какие естественнонаучные и философские предпосылки научного

определения категории материи Вы можете назвать?

5. Каковы основные атрибуты материи.


Темы докладов рефератов

.

1. Основные концепции пространства и времени.

2. Время в биологии и медицине.

3. Проблема поля в современной философии и медицине.

Похожие:

Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconВ. В. Меняйло динамичность авторской картины мира
Во-вторых, сам язык выражает и эксплицирует другие картины мира человека, которые через посредство специальной лексики входят в язык,...
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconСамообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии»
Цель. Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся в условиях информационного общества через использование информационных...
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconУрок 24. Истоки древнерусской культуры
Цели: изучение картины мира славянина-язычника и ее трансформацию в связи с принятием христианства
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconИсточник: //Вопросы психологии. 2001.№1
Отмечены особый драматизм развития современного детства и факторы трансформации детской картины мира
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconКонспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе
Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений и некоторых почвенных обитателей
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconМетодические рекомендации для учителя «Человек и человечество»
Цель: создание картины эпохи Древнего мира, сформировав данный образ по признакам (временной промежуток, изменения в уровне техники,...
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconУрок №31 Тема урока: Пищевая промышленность мира
Цель урока: активизировать познавательный интерес обучающихся на основе использования профессионально значимых знаний о пищевой промышленности...
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconКультурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья)
Работа выполнена на кафедре социальной антропологии, религиоведения и философии Читинского государственного университета
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconРабочая программа География. Страноведение
Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно...
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира iconПрограмма организации внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница