Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника»




НазваниеПрограмма дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника»
Дата04.02.2016
Размер38 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Московский институт электроники и математики Национального

исследовательского университета "Высшая школа экономики"


Факультет электроники и телекоммуникаций


Программа дисциплины


«Основы инженерного творчества»


для направления 210100.62 «Электроника и наноэлектроника»

подготовки бакалавра


Автор – канд. техн. наук В.А. Ветров vvetrov@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры «___» _______________ 2012 г.

электроники и наноэлектроники

Заведующий кафедрой _______________ К.О. Петросянц


Рекомендована секцией УМС "Электроника" «____»_______________ 2012 г

Председатель _______________ __________


Утверждена УС Факультета

электроники и телекоммуникаций «___» _______________ 2012 г.

Ученый секретарь _______________ __________


Москва 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 210100.62 «Электроника и наноэлектроника».

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки бакалавра 210100.62 «Электроника и наноэлектроника»;

  • Образовательной программой подготовки бакалавра 210100.62 «Электроника и наноэлектроника»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 210100.62 «Электроника и наноэлектроника», утвержденным в 2012 г.

2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы инженерного творчества» являются:

  • развитие творческого, абстрактного, ассоциативно-образного, систематического мышления и самостоятельности при проектировании технических систем;

  • развитие способностей к классификации технических систем;

  • раскрытие эвристических способностей при проектировании технических систем.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоение дисциплины

В результате освоения дисциплины «Основы инженерного творчества» студент должен:

  • знать основные элементы теории технических систем (ТС), закономерности эволюционного развития ТС, понятие цели проектирования ТС, методику выявления физических противоречий, подходы к разрешению технических противоречий, методику синтеза физических принципов действия, методы построения классификаций систем, основные аспекты ТС, основные положения коллективных и индивидуальных методов инженерного творчества,

  • уметь формулировать назначение ТС, уметь определять и описывать основные структуры ТС, выявлять окружение ТС, формулировать цели проектирования ТС, составлять дерево целей проектирования ТС, выявлять физические противоречия в ТС, составлять комбинированные классификации систем, применять на практике коллективные и индивидуальные методы инженерного творчества;

  • приобрести опыт теоретического анализа структур ТС и применения коллективных и индивидуальных методов инженерного творчества.


В результате освоения дисциплины «Основы инженерного творчества» студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Готовит письменные работы, выполненные согласно требованиям к оформлению отчёта о научно-исследовательской работе, устно обосновывает применённые в них решения

Подготовка, выполнение и защита домашнего задания и контрольной работы

Способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-3

Работает в мини-группе в ходе решения тестовых задач инженерного творчества коллективными методами

Участие в тренингах по коллективным методам инженерного творчества на практических занятиях

Способность выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий физико-математический аппарат

ПК-2

Анализирует конкретную техническую систему: формулирует назначение, определяет окружение, выявляет иерархическую, элементную, потоковую и функциональную структуры.

Выявляет существенные признаки выбранного понятия технической системы, применимых в качестве классификационных.

Подготовка и выполнение домашнего задания и контрольной работы

Способность собирать, анализировать и систематизировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по тематике исследования в области электроники и наноэлектроники

ПК-18

Ищет в доступных литературных и электронных источниках и анализирует существующие классы выбранного понятия технической системы

Подготовка и выполнение контрольной работы

4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина для направления 210100.62 «Электроника и наноэлектроника» подготовки бакалавра дисциплина «Основы инженерного творчества» является обязательной дисциплиной вариативной части профессионального цикла.

Изучение дисциплины «Основы инженерного творчества» базируется на следующих дисциплинах:

  • Физика;

  • Инженерная и компьютерная графика.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими компетенциями:

  • ОК-10 – Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • ПК-1 – Способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики.

Основные положения дисциплины «Основы инженерного творчества» используются в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Детали технических систем;

  • Оборудование производства изделий электронной техники.


5 Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа










Лекции

Семинары

Практич. занятия





1

Технический объект как система. Структура технической системы (ТС)

44

8

-

8

28

2

Эволюционный синтез ТС

9

6

-

-

3

3

Классификация технических систем

25

4

-

4

17

4

Эвристические методы проектирования ТС

30

12

-

8

10




Итого:

108

30

-

20

58


6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

Контроль активности на практических занятиях







*

*

ответы на вопросы, решение задач, участие в дискуссиях и треннингах

Текущий

(9 неделя)

Домашнее задание







*




письменная работа до 15 стр.

Текущий

(3 неделя)

Контрольная работа










*

письменная работа на 120 минут

Итоговый

Зачет










*

письменная работа на 30 минут с последующим обсуждением




  • текущий контроль предусматривает:

  • учет активности студентов в ходе проведения практических занятий, выступления, участие в дискуссиях, участия в тренингах по методам инженерного творчества, консультации с преподавателями по выполнению домашнего задания и т.п.;

  • выполнение домашнего задания на тему "Структурные модели технических систем";

  • выполнение контрольной работы на тему "Классификация технических систем";

  • промежуточный контроль не предусмотрен;

  • итоговый контроль проводится в форме письменной работы по темам дисциплины с последующим обсуждением.



6.1 Критерии оценки знаний, навыков



Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:

  • ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

  • решение задач у доски;

  • участие в дискуссии по предложенной проблематике;

  • участие в тренингах по методам инженерного творчества;

  • активность и вовлечённость в проводимые тренинги;

  • интенсивность консультаций с преподавателем по выполнению домашнего задания.


Требования к содержанию домашнего задания и контрольной работы изложены в отдельном разделе программы (см. ниже).


Домашнее задание оценивается по следующим критериям:

  • соблюдение структуры работы согласно заданию;

  • соблюдение правил оформления отчёта о научно-исследовательской работе согласно ГОСТ 7.32-2001;

  • правильность составления структур и их описаний на русском языке и с использованием графов;

  • способность аргументировано объяснять на защите работы её выполнение.


Контрольная работа оцениваются по следующим критериям:

  • соблюдение структуры работы согласно заданию;

  • ширина фасетной и глубина иерархической классификаций при сохранении существенности классификационных признаков;

  • способность аргументировано объяснять на защите работы её выполнение.


Письменный зачет выполняется в конце курса в присутствии преподавателя. Перед началом работы даются вопросы, которые составляются с учетом пройденного материала, как на лекционных, так и на практических занятиях.

  • Студент, имеющий накопленную оценку Онакопленная от 8 до 10 баллов включительно и все три оценки за работу на практических занятиях Опз, домашнее задание Одз и контрольную работу Окр от 6 до 10 баллов включительно, имеет возможность на получение оценки за итоговый зачёт Озач равной накопленной Онакопленная без непосредственной сдачи зачёта. В этом случае результирующая оценка Орез = Озач = Онакопленная. При желании получить более высокую итоговую оценку ИО студент приступает к сдаче зачёта; ему предлагается для ответа один вопрос.

В остальных случаях на зачёте:

  • Студенту, имеющему за работу на практических занятиях оценку Опз ниже 4 баллов, предлагается для ответа два вопроса. Студенту, имеющему за работу на практических занятиях оценку Опз от 4 до 10 баллов, предлагается для ответа один вопрос.

  • Студенту, имеющему за домашнее задание Одр ниже 4 баллов, предлагается для ответа дополнительно два вопроса по теме домашнего задания (вопросы 1-5 из перечня вопросов для оценки качества освоения дисциплины).

  • Студенту, имеющему за контрольную работу Окр ниже 4 баллов, предлагается для ответа дополнительно два вопроса по теме контрольной работы (вопросы 15-18 из перечня вопросов для оценки качества освоения дисциплины).

Таким образом, студенту, имеющему все три оценки за работу на практических занятиях Опз, домашнее задание Одз и контрольную работу Окр ниже 4 баллов, на зачёте предлагается для ответа шесть вопросов.

Ответы на предложенные вопросы излагаются в письменной форме. Использование каких-либо текстов, калькуляторов, телефонов и др. средств связи запрещается. Время написания работы – 30 мин; в случае, если вопросов больше двух – 60 мин.


Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7 Содержание дисциплины


Раздел 1. Технический объект как система. Структура технической системы (ТС)


Тема 1.1 Технический объект как система (лекции: 2 часа)

Признаки технического объекта как системы. Входные и выходные воздействия. Граница ТС. Воздействие. Техническая функция ТС. Декларативное и функциональное описание ТС. Назначение ТС (потребительская функция): действие, операнд, множество условий и ограничений. Классификация функций.

Тема 1.2 Структура технической системы (лекции: 2 часа, практические занятия: 7 часов)

Виды структур ТС – иерархическая, элементная, потоковая, функциональная, морфологическая: описание и методика отображения в виде графа. Понятие о пространственной, геометрической, графической, размерной и точностной структурах. Отношения между структурами.

Тема 1.3 Окружение технической системы (лекции: 2 часа, практические занятия: 1 час)

Окружение ТС, связи ТС с окружением. Выявление существенных связей с окружением.

Тема 1.4 Характеристики технической системы (лекции: 2 часа)

Характеристики ТС – параметры и признаки. Виды и функции характеристик. Параметры. Признаки: реальные и абстрактные. Имена параметров и признаков. Связи параметров системы. Задачи и методика построения графа связей параметров.


Самостоятельная работа (28 часов): выполнение домашнего задания на тему "Структурные модели технических систем" (18 часов), изучение конспектов лекций (4 часа), подготовка к семинарским и практическим занятиям (6 часов).


Основная литература:

  1. Анализ технических объектов методами структурного моделирования: Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине "Системный анализ" / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Б.Г. Львов, В.А. Ветров. – М.: 2010. – 20 с.

  2. Львов Б.Г. Основы теории технических систем: Учеб. пособие. – М.: МИЭМ, 1991. – 136 с. Гл. 1-3.


Дополнительная литература:

  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с. Гл. 1-3.



Раздел 2. Эволюционный синтез ТС


Тема 2.1 Цели проектирования технические систем и физические противоречия (лекции: 2 часа)

Эволюционный синтез технических систем. Прототип ТС. Показатель качества ТС. Цели проектирования ТС. Задачи и методика построения дерева целей проектирования ТС. Классификация целей. Техническое противоречие. Характер улучшаемости. Физическое противоречие. Методика выявления физических противоречий. Понятие о разрешении физических и технических противоречий.

Тема 2.2 Понятие о прогнозировании развития технических систем (лекции: 2 часа)

Понятие критерия развития. Логистическая кривая разработки ТС. Уровень насыщения и фазы логистической кривой разработки. Инженерное прогнозирование. Закон прогрессивной эволюции ТС. Алгоритм прогрессивного развития ТС. Логистическая кривая развития ТС. Инженерное прогнозирование на базе алгоритма прогрессивного развития.

Тема 2.3 Синтез физических принципов действия технических систем (лекции: 2 часа)

Физический принцип действия (ФПД). Физико-технический эффект (ФТЭ). Виды совместимости ФТЭ. Методика и этапы синтеза новых ФПД.


Самостоятельная работа (3 часа): изучение конспектов лекций (3 часа).


Базовый учебник:

  1. Чернышов Е.А. Основы инженерного творчества в дипломном проектировании и магистерских диссертациях. – М.: Высшая школа, 2008. – 254 с.


Основная литература:

  1. Львов Б.Г. Основы теории технических систем: Учеб. пособие. – М.: МИЭМ, 1991. – 136 с. Гл. 4.


Дополнительная литература:

  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с. Гл. 1,4,5,11.

  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.



Раздел 3. Классификация технических систем


Тема 3.1 Определения технических систем (лекции: 2 часа)

Понятие, термин, определение. Виды определений. Правила составления явного и явного опосредованного определений.

Тема 3.1 Иерархические и фасетные классификации (лекции: 2 часа, практические занятия: 4 часа)

Класификации и их назнечение. Основные правила логического деления. Иерархические классификации: правила построения, глубина, достоинства и недостатки. Фасетные классификации: аспект, правила построения, ширина, достоинства и недостатки. Комбинированные фасетно-иерархические классификации.


Самостоятельная работа (17 часов): подготовка к выполнению контрольной работы на тему "Классификация технических систем" (13 часов), изучение конспектов лекций (2 часа), подготовка к семинарским и практическим занятиям (2 часа).


Раздел 4. Эвристические методы проектирования технических систем


Тема 4.1 Эвристика (лекции: 2 часа)

Эвристика. Инженерный опыт и работа с ним. Решение задач в условиях неопределённости. Постановка и анализ задачи инженерного проектирования.

Тема 4.2 Метод мозговой атаки (штурма) (лекции: 2 часа, практические занятия: 2 часа)

История возникновения метода. Методы прямой и обратной мозговой атаки: области применения, организация, основные правила, анализ полученных результатов.

Тема 4.3 Метод эвристических приёмов (лекции: 2 часа, практические занятия: 2 часа)

Эвристический приём. Структура фонда эвристических приёмов. Группы эвристических приёмов.

Тема 4.3 Метод гирлянд и ассоциаций (лекции: 2 часа, практические занятия: 2 часа)

Основные этапы метода: определение синонимов объекта, произвольный выбор случайных объектов, составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов, составление перечня признаков случайных объектов, генерирование гирлянд ассоциаций, генерирование новых объектов.

Тема 4.4 Метод морфологического анализа (лекции: 2 часа, практические занятия: 2 часа)

Морфологическая комбинаторика. Составление морфологических таблиц. Выбор наиболее эффективных решений.

Тема 4.5 Алгоритм решения изобретательских задач (лекции: 2 часа)

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Основные этапы алгоритма.


Самостоятельная работа (10 часов): изучение конспектов лекций (5 часов), подготовка к семинарским и практическим занятиям (5 часов).


Дополнительная литература:

  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с. Гл. 7-10.

  2. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / под.ред. А.А. Вассермана. — М.: Астрель, 2012. — 320 с.

  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.

  4. Уразаев В.Г. ТРИЗ в электронике. – М.: Техносфера, 2006. – 320 с.



8 Образовательные технологии


При реализации практических занятий (раздел 4) применяются тренинги коллективным и индивидуальным методам инженерного творчества.


9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля



Домашнее задание "Структурные модели технических объектов"

    1. Для выполнения работы по согласованию с преподавателем выбрать конкретный технический объект (ТО), который становится объектом задания. Исходными данными для выполнения работы могут быть непосредственно ТО в натуральном виде, технические паспорта, патентная документация, бумажные и электронные описания, в т.ч. из интернета.

    2. Указать вид и марку ТО. Привести его изображение, в качестве которого может выступать чертеж, фотография, блок-схема, структурная, принципиальная или другая схема.

    3. Указать назначение ТО в соответствии с формулой.

    4. Построить в виде графа иерархическую структуру ТО. Определить уровень рассмотрения ТО.

    5. Составить на естественном языке описание устройства ТО на выбранном уровне рассмотрения.

    6. В соответствии с описанием устройства построить в виде графа элементную структуру ТО.

    7. Указать окружение ТО в соответствии с формулой.

    8. Составить на естественном языке описание принципа работы ТО на выбранном уровне рассмотрения.

    9. В соответствии с описанием принципа работы построить в виде графов потоковые структуры ТО.

    10. В соответствии с описанием принципа работы и на основании анализа потоковых структур построить в виде графа функциональную структуру ТО.

    11. Оформить работу в соответствии с требованиями к оформлению отчёта о научно-исследовательской работе согласно ГОСТ 7.32-2001.

    12. Защитить проверенную преподавателем работу.


Домашнее задание должно быть выполнено на стандартных листах белой бумаги формата А4 и иметь сквозную нумерацию страниц. Номер на титульном листе не ставится. Содержание работы: титульный лист, оглавление с номерами страниц, вид и марка ТО, изображение ТО, назначение, иерархическая структура, описание устройства, элементная структура, описание окружения, описание принципа работы, потоковые структуры, функциональная структура, список использованных источников.


При выполнении работы руководствоваться учебно-методическим пособием Анализ технических объектов методами структурного моделирования: Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине "Системный анализ" / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Б.Г. Львов, В.А. Ветров. – М.: 2010. – 20 с.


Задание на контрольную работу "Классификация технических объектов"

  1. Для выполнения работы по согласованию с преподавателем выбрать понятие технического объекта (ТО), которое становится объектом задания, привести термин и определение понятия.

  2. Выявить в качестве фасетов первого иерархического уровня классификации существенные признаки вида ТО.

  3. Выявляя существующие значения выбранных классификационных признаков, построить фасетную классификацию вида ТО. В соответствии с ней привести три примера терминов классов ТО и их определения.

  4. Раскрыв один из фасетов первого иерархического уровня, построить иерархическую классификацию вида ТО. В соответствии с ней привести три примера терминов классов ТО и их определения.

  5. Оформить работу в соответствии с требованиями к оформлению отчёта о научно-исследовательской работе согласно ГОСТ 7.32-2001.

  6. Защитить проверенную преподавателем работу.


Контрольная работа должна быть выполнена на стандартных листах белой бумаги формата А4 и иметь сквозную нумерацию страниц. Номер на титульном листе не ставится. Содержание работы: титульный лист, оглавление с номерами страниц, термин и определение понятия выбранного ТО, фасетная классификация понятия ТО, иерархическая классификация понятия ТО.

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



Перечень вопросов к зачету по курсу

  1. Признаки технического объекта как системы. Входные и выходные воздействия. Граница ТС.

  2. Воздействие. Техническая функция ТС. Декларативное и функциональное описание ТС.

  3. Назначение ТС (потребительская функция): действие, операнд, множество условий и ограничений. Классификация функций.

  4. Структура ТС. Виды структур ТС – иерархическая, элементная, потоковая, функциональная, морфологическая: описание и методика отображения в виде графа.

  5. Окружение ТС, связи ТС с окружением. Выявление существенных связей с окружением.

  6. Характеристики ТС – параметры и признаки. Виды и функции характеристик. Параметры.

  7. Признаки: реальные и абстрактные. Имена параметров и признаков.

  8. Связи параметров системы. Задачи и методика построения графа связей параметров.

  9. Эволюционный синтез технических систем. Прототип ТС. Показатель качества ТС.

  10. Цели проектирования ТС. Задачи и методика построения дерева целей проектирования ТС. Классификация целей.

  11. Техническое противоречие. Характер улучшаемости. Физическое противоречие. Методика выявления физических противоречий.

  12. Прогнозирование развития технических систем. Понятие критерия развития. Логистическая кривая разработки ТС. Уровень насыщения и фазы логистической кривой разработки.

  13. Инженерное прогнозирование. Закон прогрессивной эволюции ТС. Алгоритм прогрессивного развития ТС. Логистическая кривая развития ТС. Инженерное прогнозирование на базе алгоритма прогрессивного развития.

  14. Физико-технический эффект (ФТЭ). Виды совместимости ФТЭ. Методика и этапы синтеза новых ФПД.

  15. Понятие, термин, определение. Виды определений. Правила составления явного и явного опосредованного определений.

  16. Класификации и их назнечение. Основные правила логического деления.

  17. Иерархические классификации: правила построения, глубина, достоинства и недостатки.

  18. Фасетные классификации: аспект, правила построения, ширина, достоинства и недостатки.

  19. Эвристика. Инженерный опыт и работа с ним. Решение задач в условиях неопределённости. Постановка и анализ задачи инженерного проектирования.

  20. Метод мозговой атаки (штурма). История возникновения метода. Методы прямой и обратной мозговой атаки: области применения, организация, основные правила, анализ полученных результатов.

  21. Метод эвристических приёмов. Эвристический приём. Структура фонда эвристических приёмов. Группы эвристических приёмов.

  22. Метод гирлянд и ассоциаций. Основные этапы метода.

  23. Метод морфологического анализа. Морфологическая комбинаторика. Составление морфологических таблиц.

  24. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Основные этапы алгоритма.



10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка формируется как взвешенная сумма оценки, накопленной в течение курса, и оценки за письменную зачетную работу.

Накопленная оценканакопленная) (максимум 10 баллов) включает оценку за работу на практических занятиях (Опз), выполнение домашнего задания (Одз) и контрольной работы (Окр) и формируется по следующему правилу:


Онакопленная =0,3Опз+0,5Одз+0,2Окр


Итоговый зачетзач) (максимум 10 баллов): письменная работа


ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый зачёт Озачблокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей Орез.


Результирующая оценкарез) (максимум 10 баллов) по курсу определяется с учетом накопленной оценки Онакопленная (с весом 0,6) и оценки за письменный зачет в конце курса Озач (с весом 0,4) по следующей формуле:


Орез =0,6 Онакопленная + 0,4 Озач


Письменный зачет является обязательным для студентов, имеющих накопленную оценку Онакопленная от 0 до 7 включительно. Студент, не явившийся на зачет без уважительной причины, или написавший зачетную работу на неудовлетворительную оценку (от 1 до 3 баллов), получает неудовлетворительную оценку за курс в целом. Условия необязательности сдачи зачёта приведены ниже.

Пересдача по курсу (Оп) (первая, вторая) представляет собой письменную работу, за которую выставляется оценка (максимум 10 баллов).


Результирующая оценка по курсу после пересдачи рез пер) (первой, второй) определяется с учетом накопленной оценки Онакопленная (с весом 0,6) и оценки за пересдачу Оп (с весом 0,4) по следующей формуле:


Орез пер =0,6Онакопленная + 0,4Оп


Все округления производятся в соответствии с арифметическим способом.


Оценки за курс определяются по количественной десятибалльной и качественной шкалам.

Количество набранных баллов

Оценка по десятибалльной шкале

Оценка по качественной шкале

9,5-10

10

зачтено

8,5-9,4

9

зачтено

7,5-8,4

8

зачтено

6,5-7,4

7

зачтено

5,5-6,4

6

зачтено

4,5-5,4

5

зачтено

3,5-4,4

4

зачтено

2,5-3,4

3

не зачтено

1,5-2,4

2

не зачтено

0–1,4

1

не зачтено


11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

  1. Чернышов Е.А. Основы инженерного творчества в дипломном проектировании и магистерских диссертациях. – М.: Высшая школа, 2008. – 254 с.


11.2 Основная литература

  1. Львов Б.Г. Основы теории технических систем: Учеб. пособие. – М.: МИЭМ, 1991. – 136 с.

  2. Анализ технических объектов методами структурного моделирования: Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине "Системный анализ" / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Б.Г. Львов, В.А. Ветров. – М.: 2010. – 20 с.


11.3 Дополнительная литература

  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с.

  2. Альтшуллер Г.С. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.

  3. Уразаев В.Г. ТРИЗ в электронике. – М.: Техносфера, 2006. – 320 с.

  4. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / под.ред. А.А. Вассермана. — М.: Астрель, 2012. — 320 с.


11.4 Рекомендации по использованию информационных технологий:

Помимо книг, учебников, ридеров и статей в журналах, студенты могут широко использовать интернет-ресурсы для выполнения домашнего задания, контрольной работы, подготовки к зачёту и для самообразования:

  1. http://window.edu.ru/resource/044/37044 – Черный А.А. Принципы инженерного творчества: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. - 43 с. (портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам");

  2. http://www.metodolog.ru/ – Сайт изобретательских задач и методов их решения "Методолог";

  3. http://www.altshuller.ru/ – Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера;

  4. http://ru.wikibooks.org/wiki/Основы_ТРИЗ – Владимир Петров. Основы теории решения изобретательских задач. Учебник. ISBN 965-7127-00-9. © 1990-2003 by Vladimir Petrov (портал "Викиучебник. Открытые книги для открытого мира");

  5. http://www.trizland.ru/ – Сайт о теории решения изобретательских задач.



12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекции и практические занятия проводится в общеинститутских аудиториях.


Автор программы: __________________ /Ветров В.А./


Похожие:

Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconПрограмма дисциплины «Основы принятия решений при проектировании технических систем»  для направления 210100 «Электроника и наноэлектроника»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconОсновы инженерного творчества
Общая цель дисциплины – формирование знаний по основам инженерного творчества, умению методологически правильно работать над заявкой...
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconРабоч ая учебная программа дисциплины Основы научных исследований и инженерного творчества
Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconСаратовский государственный технический университет
Программа утверждена на заседании умкс по направлению «Электроника и наноэлектроника»
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconРабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» для специальности
Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» предназначена для реализации государственных требований, утвержденных...
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconПрограмма дисциплины «Основы избирательных технологий»  для направления 030200. 68 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconРабочая программа по дисциплине " Электронная лечебная аппаратура " для специальности i-39 02 03 "Медицинская электроника"
Рд рб 02100 104-98 “Высшее образование. Специальность т 07. 03. 00 “Медицинская электроника” и в соответствии с рабочим учебным планом...
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы психогигиены»
Составитель: Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине...
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconПрограмма дисциплины «Аудит политической системы Российской Федерации» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Основы инженерного творчества» для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» iconЛитература основная литература общая
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница